Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ IX – НАЧАЛА XIII ВВ



2015-12-06 944 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ IX – НАЧАЛА XIII ВВ 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 1. Основные этапы складывания древнерусского государства. Государственно-политический строй Древней Руси в ХI в.

В своем развитии древнерусское государство прошло три этапа. На первом этапе образования древнерусского государства (VIII-середина IХ вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров - княжеств, которые упоминаются у восточных авторов. К IХ в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.

Образование Древнерусского государства связано с образованием Киевского государства, длительный, сложный процесс, который объединил различные племена восточных славян. Примерно в V тысячелетии до н. э. на обширной территории от Днепро-Донецкого междуречья до Южного Урала расселяются скотоводческо-земледельческие племена. Первые письменные свидетельства о восточных славянах относятся к рубежу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, сирийские историки. Славяне тогда представляли единую этническую общность. Однако более или менее постоянное размещение племен на этой территории приходится на VII-VIII вв., после Великого переселения народов. После распада Римской империи с IV в. степи Азии и просторы Европы стали дорогой передвижения различных племен, вовлеченных в Великое переселение. Народы из северных степей и лесов завоевывали богатые южные города и оседали на новых местах. По мере расселения древние славяне все более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации:

·западные славяне - поляки, чехи, словаки;

·южные славяне - болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы;

·восточные славяне - это русские, украинцы, белорусы.

Славяне - крупнейшая в Европе группа родственных наро­дов, объединенных близостью языков и общностью проис­хождения. Их численность - почти 300 млн. человек. Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV- III тысячелетии до н. э. расселились на громадной террито­рии Европейского материка - от Европы до Индии. Бли­жайшими родственниками славян по языку были балты - предки литовцев, латышей и пруссов. Соседями на юге и за­паде - германцы, которых славяне называли общим именем «немцы». Восточными соседями - западно-иранские племе­на - скифы и сарматы. К этой же семье относились индий­цы, иранцы, древние хетты, армяне, греки и римляне, кельты и др. народы. Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. Во второй половине I тысячелетия они занимали огромную территорию от Эльбы и Одера - на западе, Верхнем Приднепровье до Среднего Поднепровья - на востоке, от Онежского и Ладожского озер - на севере до северного Причерноморья - на юге. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех языке - праславянском.

В VIII-IX вв. у восточных славян сложилось около 15 наибо­лее крупных союзов племен. Наиболее крупным было племя полян, живших по среднему течению Днепра (в районе Киева - будущей столицы древнерусского государства). К западу от полян жили древляне, бужане, волыняне, дулебы. К северу от полян - северяне. По реке Москве и Оке - вятичи, в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины - кривичи и полочане. Вокруг озера Ильмень жили ильменские славяне. По Днестру жили уличи, хорваты и тиверцы. На реке Соже - родимичи. Между Припятью и Березиной - дреговичи. Соседями восточных славян были на западе прибалтийские народы: и западные славяне; на юге печенеги и хазары; на востоке - Волжская Булгария и многочисленные финно-угорские племена (карела, чудь, мурома, мордва, мерь, черемисы). Их отношения со славянами строились в основном мирно.

В VI в. происходит обособление из единой славянской общности ветви восточного славянства, на основе которой формируется древнерусская народность. Восточные славяне жили племенными союзами, которых насчитывалось примерно полтора десятка. Каждый союз включал в себя отдельные племена, их на русской равнине было 100-200. Каждое отдельное племя в свою очередь делилось на множество родов. Каждый племенной союз имел свою территорию.

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это определило их оседлый образ жизни. Славяне также занимались скотоводством, разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот, рыболовством, охотой, бортничеством (сбор меда). Низкий уровень производительных сил требовал от славян огромных затрат труда. Такую работу мог выполнить только большой коллектив. Поэтому славяне жили в деревнях родовыми общинами (родами), они носили название «мир» и имели общее имущество. Во главе родов стояли старейшины, выбираемые всем родом. На народном собрании (вече) решались все важнейшие дела племени. Во главе племени, объединяющем несколько родов, стоял князь. Племя имело свое ополчение, из которого пополнялась княжеская военная дружина. Развитие межплеменных связей, организация совместных военных походов, подчинение сильными племенами более слабых приводило к объединению племен, к образованию племенных союзов, во главе которых также стояли князья.

На протяжении VI-IX вв. росли производительные силы, видоизменялись родоплеменные связи, развивалась торговля. Происходило дальнейшее развитие пашенного земледелия, из которого выделись ремесла. Кроме того, произошли изменения в общине: на смену коллективу родственников, владеющих всеми угодьями сообща, приходит община, состоящая из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями. Появление личной собственности привело к захвату больших участков земли бывшей родоплеменной знатью: князьями, старейшинами, военными вождями и превратило их в наследственную собственность (феод). Они использовали родоплеменные органы управления, дружину для упрочнения своей власти над рядовыми общинниками.

Постепенно шёл процесс формирования классового феодального общества. Крестьян называли смердами. Большинство из них платили дань непосредственно князю. Постепенно все большее количество смердов попадали в зависимость от бояр, дружинников. Складывалась лично зависимая от феодалов категория крестьян: холоп - раб, не имеющий своего хозяйства и работающий при дворе феодала, рядович - крестьянин, заключивший с феодалом договор (ряд) и выполняющий по нему определенные обязанности, закуп- крестьянин, бравший у феодала ссуду (купу) и за это отрабатывал на феодала. Формируются основные феодальные повинности - оброк(плата феодалу деньгами или продуктами), барщина(отработка повинностей на феодала). Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов носили натуральный характер. С ростом производительных сил, совершенствованием орудий труда, появились излишки продуктов, которые можно было обменивать на ремесленные товары. Так стали складываться города как центры торговли, ремесла. Они же являлись опорными пунктами обороны от внешних врагов. Город, как правило, возникал на холме, на месте слияния рек. Центральная часть города носила название Кремля. Она была защищена валом, на котором возводилась крепостная стена. Там находились дворы князей, крупнейших феодалов, храмы, монастыри. Кремль имел форму треугольника. С двух сторон его защищали реки - естественная водная преграда. С третьей стороны выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом располагался торг. К Кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посадом, а отдельные ремесленные районы, населенные людьми одной специальности, назывались слободами.

В большинстве случаев города строились на торговых путях. Одним из важнейших торговых путей был путь из «варяг в греки»: через Западную Двину и Волхов с его притоками, через Днепр доходили до Черного моря и далее вдоль морского берега – до Византии. Полностью этот путь сложился в IX в. Другим из древнейших торговых путей был Волжский путь, связывающий Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась по сухопутным дорогам.

К моменту образования Древнерусского государства существовало уже несколько крупных городов: Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Муром и др. Всего на Руси в IX в. было 25 крупных городов. В это же время произошло объединение трех крупных славянских племенных союзов: Куявы - земли вокруг Киева, Славии - район озера Ильмень с центром Новгородом, Артании - точно район историками не определен, называются Прибалтика, Карпаты, Северо-Восточная Русь. Так, в первой половине IX в. образовалось единое государство. Это древнейший период развития Российского государства.

На втором этапе (2-я половина IХ-середина Х в.) процесс складывания государства ускорился во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). Становление государства у восточных славян прохо­дило в непростых внешних условиях. В середине IX в. сложившаяся на севере Восточной Европы своего рода федерация союзов племен, в которую наряду со славяна­ми (словенцами и кривичами) входили неславянские эт­носы, платила дань скандинавам (на Руси их называли варягами, в Западной Европе - норманнами, «северными людьми»); а поляне, северяне, радимичи и вя­тичи являлись данниками хазар (тюркское племя, в сере­дине VII в. создавшее собственное государство - кага­нат (территория современного Дагестана и низовья Волги), исповедавшими иуда­изм. Варяги и хазары стремились подчинить восточно­славянские союзы племен и контролировать важнейшие международные торго­вые трассы (из «варяг в греки» и волжский). Согласно «Повести временных лет» Нестроа, в 862 г. члены северной федера­ции союзов племен изгнали варягов и прекратили выпла­ту им дани. Однако затем внутри федерации возникла острая борьба за власть. В этих условиях за море к варягам было направлено посольство с целью пригласить в качестве князя одного из тамошних правителей и тем разрешить конфликтную ситуацию. Нестор связывал образование Древнерусского государства с призванием в Новгород в 862 г. варяжских князей, которые со своими дружинами разделили страну между собой. Прийти на княжение согласились - Рюрик (862-879 гг.) и два его брата Трувор и Сениус, первый из которых княжил в Новгороде, другой - в Белоозере, тре­тий - в Изборске. С 862 г. начинается история Русского государства. После смерти Рюрика новгородским князем стал родственник Рюрика Олег. В 882 г., спустившись по пути «из варяг в греки», Олег захватил Киев и стал правите­лем объединенных под его властью северных и южных территорий. 882 г. принято считать годом создания Древнерусского государства со столицей в Киеве.

Существует несколько версий происхождения Рюрика. На рубеже XV - XVI вв. тверским иноком Спиридоном была выдвинута версия, что Рюрик - это потомок Кесаря Августа, приглашенный на княжение из Пруссии. В изложении первого русского историка В. Н. Татищева, Рюрик - выходец из западно-славянских земель. В 1724 г. Петр I пригласил в Академию Наук двух немецких ученых И. Г. Баера и Г. Ф. Миллера, которые показали, что имена братьев Рюрика - это скандинавские имена, а «русь» - это название княжеских дружинников. При императрице Елизавете Петровне Ломоносов написал обобщающий труд по русской истории, где отстаивал южные истоки древнерусской государственнос­ти и отрицал роль скандинавов в его формировании, отрицал также варяжское происхождение слова «русь», версию об организующей роли варягов в истории России. Ломоносов утверждал, что Рюрик был из Пруссии, а Пруссия - это «по-руссия», а руссы - славяне. Другие ученые считали, что «русь» - производное от реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева). В XVIII - начале XX вв. нормандское (варяжское) происхождение Руси не вызывало сомнений у русских ученых.

В настоящее время большинство ученых указывают на длительный, объективный процесс возникновения государства и субъ­ективный, второстепенный фактор. Сегодня вполне очевидна несостоятельность «норман­нской теории», основанной на тезисе о возможности «на­учить государству», между тем как любое государство возникает только на основе длительного внутреннего развития и усложнения общества. Однако это утверждение не отрицает роли варягов, скан­динавов в сложении государства Русь. Сегодня можно счи­тать установленным, что летописный рассказ о «призва­нии варягов» во главе с Рюриком достаточно точно отра­жает реально происходившие события. Бесспорно варяж­ское происхождение первых русских князей: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Аскольд - имена скандинавские; на территории Восточной Европы найдены десятки скандинавских захоронений. Следует отметиь, что скан­динавы приняли деятельное участие в создании Древне­русского государства, дав его правящую династию. Но сами они сравнительно быстро растворились в среде местного славянского населения: например, уже сын Игоря и Ольги носил славянское имя Святослав.

Современные исследователи, преодолевая крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам: процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам; Рюрик - реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника захватил власть. Процесс образования государства у славян уже шел и мог быть завершен и без вмешательства норманнов. Появление Рюрика в Новгороде никак не связано с зарождением государства; норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско-дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов; Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь «из варяг в греки», подвел экономическую базу под складывающееся государство.

С 30-х гг. скандинавская версия пересматривается по политическим причинам. Она была использована Гитлером как практическое руководство к захватническим действиям. Доказывалась неполноценность славян, их неспособность к самостоятельному развитию. Выдвигался тезис об организующей роль немцев в Польше, Чехии, Руси. Но наиболее приемлемой следует считать все-таки версию о том, что варяги были приглашены как наёмное войско для защиты славян, что было обычным для того времени.

После смерти Рюрика власть в Новгороде захватил Олег(879-912 гг.), на попечение которому Рюрик оставил своего малолетнего Игоря. Олег совершил поход на Смоленск, Любеч и Киев, который сделал столицей объединенного государства. Он покорил древлян, северян и радимичей, прежде плативших дань хазарам. Продвижение по Дунаю, стремление овладеть торговым путем по Чёрному морю, Крымским побережьем привело к столкновению с Византией. В 907 г. Олег организовал морской поход на Константинополь, который окончился для России успешно. По мирному договору 911 г. Русь получала право беспошлинной торговли в Константинополе.

Игорь, правивший после Олега (912 - 945 гг.), совершил еще два похода на Византию. Первый поход в 941 г. закончился неудачей, а второй - в 944 г. - закончился новым мирным договором, менее выгодным для Руси, чем договор 911 г. В результате упорной борьбы Игорь подчинил уличей и тиверцев, граница Киевской Руси была продвинута за Днепр. Игорь увеличил размеры взимавшейся с древлян дани. Во время одного из походов Игоря в земли древлян они разбили княжескую дружину и убили Игоря.

Третий, завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает «погосты», ставшие опорой княжеской власти на местах. Политика ее сына Святослава (964-972 гг.), прославившегося победой над Хазарией и походами на Дунай, которые закончились неудачей, требовала мобилизации значительных сил на внешние завоевания. Это несколько задержало внутреннее развитие Руси. Во время правления Владимира Святого (980-1015 гг.) происходит полная ликвидация племенных княжений. В 981 г., продолжив политику расширения территории межплеменной федерации, он присоединяет к ней юго-западные и западные земли. В состав Древнерусского государства также вошли земли вятичей (по Оке). Власть Руси распространялась на Северный Кавказ.

Исходя из необходимости создания единого государства, Владимир сделал попытку объединить всех языческих богов восточных славян, создать единый пантеон богов в Киеве. Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир идет на своеобразную «духовную революцию» сверху - вводит в 988 г. христианство. Но, христианство еще и раньше стало проникать на Русь в среду знати. Христианами были дружинники князя Игоря, а в 946 г. христианство принимает княгиня Ольга. Оно понадобилось Ольге после смерти Игоря. Будучи язычницей, она обязана была покончить жизнь самоубийством. Став христианкой, она сняла с себя это обязательство, так как христианская церковь считала самоубийство величайшим грехом. Ольга приняла в христианстве имя Елена.

Проблема «выбора веры»представляется важной, от решения которой во многом зависел весь ход русской истории. Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Владимиру пришлось выбирать такую религию, которая бы наилучшим образом подходила русскому обществу, его понятиям, ценностям, ориентирам, традициям и привычкам.

Православие, католичество и ислам оказали существенное влияние на ситуацию в Восточной Европе в X в. Говоря о мотивах «выбора веры», надо учитывать, что кроме догматов, в любой религии существуют обычаи, традиционно передаваемые из поколения в поколение. Такие обычаи для новообращенных порой значат больше, чем священные книги. Если рассматривать ислам, то обычаи мусульман не пить вино и не есть свинину для славян были неприемлемыми. По русскому обычаю, князь делил трапезу с дружиной. Это обязательный ритуал, который скреплял дружбу князя с воинами. Далее, славяне и русы привыкли к хмельным напиткам, т.к. вино и пиво снимали усталость походов. Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев собственного государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Католицизм был отвергнут в виду того, что на престол иногда всходили грешные папы. Ватиканский двор того времени стал вертепом продажных женщин. Папа Иоанн XII был игроком, волокитой и пьяницей. Он давал пиры с возлияниями в честь древних языческих богов и пил за здоровье Сатаны. Он отверг предложение, сделанное посланцами папы римского, сославшись на то, что и его бабка отвергла католичество, а авторитет Ольги для внука был высоким.

Реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме христианства таковы, что это, в первую очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины, сложившейся задолго до княжения Владимира. Кроме того, князем учитывалась и международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые догматические различия. Например, притязания римского папы на светскую власть и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства. Православная же церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой князь был и главой религиозного культа. Греческие богословы не разбавляли проповеди лукавыми политическими хитросплетениями. Православие также не проповедовало идеи предопределения, что было важным, т.к. ответственность за грехи, творимые по собственной воле, ложилась на грешника. Это было понятно и приемлемо для язычников. Также принятие христианских норм морали не было психологическим насилием для новообращенных, которые привыкли к элементарному противопоставлению Добра и Зла. Наконец, принятие Владимиром христианства было обусловлено его женитьбой на сестре византийского императора, что необычайно поднимало авторитет, и, следовательно, укрепляло княжескую власть. Принятие христианства было исторической необходимостью, так как уравнивало Русь с остальными государствами, где на язычников смотрели как на неполноправных. Владимир нуждался в религии, которая могла бы объединить все общество, укрепить его связи с Европой, быть помощницей и союзницей при руководстве государством.

Тем не менее, христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна - с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник масленицы. Таким образом, шел процесс срастания традиционных языческих и православных ценностей. Например, к Христу долгое время относились не как к единому Богу, указывающему своей жизнью путь к спасению, а местному божеству, к которому обращались с просьбой о практической помощи в земных делах. Широкое распространение получил культ Богородицы, как покровительницы всего живого, близкий и более понятный языческому миросозерцанию. В итоге, происходил синтез православия и язычества, приведший к складыванию так называемого «двоеверия», или русского православия. Постепенно языческие элементы из него вытеснялись, но многие из них сохранялись длительное время. Так, было принято давать новорожденному два имени - христианское, имеющееся в святцах, и языческое, что обеспечивало покровительство христианского Бога и, одновременно, языческих божеств. Этот обычай существовал не только в низах общества, но и среди знати, а также князей. Достаточно вспомнить, что Владимир I вошел в историю (и в святцы) под своим языческим именем, а не как Василий. Ярослав Мудрый был крещен Юрием. Владимир Мономах по-христиански звался Василием Андреевичем, первые русские святые Борис и Глеб были крещены как Роман и Давид и т.д.

Следует отметить, что русичи до такой степени сблизили свое христианство с язычеством, что трудно сказать, что преобладало в образовавшейся смеси. Конечно, православная церковь терпела лишь те языческие традиции, которые не разрушали складывающуюся церковную иерархию. Отход от язычества и принятие христианства Русью были важными и прогрессивными явлениями, способствовали экономическому и культурному развитию русских земель. Вслед за Киевской Русью христианство принимает ряд славянских и скандинавских (варяжских) народов Северной Европы.

Христианство, утверждавшее божественное происхождение власти, укрепляло власть князя, территориальное единство Древнерусского государства. Принятие христианства имело большое международное значение, т.к. Русь становилась равной другим христианским странам, связи с которыми были значительно расширены. Принятие христианства Русью оказало решающее влияние на развитие русской культуры. Православие было терпимым к местным традициям, да и Византия в то время являлась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы.

Эта монотеистическая по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства. Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, становится замена Владимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность организовать население всей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах. Сам великий князь начинает восприниматься народным сознанием не как воин - защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей.

К концу Х в. сложились основные признаки древнерусского государства: династическая (родовая) княжеская власть; простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя; система сбора дани; территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной; монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

Таким образом, Киевская Русь стала раннефеодальным государством, так как в нем сочетались пережитки родового строя и новые феодальные черты. Верховная власть принадлежала в нем великому киевскому князю и была наследственной. В руках князя находилась власть административная и судебная (эти функции не были разделены). Его обязанностью было поддержание внешней безопасности и защита земли от нападения врагов. Князь вел внешнюю политику, заключал договоры с другими государствами.

Особенности и историческое значение образования государства восточных славян.Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян. Одной из особенностей древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было многоэтническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия. Государство создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества и происходит складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского. Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком.

В период с конца Х в. до второй трети XII в. Русь представляла собой государство, состоявшее из во­лостей, которые сложились на основе территории союзов пле­менных княжеств, их границы менялись в результате деятельности князей, междоусобных войн, разделов и дележей земель. Главной формой эксплуатации земледельческого на­селения в этот период оставалась государ­ственная дань- налог. В то же время к данному периоду относится начальный этап складывания на Руси индиви­дуальной крупной земельной собственности - вотчины. В середине XI в. су­ществование княжеской вотчины было законодательно закреплено в Русской Правде- юридическом кодексе раннесредневековой Руси. В XI в. появляется земельная собственность у дружинников и церкви.

Господст­вующим слоем Древней Руси в этот период продолжала оставаться дружина. В дружинной орга­низации была внутренняя иерархия; верхушку дружин­ного слоя представляла старейшая дружина, ее члены именовались боярами. Низшим слоем была младшая дру­жина (рядовые воины), представители которой назывались отроками. В на­чале XII в. представители старейшей дружины получили повышенную правовую защиту.

К концу Х в. формируется централизованный и разветвлен­ный аппарат управления. В качестве должностных лиц государственной администрации выступают представите­ли дружинной знати. При князьях действует совет (ду­ма), представляющий собой совещание князя с верхушкой дружины. Князья назначают из дружинников посад­ников - наместников в городах; воевод - предводителей различных военных отря­дов, тысяцких - высших должностных лиц в так назы­ваемой десятичной системе деления общества; сборщиков позе­мельных податей - данников, судебных чиновников - мечников, подъездных, сборщиков торго­вых пошлин - мытников, мелких должностных лиц - биричей, метельников. Из состава дружины выделяются и управители княжеского вотчинного хозяйства - тиуны (с XII в. они включаются и в систему государственного управления). Лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане именуются в источни­ках люди - основное население Древней Руси (в единственном числе - «людин», отсюда - «простолюдин»). Для лично зависимого населения вотчин, а так­же для несвободных слуг использовались термины челядь и холоп. Их неполноправное положение было закреплено законодательно. Особую категорию населения составляли смерды - группа полувоенного-полукрестьянского населения, зависимого от князя. Во второй половине XI в. появляется категория закупов - людей, вступающих в зависимость от землевладельца за долги и вынужденных работать на господина до выплаты суммы долга. Их правовое положение было промежуточ­ным между свободными людьми и холопами. С разрастанием рода Рюриковичей и умножением числа дружинников появляется потребность в собственных селах, обеспечивающих необходимым продовольствием княжеско-дружинные верхи общества. Первые боярские владения появились как своеобразное вознаграждение за службу князю. Да и сами князья владели селами постольку, поскольку управляли волостями. Редкие монастырские и боярские вотчины появились не ранее ХII вв.

Государственно-политический строй Древней Руси в ХI в. Особенности древнерусской раннефеодальной монархии проявлялись в сохранении элементов догосударственной системы организации общества, ограничивающих княжескую власть. К ним относится вече, которое активно действовало в Новгороде на протяжении всего ХI в. С одной стороны, она была носительницей принципа государственности, а, с другой, - сохраняла традиции племенной демократии. Дружинники воспринимали себя не подданными, а соратниками и советниками князя. В Древней Руси власть великого князя не обязательно передавалась от отца к сыну. К элементам догосударственных отношений следует отнести и то, что Древняя Русь воспринималась сознанием современников как владение всего рода Рюриковичей. Оно предполагало право наследования власти по старшинству (например, от умершего князя не к его старшему сыну, а ставшему старшим в роде следующему брату). Таким образом, согласно господствующим вечевым представлениям людей той эпохи, князь имеет власть только как представитель всего рода. Складывался не монархический, а родовой или династический сюзеренитет, ставший стержнем государственной системы Древней Руси. С другой стороны, продолжается, особенно после принятия христианства, сакрализация личности князя, что создает духовные предпосылки для развития авторитарной тенденции и укрепления княжеской власти. При этом следует учесть, что в средние века поведение людей определялось идеальными факторами не в меньшей мере, чем социально-экономическими и политическими. Сохранение единства рода некоторое время предопределяло сохранение территориальной целостности государства. Например, земли, выделяемые тому или иному князю, после его смерти возвращались в род. Однако уже после смерти Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) и раздела земли между братьями начинаются усобицы между отдельными ветвями разросшегося рода Рюриковичей. С изменением социально-экономической и внешнеполитической обстановки и в целях преодоления усобиц на съезде князей в г. Любече (1097 г.), который был созван по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха, были приняты решения, подрывающие основы родового сюзеренитета и старейшинства. Владимир Мономах был внуком византийского императора Константина Мономаха. С его княжением связано появление на Руси короны русских царей - Шапки Мономаха. На Любчинском съезде происходит подмена родового старейшинства политическим единовластием. В отдельных княжествах стали утверждаться микродинастии - отдельные ветви рода Рюриковичей. В этих династиях также применялся принцип передачи власти по старшинству, прямое наследование еще не было единственно возможным. Развитие новых принципов вело к установлению вассальных поземельных отношений и, в итоге, к политической раздробленности. При правлении сына Владимира Мономаха - Мстислава (1125-1132 гг.) стало проявляться стремление отдельных земель к отделению от Киева. Ему еще удалось на некоторое время удержать единство русских земель, однако после его смерти Русь распалась на полтора десятка самостоятельных княжеств.

Причины, особенности и последствия политической раздробленности Руси.Период феодальной раздробленности начался с 30-х гг. XII в. и продолжался до конца XV столетия. Причины: 1) к этому времени сложилось крупное боярское землевладение, по богатству часто не уступающее великокняжескому. Особенности становления феодализма на Руси проявились в наделении князьями своих наследников не комплексом обшир­ных вотчин, а рентой-нало­гом. 2) господство натурального хозяйства в феодальных вотчинах приводило к тому, что все основные потребности удовлетворялись внутри вотчин, связи с рынком были слабыми. Феодалы были заинтересованы в твердой княжеской власти на местах, которая быстро подавляла бы всякое неповиновение народа. Поэтому княжеские междоусобицы - это прежде всего борьба за перераспре­деление налога. 3) главной политической силой разъединительного процесса было местное боярство, которое вело борьбу за власть с местными князьями. 4) рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров. 5) в XII в. торговые пути стали обходить Киев; евро­пейских купцов, а также новгородцев все более привлекали Германия, Италия, Ближний Восток, «путь из варяг в гре­ки» постепенно терял свое значение. 6) борьба с кочевниками ослабляла Киевское княжество, замедляла его прогресс. Феодальная раздробленность явилась новой формой государственно-политической организации, сменившей раннефеодальную монархию.

Таким образом, в середине XII в. Киевская Русь распалась на 15 больших и малых княжеств, а в начале XIII в. их количество увели­чилось до 50. Наиболее крупными были княжества:

· Киевское (Киев);

· Черниговское (Чернигов), Северское (Новгород-Северский);

· Галицко-Волынское (Галич и Владимир-Волынский);

· Владимиро-Суздальское (Владимир-на-Клязьме);

· Новгородская земля (Великий Новгород).

Но определились три основных политических центра: на юго-западе - Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке - Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская земля.

Последствия феодальной раздробленности:Распад Руси на отдельные княжества сыграл не только отрицательную (ослабление перед монголо-татарским нашествием), но и положительную роль: он способствовал бурному росту городов и вотчин в отдельных княжествах; развитию торговли с Прибалтикой и немцами; развитию местной куль­туры - строились архитектурные сооружения, создавались летописи и т. п. Сохраня­ла свое влияние общерусская православная церковь, которая выступала за единство Руси. Связи между русскими землями поддерживались благодаря общей вере, языку, действию общих законов, зафиксированных Пространной Правдой. Сформировалось своеобразное самосознание, при котором русские люди считали своей



2015-12-06 944 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ IX – НАЧАЛА XIII ВВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ IX – НАЧАЛА XIII ВВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (944)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)