Тема 2.2. Эмоционально-волевая и мотивационная сферы личности, их психолого-правовая оценка
I. Задания для самостоятельной работы 1*. Изучите рекомендуемую литературу по данной теме. 2.На основе изученной литературы составьте письменный план ответа на каждый из учебных вопросов семинарского занятия. 3*. По изученной теме, ориентируясь на контрольные вопросы, сформулируйте в письменном виде краткие выводы. II. План семинарского занятия (форма обучения очная) 1. Понятие, физиологические механизмы и виды эмоциональных переживаний. Индивидуальное своеобразие эмоций. 2. Негативные (депрессия, страх, апатия, состояние неопределенности и т.д.) эмоциональные переживания: психологическое содержание; их роль и значение в юридической деятельности. 3. Конфликтные (фрустрация, стресс, аффект) эмоциональные состояния: психологическое содержание; их роль и значение в юридической деятельности. 4. Понятие воли. Структура волевого акта. Волевые качества личности. Понятие «порока воли» в праве. 5. Общая характеристика мотивационной сферы личности. 6. Мотивация преступного поведения. Психологическая классификация преступников по особенностям потребностно-мотивационной сферы. 7. Исследование психических состояний и свойств личности как предмет судебно-психологической экспертизы. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию Изучая судебно-психологическое значение эмоций, воли и мотивов, следует повторить их общепсихологическую характеристику. Дайте классификацию эмоций. Особое внимание обратите на негативные (депрессия, страх, апатия, состояние неопределенности и т.д.) и конфликтные (фрустрация, стресс, аффект) эмоциональные состояния. Раскройте их психологическое содержание, а также роль и значение в юридической практике: - СПЭ эмоциональных состояний; - индивидуально-психологические особенности, предрасполагающие к аффекту. Поводы к назначению. Аффект на почве простого алкогольного опьянения. -СПЭ стрессовых состояний. Дайте определения: психологическому понятию «воля»; понятию «порока воли» в праве. Выявите психологическое содержание и причины «порока воли». Изучая структуру личности, выделите подструктуру направленности личности (мотивационная сфера). Дайте в связи с этим классификацию потребностей и мотивов. Рассмотрите осознаваемые мотивы поведения (интересы, стремления, убеждения) и неосознаваемые мотивы поведения. Рассмотрите соотношение мотива, цели и наступившего результата в умышленных и неосторожных преступлениях. Изучите психологическую характеристику умышленных и неосторожных преступлений. Изучая мотивацию преступной деятельности, соотнесите юридическое и психологическое понятие «мотива преступления». IV. Рекомендуемые источники Основная литература: 1. Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник. - СПб: Питер, 2008. - 624с. 2. Еникеев, М. И. Юридическая психология : учебник / М. И. Еникеев. - М. : НОРМА, 2006. - 512 с. 3. Романов, В. В. Юридическая психология : учебник / В. В. Романов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2009. - 560 с. Дополнительнаялитература: 1. Абабков В.А., Пере М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПб: Речь, 2004.- 166с. 2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко.- СПб: Прайм-Еврознак, 2004. - 672с. 3. Жуков И.А., Полтавцева Л.И. Психологические основы тактики производства отдельных следственных действий: учебно-методическое пособие. – Ростов-н/Д : РЮИ МВД России, 2006. – 48 с. 4. Полтавцева Л.И. Возможности психологии в преодолении противодействия расследованию преступлений // Вестник МВД. - 2005. № 4. 5. Почебут Л.Г. Социальная психология толпы. – СПб : Речь, 2004.- 240с. 6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб : Питер, 2004.- 713с. 7. Семечкин Н.И. Психология социального влияния. - СПб: Речь, 2004.- 304с. 8. Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И.Н. Практикум по юридической психологии: учебно-методическое пособие. – Ростов-н/Д : Феникс, 2007 9. Фрай О. Детекция лжи и обмана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 320 с. 10.Хесль Г. Посредничество в разрешении конфликтов. Теория и технология. СПб: Речь, 2004. 114 с.
V. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Охарактеризуйте роль эмоций и воли в регуляции поведения человека. 2. Чем определяется необходимость учета и моделирования в юридической деятельности психических состояний человека? Тема 2.3. Психология личности. Использование знаний об индивидуально-психологических особенностях личности В юридической деятельности I. Задания для самостоятельной работы 1*. Изучите рекомендуемую литературу по данной теме. 2.На основе изученной литературы составьте письменный план ответа на каждый из учебных вопросов семинарского занятия. 3*. По изученной теме, ориентируясь на контрольные вопросы, сформулируйте в письменном виде краткие выводы. II. План семинарского занятия (форма обучения очная) Вопросы для обсуждения 1. Личность как междисциплинарный объект исследования. Понятие личности в психологии. 2. Биологический и социальный факторы развития личности. Взаимодействие социального и биологического факторов в формировании личности преступника. 3. Психологические основы изучения и оценки личности преступника. 4. Темперамент: понятие; физиологические основы; характеристика различных типов темперамента. 5. Понятие о характере. Факторы, влияющие на формирование характера. Типология характеров (Э. Кречмер, А.Е. Личко, К. Леонгард и др.). Акцентуация характера. 6. Акцентуированные свойства, индивидуально-психологические, характерологические особенности личности, предрасполагающие к различным формам противоправного поведения, к несчастным случаям. 7. Понятие и содержание визуальной психодиагностики. 8. Исследование индивидуально-психологических особенностей личности как предмет судебно-психологической экспертизы.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию Рассмотрите биологически обусловленную подструктуру личности и уясните понятие о темпераменте. Обратите внимание на свойства нервной системы как физиологической основы темперамента. Определите свойства темперамента. Составьте представление о типологии темпераментов, их психологической характеристике. Задумайтесь о роли темперамента в деятельности человека. Определите отличие темперамента от характера. Обратите внимание на роль социальной среды в формировании характера. Следует усвоить понятие о способностях, составить представление о соотношении между задатками и способностями, рассмотреть виды способностей. Обратите внимание на социальную детерминированность индивидуального преступного поведения и криминологическую структуру личности преступника. Опирайтесь при этом на современные подходы к определению соотношения биологического и социального в структуре личности. Рассмотрите понятие и структуру психических аномалий. Изучите проблемау криминогенности психических аномалий, их общую характеристику. Изучите влияние алкоголя на психику, особенности изменений личности при алкоголизме, в том числе особенности женского алкоголизма. Рассмотрите акцентуации характера как крайние варианты нормы, а также понятие психопатии. Изучите особенности судебно-психологической оценки психологических особенностей психопатических и акцентуированных личностей. Обратите внимание на понятие патопсихологического синдрома, на характеристику основных патопсихологических синдромов и их криминогенное значение.
Читайте также: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (419)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |