Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальное сиротство как педагогическая проблема



2015-12-06 2083 Обсуждений (0)
Социальное сиротство как педагогическая проблема 0.00 из 5.00 0 оценок




Сиротство - прямой результат урбанизации современного цивилизованного общества, миграции, социальных конфликтов, природных и техногенных катастроф, национальной и религиозной нетерпимости, сохранения атавистических этнических традиций. Во многих странах мира растет число брошенных детей. В силу этого проблемы сиротства издавна становились предметом обсуждения в теории и на практике.

Первые литературные упоминания о сиротских приютах для брошенных детей относятся к IV-V векам. Они создавались церковью, возникали при монастырях (1, 45).

Начиная с ХII века заботу о данной категории детей берут на себя многие европейские государства. Активно идут процессы открытия не только приютов, но и больниц, детских домов, в том числе и специализированных.

Сиротство как общественное явление на Руси имеет свою многовековую историю. Во-первых, до ХIХ века существовал древнейший гражданский обычай приема в семейный круг лиц, не имеющих возможности самостоятельно решать вопросы своего жизнеобеспечения. Детей, оставшихся без попечения родителей, называли “годованцы”, “выхованцы”. Во-вторых, свои способы помощи детям, оказавшимся в трудных ситуациях, (подкидышам) десятилетиями формировались у народа. В божедомках при скудельницах находились малютки, брошенные матерями. Старцы и старухи выполняли обязанности воспитателей. Содержались они за счет подаяний населения окрестных городов и сел.

В последующие годы основными очагами призрения сирот становились монастыри, церкви, приходы и открываемые ими больницы, богадельные избы, училища (6). При Петре I появились специальные учреждения для детей-сирот, подкидышей – “гошпитали”, где гарантируется прием и прокормление младенцев, которые рождены вне брака (4). Таким образом, в России исторически призрение детей было связано с созданием для них воспитательно-образовательных учреждений, которые готовили к жизни в обществе, включали в систему социальных отношений.

В ХХ веке наша страна пережила три волны сиротства. Первая из них явилась результатом Первой мировой и последовавшей за ней гражданской войн. Результатом социального конфликта стали массовое сиротство, беспризорность. Для их преодоления создаются воспитательные учреждения, ориентированные на формирование нового типа личности, гармоническое ее развитие, подготовку к жизни в новой системе социальных отношений. Такими учреждениями стали, в частности, колония имени А.М. Горького и коммуна имени Ф.Э. Дзержинского (А.С. Макаренко), школа имени Ф.М. Достоевского (В.Н. Сорока-Росинский) и другие.

Вторая волна сиротства связана с Великой Отечественной войной. Для ее успешного решения создавались детские дома, приемники-распределители, школы-интернаты, нахимовские и суворовские училища. В 1945 году в России было около 678 тысяч детей-сирот. Большинство из них имели возможность получить общее и профессиональное образование (4; 6).

Третья волна сиротства приходится на время социально-экономических реформ конца 80-х – начала 90-х годов ХХ века. Наблюдаемая сегодня экономическая и политическая нестабильность, изменения в характере и направленности векторов общественного развития привели к кризису современной семьи, росту числа взрослых с искаженными формами родительского поведения. На конец 1998 года в стране насчитывалось 675 тысяч детей, лишившихся попечения родителей. Кроме того, ежегодно, по данным Российской статистики, их число увеличивается еще на 100 тысяч человек (2, 12-17).

В словарях и энциклопедических изданиях мы встречаем несколько вариантов определений понятия “сиротство”. Так, например, С.И. Ожегов сиротой называет ребенка или несовершеннолетнего, у которого умер один или оба родителя, а сиротство характеризует как необходимость “жить в одиночестве(53).

Сиротство рассматривается также как: “социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без их попечения вследствие лишения родительских прав, признания в установленном порядке родителей нетрудоспособными, безвестно отсутствующими. Сюда отнесены также дети, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях” (14; 283).

Сиротство – это социальное понятие, отражающее положение детей-сирот, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения или которые в их собственных интересах не могут оставаться в таком окружении, имеют право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством (51).

В Федеральном законе “ О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (1996 г.) также определяются выше рассматриваемые категории:

§ дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

§ дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с их отсутствием или лишением их родительских прав, ограничением в этих правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений и в иных случаях в установленном законом порядке (51).

В литературе выделяют и характеризуют разные группы детей-сирот. В словаре-справочнике “Социальная работа” их подразделяют на:

прямые сироты – дети, потерявшие родителей в результате смерти последних;

условные сироты – дети, имеющие одного или двух живых, документально известных родителей, которые либо лишены родительских прав, либо отказались от своих детей;

временные сироты – дети, переданные родителями на попечение государству в связи с материальными трудностями при условии сохранения родительских прав (6; 71).

В других источниках предпочитают рассматривать социальное сиротство, подчеркивая, что это – дети-сироты при живых родителях. По данным статистики их насчитывается примерно 95% от общей численности зарегистрированных и находящихся в государственных учреждениях призрения (6).

Социальное сиротство – явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими своих родительских обязанностей (искаженное родительское поведение). К этой категории относят особую социально-демографическую группу от 0 до 18 лет, которые лишились попечения родителей по социально-экономическим, морально-нравственным причинам. Таким образом, оно обусловлено недостаточными усилиями общества, государства по оказанию помощи семье, ее поддержке в деле воспитания и образования детей.

Н. Иванова (30) предлагает социальное сиротство подразделять на явное и скрытое. К первому явлению она относит прерывание воспитательной функции семьи вследствие деградации человеческой личности родителей, распада семьи и невозможности в этих условиях растить своих детей. Автор приводит данные, которые затем подтвердились в “Периодическом докладе о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993-1997 годах”, в частности, тот факт, что за последние 5 лет рост сиротства продолжался в среднем на 25-30 % в год.

Скрытое социальное сиротство – явление, связанное с возможностью помещения ребенка на длительный срок в социальное учреждение до решения имеющихся проблем, чем обеспечивается сдерживание процесса лишения родительских прав за счет целенаправленной помощи семьям, оказавшимся в кризисной ситуации, попытки вернуть детей в их кровную семью.

Причины детского сиротства, которые могут быть выведены на основании анализа психолого-педагогической, медицинской и юридической литературы, таковы:

1. Алкоголизм родителей и вытекающее отсюда жестокое обращение с детьми в семье, пренебрежительное отношение к их потребностям и интересам, отсутствие безопасности. В силу этого более 100 тысяч детей изымается из неблагополучных семей, часть из них через лишение родительских прав, а часть через их ограничение.

2. Преждевременная смерть родителей, причем преимущественно из-за неестественных причин. В некоторых регионах эта цифра доходит до 25 – 30%.

3. Увеличение числа недееспособных родителей, в том числе из-за психических заболеваний.

4. Деградация семейных отношений, личности родителей из-за безработицы. В период с 1992 по 1998 год, например, число родителей без работы, имеющих несовершеннолетних детей, увеличилось более чем в 5 раз. Материальные затруднения, состояние безысходности, неспособность решать многочисленные житейские проблемы усиливают ощущение собственной ненужности, блокируют волю, формируют стремления любыми способами отгородиться от реальной действительности, в том числе и от собственных детей.

5. Нахождение родителей в местах заключения.

6. Миграция, вынужденные переселения из мест военных и этнических конфликтов.

7. Ослабление инфраструктуры образования, культуры, здравоохранения, коммерциализация дополнительного образования, культурно-досуговой сферы.

Итак, социальное сиротство характеризуется депривацией, дефицитом общественных и государственных институтов, призванных обеспечивать успешность социализации личности, отсутствием важного этапа формирования первоначального социального опыта в микросоциуме (семье), незащищенностью от насилия и других социальных бедствий (6).

Наряду с выше рассмотренными вариантами сиротства, в социально-педагогической литературе изучается отказничество, нежелание матери воспитывать своего ребенка, аномальная форма искаженного материнского поведения. Исследователи отмечают, что экономические, политические и социальные факторы составляют достаточно неблагоприятный фон, социальную ситуацию развития женщины в период беременности, которые порождают целый круг специфических тревожных переживаний, дестабилизирующих личность будущей матери (2). Наиболее частыми проблемами, ведущими к отказу от ребенка в момент его рождения, являются: юное материнство, страх перед родами и тяготами последующего вскармливания, взращивания ребенка, мотивационный конфликт, тревога за его будущее здоровье, нарушение жизненных планов женщины из-за незапланированности его появления на свет, актуальные конфликты с мужем, родителями, отвергаемость родственниками мужа, материальные трудности, проблемы с жильем, одиночество и отсутствие поддержки социального окружения (10, 89).

По данным исследования ИСЭПН РАН среди отказниц 60% никогда не состояло в браке; 20% - живут в незарегистрированном браке; 10% - разведено; 35% - живут без родственников, только с мужем.

Специалисты, измеряя вклад различных компонентов, формирующих ситуацию отказа от новорожденного, условно разделили всех женщин- отказниц на три категории:

первая – женщины с глубокими психическими расстройствами, неспособные планировать свою жизнь, заботиться о себе, с глубокой эмоциональной и волевой оскудненностью, утратой моральных устоев, не имеющие постоянного жилья, средств к существованию;

вторая - это практически здоровые женщины, которые живут в тяжелейших материальных и жилищно-бытовых условиях, поэтому, спасая своих детей от нищеты, болезней, безрадостного будущего, отвергают их право проживать с родной матерью, в семье;

третья – пограничная. Внутри ее имеются женщины, которые тяготеют то к одной, то к другой группе. Среди них имеются те, которые не готовы социально, психологически, чтобы осваивать новую социальную роль; женщины с патологическими чертами характера, брошенные мужьями, не имеющие жилья, источников дохода, одиночки, многодетные, изнасилованные, рожающие от внебрачной связи. Следовательно, для подавляющего большинства таких женщин отказ от ребенка – единственный способ восстановить собственное жизненное благополучие (19).

Таблица № 1.

Социально-демографический портрет “отказниц”

можно составить такой (19)

Возраст До 20 лет До 30 лет Свыше
% в возрастной группе % % %
1. Брачность:      
брак зарегистрирован 12,2 36,4
брак не зарегистрирован 60,0 38,5 18,2
вне брака 40,0 49,3 45,4
2. Социальное положение:      
рабочие 20,0 41,1 27,3
служащие 8,9 27,3
обслуживающий персонал 40,0 28,8 27,3
безработные 40,0 21,2 18,2
крестьяне 20,0 28,8 8,9
3. Место жительства:      
город 80,0 85,3 72,7
село 20,0 14,7 27,2
4. Наличие детей:      
1 ребенок 30,0 21,7 36,4
2 детей 10,0 17,8 40,0
3 и более детей 11,0 36,4
бездетные 60,0 49,5 9,1

 

Интересную модель формирования аномального материнского поведения предлагает Gellers R.J. (10).

Схема № 1.



2015-12-06 2083 Обсуждений (0)
Социальное сиротство как педагогическая проблема 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальное сиротство как педагогическая проблема

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2083)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)