Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика сопроводительной деятельности замещающей семьи



2015-12-06 2145 Обсуждений (0)
Методика сопроводительной деятельности замещающей семьи 0.00 из 5.00 0 оценок




В сопроводительной деятельности патронаж является специфическим ее видом. Основная его задача — забота о человеке таким образом, что патронаж может быть определен понятием «попечение». Это постоянные и интенсивные усилия, направленные на преодоление повседневных трудностей клиента. Патронаж часто является альтернативой помещению в стационар. Добровольными клиентами патронажа могут быть люди, которые в одиночку не могут справиться с повседневными заботами по причине собственных дефицитов компетенции, например, вследствие старческого слабоумия, психических нарушений, душевного расстройства, незнания языка и т.п., и имеют социальные проблемы (36).

Патронаж - (от фр. patronage — покровительство) (71).

Понятие "патронаж" заимствовано из медицины.

Медицинский патронаж — форма обслуживания на дому беременных, детей младшего возраста (до 3 лет) и некоторых категорий больных. Проводится лечебно-профилактическими учреждениями (женская консультация, детская поликлиника, различные диспансеры) с целью осуществления профилактических и оздоровительных мероприятий, обучения правилам личной гигиены и улучшения санитарно-гигиенических условий в быту. П. беременной женщины и родильницы осуществляет медсестра женской консультации или детской поликлиники, которая дает рекомендации по подготовке к материнству, по уходу за собственным здоровьем, знакомит с законодательством по охране прав и здоровья женщины. П. новорожденного проводится в первые 3 дня после выписки из роддома, в дальнейшем — ежемесячно врачом-педиатром. П. детей старше 1 года осуществляют по медицинским показаниям.

Осуществляется также П. больных с психическими нарушениями, парализованных и онкологических больных, находящихся в семьях. П. в диспансерах контролирует соблюдение больными режима и оздоровление условий жизни.

Патронаж медицинский. Заключается в проведении медицинскими работниками на дому профилактических, оздоровительных и санитарно- просветительных мероприятий; применяется в работе женских и детских консультаций, а также туберкулезных, психоневрологических диспансеров и других учреждений (73).

В социальной работе оно трактуется как систематические действия работников социальных служб, предусматривающие посещение клиентов, оказание им необходимых социальных услуг с целью предотвращения у них трудных жизненных ситуаций или оказание помощи в их преодолении.

Социальная работа начиналась как оказание помощи одиноким престарелым, в связи с этим патронаж до настоящего времени занимает одно из центральных мест в социальном обслуживании пожилых и инвалидов, находящихся в домашних условиях, лишенных помощи близких, не способных к передвижению или самообслуживанию. Им предоставляется помощь в виде социально-бытовых услуг, содействия в получении медицинской и иной помощи. Это помощь в приобретении продуктов и приготовлении пищи, уборке помещения и проведении гигиенических процедур, оплате коммунальных услуг и в других необходимых, совершаемых вне дома действиях. Кроме того, обученные социальные работники могут оказывать и элементарные медицинские услуги: измерить давление, сделать массаж и т. п. На обслуживании у каждого социального работника находится не менее б пожилых людей, и периодичность их выхода на дом составляет не реже двух раз в неделю. Это обслуживание может быть как бесплатным, так и платным, что зависит от дохода пожилого человека.

Патронаж является альтернативой помещению пожилого человека в стационарное социальное или медицинское учреждение.

С распространением сферы социального обслуживания на другие группы населения патронаж стал использоваться по отношению к семьям, которые относятся к группе риска и остро нуждаются в помощи специалистов по социальной работе; к этим категориям относятся также многодетные и неполные семьи, семьи, где есть ребенок или родители-инвалиды, семьи опекунов и т. д.

Нормативов, как по количеству патронируемых семей, так и по набору услуг, предлагаемых им, пока не разработано. Это в значительной мере определяется местными условиями, экономическими, организационными и кадровыми возможностями территорий. Все услуги в ходе патронажа семьи получают бесплатно.

Теория и психология социального патронажа семей практически не разработана. Классификация видов социального патронажа по направлениям работы включает: медико-социальный, социально-педагогический, социально- психологический, социально-трудовой и социально-правовой патронаж. Это деление в определенной степени условно, так как на практике патронаж семей носит смешанный или комбинированный характер.

Накопление опыта в области социального патронажа семей в настоящее время идет чисто эмпирическим путем в основном на базе учреждений такого типа, как центры социальной помощи семье и детям.

Социальный патронаж — одно из главных направлений функционала специалистов по социальной работе, которые составляют основную часть штатных сотрудников этих учреждений.

Патронаж как форма социально-педагогической деятельности, направленная на самостоятельное выполнение семьей программы разрешения кризисной или трудной жизненной ситуации.

Практика свидетельствует, что социальный патронаж семей существенно отличается от социального патронажа пожилых людей, прежде всего в том, что он не может рассматриваться как альтернатива помещению семьи в какое-либо учреждение. Он меньше всего связан с услугами по уходу за детьми, покупкой продуктов и т. п.

Социальный патронаж семей, как один из видов индивидуальной социальной работы с клиентом в лице семьи, имеет целью увеличение самостоятельности клиента, формирование у него навыков и умений самостоятельно строить свою жизнь.

Социальный патронаж. Патронаж — одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи — материальную, психологическую, образовательную и др.

Социальный патронаж. Патронаж — одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи — материальную, психологическую, образовательную и др. (18).

Социальный патронаж замещающей семьи, как один из видов индивидуальной работы, имеет целью увеличение самостоятельности клиента, формирование у него навыков умений самостоятельно строить жизнь (36).

Социальный патронаж включает: подготовительный, основной и заключительный этапы.

1. Подготовительный этап предполагает планирование посещение семьи клиента (договоренность с клиентом о време ни и дате визита), определение цели патронажа, выбор методов социальной диагностики, как правило, чаще применяется стан дартизированное интервью (специалист по социальной работе заранее разрабатывает сценарий проведения, продумывает и фиксирует вопросы), наблюдение.

2.Основной этап — посещение клиента на дому, проведение социальной диагностики (фиксировать необходимую информацию специалист может в тетради социального патронажа, где указываются фамилия, имя, отчество клиента, адрес, жилищно-бытовые условия семьи, наличие условий для отдыха, питания, организации досуга клиента) оказание консультативной помощи, социальных услуг.

Заключительный этап — подведение итогов социального патронажа, который включает анализ результатов социальной диагностики, разработку рекомендаций специалистом по социальной работе по выходу из трудной жизненной ситуации, оказание экстренной помощи, если клиент пережил экстремальную ситуацию. Происходит оформление результатов социального патронажа в виде акта обследования жилищно-бытовых условий семьи, в случае первичного обследования дополнительно заполняется социальная карта клиента (57).

В условиях низкой мотивации обращения семей именно за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы с семьей, как патронаж.

Центральный совет обучения и подготовки патронажных работников Великобритании определил патронаж как подотчетную профессиональную деятельность, которая позволяет индивидам, семьям и общинам идентифицировать личные, социальные и ситуативные трудности, оказывающие на них отрицательное воздействие. Патронаж помогает и дает им силы справиться с этими трудностями посредством поддерживающих, реабилитационных, защитных и коррекционных действий. Данное определение позволяет ясно видеть предмет патронажного вмешательства и задачи, которые должен решать патронаж.

За рубежом развитию социального обслуживания населения на дому способствовала высокая стоимость содержания нуждающихся лиц в больницах и других специальных учреждениях при ограниченном количестве оплаченных государством мест, поэтому в ходе патронажа осуществлялась чаще всего медицинская и хозяйственно-бытовая помощь, адресованная людям, испытывающим затруднения в самообслуживании и нуждающимся в постороннем уходе, т.е. престарелым и инвалидам.

В нашей стране подобный опыт также существует и реализуется педиатрическими службами, территориальными центрами социального обслуживания пенсионеров и инвалидов.

Медицинские и хозяйственно-бытовые услуги не исчерпывают возможности патронажа, в его рамках могут осуществляться различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи, поэтому посещение клиента на дому является неотъемлемой формой работы социального педагога во взаимодействии с семьей.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.

Поскольку семья, воспитывающая приемного ребенка, относится к тем категориям клиентов, взаимодействие с которыми может продолжаться в течение нескольких лет, периодические контакты, инициированные социальным педагогом, позволяют не терять связь с семьей, своевременно замечая здесь неблагоприятные процессы, облегчая и разрешая их.

Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения клиента, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможность информировать семью о предстоящем визите и его целях. В условиях недостаточного развития телефонной сети можно, например, при первом знакомстве с семьей сообщать о возможности посещения ее на дому в последующем, чтобы получить принципиальное согласие на такую форму работы.

Патронаж может иметь следующие цели:

- диагностические — ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых); исследование сложившихся проблемных ситуаций;

- контрольные — оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций специалистов и проч.;

- адаптационно-реабилитационные — оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи.

Необходимо отметить, что этика работы с клиентом (принцип действия в интересах клиента) требует, чтобы контролирующие и диагностические цели патронажа были завуалированы и отнесены на второй план, и семья ощутила пользу от визита социального педагога, а не испытывала бы чувство подконтрольности и зависимости.

Патронажи могут быть единичными или регулярными, в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей.

Целесообразны, например, единичные контрольные обследования семей на дому в кризисные возрастные периоды ребенка: 3 года, 7 — 8 лет, 14—15 лет, 17—18 лет. Эти посещения позволяют своевременно выявлять наличие поведенческих отклонений, отставание в речевом, интеллектуальном или физическом развитии ребенка, определять его адаптированность в детском коллективе (детский сад, школа), уровень контрацептивной культуры и состояние репродуктивных установок подростков и юношества, их готовность к профессиональному самоопределению, осуществлять профилактику дезадаптации. Патронаж также показывает, насколько семья справляется с реабилитацией ребенка, выполнен ли план реабилитационных мероприятий, какие дополнительные меры необходимо предпринять.

С запланированной периодичностью необходимо проводить патронаж семей, переживших кризисные ситуации. Например, следует неоднократно посещать семью на первом году помещения приемного ребенка с целью помочь в адаптации, освоить необходимые навыки по уходу и развитию ребенка.

Регулярные патронажи необходимы в отношении замещающих семей в период становления семьи, постоянное наблюдение за которыми позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Патронажи с образовательными целями осуществляются в отношении замещающей семей по мере необходимости. Доведение до сведения семьи важной информации становится удобным поводом для проведения контрольно-диагностического обследования.

В существующей практике контрольно-диагностические цели являются превалирующими в социально-педагогическом патронаже. Усиление его адаптационно-реабилитационного воздействия непосредственно связано с пониманием содержания социально-педагогической деятельности, ростом профессионализма социальных педагогов.

Таким образом, патронаж — одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение клиентов на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая устанавливать и поддерживать длительные связи с клиентом, своевременно выявляя проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Раздвигая пространственные и временные рамки взаимодействия, патронаж делает социально-педагогическую деятельность более эффективной (43).

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможность информировать семью о предстоящем визите и его целях.

Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей.

С запланированной периодичностью проводятся патронажи семей, имеющих конкретные проблемы. Например, неоднократно посещаются семьи, воспитывающие детей-инвалидов первого года жизни, с целью помочь преодолеть психотравмирующую ситуацию рождения больного ребенка, своевременно разрешить ряд социально-правовых вопросов (оформление инвалидности), освоить необходимые навыки по уходу и развитию ребенка.

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего проблемных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям (96).

Семейный патронаж — форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в ее распоряжении 24 часа в сутки, проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов в день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий. Срок социального пат­ронажа всегда ограничен. В зависимости от конкретных условий он может продолжаться 4—9 месяцев. Социальный педагог одновре­менно патронирует не более двух семей. Одновременно под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им прежде. Социальный педагог поддерживает доброжелательный контакт с ними и подключается к решению отдельных проблем этих семей.

А. К. Железнова предлагает выделить следующие этапы работы социального педагога с замещающей семьей в рамках патронажа.

1-й этап. Знакомство. Договор с замещающей семьей.

Работа с семьей начинается с заключения двухстороннего договора между семьей и образовательным учреждением в лице социального педагога (зав.службы сопровождения). Договор не имеет юридической силы. Его значение состоит в установлении «правил игры», очерчивании круга взаимных обязательств и прав, а также в закреплении в сознании сторон факта вступления во взаимоотношения для достижения общей цели.

2-й этап. Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.

Социальный педагог должен помочь сначала оформить имеющийся позитивный потенциал семьи в планы и намерения членов семьи, а затем способствовать воплощению этих планов и намерений в реальные действия, поступки, отслеживая последовательность целенаправленных действий по выходу из кризиса.

В основе мотивов к работе семьи с социальным педагогом лежат осознание семьей необходимости перемен; подчеркнутое внимание к семье со стороны социума; выдвижение реально достижимых целей; создание для членов семьи ситуации свободного выбора, в основе которого их позитивные намерения; хороший контакт, доверие членов замещающей семьи социальному педагогу; четкие представления о возможностях социального педагога образовательного учреждения и их границах, о способах и методах его работы; необходимая своевременная и разносторонняя (информационная, организационная, материальная и моральная) поддержка специалистов усилий членов семьи для достижения успеха; реальные результаты первых совместно предпринятых шагов, первые ощутимые перемены к лучшему; постепенное решение проблем.

3-й этап. Сбор информации о семье: применение широкого диапазона методов сбора информации; сбор информации на протяжении всего времени работы с замещающей семьей; сбор информации, необходимой и достаточной для работы с семьей; сопоставление информации из различных источников.

Специалист начинает свою работу со сбора точной, полной, достоверной, объективной информации о членах семьи и их ближайшем окружении в местах ее пребывания. Ему необходимо знать: состав семьи; характеристику внешних и внутренних контактов семьи; нормы, ценности, правила, представления данной семьи; способности и возможности членов семьи; уровень материального обеспечения, особенности организации быта; состояние здоровья, образ жизни и привычки членов семьи.

Социальный педагог по мере необходимости прибегает к кон­сультативной помощи специалистов и использует их заключения в своей работе.

Для сбора информации социальный педагог пользуется боль­шим набором методов. Прежде всего, это беседа с членами семьи и лицами из ее ближайшего окружения. Можно использовать та­кие разновидности беседы, как конструктивное интервью или беседа в расширенном составе (с привлечением других специали­стов, особо важных для данной семьи персон).

Социальный педагог активно применяет для сбора информа­ции диагностические методы. Диагностические процедуры про­водятся им самим, психологами, другими специалистами.

Составляются акт обследования жилищно-бытовых условий, Карта социальных связей семьи, Карта конфликта и т. п. Собран­ная информация заносится в Карту семьи, Карту ребенка, ана­лизируется социальным педагогом и другими привлекаемыми специалистами, насколько это необходимо для решения проблем семьи, охраняется, как конфиденциаль­ная, от посторонних лиц, служит основой для формирования базы данных по неблагополучным семьям.

Сбор информации о семье является перманентным элементом его работы. На основе информации он формирует отношения с семьей и планы совместной работы по выходу семьи из кризиса.

4-й этап. Анализ информации о семье.

Анализ информации о семье социальный педагог осуществля­ет с целью найти оптимальные подходы к решению проблем се­мьи и наиболее эффективные способы взаимодействия с ней. При этом он не только предоставляет имеющуюся у него информа­цию, но и постоянно черпает важную для него информацию о возможных теоретических и практических подходах к решению тех или иных проблем семьи.

5-й этап. Выведение семьи из социальной изоляции. План и контракт в работе с семьей.

Цели, задачи и перспективы работы социального педагога и семьи находят свое выражение в контракте. Контракт составляется социальным педагогом на основе анализа полученной информации вместе с членами семьи. В нем в краткой форме излагаются намерения сторон, принимаемые ими на себя обязатель­ства по выведению семьи из кризиса, указываются сроки этой работы.

Контракт намечает основные направления приложения усилий. Он не является юридическим документом, но призван повы­сить ответственность сторон и структурировать активность для получения желаемых результатов. При составлении контракта со­циальный педагог пользуется принципом необходимости и достаточности

Одновременно социальный педагог и семья совместно выра­батывают план ближайшего этапа (например, план на месяц или план достижения конкретного промежуточного результата), ко­торый содержит конкретные шаги для решения проблем семьи и сроки их осуществления. Контроль за осуществлением этих шагов в намеченные сроки проводит социальный педагог. Ответствен­ность за выполнение обязательств по контракту и текущих пла­нов возлагается на семью.

Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами. Социальный педагог организует сеть взаимодействия для решения проблем семьи из лиц, работающих в различных государственных и общественных организациях, связанных с се­мьей по долгу службы, и частных лиц, связанных с семьей эмо­ционально. Он координирует усилия различных организаций с тем, чтобы воздействие на семью было согласованным, своевре­менным и нужной интенсивности, соответствовало потребнос­тям ее развития. Социальный педагог оказывает семье информа­ционную и организационную помощь.

Информационная помощь заключается в предоставлении све­дений о режиме работы различных служб, о том, какие подборки документов необходимы для решения того или иного вопроса, об источниках интересующей информации.

6-й этап. Выход из семьи.

По окончании интенсивного периода работы социальный пе­дагог представляет Карту изменений семьи. Рассматривается во­прос о снятии семьи с социального патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года).

Супервизия— это, во-первых, профессиональное консультирование и сопровождение специалиста более опытным специалистом, исключающее формальный контроль и оценку; во-вторых, способ формирования продуктивных отношений для субъектов профессионального и межличностного взаимодействия, а также создания для них психологически комфортных условий.

Субъектом супервизии является супервизор — специалист, обладающий дополнительными квалификациями, которые позволяют ему проводить индивидуальное и групповое консультирование клиентов, обеспечивающее их творческую самореализацию, а также осуществлять консультирование других специалистов с учетом специфики их деятельности.

Супервизия — ограниченный во времени, последовательный процесс корректирующего консультирования и обучения, ориентированный на активизацию личностного и профессионального потенциала специалиста, осуществляемый одновременно с профессиональной деятельностью. Он может быть обращен к обучающимся из социальной сферы и сферы здравоохранения, а также к работающим в социальной сфере, независимо от того, работают ли они за плату или на общественных началах. Посредством рефлексии супервизия стимулирует и расширяет компетенцию восприятия, анализа и деятельности супервизанда с целью дальнейшего развития и улучшения ее эффективности и результативности. В супервизии находят применение различные методы. Работа проводится на основе системной, социально-интегративной, психодинамической и биографической концепций и вытекающих отсюда методов, методик и техник.

Супервизия (англ. supervision — «поверхностное наблюдение, контроль, руководство») появилась в социальной работе в Германии в начале 60-х гг., прежде всего под влиянием Нидерландов и США, сначала как составная часть кейсворк. Наряду с супервизией отдельного случая развивалась групповая, командная, руководящая и коллегиальная супервизия, а также супервизия в семейной терапии, супервизия жизни не только для социальных работников / социальных педагогов, но и для всех профессиональных групп, оказывающих влияние своими социальными услугами на жизнь клиентов. Более современной тенденцией является распространение супервизии на организационное развитие, консультирование по вопросам организации и сопровождение организационных процессов в управленческой сфере, экономике и специфических сферах услуг. «Получателями» супервизии в данном случае являются специалисты из названных сфер (напр., больниц, предприятий, фабрик или банков и т. п.).

Супервизия включает в себя следующие, обычно взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом уровни:

- уровень самовосприятия и постороннего восприятия и их взаимодействие;

- уровень восприятия профессионально-фиксированных ролей, как собственных, так и коллег, сотрудников и руководителей;

- уровень восприятия нуждающегося в помощи в его «роли клиента»;

- уровень узнавания, оценки и влияния организованной профессиональной или трудовой сферы;

- уровень реалистического осмысления общественной ценности социальной профессии и социальных специалистов. Важным элементом супервизии как методически организованного консультирования и рефлексии является контракт, в котором четко определены количество и плотность графика встреч, временные рамки, место супервизии, а также цель, форма отчета, шаги по оценке хода супервизии и сохранение в тайне содержания супервизии. Проведение супервизии предполагает квалифицированную подготовку или учебу (преимущественно сопровождающую работу по профессии), по окончании которой супервизоры могут работать с различными функциями (напр., организующей или руководящей) для организаций или самостоятельно.

Супервизия может быть ориентирована на: специальные группы клиентов (взрослые, дети или подростки, семейные пары, группы или семьи);

Супервизия - это процесс, в ходе которого супервизор и замещающая семья совместными усилиями пытаются прояснить ситуацию, а также повысить свой профессионализм.

Многие специалисты рассматривают супервизию, прежде всего, как способ индивидуального обучения (99).

Супервизия подразделяется на два вида: индивидуальная и групповая.

Групповая супервизия заключается в том, что бы супервизируемый получал помощь не толь от супервизора, но и от группы, а это, как правило, несколько мнений и видений проблем, таки образом он приобретает опыт видения сразу нескольких точек зрения на одну и ту же проблему. Часто взаимоисключающих.

Каган Н. считает, что очень важно помочь увидеть супервизируемый изменения в себе уже на первой супервизии, даже если собственная оценка в этой работе будет слишком критичной.

Супервизия в подготовке замещающих родителей имеет особое значение в организации и проведении специальных занятий. Супервизор – это профессиональный наставник, который способствует развитию ресурсов человека, но не изменяет его личность. Супервизантом не может быть сотрудник учреждения, самостоятельно, в силу ряда причин, не имеющий возможности разрешить свои профессиональные затруднения. Любая практическая деятельность связана с введением человека в новые профессиональные условия, которые иногда влияют на возникновение затруднений, тормозящих его рост. Но актуальность заключается в том, что процесс супервизии предоставляет возможность быстрее выявить и осознать замещающему родителю свои истинные , глубинные проблемы, которые создавали трудности в воспитании и взаимоотношениях с приемным ребенком.

Супервизорство образует поле деятельности, в котором два субъекта, один из которых обладает меньшим опытом, совместно размышляют над работой того, кто менее опыте. Во время такого обсуждения у супервизируемого происходят открытия и прозрения, приводящие к пониманию новых аспектов взаимоотношений между приемным ребенком и ним, другими членами замещающей семьи.

Методы индивидуальной супервизии

Супервизия осуществляется, как правило, в двух формах: индивидуальной и групповой. Каждая из этих форм имеет свои преимущества и недостатки. Индивидуальная супервизия отличается особой степенью доверительности. Она не только способна диагностировать трудности личностно-профессионального самоопределения и предложить персональные субъектно-окрашенные способы решения возникающих проблем с индивидуально рассчитанной калькуляцией соответствующих ресурсо- и энергозатрат, но и в значительной степени выполняет психологические и психотерапевтические функции.

В основе индивидуальной супервизии лежит категория индивидуальности, понимаемая как неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане индивидуальность в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.

Поскольку учет индивидуальности замещающего родителя является важным условием обеспечения эффективности супервизорского взаимодействия, супервизору необходимо знать основные подходы к этой категории, разработанные в современной науке.

В психологии с термином «индивидуальность» традиционно связывают изучение индивидуальных особенностей личности (прежде всего темперамента, характера, способностей). Индивидуальность — это «человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей», она «проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида».

Для Б.Г.Ананьева индивидуальность — высший уровень развития личности: «Если личность — "вершина" всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность — это глубина личности и субъекта деятельности» [3].

Таким образом, индивидуальная супервизия предполагает учет в консультационной практике типологических характеристик личности замещающего родителя, особенностей его коммуникационной культуры, уровня социальной компетентности, статусно-ролевых позиций в семье, мотивационную готовность к получению консультационной или иной поддержки, способность самостоятельно преодолевать трудности.

Супервизия является интегративным вариантом научно-методического сопровождения, требующим особо высокой квалификации от специалиста, осуществляющего этот процесс. Деятельность супервизора является более сложной по сравнению с деятельностью обычного консультанта, поскольку супервизор не только оказывает консультационную помощь замещающему родителю в ситуации воспитательного затруднения, но и осуществляет в процессе супервизии глубокую коррекцию и формирование педагогических установок замещающего родителя.

Особенностью супервизии является то, что в центре ее внимания оказывается не только поведение отдельного замещающего родителя, но и проекция этого поведения на систему межличностных отношений, складывающихся в семье. Поэтому коррекция установки замещающего родителя влечет за собой коррекцию формальных и неформальных отношений. Таким образом, объектом супервизии (как индивидуальной, так и групповой) является не только замещающая семья, как носитель проблемы, но и вся совокупность отношений, которая прямо или опосредованно эту проблему продуцирует.

Некоторые авторы (Г. Пельцер и др.) понимают индивидуальную супервизию как «диалог-диаду», отличающийся особой «профессионально-личностной интимностью», позволяющей супервизору глубоко вникнуть в сегодняшний образ замещающего родителя, и сделать совместную зарисовку портрета замещающей семьи.

К основным методам индивидуальной супервизии относятся проясняющее наблюдение, экземплярно-событийный метод и фокус-анализ.

Целью проясняющего наблюдения является выяснение сущности и причин затруднений замещающих родителей.

В процессе супервизии аналитическое деление ситуации интеракции может осуществляться в двух ракурсах: с точки зрения целостной перспективы и на микроаналитическом уровне.

В теоретическом плане первый ракурс рассмотрения опирается на постулаты гуманистической психологии, второй — поведенческой.

Микроаналитический уровень наблюдения предполагает изучение интеракции в деталях, т. е. рассмотрение процесса интеракции как последовательной смены соответствующих стимулов и реакций. В центре внимания в данном случае — поведение замещающего родителя в деятельности. Это наблюдение может стать исходной базой для проведения тренингов с целью отработки или изменения определенных поведенческих образцов. Такие тренинги могут проводиться с замещающими родителями и приемными детьми в индивидуальном порядке.

Таким образом, супервизор выступает в роли наставника, создает климат доверия, его позиция направлена на интеграцию в ней. Супервизор должен с уважением относиться к конфиденциальной стороне процесса супервизии. Организация и сопровождение процесса проходит с позиции уважения и принятия взглядов каждого человека.

Такое глубинное и детальное взаимодействие зависит от наличия взаимного уважения и доверия между супервизируемым и супервизором: присутствия у первого веры в благожелательное отношение к себе со стороны второго, к его способности учитывать потребности обоих, и присутствие у второго уважения к целостности первого и к его желанию учиться. Далее, такое доверие зависит от способности супервизора сохранять границы этого пространства не только посредством обеспечения соответствующего места работы, регулярной периодичности встреч но и «благодаря постоянному вниманию к основной задаче, заключающейся в оказании помощи» (Szec-sody, 1997).

Наблюдение с точки зрения целостной перспективы позволяет воссоздать образ замещающего родителя без учета отдельных деталей его поведения. Такое восприятие лежит в основе рефлексии деятельности, позволяет оценить педагогический стиль замещающего родителя, общие способы ведения коммуникации с приемными детьми и осуществления с ними интеракции, а также пути реализации развивающих целей социализации.

Выбор вида проясняющего наблюдения зависит от категории замещающих родителей, по отношению к которым оно используется. Для анализа деятельности начинающих замещающих родителей предпочтительным является анализ на микроаналитическом уровне, позволяющий увидеть недостатки в педагогической технике, методические, психологические, коммуникативные затруднения. Для анализа деятельности более опытных замещающих родителей основным является наблюдение с точки зрения целостной перспективы.

Проясняющее наблюдение включает в себя несколько этапов.

Первый этап предполагает предъявление замещающим родителем «заказа» на прояснение ситуации, в котором указываются конкретные проблемы и трудности, подлежащие специальному рассмотрению. На этом этапе супервизору необходимо отделить существо проблемы, побудившей замещающего родителя обратиться за помощью, от интерпретации этой проблемы самим родителем, ибо эта интерпретация носит субъективный характер.

Второй этап включает выделение критериев прояснения ситуации и составление плана проясняющего наблюдения. На этом этапе существенным является согласование понятий, отражающих процессы и явления, за которыми будут вестись наблюдения. Например, если изучается в воспитательном процессе использование методов, то супервизор и замещающий родитель должны прийти к единой трактовке этого термина. Важным элементом данного этапа является операционализация проблемы, т.е. конкретизация, мысленный перевод в ожидаемые или желаемые поведенческие реакции ил



2015-12-06 2145 Обсуждений (0)
Методика сопроводительной деятельности замещающей семьи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика сопроводительной деятельности замещающей семьи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2145)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)