Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Шаг 3. Клиент размышляет, приемлемо ли для него новое решение




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Если решение не совсем устраивает его, можно попробовать иные варианты.

Существует много вариантов использования технологии «семейная скульптура». Могут обсуждаться не только вся скульптура в целом, но и ее отдельные части. Специалист может также задавать следующие вопросы: 1. (каждому члену семьи): Как вы чувствуете себя на этом месте среди ваших родственников? 2. (всей семье): Явилась ли данная скульптура сюрпризом для вас? 3. (каждому члену семьи): Знали ли вы раньше, что скульптор воспринимает вас именно так, как он это изобразил? 4. (всей семье): Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как это изображено в скульптуре? 5. (скульптору или семье): Какие изменения в функционировании семьи вы бы хотели видеть? 6. (скульптору, прежде всех других вопросов): Придумайте название вашему произведению. Можно также организовать прямо на сессии обсуждение семьей, скульптором и специалистом проделанной работы. Скульптура может быть использована и при индивидуальной психолого-педагогической работе - тогда роли членов семьи могут исполнять мебель или другие большие предметы, находящиеся в кабинете. Хотя в таком подходе может ощущаться дефицит живого присутствия членов семьи. При этом скульптура не должна слишком жестко интерпретироваться, имея ввиду, что она отражает лишь субъективное мнение одного из членов семьи, субъективную реальность его внутреннего мира, но не объективную внутрисемейную ситуацию.



Хорошие результаты в работе с замещающей семьей дает комплексное использование технологии «Семейная скульптура» и «Семейная реконструкция, предстающая собой технологию интеграции собственного (личного) опыта и семейной истории.

Цель применения «Семейной реконструкции» - переработка опыта, полученного в родительской семье, в том числе и травматичного, освобождение от негативного, тормозящего, ограничивающего влияния семейной истории на текущую жизнь для оживления потенциальных ресурсов, повышения эффективности (успешности, гармонии) существования и полноценного развития личности. Использование реконструкции основано на представлении о семейной истории, правилах и мифах, как важных параметрах семейной системы.

Семейная история включает в себя историю прародителей, опыт прежних браков и связей, которые привносит человек в свою нынешнюю семью. Из своей родительской семьи часто воспроизводятся стереотипы и особенности взаимодействия, правила и мифы, ожидания и потребности.

Семейные правила - «это распределение семейных ролей и функций, определенные места в семейной иерархии", гласная или негласная договоренность, «что позволено, а что нет, что хорошо, а что плохо» (3).

Семейный миф - это объединяющая всех членов семьи идея, образ, знание, история или идеология. Миф определяет поведение членов семьи, диктует нормы внешнего и внутреннего взаимодействия, в особенности при переживании семьей кризисных ситуаций, при изменении состава, границ и условий существования семьи. Признание и уважение семейного мифа очень важно в работе с замещающей семьей, особенно на этапе установления контакта с ней, иначе семейные защиты сделают работу специалиста непродуктивной.

Семейная реконструкция - длительный процесс, условно вся работа по реконструкции семейного опыта может быть разделена на три этапа:

- подготовительный. Члены замещающей семьи осуществляют поиск информации (встречается с бабушками, дедушками, тетями, дядями, троюродными сестрами или братьями и т.д., пишут письма родственникам или запросы в учреждения, собирает фотографии или документы).

Существует много вариантов, которые можно предложить замещающей семье как задание или способ систематизации полученной информации о семье. Любое из заданий готовится дома, а «результат» приносится в группу или специалисту на занятие: генограмма (предварительно терапевт должен объяснить условные обозначения); семейная хроника (даты рождения, смерти, замужества/женитьбы, поступлений в школу и т.д., значительные (или любопытные, комичные, страшные, интересные и другие) факты, происшествия…); интервью с членами семьи (занятия, места жительства, политические взгляды, интересы, хронические болезни, персональные стили общения, беспокойства и страхи, печали и радости, тайны и многое другое); семейное пространство; семейные фотографии; слайды, любительские кино- и видеофильмы; семейный архив (что храниться? Как храниться? Зачем? Для кого? Как долго? Кто просматривает или чистит архив?…); коллекции (картины, пластинки, значки и т.д. - Что? Как? Зачем? Для кого? Кому показывают, а кому нет? Для чего показывают?…); семейные реликвии и значимые предметы/вещи (часы, украшения, свадебные платья, первые зубы и локоны, игрушки, газеты…); традиции, приметы, легенды; семейная «поваренная книга».

Этап предъявление семейной истории. Наработанный материал замещающая семья приносит на групповое занятие, где рассказывает о семейной истории. Специалист имеет возможность прояснить ситуацию с помощью вопросов: Что в сегодняшней Вашей жизни является помехой? Что сковывает? Что мешает? От чего хочется освободиться? Какие аспекты семейной истории Вас «нагружают» или кажутся загадочными? Что Вы хотите лучше понять, а может быть даже изменить?

Этап интеграции личного и семейного опыта. На этом заключительном этапе с помощью различных техник происходит терапевтическая интервенция. К техникам, которые могут быть использованы на этом этапе работы относятся: «метафорическое, символическое выражение семьи в виде: кукол, кукольного театра и т.п.», «образы-воспоминания», «семейная расстановка», психодраматическое проживание сцены, сна, эпизода, истории, например, «семья за обеденным столом» и т.п.

Следующая технология, которая применяется в работе с замещающей семьей соломенная башня.

Соломенная башня – эта социометрическая технология, адаптирована Пекманом (Peckman, 1984) из групповой работы для использования в семейной терапии, позволяющая специалисту (психологу, социальному педагогу) выявить лидеров в семье, умение убеждать друг друга, проследить структуру и проблемы во взаимоотношениях в ней, их границы, взаимную поддержку, внутрисемейные союзы, изолированных индивидов и другую социальную динамику в системе семейных отношений, наблюдая, как члены семьи ведут себя в ситуации, требующей совместных усилий.

Членов замещающей семьи просят взять коробочку с соломкой, клейкую ленту и вместе построить соломенную башню. При выполнении поставленной задачи члены семьи ведут себя так же, как и в обычной жизни.

Ставя перед клиентами задачу построить "соломенную башню", специалист получает возможность наблюдать поведение семьи не по их рассказам, а непосредственно во взаимодействии.

Для каждой семейной группы, строящей соломенную башню, нужен пакет с приблизительно ста соломинками и клейкая лента. После того как члены семьи согласились выполнить предложенную задачу, им даются следующие инструкции: "Мне бы хотелось, чтобы вы все вместе взяли вот эту соломку и построили соломенную башню. Я бы хотела, чтобы при построении башни вы попытались бы совместно достичь определенных целей. Ваша башня должна быть оригинальной по форме, красивой, хорошо сконструированной, то есть способной стоять без поддержки, долговечной и переносимой на расстояние. Вы должны уложиться в отведенное время (рекомендуется 10-15 минут)". Далее даются рекомендации первые пять минут строить башню, не говоря друг другу ни слова. Это требование может увеличить фрустрацию и позволит, обойдя некоторые барьеры, выявить различные уровни взаимодействия в этой семье. Специалист засекает время, и пока семья начинает свою работу в его задачу входит проанализировать: насколько организованно семья распределила обязанности; кто занял лидирующую позицию (начал командовать); на сколько уважительно члены семьи относились друг к другу; какую роль в этом процессе играл ребёнок; не был ли кто то обижен, агрессивен, или не задействован в выполнении задания. Специалист может также вмешаться в процесс, давая советы, вступая в союзы с внутри-семейными подсистемами, чтобы помочь им увидеть, что они делают, объяснить им происходящее с психолого-педагогической точки зрения, так чтобы и члены семьи могли бы включиться в изучение процесса. Семья и специалист обсуждают задание, при этом члены семьи оценивают свое положение в семье, делясь друг с другом своим пониманием занимаемого ими места во внутрисемейных отношениях. Эта технология позволяет специалисту гибко влиять на эти процессы в зависимости от того, какие аспекты внутрисемейного взаимодействия специалист хотел бы пронаблюдать, и какие структурные изменения он хотел бы произвести в данной семье.

Однако для того, чтобы понять, как лучше применять данную технологию, необходимо заранее сформулировать рабочую гипотезу.

Данная технология может применяться в различных вариантах. В некоторых случаях семья может быть разбита на подгруппы, каждой из которых поручается построить башню. Этот способ может быть использован еще и для того, чтобы подчеркнуть или изменить существующие структурные границы. Например, специалист может попросить отца и мать построить башню вдвоем, а сына и дочь поодиночке, чтобы выделить границы отношений "родители - дети". Можно соединить в упражнении одного из родителей, поручив ему руководить строительством башни, со своим ребенком. Примером парадоксальной интервенции в данном случае может служить разрешение пятилетнему малышу самому руководить конструированием или строительством башни, что, в свою очередь, помогает родителям увидеть, какую долю власти и контроля они дают своему ребенку. В упражнении можно использовать различные предметы и игры, например, строительные блоки, загадки и многое другое. Если специалист хочет поставить акцент на соревновательном аспекте технологии, то оно проводится в виде игры-состязания. После того, как члены семьи завершат дискуссию о выполненном упражнении, специалист может попросить проделать его снова, на этот раз, чтобы достигнуть (закрепить) более высокой степени взаимодействия.

В совей совокупности применение данных технологий позволяет специалистам повысить уровень педагогической компетентности замещающих родитель, снизить уровень тревожности у взрослых и детей, анализировать свои поступки, научиться устанавливать позитивные межличностные отношения.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение «социально-педагогическая технология».

2. Перечислите виды технологий и охарактеризуйте их.

3. Раскройте сущность технологии «Мозартика»

4. Какие вам известны технологии, применяемые в работе с приемными детьми и их замещающим родителями.?

Рекомендуемая литература

 

1. Дудченко В. С. Инновационные технологии: Учеб.-метод. пособие. — М., 1996.

2. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - М., 2007.

3. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методики технология работы социального педагога. – М., 2007.

4. Управление случаем в социальных служба и при междисциплинарном взаимодействии в решении проблем детей /Сост Х. Хаубро. – М., 2005.

 

 


Библиографический список

1. Азизова Ю.П. Усыновление (удочерение) по советскому семейному праву: Дисс. …канд. юрид. наук. - М., 1987.

2. Альтернативный доклад о положении детей в Российской Федерации //Защити меня! – М., 1999.

3. Андреева Д.А. О понятии «адаптация». Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе //Человек и общество. – Вып. 13. – ЛГУ, 1973.

4. Басов Н.Ф., Басова В.М. История социальной работы и педагогики в России. – Кострома, 1999.

5. Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. Социальный педагог: Введение в профессию. – М., 2006.

6. Басова В.М., Захарова Ж.А. Формирование социально-педагогической компетентности у приемных родителей (усыновителей). – Кострома, 2003.

7. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. – 2005.

8. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.

9. Бранька З. Влияние насилия в семье на социально-педагогическую адаптацию школьников //Вестник КГУ, 2006. - № 3. – С. 237 – 239.

10. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Панкратов М.Г., Природа раннего социального сиротства и мера его предупреждения. – М., Сыктывкар, 1994.

11. Гузеев В. В. Системные основания образовательной технологии. — М., 1995.

12. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998.

13. Государственная семейная политика: региональные модели организации социального обслуживания семьи и детей /Науч. ред. В.К. Зарецкий. – М., 2006.

14. Гринберг С.Н., Е.В. Савельева, Н.В. Вараева и др. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги. – СПб., 2007.

15. Дементьева И.Ф., Олиференко Л.Я. Приемная семья – институт защиты детства. – М., 2000.

16. Детство: Краткий словарь-справочник. – М., 1996.

17. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска. – М., 2008.

18. Дивицына Н.Ф., Миронова Л.К. Социальная работа в вопросах и ответах. – М., 2006.

19. Дудченко В. С. Инновационные технологии: Учеб.-метод. пособие. — М., 1996.

20. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогики. – М., 2006.

21. Елизаров В.В. Семья в условиях демографического кризиса. – М., 2004.

22. Восстановительный подход в работе с несовершеннолетними (зарубежный опыт) /Под ред. Л.М. Карнозовой. – М., 2005.

23. Зайнышев И.Г., Кононова Л.И., Золоторева Т.Ф. Технология социальной работы. – М., 1998.

24. Запорожец А.В. Методология и методика семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – М., 1991.

25. Захарова Ж.А. Программа подготовки замещающих родителей. – Кострома, 2006.

26. Захарова Ж.А. Подготовка замещающих родителей к новой роли // Народное образование, 2008. - № 4.- С. 249 – 253.

27. Захарова Ж.А. Программа подготовки специалистов к сопровождению замещающей семьи. – Кострома, 2008.

28. Захарова Ж.А., Осипова И.И. Замещающая семья. – М., 2005.

29. Зритнева Е.И. Социология семьи. - М., 2006.

30. Иванова Н. Социальное сиротство в России //Защити меня! М., 1999.

31. Ильина Т. А. Понятие «педагогическая технология» в современной буржуазной педагогике //Советская педагогика. — 1999. — № 9.

32. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - М., 2007.

33. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. — М., 1989.

34. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000.

35. Красницкая Г.С. Усыновление, вопросы и ответы. – М., 1997.

36. Лексикон социальной работы/Под ред. С.М. Кибардиной, С.И. Михайловой и др. – 2-е изд., испр. и доп. – Вологда, 2001.

37. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия /Ред. сост. В.С. Мухина. – 1991.

38. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. – М., 2003.

39. Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М., 2001.

40. Матвиенко И.В. Социально-педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот в приемной семье. – Дисс. …канд. пед. наук. – М., 2006.

41. Матвейчик З.Я. Семья и социальная работа. – М. 2006.

42. Методика воспитательной работы/ Под ред. В.А. Сластенина. - 6-е изд., стер. – М., 2008.

43. Методика и технология работы социального педагога /М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М., 2002.

44. Методическая деятельность: Словарь-справочник /Науч. ред. Е. В. Титова. — Л., 1991.

45. В.А. Мижериков, Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2002.

46. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2000.

47. Нечаева А.М. Об усыновлении детей и подростков. – М., 2004.

48. Никитина Л.Е. Технология социально-педагогической работы: Краткий анализ //Воспитание школьников. - 2000. - № 10. - С.15.

49. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2007.

50. Новые технологии обучения на ФПКП: Теория, опыт, проблемы. - М., 1991.

51. О состоянии использования законодательства при усыновлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и практика прокурорского надзора //Народно образование, 2000. - № 3.

52. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001.

53. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1990.

54. Орлов В. И. Методические основы обучения. — М., 2002.

55. Ориентиры партнерства: информационно-методический бюллетень. Специальный выпуск. //Под ред. И.Г. Леоновой. – М.: Центр «Социальное партнерство», 2008. - 64 с.

56. Ослон В.Н.Приемная семья — кризисы первого года //Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе /Под ред. В.Н. Стегния. Т. 2.- Пермь, 2000.

57. Основы социальной работы /Под ред. Н.Ф. Басова. – 3-е изд., стер. – М., 2007.

58. Основные законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по защите прав ребенка. – М., 2006.

59. Основы социальной работы /Под ред. Н.Ф. Басова. – 4-е изд., стер. – М., 2008.

60. Педагогическая технология: (Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников) /Сост. Н.Е. Щуркова. — М., 1992.

61. Посысоев О.Н. Основы концепции психолого-педагогического сопровождения приемной семьи /Концепции ведущих ученых института педагогики и психологии ЯГПУ. – Ярославль, 2006.

62. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. – 3-е изд. – СПб., 2007.

63. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот /Под ред. С.Б. Карниловой. – Вып. 1. – Ярославль, 2005.

64. Рожков М.И. Юногогика. – Ярославль, 2006.

65. Сафонова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе. – М.: Академия, 2002.

66. Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы. – 2.е изд. – М., 2008.

67. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. М., 2002.

68. Симонова Г.И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся. – Киров, 2005.

69. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М., 2000.

70. Словарь по социальной педагогике/Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М., 2002.

71. Словарь-справочник по социальной работе /Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 2000. – М., 1997.

72. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. — М., 1996.

73. Социальная геронтология: Словарь-справочник /Авт.-сост. Н.Ф. Басов. – М.: Социально-технологический институт, 2000.

74. Социальная педагогика /Под ред. В.А. Никитина. – М., 2000.

75. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение (материалы и статьи научного исследования кафедры социальной педагогики РГПУ им. Герцена и факультета «Экология детства) – СПб. - Тюмень, 2002.

76. Социология семьи /Под ред. А.И. Антонова. – М., 2007.

77. Социальная работа /Под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2008.

78. Социальная работа и педагогика: словарь-справочник /Под ред.Н.Ф. Басова. – Кострома, 2009.

79. Социальная работа с молодежью /Под ред. Н.Ф.Басова. – М., 2008.

80. Титова Е.В. Если знать как действовать: Разговор о методике воспитания. – М., 1993.

81. Титова Е.В. Методика воспитания. – СПб., 1996.

82. Титова Е. В. Что такое методика воспитания: Анализ понятия // Проблемы школьного воспитания. — 1995. — № 1.

83. Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. – В 2-х частях. – М., 2000.

84. Тощенко Ж.Т. Социология. – М., 1998.

85. Управление случаем в социальных служба и при междисциплинарном взаимодействии в решении проблем детей /Сост Х. Хаубро. – М., 2005.

86. Хавигхерст Р.Г. Задачи в подростковом возрасте. – М., 2001.

87. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. – М., 1993.

88. Шахманова А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста /Под ред. С.А. Козловой. – М., 2005.

89. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., Академия, 2002.

90.Шакуров Р.Х. Социально психологические основы управления руководитель и педагогический коллектив. – М., 1980.

91. Шеляг Т.В. Семейный образ жизни и семья в современных условиях /Вестник социальной работы, 1994 - № 1.

92. Шеляг Т. В. Современна семья и социальная работа. – М., 1999.

93. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2001.

94. Шишковец. Т.А. Справочник социального педагога. – М., 2005.

95. Штернберг Л. Мама для Аллианы //Ридерз Дайджест, 2000, январь-февраль.

96. Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. – М., 2008.

97. Щербакова Т.Н. Социальная педагогика в тестах, заданиях, упражнениях – М., 2007.

98. Щуркова Н.Е., Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания: Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе. – М., 2004.

99. Якобс Д., Девис П., Мейер Д. Супервизорство. Техника и методы коррекционного консультирования. – СПб., 1997.

100. Denzin Norman K. The Research Act. A Theoretical Introduction to Sociological Methods. New Jersey, 1989.

101. http://www.rost.ru/news/2008/04/021747_13518.shtml.

102. http://www.zanimaem.ru/articles/52/186.


103.Приложение № 1.

Программа




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1018)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.034 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7