Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Для детей третьей возрастной группы



2015-12-06 1295 Обсуждений (0)
Для детей третьей возрастной группы 0.00 из 5.00 0 оценок




(подростки 11-15 лет)


Перспективный план

Приоритетным направлением в деятельности на 3 ступени (возрастная группа 10-15 лет) является социально-педагогическая реабилитация, профориентация, целеполагание, поло-ролевая идентификация, экономическая грамотность , умение интегрироваться в микро и макросоциуме на основе коммуникации. Поскольку в данной возрастной группе больше используются такие формы устройства как семейные центры и патронат, то работа больше направлена на подготовку будущего семьянина.

 

 

Цели и задачи Темы и рассматриваемые вопросы Формы и методы работы
Блок 1. «Диагностический»

 

Цель: оценка актуального уровня развития ребенка и определение проблемной области.   Задачи: · Собрать информацию о ребенке · Познакомиться с особенностями развития ребенка 1.Проводится углубленное а)психологическое обследование:   - актуального уровня развития; интеллектуальной сферы; - мотивационной (на предмет помещения в семью); - коммуникативных навыков; - отношения к себе, сверстникам и взрослым, - интересов; профессионального самоопределения, - ценностных ориентаций; - эмоционально-волевой уравновешенности, характерологических особенностей; - опасений и страхов, их содержания, проявления в поведении, техники совладания, которые использует ребенок; - тип поведения ребенка в ситуации, близкой к травмирующей; -социально-психологической адаптированности; - семейных установок   б) социально-педагогическое:   - взаимоотношений с кровными родственниками; - воспоминания прошлой жизни; - навыков самообслуживания; - школьной успеваемости.   в) медицинское: - обследование состояние здоровья; - выявление хронических заболеваний.   2. На основании полученной информации составляется план помощи ребенку, и выбираются специалисты, ответственные за подготовку ( социальный работник, социальный педагог, психолог).   Используются тесты, опросники, анкеты, проективные методики, наблюдения за поведением в различных ситуациях ( общение со знакомыми и незнакомыми взрослыми, со сверстниками),анализ игровой и продуктивной деятельности, беседы. 2. Изучаются документация, характеристики на ребенка, творческие работы, заключения специалистов, медицинские карты.
Блок 2 «Подготовительный»
Цель: расширение знания детей, представ­ления о семье, ее функциях и значении в жизни каж­дого чело­века, формирование образа будущей семьи.   Задачи: · Развить навыки конструктивного взаимодействия. · Познакомить с правами и обязанностями членов семьи. · Выстраивание представления ребенка о своем прошлом, причинах перемещения и перспективах на будущее. · Сформиро­вать прак­тические навыки ведения домашнего хозяйства (проигрывание ситуаций, возникающих в семье) · Отработать актуальные проблемы и особенности эмоционального реагирования, направленные на самопринятие (формирование навыков рефлексии и самоконтроля)   1. Этап групповой работы , в процессе которого происходит формирование умений и навыков общения, развитие самосознания, расширение представлений о функции и задачах семьи. Включает следующие темы: Тема 1. Что такое «семья», её функции: Нравственные основы в семье. Тема 2. Роль отца и матери в семье. Семейный долг. Поло- ролевая идентификация Тема 3. Психологический климат в семье, совместимость. Физическое и психическое здоровье чле­нов семьи. Тема 4. Бюджет и хозяйство семьи: а) деньги и их функции; б) экономика семейного бюджета; в) планирование бюджета. Доходы и расходы. рациональные способы ведения домашнего хозяйства (экономическая игра) Тема 5. Роль домашней работы в жизни семьи. Домашний труд, распределение обязанностей в семье . Тема 6. Эстетика быта: создание уюта в семье, красота и самобытность дома. Тема 7. Основы конструктивного общения: а) общение (виды) ; б) умение говорить и принимать комплименты; в) выражение просьбы и отказа несогласие; г) правила активного слушания. (тренинг) Тема 8. Саморегуляция и рефлексия. (Аутогенная тренировка) Тема 9. «Я- высказывания». Вербализация чувств. Тема 10 . Конфликты: конструктивные и деструктивные. Способы разрешения конфликтов. (тренинг) Тема 11. Я о себе, другие обо мне. (самодиагностика). Тема 12. Мое прошлое и настоящее. Проектирование будущего. Тема 13. Есть проблема. Где ресурс. (заключительное занятие). 2.Индивидуальные консультации воспитанников. 1. Специально организованные занятия: • беседы; • работа с пословицами о семье, семейных отношениях; • составление рассказа (о ком-то, о чем-то «Расскажи мне обо мне»); • разбор ситуаций на определенную тему; • дискуссия, диспут; • устный журнал; • рассматривание картин, иллюстраций, предметов, фотографий; • выставка высказываний на определенную тему; • практические занятия; • сочинения детей на заданную тему; • рисунки на определенную тему • оформление семейных альбомов; 2. Тренинги, ролевые игры 3. Видеофильмы 4.Анкеты, тесты.  
Блок 3 «Гостевой»
Цель:знакомство детей с семейным укладом жизни, с потенциальными приемными родителями в условиях совместного проживания и в процессе совместной жизнедеятельности (притирка).   Задачи: · Расширить представления о семейном проживании · Помочь ребенку почувствовать себя социально значимой личностью · Создать у детей представления о том, как строятся семейные отношения, рассчитывается бюджет, распределяются обязанности по ведению хозяйства, · Продемонстрировать образцы отношений (родитель-ребенок, ребенок-ребенок) · Предоставить возможность приобретения опыта совместной жизнедеятельности, семейного жизнеустройства 1. Знакомство потенциальных родителей с данными о детях, личное знакомство с ребенком, кратковременная совместная деятельность: прогулки, посещение кино, цирка и т.п. 2.Посещение семьи ребенком в выходные дни. 3.Проживание в потенциальной приемной семье во время школьных каникул 4.Как вариант помещение в семью с заключением договора на три месяца. Совместное планирование дел, бюджета. Совместная деятельность. Развлечения в кругу семьи (конкурсы, викторины, пение песен, инсценирование сказок, чтение стихов и пр.). Семейные игры. Семейные круглые столы Составление семейных газет, альбомов. Наблюдение за ребенком в повседневной жизни, в игровой и досуговой деятельности.    
           

 


Структура занятия.

Каждое занятие состоит из трех частей: разогрев, действие, рефлексивный круг.Стадия разогрева включает в себя упражнения –энергизаторы, которые поднимают настроение и энергетику в группе, отключают от проблем и тревог, работают на сплочение группы и установление контактов. На этой стадии ведущий использует упражнения, мотивирующие на изучение темы, активное включение в работу. Стадия действия предполагает проведение 1-2 крупных или 3-4 небольших упражнений , непосредственно связанных с темой занятия. Рефлексивный круг направлен на осознание участниками полученного опыта.

Одно занятие рассчитано примерно на 1 час 30 минут – 2 часа. В случае необходимости оно может быть разбито на два . Представленная программа включает 14 тем, рассчитанных на 4 тренинга, 3 игры, 7 занятий , которые проводятся 2-3 раза в неделю по возможности психологом ( психологическую подготовку) и социальным педагогом ( социальная ориентация). Часть занятий по организации хозяйственной деятельности в семье может провести воспитатель.

 

Тематический план занятий

 

№ п/п Название темы Количество учебных часов Ответственный
Тема 1 Что такое «семья», её функции: Нравственные основы в семье.   социальный педагог, воспитатель
Тема 2. Роль отца и матери в семье. Семейный долг. Поло- ролевая идентификация (тренинг)   психолог, социальный педагог психолог
Тема 3. Психологический климат в семье, совместимость. Физическое и психическое здоровье чле­нов семьи. психолог, социальный педагог
Тема 4. Бюджет и хозяйство семьи: а) деньги и их функции; б) экономика семейного бюджета; в) планирование бюджета. Доходы и расходы. рациональные способы ведения домашнего хозяйства (экономическая игра) воспитатель
Тема 5 Роль домашней работы в жизни семьи. Домашний труд, распределение обязанностей в семье . социальный педагог
Тема 6 Эстетика быта: создание уюта в семье, красота и самобытность дома социальный педагог, воспитатель
Тема 7. Основы конструктивного общения: а)общение (виды) ;б) умение говорить и принимать комплименты; в) выражение просьбы и отказа несогласие; г) правила активного слушания. (тренинг) психолог
Тема 8. Саморегуляция и рефлексия. (Аутогенная тренировка) психолог
Тема 9. «Я- высказывания». Вербализация чувств. психолог, социальный педагог
Тема 10 Конфликты: конструктивные и деструктивные. Способы разрешения конфликтов. (тренинг) психолог
Тема 11 Я о себе, другие обо мне. (Самодиагностика). психолог
Тема12 Мое прошлое и настоящее. Проектирование будущего. психолог, социальный педагог
Тема13. Есть проблема. Где ресурс? ( итоговое занятие) психолог, социальный педагог
  Всего 44 часа  

 


ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

(краткое содержание занятий.)

 

Занятие №1

Тема: «Что такое семья, её функции. Нравственные основы в семье».

 

Цели и задачи:

· введение участников в контекст работы;

· расширение представлений детей о роли и месте семьи в жизни человека;

· нормативно-правовая основа создания и функционирования семьи.

 

Оборудование и наглядность.

-мяч;

- карандаши или фломастеры;

- бумага формата А 3;

- 4 веревки по 1 м и 6 по 6 м;

- старые журналы;

- картон;

- доска.

 

План.

1. Информирование участников о целях и возможных результатах групповой формы работы.

2. Знакомство. Упражнения на разогрев.

3. Беседа «Взаимоотношения в семье».

· Родители и дети, «трудные дети и трудные родители».

· Что такое дружба.

· Любовь и семья.

· Моя семья.

· Семейный портрет.

· Секреты семейного счастья.

· Мои права в семье.

· Генеалогическое древо.

5.Обсуждение: «Как я понимаю «семейное счастье?»

6. Подведение итогов.

 

Занятие №2

Тема: «Роль отца и матери в семье. Поло- ролевая идентификация» (тренинг)

Цели и задачи:

· формирование представлений о стереотипах поведения мужчины и женщины:

· создание условий для поло-ролевой примерки;

· формирование позитивного образа «Я»;

· знакомство с этическими и нравственными составляющими семейных отношений;

· осознание и принятие своего семейного опыта.

 

Оборудование и наглядность.

-мяч;

- бланки с рисунками для упражнения «Мир мужчины и мир женщины»;

- карандаши или фломастеры;

- список качеств мужчин и женщин;

-карточки с описанием ситуаций к упражнению «Семейные проблемы»;

- бумага - цвет­ная, гофрированная, папиросная, оберточная, газеты, много журналов, старые книги;

- два больших листа картона;

- тексты теста «Знаете ли вы психологию мужчины и женщины».

 

План.

 

Тренинг поло- ролевой идентификации:

 

1.Знакомство и приветствие.

2.Моя семья Представления о своей будущей семье.

- Упражнение «Кто Я?».

- Упражнение «Мир мужчины и мир женщины»

- Тест «Знаете ли вы психологию мужчины и женщины».

- Сочинение «Я —...» (тема дописывается каждым индивидуально:

«Я — мужчина», «Я — женщина»)

- Обсуждение «А какие поводы есть у нас, чтобы порадоваться, что ты женщина ( мужчина)?»

- Упражнение «Счастливый брак – это…»

- Выбор будущего партнера, качества избранника.

- Выстраивание отношений с противоположным полом.

- Поло- ролевые игры «Как научиться решать проблемы, чтобы сохранить семью?»

3.Подведение итога.

 

Занятие №3

Тема: «Психологический климат в семье, совместимость. Физическое и психическое здоровье чле­нов семьи».

 

Цели и задачи:

· расширение представлений о здоровом образе жизни;

· формирование понимания значимости здоровья для семьи, продолжения рода;

· овладение социально-психологическими знаниями;

· развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей

 

Оборудование и наглядность.

- карандаши или фломастеры;

- бумага;

- карточки детского лото с изображением предметов (одежды, мебели, продуктов питания);

-доска.

 

План.

1. Упражнения на разогрев.

2. Беседа:

- «Здоровье человека, его составляющие»;

- «Здоровье родителей и здоровье детей»;

- о законах совместимости;

- «Список претензий»

- Игра «необитаемый остров»

- «Я хочу тебе подарить»

4. Подведение итогов.

 

 

Занятие №4

Тема : «Бюджет и хозяйство семьи».

 

Цели и задачи:

· Знакомство с составляющими семейного бюджета ( доходная и расходная часть)

· Формирование навыка планирования расходов денежных средств;

 

Оборудование и наглядность.

- карандаши или фломастеры;

- бумага;

- калькулятор;

- диктофон;

- рабочая тетрадь.

 

План.

 

1.Беседа «Деньги и их функции».

2.Экономическая игра «Семейный бюджет ».

- экономика семейного бюджета;

- планирование бюджета;

- доходы и расходы;

- рациональные способы ведения домашнего хозяйства .

3. Подведение итогов. Рефлексии.

Занятие №5

Тема : «Роль домашней работы в жизни семьи»

 

Цели и задачи:

· Формирование навыка ведения домашнего хозяйства

· Осознание необходимости домашнего труда – как средства для достижения семейного благополучия, создания благоприятного климата в семье

· Уход от иждивенческих настроений и позиций в обыденной жизни

Оборудование и наглядность.

- иллюстрации;

- раздаточный материал;

- карандаши или фломастеры;

- бумага

- доска.

 

План.

 

1. Беседа «Основные работы в доме»

· работы по благоустройству квартиры

· мебель своими руками

· «Федорино горе»

· вредные насекомые изгнаны

· питание и кулинария

2.Школа ремонта .

· некоторые бытовые и ремонтные работы в доме.

· «житейские мелочи»

3.Безопасность дома

4.Подведение итогов.

Занятие №6

Тема : «Эстетика быта».

 

Цели и задачи:

· Расширение представлений о быте и уюте домашнего очага.

· Формирование навыка содержания жилых комнат

· Закрепление навыков ухода за вещами

· Знакомство с особенностями оформления дома.

 

Оборудование и наглядность.

-иллюстрации;

-карандаши, фломастеры или краски;

- ватманы;

 

План

 

1. Беседа: «Формула уюта».

· С чего начать?

· иллюстрации оформления комнат семьи

· обсуждение вопросов: «Какой дом считается уютным?», « Почему приятно бывать в доме, где чисто, красиво?» и т.д.

· работа с пословицами: «Умелые руки - не знают скуки», «Авось, да небось - хоть брось» и т.д.

· полезные советы.

2. Знакомство с понятием дизайна жилого помещения.

· С точки зрения специалиста.

· Как украсить дом своими руками (энциклопедия домашнего хозяйства или практические навыки оформительской работы)

· Мир увлечений и свободное время.

3. Рисование: «Каким я представляю свой будущий дом».

4.«Этикет на каждый день».

· Чистота – непременный атрибут элегантности.

· Основы гигиены.

· Твой стиль и умение приспособить к этому стилю окружающую среду.

5. Итог: Каким же должен быть дом, чтобы всем жилось в нем счастливо?

 

Занятие №7

Тема:«Основы конструктивного общения» ( тренинг).

 

Цели и задачи:

· формирование навыков конструктивного общения;

· отработка навыков активного слушания;

· развитие психологической наблюдательности.

 

Оборудование и наглядность.

-карандаши или фломастеры;

- бланки с примерами;

- раздаточные материалы (приложение)

 

План.

1. Саботажники общения.

· Выявление помех в общении.

· Умение отделять взаимоотношения от проблемы.

· Учимся договариваться

2. Слушание.

· Умеем ли мы слушать.

· Условия полноценного слушания.

· Активное восприятие в сложной ситуации.

3. Власть и влияние в общении.

· Власть в нашей жизни.

· Личная власть и личное влияние.

· Честное воздействие и манипуляция.

· Треугольник власти.

· Правила защиты своих интересов в общении с людьми, обладающими властью.

4. Психологические защитные механизмы в общении.

5. Подведение итогов.

 

 

Занятие №8

Тема : «Саморегуляция и рефлексия» (аутогенная тренировка).

 

Цели и задачи:

· знакомство с методами и приемами релаксации;

· овладение навыками регуляции своего психического состояния;

· освобождение от излишнего психического и физического напряжения;

· психическое и физическое оздоровление организма с помощью самовнушения в состоянии релаксации.

 

Оборудование и наглядность.

- магнитофон;

- аудиокассеты с записями релаксационной музыки;

- коврики;

- раздаточный материал.

 

План.

1. Информирование о приемах саморегуляции и ее применении.

2. Знакомство с разнообразием релаксационных техник

3. Упражнение «Релаксация по «Бенсону»

4. Упражнение «Антестрессин».

5. Разработка собственных формул психической саморегуляции и их апробация.

6. Рефлексия и подведение итогов.

 

Занятие №9

 

Тема: «Я - высказывания». Вербализация чувств».

 

Цели и задачи:

· Создание условий для определения основных способов распозна­вания эмоций (мимика, пантомимика, интонации)

· Формирование у детей навыка распознавания эмоций дру­гого человека

· Создание условий для закрепления навыков форму­лирования «Я -высказываний».

 

Оборудование и наглядность.

- раздаточный материал;

- карандаши или фломастеры;

- ватманы;

- карточки;

- большая мягкая игрушка;

- телевизор и видеомагнитофон или DVD плеер..

 

 

План.

1.Мир эмоций

· Как узнать эмоцию?

· Мои эмоции (Эмоциональный словарь)

· Что такое эмпатия?

· Способы выражения чувств.

· Нужно ли управлять своими эмоциями?

· Что такое страх? (Страхи и страшилки) Страх оценки

· Злость и агрессия. Как справиться со злостью

· Обида. Как простить обиду?

2. Как помочь человеку справиться с горем.

3.Тренировка «Я -высказываний»

· навык преодоления обвинения

· навык выражения благодарности

4. Подведение итогов.

 

 

Занятие №10

Тема: «Способы разрешения конфликтов» (тренинг)

 

Цели и задачи:

· Формирование представлений о конфликтах;

· Выработка навыков конструктивного общения;

· Закрепление умения распознавать и прогнозировать конфликтную ситуацию;

· Формирование навыка конструктивного решения конфликта путем принятия коллективного решения.

Оборудование и наглядность.

 

-раздаточный материал;

-карандаши или фломастеры;

- ватманы;

- обувь со шнурками;

- косынки.

План.

1) Упражнения на разогрев.

2) Информационный блок.

3) Способы реагирования в сложной, стрессовой ситуации.

4) Конфликтные реакции.

5) Творческое разрешение конфликта. Поиск альтернатив

6) Некоторые способы преодоления конфликтов между детьми и взрослыми

7) Упражнения на взаимодействия и установление доверительных отношений:

8) Подведение итогов. Рефлексия.

 

 

Занятие №11

Тема: «Я о себе, другие обо мне». (Самодиагностика).

 

Цели и задачи:

· стимулирование осознания собственных сильных сторон и своей уникальности;

· повышение самооценки;

· принятие себя и своего прошлого и настоящего.

 

Оборудование и наглядность.

- карандаши или фломастеры;

- бумага;

-карточки.

 

План.

 

1. Встречи с самим собой.

· Что я знаю о себе

· Мое уникальное «Я»

· Я глазами других.( Как меня видят другие?)

· Мои достоинства и недостатки ( Мои «плюсы» и «минусы» со стороны)

· Как превратить недостатки в достоинства?

· Мои ценности

2. Рисование по кругу. «Портрет участника группы».

3. Подведение итогов. Рефлексия..

 

Занятие №12

Тема: «Проектирование будущего».

 

Цели и задачи:

· Проработка страхов и опасений детей, связанных с будущим.

· Формирование навыка построения будущей взрослой жизни

· Профессиональное и жизненное самоопределение.

 

Оборудование и наглядность.

-ручки, карандаши или фломастеры;

- бумага;

- раздаточный материал;

- карточки.

План.

1.Жизнь по собственному выбору.

«Должен» или «выбираю».

2. Профессиональное самоопределение.

Мир профессий.

«Мое любимое занятие».

«Могу или хочу».

«Хочу, могу, надо».

Моя будущая профессия

3.Рисуем будущее. «Я через 10, 20 лет».

4.Подведение итогов. Рефлексия.

5. Индивидуальные занятия по проектированию бедующего профессионального определения .

Занятие №13

Тема: «Есть проблема. Где ресурс?» (Итоговое занятие)

 

Цели и задачи:

· Анализ и интеграция полученного в ходе занятий опыта

· Формирование способности обращаться и просить о помощи

· Определение для каждого участника круга поддержки.

 

Оборудование и наглядность.

-карандаши или фломастеры;

- бумага;

- карточки.

План.

1.Наши планы.

2. Автопортрет.

· Планирование времени

· Время взрослеть .

3. Тренируем уверенность в себе

· Что такое уверенность в себе

4. Кто поможет и как..

· Составление социальной сети

5. Подведение итогов. Рефлексия.

6. Индивидуальное консультирование.

Приложение № 2.



2015-12-06 1295 Обсуждений (0)
Для детей третьей возрастной группы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Для детей третьей возрастной группы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1295)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)