Для детей третьей возрастной группы
(подростки 11-15 лет) Перспективный план Приоритетным направлением в деятельности на 3 ступени (возрастная группа 10-15 лет) является социально-педагогическая реабилитация, профориентация, целеполагание, поло-ролевая идентификация, экономическая грамотность , умение интегрироваться в микро и макросоциуме на основе коммуникации. Поскольку в данной возрастной группе больше используются такие формы устройства как семейные центры и патронат, то работа больше направлена на подготовку будущего семьянина.
Структура занятия. Каждое занятие состоит из трех частей: разогрев, действие, рефлексивный круг.Стадия разогрева включает в себя упражнения –энергизаторы, которые поднимают настроение и энергетику в группе, отключают от проблем и тревог, работают на сплочение группы и установление контактов. На этой стадии ведущий использует упражнения, мотивирующие на изучение темы, активное включение в работу. Стадия действия предполагает проведение 1-2 крупных или 3-4 небольших упражнений , непосредственно связанных с темой занятия. Рефлексивный круг направлен на осознание участниками полученного опыта. Одно занятие рассчитано примерно на 1 час 30 минут – 2 часа. В случае необходимости оно может быть разбито на два . Представленная программа включает 14 тем, рассчитанных на 4 тренинга, 3 игры, 7 занятий , которые проводятся 2-3 раза в неделю по возможности психологом ( психологическую подготовку) и социальным педагогом ( социальная ориентация). Часть занятий по организации хозяйственной деятельности в семье может провести воспитатель.
Тематический план занятий
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ (краткое содержание занятий.)
Занятие №1 Тема: «Что такое семья, её функции. Нравственные основы в семье».
Цели и задачи: · введение участников в контекст работы; · расширение представлений детей о роли и месте семьи в жизни человека; · нормативно-правовая основа создания и функционирования семьи.
Оборудование и наглядность. -мяч; - карандаши или фломастеры; - бумага формата А 3; - 4 веревки по 1 м и 6 по 6 м; - старые журналы; - картон; - доска.
План. 1. Информирование участников о целях и возможных результатах групповой формы работы. 2. Знакомство. Упражнения на разогрев. 3. Беседа «Взаимоотношения в семье». · Родители и дети, «трудные дети и трудные родители». · Что такое дружба. · Любовь и семья. · Моя семья. · Семейный портрет. · Секреты семейного счастья. · Мои права в семье. · Генеалогическое древо. 5.Обсуждение: «Как я понимаю «семейное счастье?» 6. Подведение итогов.
Занятие №2 Тема: «Роль отца и матери в семье. Поло- ролевая идентификация» (тренинг) Цели и задачи: · формирование представлений о стереотипах поведения мужчины и женщины: · создание условий для поло-ролевой примерки; · формирование позитивного образа «Я»; · знакомство с этическими и нравственными составляющими семейных отношений; · осознание и принятие своего семейного опыта.
Оборудование и наглядность. -мяч; - бланки с рисунками для упражнения «Мир мужчины и мир женщины»; - карандаши или фломастеры; - список качеств мужчин и женщин; -карточки с описанием ситуаций к упражнению «Семейные проблемы»; - бумага - цветная, гофрированная, папиросная, оберточная, газеты, много журналов, старые книги; - два больших листа картона; - тексты теста «Знаете ли вы психологию мужчины и женщины».
План.
Тренинг поло- ролевой идентификации:
1.Знакомство и приветствие. 2.Моя семья Представления о своей будущей семье. - Упражнение «Кто Я?». - Упражнение «Мир мужчины и мир женщины» - Тест «Знаете ли вы психологию мужчины и женщины». - Сочинение «Я —...» (тема дописывается каждым индивидуально: «Я — мужчина», «Я — женщина») - Обсуждение «А какие поводы есть у нас, чтобы порадоваться, что ты женщина ( мужчина)?» - Упражнение «Счастливый брак – это…» - Выбор будущего партнера, качества избранника. - Выстраивание отношений с противоположным полом. - Поло- ролевые игры «Как научиться решать проблемы, чтобы сохранить семью?» 3.Подведение итога.
Занятие №3 Тема: «Психологический климат в семье, совместимость. Физическое и психическое здоровье членов семьи».
Цели и задачи: · расширение представлений о здоровом образе жизни; · формирование понимания значимости здоровья для семьи, продолжения рода; · овладение социально-психологическими знаниями; · развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей
Оборудование и наглядность. - карандаши или фломастеры; - бумага; - карточки детского лото с изображением предметов (одежды, мебели, продуктов питания); -доска.
План. 1. Упражнения на разогрев. 2. Беседа: - «Здоровье человека, его составляющие»; - «Здоровье родителей и здоровье детей»; - о законах совместимости; - «Список претензий» - Игра «необитаемый остров» - «Я хочу тебе подарить» 4. Подведение итогов.
Занятие №4 Тема : «Бюджет и хозяйство семьи».
Цели и задачи: · Знакомство с составляющими семейного бюджета ( доходная и расходная часть) · Формирование навыка планирования расходов денежных средств;
Оборудование и наглядность. - карандаши или фломастеры; - бумага; - калькулятор; - диктофон; - рабочая тетрадь.
План.
1.Беседа «Деньги и их функции». 2.Экономическая игра «Семейный бюджет ». - экономика семейного бюджета; - планирование бюджета; - доходы и расходы; - рациональные способы ведения домашнего хозяйства . 3. Подведение итогов. Рефлексии. Занятие №5 Тема : «Роль домашней работы в жизни семьи»
Цели и задачи: · Формирование навыка ведения домашнего хозяйства · Осознание необходимости домашнего труда – как средства для достижения семейного благополучия, создания благоприятного климата в семье · Уход от иждивенческих настроений и позиций в обыденной жизни Оборудование и наглядность. - иллюстрации; - раздаточный материал; - карандаши или фломастеры; - бумага - доска.
План.
1. Беседа «Основные работы в доме» · работы по благоустройству квартиры · мебель своими руками · «Федорино горе» · вредные насекомые изгнаны · питание и кулинария 2.Школа ремонта . · некоторые бытовые и ремонтные работы в доме. · «житейские мелочи» 3.Безопасность дома 4.Подведение итогов. Занятие №6 Тема : «Эстетика быта».
Цели и задачи: · Расширение представлений о быте и уюте домашнего очага. · Формирование навыка содержания жилых комнат · Закрепление навыков ухода за вещами · Знакомство с особенностями оформления дома.
Оборудование и наглядность. -иллюстрации; -карандаши, фломастеры или краски; - ватманы;
План
1. Беседа: «Формула уюта». · С чего начать? · иллюстрации оформления комнат семьи · обсуждение вопросов: «Какой дом считается уютным?», « Почему приятно бывать в доме, где чисто, красиво?» и т.д. · работа с пословицами: «Умелые руки - не знают скуки», «Авось, да небось - хоть брось» и т.д. · полезные советы. 2. Знакомство с понятием дизайна жилого помещения. · С точки зрения специалиста. · Как украсить дом своими руками (энциклопедия домашнего хозяйства или практические навыки оформительской работы) · Мир увлечений и свободное время. 3. Рисование: «Каким я представляю свой будущий дом». 4.«Этикет на каждый день». · Чистота – непременный атрибут элегантности. · Основы гигиены. · Твой стиль и умение приспособить к этому стилю окружающую среду. 5. Итог: Каким же должен быть дом, чтобы всем жилось в нем счастливо?
Занятие №7 Тема:«Основы конструктивного общения» ( тренинг).
Цели и задачи: · формирование навыков конструктивного общения; · отработка навыков активного слушания; · развитие психологической наблюдательности.
Оборудование и наглядность. -карандаши или фломастеры; - бланки с примерами; - раздаточные материалы (приложение)
План. 1. Саботажники общения. · Выявление помех в общении. · Умение отделять взаимоотношения от проблемы. · Учимся договариваться 2. Слушание. · Умеем ли мы слушать. · Условия полноценного слушания. · Активное восприятие в сложной ситуации. 3. Власть и влияние в общении. · Власть в нашей жизни. · Личная власть и личное влияние. · Честное воздействие и манипуляция. · Треугольник власти. · Правила защиты своих интересов в общении с людьми, обладающими властью. 4. Психологические защитные механизмы в общении. 5. Подведение итогов.
Занятие №8 Тема : «Саморегуляция и рефлексия» (аутогенная тренировка).
Цели и задачи: · знакомство с методами и приемами релаксации; · овладение навыками регуляции своего психического состояния; · освобождение от излишнего психического и физического напряжения; · психическое и физическое оздоровление организма с помощью самовнушения в состоянии релаксации.
Оборудование и наглядность. - магнитофон; - аудиокассеты с записями релаксационной музыки; - коврики; - раздаточный материал.
План. 1. Информирование о приемах саморегуляции и ее применении. 2. Знакомство с разнообразием релаксационных техник 3. Упражнение «Релаксация по «Бенсону» 4. Упражнение «Антестрессин». 5. Разработка собственных формул психической саморегуляции и их апробация. 6. Рефлексия и подведение итогов.
Занятие №9
Тема: «Я - высказывания». Вербализация чувств».
Цели и задачи: · Создание условий для определения основных способов распознавания эмоций (мимика, пантомимика, интонации) · Формирование у детей навыка распознавания эмоций другого человека · Создание условий для закрепления навыков формулирования «Я -высказываний».
Оборудование и наглядность. - раздаточный материал; - карандаши или фломастеры; - ватманы; - карточки; - большая мягкая игрушка; - телевизор и видеомагнитофон или DVD плеер..
План. 1.Мир эмоций · Как узнать эмоцию? · Мои эмоции (Эмоциональный словарь) · Что такое эмпатия? · Способы выражения чувств. · Нужно ли управлять своими эмоциями? · Что такое страх? (Страхи и страшилки) Страх оценки · Злость и агрессия. Как справиться со злостью · Обида. Как простить обиду? 2. Как помочь человеку справиться с горем. 3.Тренировка «Я -высказываний» · навык преодоления обвинения · навык выражения благодарности 4. Подведение итогов.
Занятие №10 Тема: «Способы разрешения конфликтов» (тренинг)
Цели и задачи: · Формирование представлений о конфликтах; · Выработка навыков конструктивного общения; · Закрепление умения распознавать и прогнозировать конфликтную ситуацию; · Формирование навыка конструктивного решения конфликта путем принятия коллективного решения. Оборудование и наглядность.
-раздаточный материал; -карандаши или фломастеры; - ватманы; - обувь со шнурками; - косынки. План. 1) Упражнения на разогрев. 2) Информационный блок. 3) Способы реагирования в сложной, стрессовой ситуации. 4) Конфликтные реакции. 5) Творческое разрешение конфликта. Поиск альтернатив 6) Некоторые способы преодоления конфликтов между детьми и взрослыми 7) Упражнения на взаимодействия и установление доверительных отношений: 8) Подведение итогов. Рефлексия.
Занятие №11 Тема: «Я о себе, другие обо мне». (Самодиагностика).
Цели и задачи: · стимулирование осознания собственных сильных сторон и своей уникальности; · повышение самооценки; · принятие себя и своего прошлого и настоящего.
Оборудование и наглядность. - карандаши или фломастеры; - бумага; -карточки.
План.
1. Встречи с самим собой. · Что я знаю о себе · Мое уникальное «Я» · Я глазами других.( Как меня видят другие?) · Мои достоинства и недостатки ( Мои «плюсы» и «минусы» со стороны) · Как превратить недостатки в достоинства? · Мои ценности 2. Рисование по кругу. «Портрет участника группы». 3. Подведение итогов. Рефлексия..
Занятие №12 Тема: «Проектирование будущего».
Цели и задачи: · Проработка страхов и опасений детей, связанных с будущим. · Формирование навыка построения будущей взрослой жизни · Профессиональное и жизненное самоопределение.
Оборудование и наглядность. -ручки, карандаши или фломастеры; - бумага; - раздаточный материал; - карточки. План. 1.Жизнь по собственному выбору. «Должен» или «выбираю». 2. Профессиональное самоопределение. Мир профессий. «Мое любимое занятие». «Могу или хочу». «Хочу, могу, надо». Моя будущая профессия 3.Рисуем будущее. «Я через 10, 20 лет». 4.Подведение итогов. Рефлексия. 5. Индивидуальные занятия по проектированию бедующего профессионального определения . Занятие №13 Тема: «Есть проблема. Где ресурс?» (Итоговое занятие)
Цели и задачи: · Анализ и интеграция полученного в ходе занятий опыта · Формирование способности обращаться и просить о помощи · Определение для каждого участника круга поддержки.
Оборудование и наглядность. -карандаши или фломастеры; - бумага; - карточки. План. 1.Наши планы. 2. Автопортрет. · Планирование времени · Время взрослеть . 3. Тренируем уверенность в себе · Что такое уверенность в себе 4. Кто поможет и как.. · Составление социальной сети 5. Подведение итогов. Рефлексия. 6. Индивидуальное консультирование. Приложение № 2.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1295)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |