Упражнение «Ассоциации»
Участникам предлагается перечислить ассоциации, которые у них вызывает слово «конфликт». Все ассоциации записываются на доске. Получившиеся ассоциации в идеале должны показать, что у конфликта есть две стороны — негативная и позитивная. Если конфликт ассоциируется только с неприятностями, можно привести примеры типа «в споре рождается истина», а также истории из серии «один мальчик...», в которых конфликт привел к позитивным последствиям. По результатам упражнения напрашивается вывод: конфликты — это естественно, поскольку все люди разные. Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, одинаково чувствуют. Конфликты закономерно приходят в нашу жизнь. Меняется жизнь, меняются причины и формы конфликтов. Они могут ожидать нас в каждой встрече с новым человеком или с новой ситуацией. Избежать их невозможно, они необходимы для развития , для роста, иначе наступает застой. Межличностные отношения в процессе развития требуют регулировки, гармонизации, приведения к согласию. Конфликтовать конструктивно- значит выявлять разногласия или противодействия, чтобы направить усилия всех конфликтующих сторон на поиск и решение проблемы, вызывающей эти разногласия и противодействия. Техника созидательного управления конфликтом – полезнейший инструмент, который мобилизует творческий потенциал, освобождает человека от имеющихся личностных ограничений и облегчает выбор наилучшего варианта поведения. Эмоциональное состояние во время конфликта характеризуется нерешительностью и напряженностью, которые являются результатом несовместимых внутренних требований. Чтобы понять свои ощущения , позиции и привычные реакции по отношению к возникшему конфликту, необходимо задать самому себе некоторые вопросы. Поиск ответов на них способствует развитию самосознания и восстановлению целостности личности. Это знание о себе помогает осмыслить опыт конфликтов и в последующем при их неизбежном возникновении эффективнее выбирать оптимальное решение. Упражнение Участникам предлагается ответить на следующие вопросы: Какие мысли и образы приходят вам в голову, когда вы думаете о конфликте? __________
Какие чувства вы испытываете, думая о предстоящем конфликте? __________
Что вас беспокоит в связи с конфликтом? __________
Что может быть привлекательным для вас в конфликте? __________ Упражнение «Копилка» Обсуждаются возможные причины конфликтов. Все они перечисляются и записываются на доске. Например: Из-за порванной куртки; из-за того, что комната не убрана; из-за курения. Или более общие причины: Из-за разных взглядов на одно и то же; из-за того, что люди хотят чего-то разного; из-за того, что человек нам неприятен, и т. д. В итоге получается, что конфликты возникают из-за того, что у разных людей бывают разные взгляды, разные интересы. Все люди — разные. Поэтому конфликт — естественная вещь, важно только, чтобы он не вызывал отрицательных последствий.
Упражнение «Вред и польза конфликтов» Выбирается парочка ситуаций. Далее работа происходит в малых группах. Нужно придумать по два варианта развития этих ситуаций, так, чтобы один можно было бы назвать «вредным», а другой — «полезным». Получившиеся ситуации представляются на рассмотрение всем участникам. Если конфликт из-за того, что комната не убрана и родители сердятся, он может закончиться плохо и тогда члены семьи ( родители и дети) поссорятся, поругаются и не будут разговаривать. А если этот конфликт может быть полезным, тогда, наверно, я должен понять, что ребенок не умеет быть самостоятельным и распределять свое время, поэтому можно предложить свою помощь в уборке и убрать вместе. По итогам анализа ситуаций получается, что «вред» от конфликта в том, что он может разрушить отношения между людьми, а «польза» — наоборот, в том, что он помогает прояснить и укрепить их
Тема «Стили поведения в конфликте» Упражнение «Рисунок вдвоем» Участники делятся на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять одну ручку вдвоем, и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему. Готовые рисунки обсуждаются по принципу, «почему нарисовали именно это, «кто что рисовал», «как вам рисовалось» и т. д. Выясняется, что люди вели себя в этой ситуации совершенно по-разному: кто-то «рвался в бой» и рисовал сам, игнорируя партнера, кто-то пытался угадать намерения другого и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал «по очереди», а кто-то вообще отдал рисунок на откуп напарнику. Почему это так? Оказывается, в тех ситуациях, в которых наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт!), можно вести себя совершенно по-разному, в зависимости от выбранного стиля поведения.
Упражнение «Кулак» Это упражнение снова требует деления на пары, но желательно, чтобы они не совпадали с парами, работавшими над упражнением «Рисунок вдвоем». Один из участников сжимает правую руку в кулак. Задача второго — разжать кулак партнера любыми средствами (за исключением болевых воздействий). По истечении 7 минут участники меняются ролями, независимо от того, достигнут ли результат. Жизнь показывает, что варианты поведения в этой ситуации очень разнообразны: от просьб, подкупов и шантажа до соревнования. Важно пресекать попытки физического насилия, например выкручивание рук, укусы, удары. В ходе обсуждения формулируются основные способы поведения в конфликте (конкуренция, компромисс, избегание, приспособление, сотрудничество), «векторы их анализа»: активность, ориентация на себя — ориентация на другого).
Тест Томаса Самодиагностика направлена на то, чтобы предоставить участникам возможность подумать и проанализировать собственный опыт разрешения конфликтов. Поэтому полученные результаты приобретают не диагностическую, а личностную ценность для каждого участника. Для начала предлагается предугадать свои результаты, заполнив второй столбик таблицы, в котором максимальная оценка —12 баллов.
Только затем заполняется сам тест: Инструкция.Выберите вариант ответа, соответствующий вашему обычному поведению в конфликтной ситуации. 1. а) Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность в решении сложного вопроса. б) Вместо того чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны. 2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. б) Иногда я жертвую своими интересами ради интересов другого человека. 3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. 6) Иногда я жертвую своими интересами ради интересов другого человека. 4. а) Я пытаюсь найти компромиссное решение. б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека. 5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 6. а)Я пытаюсь избежать неприятности для себя. 7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого. 8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. 9. а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. 10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего. б) Я пытаюсь найти компромиссное решение. 11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. 12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. 13. а) Я предлагаю среднюю позицию. б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему. 14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. 15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения. б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения. 16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого. б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. 17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу. 19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно. 20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. 21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому. 22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей б) Я отстаиваю свою позицию. 23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс. 25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте. б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого. 26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию. б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас 27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров. 6) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. 28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого. 29. а) Я предлагаю среднюю позицию. б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий. 30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого. б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха. По окончании работы участники сверяют ответы с ключом (см. таблицу). Подсчитывается общее количество совпадений с ключом по каждому стилю. Полученные результаты фиксируются в третьем столбике таблицы. Наибольшее количество совпадений свидетельствует о преобладании того или иного стиля поведении в конфликтной ситуации.
Упражнение Участникам предлагается заполнить таблицу, проанализировав, как типы поведения конфликта используются ими в реальной жизни.
Упражнение «Девиз» Участники работают в малых группах. Необходимо сформулировать и записать девиз, характеризующий каждый из стилей поведения в конфликте. Завершенные работы представляются на суд широкой общественности: · Моя хата с краю (приспособление). · Фифти-фифти (компромисс). · Не прогоняйте, сам уйду .'(избегание). · Сам дурак! (соперничество). · Мы — команда! (сотрудничество).
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1418)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |