Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Упражнение «Ассоциации»




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Участникам предлагается перечислить ассоциации, которые у них вызывает слово «кон­фликт». Все ассоциации записываются на доске.

Получившиеся ассоциации в идеале должны показать, что у конф­ликта есть две стороны — негативная и позитивная. Если конфликт ас­социируется только с неприятностями, можно привести примеры типа «в споре рождается истина», а также истории из серии «один мальчик...», в которых конфликт привел к позитивным последствиям.

По результатам упражнения напрашивается вывод: конфликты — это естественно, поскольку все люди разные. Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, одинаково чувствуют.

Конфликты закономерно приходят в нашу жизнь. Меняется жизнь, меняются причины и формы конфликтов. Они могут ожидать нас в каждой встрече с новым человеком или с новой ситуацией. Избежать их невозможно, они необходимы для развития , для роста, иначе наступает застой.

Межличностные отношения в процессе развития требуют регулировки, гармонизации, приведения к согласию.

Конфликтовать конструктивно- значит выявлять разногласия или противодействия, чтобы направить усилия всех конфликтующих сторон на поиск и решение проблемы, вызывающей эти разногласия и противодействия. Техника созидательного управления конфликтом – полезнейший инструмент, который мобилизует творческий потенциал, освобождает человека от имеющихся личностных ограничений и облегчает выбор наилучшего варианта поведения.



Эмоциональное состояние во время конфликта характеризуется нерешительностью и напряженностью, которые являются результатом несовместимых внутренних требований. Чтобы понять свои ощущения , позиции и привычные реакции по отношению к возникшему конфликту, необходимо задать самому себе некоторые вопросы. Поиск ответов на них способствует развитию самосознания и восстановлению целостности личности. Это знание о себе помогает осмыслить опыт конфликтов и в последующем при их неизбежном возникновении эффективнее выбирать оптимальное решение.

Упражнение

Участникам предлагается ответить на следующие вопросы:

Какие мысли и образы приходят вам в голову, когда вы думаете о конфликте?

__________

 

Какие чувства вы испытываете, думая о предстоящем конфликте?

__________

 

Что вас беспокоит в связи с конфликтом?

__________

 

Что может быть привлекательным для вас в конфликте?

__________

Упражнение «Копилка»

Обсуждаются возможные причины конфликтов. Все они перечисляются и записываются на доске. Например:

Из-за порванной куртки; из-за того, что комната не убрана; из-за курения.

Или более общие причины:

Из-за разных взглядов на одно и то же; из-за того, что люди хо­тят чего-то разного; из-за того, что человек нам неприятен, и т. д.

В итоге получается, что конфликты возникают из-за того, что у разных людей бывают разные взгляды, разные интересы. Все люди — разные. Поэтому конфликт — естественная вещь, важно только, чтобы он не вызывал отрицательных последствий.

 

Упражнение «Вред и польза конфликтов»

Выбирается парочка ситуаций. Далее работа происходит в малых группах. Нужно придумать по два ва­рианта развития этих ситуаций, так, чтобы один можно было бы назвать «вредным», а другой — «полезным».

Получившиеся ситуации представляются на рассмотрение всем участникам.

Если конфликт из-за того, что комната не убрана и родители сердятся, он может закончиться плохо и тогда члены семьи ( родители и дети) поссорятся, по­ругаются и не будут разговаривать. А если этот конфликт может быть полезным, тогда, наверно, я должен понять, что ребенок не умеет быть самостоятельным и распределять свое время, поэтому можно предложить свою помощь в уборке и убрать вместе.

По итогам анализа ситуаций получается, что «вред» от конфликта в том, что он может разрушить отношения между людьми, а «польза» — наоборот, в том, что он помогает прояснить и укрепить их

 

Тема «Стили поведения в конфликте»

Упражнение «Рисунок вдвоем»

Участники делятся на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя.

Необходимо взять одну ручку вдвоем, и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему.

Готовые рисунки обсуждаются по принципу, «почему нарисовали именно это, «кто что рисовал», «как вам рисовалось» и т. д. Выясняет­ся, что люди вели себя в этой ситуации совершенно по-разному: кто-то «рвался в бой» и рисовал сам, игнорируя партнера, кто-то пытался уга­дать намерения другого и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал «по очереди», а кто-то вообще отдал рисунок на откуп напарнику.

Почему это так? Оказывается, в тех ситуациях, в которых наши инте­ресы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возни­кает конфликт!), можно вести себя совершенно по-разному, в зависи­мости от выбранного стиля поведения.

 

Упражнение «Кулак»

Это упражнение снова требует деления на пары, но желательно, что­бы они не совпадали с парами, работавшими над упражнением «Рису­нок вдвоем». Один из участников сжимает правую руку в кулак. Задача второ­го — разжать кулак партнера любыми средствами (за исключением болевых воздействий). По истечении 7 минут участники меняются ро­лями, независимо от того, достигнут ли результат.

Жизнь показывает, что варианты поведения в этой ситуации очень разнообразны: от просьб, подкупов и шантажа до соревнования. Важно пресекать попытки физического насилия, например выкручивание рук, укусы, удары.

В ходе обсуждения формулируются основные способы поведения в конфликте (конкуренция, компромисс, избегание, приспособление, сотрудничество), «векторы их анализа»: активность, ориентация на себя — ориентация на другого).

Активность Пассивность
Ориентация на себя Соперничество Избегание
Ориентация на другого Сотрудничество компромисс Приспособление

Тест Томаса

Самодиагностика направлена на то, чтобы предоставить участникам возможность подумать и проанализировать собственный опыт раз­решения конфликтов. Поэтому полученные результаты приобретают не диагностическую, а личностную ценность для каждого участника.

Для начала предлагается предугадать свои результаты, заполнив второй столбик таблицы, в котором максимальная оценка —12 баллов.

Стили поведения в конфликте Предположение По тесту
Сотрудничество    
Соперничество    
Компромисс    
Избегание    
Приспособление    

Только затем заполняется сам тест:

Инструкция.Выберите вариант ответа, соответствующий вашему обычному поведению в конфликтной ситуации.

1. а) Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответствен­ность в решении сложного вопроса.

б) Вместо того чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Иногда я жертвую своими интересами ради интересов другого человека.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

6) Иногда я жертвую своими интересами ради интересов другого челове­ка.

4. а) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у
другого.

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. а)Я пытаюсь избежать неприятности для себя.
6) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем
решить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затрону­тые интересы и спорные вопросы.

9. а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших
разногласий.

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все
затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б) Я даю другому возможность в чем-то остаться при своем мнении, если
он также идет навстречу.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
б) Я пытаюсь доказать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность насто­ять на своем.

б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые
интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей
и позицией другого человека.

б) Я отстаиваю свою позицию.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого
из нас.

б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за ре­шение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему
навстречу.

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас

27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.

6) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возмож­ность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

По окончании работы участники сверяют ответы с ключом (см. таблицу). Подсчитывается общее количество совпадений с ключом по каждому стилю.

Полученные результаты фиксируются в третьем столбике таблицы. Наибольшее количество совпадений свидетельствует о преобладании того или иного стиля поведении в конфликтной ситуации.

 

 

№ п/п Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление № п/п Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
      а б б       а \
  б а     а     б  
а       6     б   а
    а   б   а   б  
  а   б     а б    
б     а     б     а
    б а   б   а    
а б         а   б  
9 б     а       б   а
а   6     а       б
  а     б   б а    
    б а         а б
б   а     а б      
б а           а б  
      б а   б     а

Упражнение

Участникам предлагается заполнить таблицу, проанализировав, как типы поведения конфликта ис­пользуются ими в реальной жизни.

Типы поведения Пример ситуации Завершение конфликта Мои чувства
Сотрудничество      
Соперничество      
Компромисс      
Избегание      
Приспособление      
Типы поведения Пример ситуации Завершение конфликта Мои чувства
Сотрудничество Кто убирает квартиру? Вместе убираем Раньше свободны Приятно и быстро
Соперничество Не извиняюсь, жду, что Он извинится (сын) Он извиняется, но не сразу Сперва страшно, потом нормально
Компромисс Я не обязана всем помогать, но только если мне что-то взамен Все при всем Честно
Избегание Когда мы поругались­, ухожу в комнату Помиримся потом Не очень
Приспособление Иногда все-таки я прошу у Него прощения Миримся Неприятно, унижение

 

Упражнение «Девиз»

Участники работают в малых группах. Необходимо сформулировать и за­писать девиз, характеризующий каждый из стилей поведения в конфликте. Завершенные работы представляются на суд широкой общественности:

· Моя хата с краю (приспособление).

· Фифти-фифти (компромисс).

· Не прогоняйте, сам уйду .'(избегание).

· Сам дурак! (соперничество).

· Мы — команда! (сотрудничество).

 




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1146)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7