Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Глава XV ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ?




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Подмена понятий

Сегодня у нас сложилась довольно своеобразная шка­ла оценок эффективности систем здравоохранения и ме­дицины в целом, действенности тех или иных методик и способов лечения, искусства отдельных целителей.

Шкала эта проста и на первый взгляд представляется достаточно логичной, отвечающей насущным потребно­стям общества.

Если речь идет о системе здравоохранения, то глав­ным критерием ее оценки является количество поликли­ник и больниц, больничных коек в стационарах, оснащен­ность лечебных учреждений современной медицинской техникой, обеспеченность больных лекарствами и другие чисто количественные показатели.

Эффективность медицины оценивается соотношением общего числа принятых врачами и излеченных ими паци­ентов. Чем больше больных излечено, тем выше уровень развития медицины.

Точно такой же подход к оценке действенности нетра­диционных методик и способов лечения, квалификации народных целителей.

И подобное положение сложилось не только в нашей стране, которую мы в экстазе самоуничижения готовы поставить по уровню развития на последнее место в ми­ре. Недавно я вернулась из поездки в Канаду, куда была приглашена выступить с циклом лекций о моей Системе Естественного Оздоровления. Впечатления остались са­мые противоречивые: с одной стороны высокая культура отношений, чистота, безукоризненный сервис, в том числе и медицинский, с другой—большое количество боль­ных, которых я, как врач, распознаю с первого взгляда, очень много людей с избыточным весом тела, те же традиционные представления о «неразлучности» хрониче­ских болезней и старости. Маленький штришок: в аэро­порту на паспортном контроле чиновник спросил меня, сколько мне лет. Ничего не подозревая, я ответила, что родилась в 1916 году. Поднялась небольшая суматоха, причину которой я поняла лишь после того, как ко мне подкатили инвалидную коляску и с великим бережением попытались в нее усадить. Чтобы вам понятен стал весь комизм ситуации, добавлю, что после перелета я чувство­вала себя великолепно и первое, что сделала после обуст­ройства в гостинице,—отправилась на ближайший пляж, чтобы с наслаждением поплескаться в водах Тихого оке­ана, температура которых в это время года (а дело было в конце октября—начале ноября), колебалась у отметки + 4...+5° С.



Рассказала я об этом вовсе не с целью позабавить вас, а чтобы снова обратить вашу мысль к проблеме духовно­го, психического и физического здоровья человека. Один из парадоксов нашего времени состоит в том, что чем быстрее мы продвигаемся по пути научно-технического прогресса, тем с большей скоростью удаляемся от кар­динального решения этой проблемы. И неуклонно рас­тущие расходы всех стран мира на здравоохранение— лучшее тому доказательство.

Однако самое удивительное заключается в том, что мы, и это я считаю другим величайшим парадоксом завершающегося второго тысячелетия нашей эры, до сих пор не знаем, кому и за что платим все более обремени­тельную дань. Какой смысл в этих непонятных любому разумному человеку жертвоприношениях, если люди как болели, так и продолжают болеть, причем количество впервые заболевших не уменьшается, а растет, опережая прирост расходов на здравоохранение.

Во имя чего же и против кого мы боремся? Кто-то, возможно, удивится несообразительности автора и, уста­ло вздохнув, пояснит: мы сражаемся за здоровье народа, против болезней. Но сражение сражению рознь, в истории человечества, как известно, были даже столетние войны, но и они в конце концов заканчивались чьей-то победой. Мы же «бьемся» с болезнями тысячелетия, а ре­зультат?

Несомненно, в борьбе с инфекционными заболевани­ями человечество одержало немало впечатляющих побед.

Чума, холера, оспа, «выкашивающие» прежде население целых городов и регионов, усмирены, достигнут высочай­ший уровень развития хирургических методов лечения, диагностики заболеваний.

Однако количество и тяжесть хронических заболева­ний возрастают, многие из них, бывшие прежде «приви­легией» глубокой старости, сегодня все чаще настигают детей, даже грудных.

Добьемся ли мы победы и здесь? А если добьемся, то когда?

Прежде чем судить о наших шансах на победу в этом затянувшемся на тысячелетия сражении, последуем при­меру великих полководцев и соотнесем свои силы с сила­ми противника. И здесь нас ждет новый конфуз: мы до сих пор не знаем, что такое здоровье, составляющее нашу главную «ударную» силу, и что такое болезнь, которая нас этой силы лишает. Самый распространенный ответ «здоровье означает отсутствие болезни», первым прихо­дящий нам в голову, сути дела не проясняет, как впрочем, и второй: «Болезнь—это нарушение (читай—отсутст­вие) здоровья».

Чтобы понять всю бессмысленность подобных фор­мулировок, употребляемых не только в бытовых разгово­рах, но и в официальных документах весьма авторитет­ных организаций, попробуйте, например, подобным об­разом объяснить вашему ребенку, что такое тепло и хо­лод: «тепло—это отсутствие холода, а холод—это от­сутствие тепла». Абсурд? Думаю, вы попытаетесь доступным языком объяснить сущность этих явлений. Если не сможете сами, заглянете в словарь. Но вы пона­прасну потеряете время, разыскивая сколько-нибудь точ­ное определение понятий «здоровье» и «болезнь».

— А нужна ли нам особая точность,—подумаете вы,—уж здоровье от болезни мы как-нибудь отличим и без словаря.

Как врач не могу согласиться даже с этим казалось бы бесспорным мнением, потому что любые болезни, осо­бенно хронические, зарождаются и проявляются не вдруг. Им предшествуют долгие иногда годы и даже десятиле­тия, в течение которых здоровье постепенно сдает одну позицию за другой, пока человек не обнаруживает, нако­нец, что он, еще вчера чувствовавший себя достаточно крепким, сегодня «вдруг» проснулся больным.

Для того чтобы исключить это «вдруг», предотвра­тить перемену знаков с «плюса», символизирующего здо­ровье, на «минус» болезни, нам необходимо четко представить себе, что такое здоровье с точки зрения физиоло­гии человеческого организма, какие условия нужны для сохранения полного духовного, психического и физиче­ского здоровья. Исследование этой проблемы и составля­ет главный предмет философии здоровья.

Должна сказать, что философия здоровья старая и добрая знакомая всех, кто следит за моими работами, поскольку ее главные положения составляют основу раз­работанной мной Системы Естественного Оздоровления, которая вернула здоровье тысячам безнадежно больных людей. Таким образом эта философия—не оторванные от жизни умствования ее автора, а сама жизнь, и жизнь, скрывать не стану, далеко не безоблачная.

Путь познания всегда был тернист и требовал от ученого не только ясного ума, воли, терпения, но и лич­ного мужества, готовности к любым испытаниям.

Во все времена находились облеченные властью про­тивники нового, которые пытались «запретить» научный и технический прогресс, подмывающий обветшавшие устои их власти над умами людей. Тем не менее любые поползновения набросить идеологическую, политичес­кую, религиозную и любую иную узду на стремление людей к новому знанию, к дальнейшему проникновению в законы природы противоречат самой природе челове­ческого разума и потому в конечном итоге обречены на провал.

Вопрос по существу

— А стоит ли вообще ломать из-за этого копья,— спросите вы.— Может быть нам, не мудрствуя лукаво, не усложняя без нужды свою жизнь, устремить свои взоры не в зыбкое, непредсказуемое будущее, а обратиться к опыту наших далеких и близких предков, прислушаться к их заветам, продолжить народные традиции, вновь ввести в обиход былые обычаи, простоту и строгость нравов?

Это вопрос далеко не риторический. Сегодня немало людей искренне считают, что путь к здоровью человека следует искать именно там, в прошлом, когда и жили проще, и болели меньше. Но если спросить их, готовы ли они при этом отказаться от всех благ современной циви­лизации, большинство скажет: нет, хотим жить, как се­годня, а быть здоровыми—как вчера.

Желание вполне естественное, но осуществимое ли? Ответ может быть только отрицательным по той простой причине, что сложившиеся в нашем сознании представления об условиях, необходимых для сохранения здоровья, лежащие в основе цивилизованного образа жизни, далеки от реальных потребностей человека.

А ведь именно условиями существования, которые мы создаем своему организму, определяется здоровье не только тела, но и души. Если они соответствуют тем, что предписаны нам природой, то и человеческий организм пребывает в своем естественном, дарованном ему от рождения состоянии, которое мы, переводя на язык при­вычного противопоставления «здоровье—болезнь», име­нуем здоровьем. Если все органы и системы нашего тела функционируют слаженно, если наш головной мозг четко регулирует и координирует их работу, если вы живете, не вспоминая о том, что у вас есть сердце, желудок, печень, почки или любые другие внутренние органы, не ощущая их, если ваш психологический настрой соответствует бо­гатству душевных возможностей здорового человека, не обремененного завистью, скаредностью, эгоизмом и дру­гими отравляющими жизнь людей чувствами, и жизнь кажется вам солнечной и прекрасной в любом возрасте, вплоть до глубокой старости, значит вы существуете в гармонии с природой, в согласии с ее законами.

Но стоит отступить от этих законов, и здоровье сна­чала незаметно, шаг за шагом, а потом все быстрее пойдет на убыль. Появятся сбои в саморегуляции вашего организма, незначительные на первых порах нарушения функций отдельных органов и систем, которые открыто пока не проявляются, что создает иллюзию полного здо­ровья. А на такие «мелочи», как чуть быстрее наступа­ющая умственная и физическая усталость, слегка повы­шенная раздражительность или, наоборот, апатия, ни мы, ни врачи, как правило, внимания не обращаем. Глав­ное, чтобы все основные параметры—температура тела, частота пульса, кровяное давление,—были в норме, и че­ловек мог продолжать работать. Для подобного состоя­ния придуман даже специальный утешительный для па­циентов и очень удобный для врачей термин «практиче­ское здоровье». Что же за ним кроется, если посмотреть с научной точки зрения?

В 60—70-е годы я посвятила немало времени изуче­нию различий между истинным и практическим здоро­вьем. Хотелось до конца разобраться, что же представля­ет собой здоровье вообще и существуют ли конкретные объективные показатели, которые позволили бы сказать: этот человек истинно здоров, а тот—лишь практически.

Методика таких исследований была проста: сравнива­лись физиологические характеристики истинно здоровых людей, живущих по законам природы в Системе Есте­ственного Оздоровления, и тех, кто вел обычный образ жизни современного человека, характеризующийся избы­точным питанием, малыми физическими нагрузками, оторванностью от природы.

Первые же результаты исследований произвели на меня ошеломляющее впечатление: казалось, что передо мною проходили представители двух различных биоло­гических видов: Человека искусственного и Человека естественного. Выяснилось, например, что частота дыха­ния первого составляла 15—20 циклов (вдох-выдох) в ми­нуту, второго—всего 5 циклов. Человек естественный потреблял кислорода примерно в пять раз меньше, чем его искусственный собрат. Оказалось также, что вопреки общепринятым представлениям, для поддержания жиз­ненных функций организма в состоянии покоя (т. н. ос­новной обмен) Человеку естественному требуется 250— 400 килокалорий против 1200—1700 килокалорий, затра­чиваемых Человеком искусственным.

Стоит только сравнить физиологические характерис­тики Человека естественного и искусственного, как сразу же замечаешь, что первые в 5 раз ниже, чем вторые. И это не случайное совпадение, а закономерность, обусловлен­ная тем, что Человек естественный живет по законам природы, а Человек искусственный повинуется лишь соб­ственным желаниям и привычкам.

Но ведь жизнь человека не исчерпывается и не опреде­ляется только физиологическими параметрами процессов жизнедеятельности его организма. И далеко не случайно в Системе Естественного Оздоровления здоровье рас­сматривается как понятие синтетическое, объединяющее помимо физического также духовное и психическое здо­ровье. Причем речь идет не о простой арифметической сумме различных видов здоровья, а о разных гранях целостного, без изъянов, природного драгоценного кри­сталла, которому можно уподобить естественное здоро­вье человека.

Именно поэтому чисто арифметический физиологиче­ский подход к проблеме здоровья, несмотря на его поис­тине уникальные результаты, не мог удовлетворить меня, дать ответы на все волновавшие меня вопросы, связан­ные с истинным, а не практическим здоровьем человека. Нуждался в серьезной теоретической и эксперименталь­ной проработке такой аспект проблемы, как зависимость физического здоровья от духовного и наоборот. Необ­ходимо было также предметно продемонстрировать не­состоятельность главного, основополагающего постула­та теории сбалансированного питания, в соответствии с которым единственным источником восполнения за­трат вещества и энергии в процессе жизнедеятельности человека является вещество и энергия, содержащиеся в пище.

Ступенями к познанию истины стали для меня де­сятки уникальных, не осуществлявшихся никем и никогда в мире экспериментов, организованных мной в 80-е годы XX столетия. Я достаточно подробно рассказывала о них в предыдущих книгах, поэтому не буду вдаваться в де­тали моих опытов со сверхмарафонцами, горными ту­ристами, альпинистами, пеших многосоткилометровых переходов через раскаленные до 50° С пески среднеа­зиатских пустынь. Скажу только, что эти эксперименты блистательно подтвердили справедливость исходного по­ложения Системы Естественного Оздоровления, в соот­ветствии с которым человеческий организм получает необходимые ему вещество и энергию, используя не один, а несколько каналов их извлечения из окружа­ющего нас мира.

Они, эти опыты, продемонстрировали также нашу неразрывную связь с природой, ее незаменимую роль в сохранении и укреплении нашего духовного, психиче­ского и физического здоровья. Могу без всякого преуве­личения сказать, что без этих экспериментов не могла родиться философия здоровья, помогающая человеку об­рести точку опоры в нашем непостоянном, противоре­чивом мире благодаря знанию и соблюдению законов природы.

Наука о природе

Что же это за законы, и почему мы должны столь безропотно следовать им, поступаясь собственными же­ланиями, а не продолжать жить по своим законам и уло­жениям, вносящим в нашу жизнь разумное начало, регу­лирующим отношения между шестью миллиардами лю­дей, населяющими планету Земля? Подобных вопросов можно задать множество, но ответ всегда будет один: человек лишь часть природы, исключительно важная, но часть. Поэтому его, человеческие, законы пригодны, да и то далеко не всегда, только для «внутренних» нужд человеческого сообщества, законы же природы распро­страняются на любое живое существо, будь то микро­скопическая бактерия или грузный многотонный кит, т. к. все живое на Земле создано природой, по ее, образно говоря, замыслам и чертежам, из одного и того же материала—наделенного жизнью вещества, живой ма­терии. На эту ее особенность обращал в свое время внимание лауреат Нобелевской премии А. Сент-Дьердьи, считавший, что «существует лишь одна живая материя, заселившая земной шар и принимающая в процессе при­способления к различным условиям различные формы, размеры, цвет и сложность. Жизнь, несмотря на большое разнообразие ее проявлений, построена на одном и том же ограниченном числе основных принципов, где бы и в каком бы виде мы ее ни встретили; между „королями и капустой" не существует реальных различий».

Поэтому философия здоровья, которая ставит в центр своего внимания отдельно взятого человека со всеми, его психическими, духовными и анатомо-физиологическими особенностями, не может рассматривать проблему его здоровья изолированно от проблемы здоровья всей жи­вой природы Земли. По сути дела, это единая проблема, которая не может быть решена без личного участия каждого из нас и человеческого сообщества в целом, являющегося еще более важной частью живой природы планеты. Великий русский естествоиспытатель В. И. Вер­надский неоднократно высказывал мысль о том, что «человек и человечество теснейшим образом связаны с живым веществом, заселяющим нашу планету, от кото­рого они реально никаким физическим процессом не могут быть уединены».

Прежде чем продолжить разговор о здоровье челове­ка, предлагаю сделать здесь в нашей памяти первую зарубку, которая облегчит нам впоследствии поиск ново­го пути к решению проблемы в целом, подвести первый промежуточный итог. Итак, что же мы с вами успели узнать? Не так уж и мало.

Во-первых, нам теперь известно, что человек не бро­дяга без роду, без племени, и не богоподобный властелин природы, подчиняющийся лишь своим прихотям и жела­ниям, а часть наделенного жизнью вещества, живой ма­терии, ею рожденный, вспоенный и вскормленный, свя­занный с нею незримой неразрывной пуповиной.

Во-вторых, мы знаем, что человек и вся живая мате­рия в целом лишь неотъемлемая часть того бесконечного мира, крохотной пылинкой которого является давшая нам кров и пищу планета Земля, и подчиняется незыб­лемым законам этого мира—законам природы.

Таких законов существует множество, поскольку жи­вая материя, и человек в том числе, обитает сразу в трех мирах: в микромире элементарных частиц и атомов, в мире земной живой и неживой природы и в макромире Вселенной, с которыми он связан тысячами нитей. В каж­дом из этих миров существуют свои специфические зако­ны, свое пространство и время, свои силы взаимодейст­вия, которые находят отражение и в жизни живых ор­ганизмов. Но нам нет необходимости вслед за учеными углубляться в тайны каждого из этих миров, вместе с биофизиками и биохимиками изучать конкретные меха­низмы воздействия властвующих в них законов на живую материю в целом, на особенности ее развития.

Для нас гораздо важнее проследить, как совокупное, суммарное их действие отражается в процессах жизнеде­ятельности живой материи.




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7