Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Синдром «тарелки супа»




Скажите, можно ли разделить тарелку супа на две половины, проведя ложкой воображаемую линию посере­дине? Подобное мне довелось как-то наблюдать в одном из детских садов. Ребенок закапризничал и не хотел есть суп. Воспитательница поделила тарелку описанным спо­собом и разрешила ему съесть любую половину. Маль­чик старательно зачерпывал суп из «своей» половины, не обращая внимания на то, что содержимое второй поло­вины тоже убывает. Лишь когда у тарелки показалось дно, он понял, что его обманули, и горько заплакал.

Но то, что стало в конце концов понятно даже ребен­ку, проходит мимо сознания большинства взрослых лю­дей, которые опутали планету паутиной границ, разо­рвали земную твердь и просторы океанов и морей на большие и малые лоскуты самостоятельных государств. Я не собираюсь углубляться в историю возникновения подобного анахронизма, поскольку предметом внимания философии здоровья являются не причины, породившие те или иные явления в жизни современного человека и человеческого сообщества в целом, а их соответствие или несоответствие законам природы, их последствия для духовного, психического и физического здоровья каждого из нас. Пользуясь случаем, хочу еще раз напомнить, что словом «здоровье» в Системе Естественного Оздоровле­ния обозначается не тривиальное отсутствие болезни, а такое состояние духа, эмоционально-психической и фи­зиологической сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способностей, для осозна­ния им своей неразрывной связи с окружающим миром, своей ответственности за него.



Если рассматривать жизнь человеческого сообщества с этой точки зрения, то неизбежно придешь к выводу, что в ней, в этой жизни, осталось еще очень много такого, что было естественным в дремучем, первобытном прошлом человечества, но стало нетерпимым сегодня, когда разум многократно умножил мощь человека, вооружив его все­ми достижениями научно-технического прогресса. Один из подобного рода анахронизмов—раздел единой приро­ды Земли между отдельными государствами, каждое из которых рассматривает доставшуюся ему часть природы как свою законную собственность и распоряжается ею, исходя лишь из собственных своекорыстных интересов.

Общим для всех государств является стремление изв­лечь из своей части природы как можно больше, чтобы «осчастливить» своих граждан высоким уровнем жизни. Ну как тут не вспомнить наивного мальчика из детского сада, не улавливавшего связи между «своей» половиной тарелки супа и всей тарелкой.

Ущербная арифметика

— Не противоречите ли вы сами себе,—спросите вы,— относя к главным достоинствам Человека разумно­го его способность не приспосабливаться к среде обита­ния, а приспосабливать ее к своим потребностям, и тут же ограничивая его право брать из живой и неживой природы Земли все, что необходимо ему для обеспечения своего существования?

Это далеко не простой и не праздный вопрос, поэто­му, наверное, единого мнения здесь до сих пор нет. Многое зависит от того, какой смысл мы вкладываем в понятия «приспособление среды обитания к потреб­ностям человека» и «потребности Человека разумного».

Прежде чем начать разговор о смысле первого поня­тия, вспомним, что значит в нашей с вами жизни планета Земля. Мы нередко называем ее нашим родным домом, не особенно вдумываясь в реальное значение этих слов. А означают они прежде всего то, что Земляэто един­ственное место во Вселенной, где нам не надо строить герметичные жилища с искусственным освещением, искус­ственно регулировать в них состав вдыхаемого нами воз­духа, получать воду путем извлечения ее из выделений нашего организма, питаться выращенными на искусствен­ном грунте растениями. Говоря другими словами, только здесь, на нашей очень небольшой планете среда обитания полностью соответствует нашим потребностям.

Поэтому речь может и должна идти не о ее приспособ­лении к нашим потребностям, а, напротив, о соотнесении потребностей человека и способов их удовлетворения с возможностями природы. В отношениях с ней нам еще предстоит овладеть всеми четырьмя действиями ариф­метики: помимо вычитания из живой и неживой природы Земли и деления вычтенного между членами человеческо­го сообщества следует научиться умножать ее возмож­ности путем сложения мудрости природы и человеческо­го разума.

Чтобы завершить обсуждение проблемы приспособле­ния среды обитания к нашим потребностям, попробуем разобраться, каковы они и все ли из них можно считать действительными потребностям Человека разумного. Индивидуальные физиологические обусловленные по­требности нашего организма чрезвычайно скромны: воз­дух, пища, вода, одежда для обеспечения постоянства температурного режима нашего физического тела, жили­ще для защиты от внешних воздействий.

Если бы речь шла об удовлетворении естественных потребностей всех шести миллиардов людей, то можно с полной уверенностью сказать, что ресурсов земной природы более чем достаточно для решения этой пробле­мы. Необходимые нам кислород и азот в избытке содер­жатся в атмосфере, запасы пресной воды на планете в расчете на каждую человеческую душу позволяют обес­печить ею все население Земли. Продуктов питания про­изводится столько, что если отказаться от искусственно завышенных сегодня норм их потребления, рекоменду­емых теоретиками сбалансированного питания, их, этих продуктов, хватило бы для пропитания не шести, а два­дцати шести миллиардов человек. А перейди человечест­во на здоровое, предписанное нам природой питание растительной пищей, перестань оно расходовать часть продукции наших полей на откорм скота, то эта цифра возросла бы еще больше.

Достаточно у нас сил и средств и для обеспечения каждого человека добротной, красивой одеждой, благо­устроенной квартирой или собственным домом. Неволь­но возникает вопрос, кто же или что мешает нам решить все эти проблемы? Причину, на мой взгляд, следует ис­кать в первобытном эгоизме, первоисточником которого был инстинкт самосохранения, присущий каждому жи­вотному, в том числе и человеку, стремление выжить во что бы то ни стало. Именно этот инстинкт когда-то подталкивал людей к объединению, чтобы сообща проти­востоять врагам, добывать все необходимое для продол­жения существования. Но он же и разъединял их, когда приходило время делить добытое: сильным доставалось больше, слабым—меньше. В те далекие времена, отде­ленные от наших дней сотнями тысяч лет, такой порядок был биологически оправдан: он помогал сохранять силь­ных, чтобы те могли защитить и накормить слабых— женщин и детей, обеспечить непрерывность линии жизни человечества.

Сегодня, когда могущество разума избавило человека от внешних врагов, которые могли бы реально угрожать его существованию, первобытный эгоизм, лишенный его биологически целесообразной первоосновы—инстинкта самосохранения, превратился в изощренный, гипертро­фированный эгоизм—одно из худших свойств человечес­кой натуры. С его проявлениями в жизни людей, госу­дарств и человеческого сообщества в целом мы сталкива­емся ежедневно, поскольку именно он определяет мысли, действия и поступки громадного большинства из нас. Только гипертрофированному эгоизму мы обязаны та­ким постыднейшим явлением, как престижное потребле­ние, которое не имеет ничего общего с реальными по­требностями нашего организма и призвано лишь под­черкнуть богатство и власть того или иного человека, рассматриваемые без всяких на то оснований как показа­тель его ума, свидетельство его высокой нравственности. Можно еще долго вспоминать, в каких безобразных ли­чинах выступает ныне гипертрофированный эгоизм, но, право, было бы напрасной тратой времени заниматься этой бесполезной работой, поскольку для нас важны не его конкретные проявления, а связанный с ним невоспол­нимый ущерб для нашего здоровья. Чтобы определить размер этого ущерба, достаточно четырех слов: эгоизм и здоровье несовместимы.




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)