Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Судебная реформа 1864 г




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Подготовка к этой реформе началась еще в 50-е гг.XIX в. В ее основу были положены принципы независимости суда от администрации, равенства сторон перед судом, гласности и состязательности процесса, права обвиняемого на защиту. Всего было подготовлено и принято в 1864 г. четыре законодательных акта: Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Они составили 16-ый том Свода законов Российской империи.

Первой судебной инстанции стал мировой судья, чьему рассмотрению подлежали уголовные дела о нетяжких преступлениях (максимальное наказание за совершение которых не превышало 1.5 лет) и несложные гражданские дела (с ценой иска не более 500 руб., позже - не более 1500 руб., кроме дел о недвижимости). Мировой судья принимал решение единолично. Решение мирового судьи можно было обжаловать в уездный (столичный) съезд мировых судей. Мировые судьи работали бесплатно. В систему общих судов входили окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат. Окружные суды рассматривали уголовные и гражданские дела, не отнесенные к подсудности мировых судей, при этом уголовные рассматривались с участием присяжных заседателей. Судебные палаты были аппеляционными инстанциями для окружных судов, могли выступать в качестве первой судебной инстанции по наиболее серьезным уголовным делам (о религиозных и политических преступлениях).



Сенат - высшая кассационная судебная инстанция, рассматривающая жалобы на приговоры, вынесенные общими судами с участием присяжных заседателей. Он также выполнял функции суда первой инстанции при привлечении к уголовной ответственности высших государственных чиновников.

По приказу царя мог создаваться специальный Верховный уголовный суд для рассмотрения уголовных дел особой государственной важности. В 1867г. прошла также военно-судебная реформа: была несколько либерализована система военных судов. Адвокатура была создана в ходе судебной реформы 1864 г. Среди адвокатов выделялись присяжные и частные поверенные. Присяжные выступали в качестве защитников в уголовном процессе, частные могли работать только при определенном суде.

Контрреформы 1880 – 1890 гг.

курс Александра III (1881--1894), следует иметь в виду, что он вошел в историю как период контрреформ. Практическая реализация нового курса сводилась к следующему.

1. Введен институт земских начальников (1889). Они назначались министром внутренних дел из местных дворян - помещиков и осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянами: следили за соблюдением порядка, сбором податей, в случае провинностей сажали крестьян под арест, подвергали телесным наказаниям. Власть земских начальников укрепила позиции правительства на местах и практически восстановила права помещиков по отношению к крестьянам.

2. Проведена Земская контрреформа (1890). При выборах в земства число гласных от помещиков увеличивалось в связи с уменьшением для них имущественного ценза. Для городских жителей ценз, наоборот, возрастал. Список гласных, избранных от крестьян, утверждался губернатором. Все эти меры были призваны укрепить позиции дворянства в местных органах самоуправления.

3. Городовое положение (1892) исключало из состава избирателей приказчиков и местных торговцев, что давало преимущество на выборах владельцам крупной городской недвижимости - малочисленному в городах дворянству и крупной буржуазии. Постановления городской думы санкционировались губернским начальством, ограничивалось число заседаний думы. Таким образом, городское самоуправление практически было под контролем правительства.

4. Изменения консервативного характера вносились в судебную систему.

5. По мнению правительства, от печати и образования исходила опасность устоям государства. Ужесточился административный контроль за высшими учебными заведениями. Университетский устав 1884 г. фактически упразднил автономию университетов; ректор и профессора назначались правительством; возрастала почти в два раза плата за обучение; особая инспекция осуществляла надзор за студентами. Представителям «низших» сословий затруднялась возможность получения образования. Циркуляр о кухаркиных детях (1887) рекомендовал не принимать в гимназию детей не из дворянских семей. В 1882 г. были введены Временные правила о печати, усилившие карательную цензуру, ряд изданий был закрыт.

6. В соответствии с Положением о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия (1881) в любой части империи могло быть объявлено чрезвычайное положение. Местные власти получали право арестовывать «подозрительных лиц», без суда ссылать их на срок до 5 лет в любую местность и передавать военному суду, закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земств.

7. В области культуры, идеологии, национальных отношений упор делался на русскую «национальную самобытность». Ужесточались отношения к религиозному инакомыслию, ограничивались права лиц неправославного вероисповедания, в особенности евреев. Правительство проводило политику русификации национальных окраин.

8. Крестьянский вопрос. В 1881 г. все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, отменялось их зависимое временнообязанное положение, понижались выкупные платежи. Учреждался крестьянский банк (1882), который должен был оказывать содействие крестьянам и крестьянским обществам в покупке частновладельческих земель. В 1883--1885 гг. была снижена, а затем отменена подушная подать с крестьян. Утверждены правила о порядке переселения малоземельных крестьян за Урал (1889). Однако эти меры в целом не улучшили благосостояния крестьянского населения.

9. Регламентировались отношения между рабочими и промышленниками. В 1882 г. был принят закон о запрещении труда малолетних (до 12 лет) и учреждена фабричная инспекция для надзора за его выполнением. По закону 1885 г. воспрещалась ночная работа несовершеннолетних и женщин. Законом 1897 г. ограничивалась максимальная продолжительность рабочего дня; для взрослых мужчин она не должна была превышать 11,5 ч. В большинстве своем принятые законы носили характер уступок нарождавшемуся рабочему движению.




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (448)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7