Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Классификация методов психолого-педагогического исследования



2015-12-04 644 Обсуждений (0)
Тема 3. Классификация методов психолого-педагогического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Теоретические методы исследования: изучение и анализ научной литературы, архивных материалов, изучение и анализ учебной и учебно-методической документации, построение гипотез, педагогическое моделирование.

Эмпирические методы исследования. Классификация эмпирических методов: Наблюдение. Эксперимент, анализ продуктов деятельности, беседа, анкетирование. Интервьюирование, изучение педагогического опыта и др.

Методы обработки собранного материала: статистические, графические, математические. Компьютерные технологии при проведении и обработке материалов психолого-педагогических исследований.

Теоретические методы исследования.

Изучение научной и научно-методической литературы.Библиографический поиск источников и их отбор. Виды литературных источников: монографии, научные статьи в научных журналах и научных сборниках, учебные пособия, диссертации и др.

Методы и приемы работы с литературой: составление картотеки, аннотирование, конспектирование, реферирование, цитирование, анализ научной литературы и сноски на нее. Оформление библиографии.

Изучение архивных материалов, директивных и нормативных документов. Правила работы в архиве, требования к использованию архивных выписок в исследовательской работе.

Изучение школьной документации: планов работы, отчетов, классных журналов, дневников и письменных работ учащихся, медицинских карт и т.д.

Построение гипотез как путь предполагаемого рационального научного поиска. Классификация гипотез по содержанию: гипотезы о наличии явлений, гипотезы о связи между явлениями, гипотезы о причинно-следственных связях. Разновидности гипотез о связи между явлениями: описательные (предположения о функциональной связи между педагогическими воздействиями и их результатом), объяснительные (раскрывают предполагаемую существенную связь, механизм ожидаемого процесса).

Моделирование в педагогическом исследовании. Модель как имитация педагогического явления (личность, структура урока, содержание образования, воспитания или развития) – структурная модель, или педагогического процесса – функциональная модель. Достоинства и недостатки метода моделирования.

Практическое задание к теме: Составление картотеки. Оформление библиографии.

Эмпирические методы исследования.

Наблюдениекак общенаучный эмпирический метод. Функции наблюдения. Основные требования к научному наблюдению: целенаправленность, плановость, сведение наблюдаемых объектов к минимуму, наблюдение в естественных условиях, сравнимость параллельных наблюдений, равномерность повторных наблюдений, предупреждение ошибок наблюдателя.

Виды наблюдений: непосредственное и опосредованное, открытое, включенное, долговременное и кратковременное, ретроспективное, самонаблюдение и др.

Этапы организации и проведения наблюдения в психолого-педагогических исследованиях: выбор объекта, постановка цели и задачи наблюдения, составление плана наблюдения, подготовка документов и оборудования. Сбор данных, анализ результатов наблюдения и выводы из проведенной работы.

Приемы фиксации наблюдений: протокол наблюдения, дневник наблюдений, запись на аудио или видео кассету, таблицы.

Объективность и валидность метода наблюдения. Субъективный фактор в наблюдении. Описание, регистрация и анализ данных метода наблюдения.

Педагогический эксперимент как метод комплексного исследования. Виды эксперимента: локальный и массовый, лабораторный и естественный.

Этапы педагогического эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный. Задачи каждого из этапов опытно-экспериментальной работы. Организация опытно-экспериментальной работы. Подготовительный этап экспериментального исследования. Проведение эксперимента. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Статистический анализ экспериментальных данных и способы наглядного представления результатов. Методические рекомендации по улучшению педагогической ситуации.

Устный опрос: беседа, интервью. Целенаправленность вопросов, их логика, ясность, односложность, корректность; Особенности интервьюирования. Достоинства и недостатки устного опроса.

Тестирование как метод получения качественных характеристик личности. Виды тестов и требования к их использованию.

Анкетирование. Его достоинства и недостатки. Методика составления анкеты. Требования к процедуре анкетирования. Обработка результатов анкетирования.

Рейтинг как оценка личности или ее деятельности. Метод компетентных (экспертных) оценок. Требования к экспертам.

Педагогический консилиум, обобщение независимых характеристик, метод мозгового штурма как вспомогательные методы исследования.

Практическое задание к теме: Провести, разные типы наблюдений в соответствии с требованиями. Разработать анкету или тест по выбранной теме исследования.

 



2015-12-04 644 Обсуждений (0)
Тема 3. Классификация методов психолого-педагогического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Классификация методов психолого-педагогического исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (644)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)