Тема 3. Классификация методов психолого-педагогического исследования
Теоретические методы исследования: изучение и анализ научной литературы, архивных материалов, изучение и анализ учебной и учебно-методической документации, построение гипотез, педагогическое моделирование. Эмпирические методы исследования. Классификация эмпирических методов: Наблюдение. Эксперимент, анализ продуктов деятельности, беседа, анкетирование. Интервьюирование, изучение педагогического опыта и др. Методы обработки собранного материала: статистические, графические, математические. Компьютерные технологии при проведении и обработке материалов психолого-педагогических исследований. Теоретические методы исследования. Изучение научной и научно-методической литературы.Библиографический поиск источников и их отбор. Виды литературных источников: монографии, научные статьи в научных журналах и научных сборниках, учебные пособия, диссертации и др. Методы и приемы работы с литературой: составление картотеки, аннотирование, конспектирование, реферирование, цитирование, анализ научной литературы и сноски на нее. Оформление библиографии. Изучение архивных материалов, директивных и нормативных документов. Правила работы в архиве, требования к использованию архивных выписок в исследовательской работе. Изучение школьной документации: планов работы, отчетов, классных журналов, дневников и письменных работ учащихся, медицинских карт и т.д. Построение гипотез как путь предполагаемого рационального научного поиска. Классификация гипотез по содержанию: гипотезы о наличии явлений, гипотезы о связи между явлениями, гипотезы о причинно-следственных связях. Разновидности гипотез о связи между явлениями: описательные (предположения о функциональной связи между педагогическими воздействиями и их результатом), объяснительные (раскрывают предполагаемую существенную связь, механизм ожидаемого процесса). Моделирование в педагогическом исследовании. Модель как имитация педагогического явления (личность, структура урока, содержание образования, воспитания или развития) – структурная модель, или педагогического процесса – функциональная модель. Достоинства и недостатки метода моделирования. Практическое задание к теме: Составление картотеки. Оформление библиографии. Эмпирические методы исследования. Наблюдениекак общенаучный эмпирический метод. Функции наблюдения. Основные требования к научному наблюдению: целенаправленность, плановость, сведение наблюдаемых объектов к минимуму, наблюдение в естественных условиях, сравнимость параллельных наблюдений, равномерность повторных наблюдений, предупреждение ошибок наблюдателя. Виды наблюдений: непосредственное и опосредованное, открытое, включенное, долговременное и кратковременное, ретроспективное, самонаблюдение и др. Этапы организации и проведения наблюдения в психолого-педагогических исследованиях: выбор объекта, постановка цели и задачи наблюдения, составление плана наблюдения, подготовка документов и оборудования. Сбор данных, анализ результатов наблюдения и выводы из проведенной работы. Приемы фиксации наблюдений: протокол наблюдения, дневник наблюдений, запись на аудио или видео кассету, таблицы. Объективность и валидность метода наблюдения. Субъективный фактор в наблюдении. Описание, регистрация и анализ данных метода наблюдения. Педагогический эксперимент как метод комплексного исследования. Виды эксперимента: локальный и массовый, лабораторный и естественный. Этапы педагогического эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный. Задачи каждого из этапов опытно-экспериментальной работы. Организация опытно-экспериментальной работы. Подготовительный этап экспериментального исследования. Проведение эксперимента. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Статистический анализ экспериментальных данных и способы наглядного представления результатов. Методические рекомендации по улучшению педагогической ситуации. Устный опрос: беседа, интервью. Целенаправленность вопросов, их логика, ясность, односложность, корректность; Особенности интервьюирования. Достоинства и недостатки устного опроса. Тестирование как метод получения качественных характеристик личности. Виды тестов и требования к их использованию. Анкетирование. Его достоинства и недостатки. Методика составления анкеты. Требования к процедуре анкетирования. Обработка результатов анкетирования. Рейтинг как оценка личности или ее деятельности. Метод компетентных (экспертных) оценок. Требования к экспертам. Педагогический консилиум, обобщение независимых характеристик, метод мозгового штурма как вспомогательные методы исследования. Практическое задание к теме: Провести, разные типы наблюдений в соответствии с требованиями. Разработать анкету или тест по выбранной теме исследования.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (644)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |