Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Б. Выигрыш производителей



2015-12-04 1341 Обсуждений (0)
Б. Выигрыш производителей 0.00 из 5.00 0 оценок




Поговорим теперь о производителях. Любой производитель хотел бы продать товар как можно дороже, но для каждого из них существует минимальная цена, по которой он еще согласится продавать, прежде чем вообще уйдет с рынка. Такая цена называется ценой предложения. Совокупность цен предложения всех производителей образует кривую рыночного предложения.

Вместе с тем все производители независимо от их цен предложения продают товар по единой рыночной цене. Разница между рыночной ценой и индивидуальной ценой предложения и составляет выигрыш производителя (излишек производителя) при продаже данной единицы товара. Предупреждение: выигрыш производителя обычно не равен его прибыли, но для объяснения этого необходим более скрупулезный анализ.

Расчет выигрыша производителей производится по той же схеме, что и расчет выигрыша потребителей. Пусть три фирмы производят по одной единице однородного товара, но с разными затратами. Затраты первой составляют 2 руб., второй - 3 руб. и третьей – 4 руб. Допустим также, что на рынке этот товар стоит 4 руб. Тогда, продавая по данной цене свои товары, первая фирма выигрывает 2 руб., вторая - 1 руб., а третья выигрыша не получает.

Предположим теперь, что товаров производится очень много. Тогда геометрически выигрыш всех производителей равен площади треугольника, ограниченного кривой предложения, линией рыночной цены и осью цен. В нашем примере это треугольник P*EN, где P* - рыночная цена (рис. 3-17):

Рис. 3-17. Выигрыш производителей

Выигрыш потребителей и выигрыш производителей можно показать на одном рисунке (рис. 3-18):

 

 

Рис. 3-18. Выигрыш потребителей и выигрыш производителей

Отсюда вывод: добровольный рыночный обмен по равновесной цене выгоден как покупателям, так и продавцам.

 

Государственное регулирование рынка и его последствия

Существуют два основных способа государственного вмешательства в рыночную деятельность: посредством налогов и дотаций и посредством установления предельных (максимальных и минимальных) цен на товары. Рассмотрим их по порядку.

А. Налоги и дотации

А) Налоги

Предположим, государство ввело потоварный налог, уплачиваемый производителями. Потоварный налог это налог, взимаемый в фиксированном размере с каждой единицы продаваемого товара. Примеры - таможенная пошлина или акциз. Введение такого налога увеличивает затраты производителей, а значит сдвигает кривую предложения вверх на величину налоговой ставки (t). Соответственно кривая предложения смещается из положения S0 в положение S1 (рис. 3-19):

 

 

Рис. 3-19. Последствия потоварного налога

Следствиями такого сдвига являются рост равновесной цены (с P1 до P2) и сокращение равновесного количества товара (с q1 до q2). В результате выигрыш потребителей уменьшается с площади треугольника P1E1M до площади P2E2M. Одновременно выигрыш производителей падает с площади P1E1N до площади PtFN.

Если первое очевидно, то второе нуждается в объяснении. До введения налога производители всю выручку клали в свой карман. Теперь они продают товар дороже, но им приходится делиться с государством, а потому с каждой единицы товара они фактически получают меньше, чем прежде. Товар продается по цене p2, но вычитается налог (t), равный отрезку E2F=P2Pt. Таким образом, на руках у производителей остается Pt руб., и именно эту сумму надо принимать в расчет при исчислении выигрыша производителей.

Итак, потери потребителей из-за налога составили площадь трапеции P2E2E1P1 (площадь P1E1M - площадь P2E2M), а потери производителей - площадь P1E1FPt (P1E1N - PtFN). Часть этих потерь перешла к государству в форме совокупного налогового сбора (T), который исчисляется как произведение налоговой ставки, взимаемой с каждой единицы продукции (t), на количество продукции, продаваемой после введения налога (q2): T=t*q2. На рис. 3-19 это произведение равно площади прямоугольника P2E2FPt.

Из вышесказанного видно, что часть потерь производителей и потребителей от налога (площадь E2E1F) не получил никто. Это чистые потери общества от налога - т.н. «потери мертвого груза». Потери мертвого груза возникают из-за того, что налог ведет к сокращению производства.

Кто платит налог?

Весьма распространено мнение, что налоги затрагивают интересы лишь потребителей, но не производителей, ибо последние всегда имеют возможность переложить налог на покупателей, увеличив цену товара. Все только что сказанное вполне доказывает неверность данного положения: производители действительно включают налог в свои цены предложения, вследствие чего кривая предложения смещается вверх на величину налога. Но потребители, со своей стороны, отказываются покупать товар дороже, чем по своим ценам спроса. В результате при традиционной наклонной кривой спроса цена товара увеличивается в меньшей степени, чем величина налога (см. рис. 3-19). Иными словами, бремя налога обычно делится между производителями и потребителями.

Существуют, однако, и исключения. Пусть перед нами товар первейшей необходимости, заменить который очень трудно (ряд лекарств, некоторые врачебные и юридические услуги и т.п.). Кривая спроса на такие товары близка к вертикальной по крайней мере в определенном ценовом диапазоне, т.е. величина спроса не падает при возрастании цены. В этом случае равновесная цена увеличится ровно на величину налога (график 3-20А), а, значит, весь налог будет уплачен потребителем.

Существуют и обратные примеры. Некий товар очень легко заменить (Кока-колу, например, Пепси-колой). Это означает, что никто из потребителей не согласен покупать его дороже, чем по нынешней цене, т.е. при малейшем повышении цены такого товара потребители в массовом порядке переключатся на товар-заменитель (при условии, разумеется, что цена последнего останется прежней). На графике это отражено горизонтальной кривой спроса (рис. 3-20Б). В таком случае никакой налог на деле не приведет к росту цены, и его бремя целиком ляжет на продавцов:

 

Рис. 3-20. Налоговое бремя в особых случаях

А. Товар очень трудно заменить Б. Товар очень легко заменить

Вдумчивый читатель способен сам догадаться, что распределение налогового бремени зависит и от наклона кривой предложения (при горизонтальной кривой цена возрастает как раз на величину налога, а при вертикальной - не возрастает вообще). В конечном же счете все это приведет его к открытию: чем положе кривая предложения и круче кривая спроса, тем большую часть налога платит потребитель. И наоборот.

Б) Дотации

Дотации противоположны налогам. Потоварная дотация уменьшает затраты производителей, а потому сдвигает линию предложения вниз на величину дотации из положения S0 в положение S1 (рис. 3-21). В результате равновесная цена снижается с P0 до P1, а равновесное количество возрастает с q0 до q1:

Рис. 3-21. Последствия потоварной дотации

Б. Фиксация цен

А) Максимальная цена

На рынке некоторого товара массового потребления сложилось определенное равновесие (рис. 3-22). Тем не менее в правительстве решили, что сложившаяся цена чересчур высока и исключает из круга потребителей лиц с невысокими доходами. Движимые наилучшими побуждениями чиновники устанавливают максимальную цену на товар (Pg) ниже равновесной, и запрещают кому бы то ни было продавать его дороже.

Но пониженная цена быстро отбивает охоту у производителей продавать данный товар, в результате чего величина его предложения сокращается с q* до qs. Величина же спроса, напротив, растет с q* до qd. Образуется дефицит (qd - qs) как первый итог правительственной политики:

Рис. 3-22. Государственная максимальная цена

Реагируют на такое положение обычно тремя способами:

1. Дотации производителям. Они сдвигают линию предложения товара вправо - вниз в положение S1 и тогда, возможно, государственная цена станет равновесной. Проблема лишь в том, что денег на дотации, как правило, нет. А если бы они были, то установление максимальной государственной цены стало бы излишним: рыночную цену можно было бы снизить просто путем дотирования производителей.

2. Все остается как есть, и товары распределяются по принципу очереди: первый пришел - первый получил. Здесь возникает интересный вопрос: кто выигрывает от такой системы? Ну перекупщики, перепродающие товары на черном рынке - это понятно. А еще кто? Для ответа на этот вопрос надо вспомнить теорию альтернативных затрат (тема 1, п.1). Дело в том, что, будучи вынужден стоять в очереди, покупатель платит за товар не только деньгами, но и свободным временем. В очередь поэтому встанут, прежде всего, те, чье время стоит дешево (пенсионеры, безработные, бездельники и т.п.). А люди, для которых стояние в очереди означает заметную потерю в заработке (их альтернативные затраты при такой покупке высоки), скорее всего предпочтут либо вообще отказаться от товара, либо покупать его на черном рынке.

3. Карточки. «Пусть товара на всех не хватает, - рассуждает правительство, - но зато каждый нуждающийся хоть понемногу, но получит». Все рассмотренные способы были апробированы во многих странах, особенно широко - в России.

Ключевая проблема при этом - дефицит. Продавцы видят, что многие потребители были бы рады купить товар по более дорогой цене, а потому стремятся продать его на черном рынке. Там, однако, их затраты оказываются больше тех, что складываются на нормальном, «белом рынке», ибо включают в себя не только обычные расходы на производство и реализацию, но и компенсации за риск разоблачения: штрафы, взятки и т.п. В результате кривая предложения на черном рынке уходит вверх в сравнении с «нормальной» кривой, т.е. принимает положение S1 (рис. 3-23):

Рис. 3-23. Дефицит и черный рынок

Теперь можно подводить итоги: государственная забота о бедных на деле привела к бесконечным очередям, карточкам и вымыванию товаров из открытой торговли. С другой стороны, на черном рынке, куда переместилась основная масса товара, цена оказалась еще выше (P¢ против P*), а товара - меньше (q¢ против q*), чем было в свободной продаже до начала государственных экспериментов. Если вдуматься, не только одни продавцы выиграли на черном рынке. Значительная часть доходов от продаж попала разного рода контролерам-взяточникам (площадь P¢E¢BA). В тоже время площадь E¢EB составляет потери мертвого груза в результате перехода от нормального рынка к черному.

Б) Минимальная цена

Иногда государство поступает прямо противоположным образом: оно запрещает продавать какой-либо товар дешевле установленной им цены. Пример - минимальная заработная плата. Возможно, работник и работодатель сторговались бы и за меньшую сумму, но государство запрещает платить меньше. Если такая государственная цена (Pg) оказывается выше равновесной (P*), на рынке возникает избыток предложения над спросом (рис. 3-24). На рынке труда такой избыток означает безработицу (qs - qd):

Рис. 3-24. Государственная минимальная цена

Обычно с подобной безработицей борются путем сокращения предложения труда за счет ограничения притока в страну иностранной рабочей силы. В самом деле, если некое государство ставит препоны на пути найма иностранцев, то кривая предложения на соответствующем рынке труда уходит влево-вверх в положение S1 и тогда, возможно, государственная минимальная заработная плата станет равновесной ценой труда. Безработица в таком случае исчезнет.

 



2015-12-04 1341 Обсуждений (0)
Б. Выигрыш производителей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Б. Выигрыш производителей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1341)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)