1. Фамилия, имя ребенка ________________________________
2. Возраст ____________
3. Дата обследования___
4. (Школа, №, адрес)____
5. (Класс)_____________
6. Логопедическое заключение __________________________
7. Примечание________
№ п/п
| Пробы
| Дата
| Дата
| Примечания
|
1.
| Мелодика
|
|
|
|
| Выявление особенностей восприятия интонации.
|
|
| Отметить качественные характеристики: - простой мелодический контур (нисходящий, восходящий, ровный), - сложный (восходяще-нисходящий, нисходяще-восходящий)
|
| 1. Различение повествовательной интонации, средств выражения и способов обозначения. Послушать предложения и поднять карточку с изображением точки, если предложение произнесено спокойно, ровным голосом.
Инструкция: «Слушай меня внимательно, если услышишь, что я тебе о чем-то сообщаю и говорю при этом спокойным и ровным голосом, подними вверх карточку с изображением точки».
|
|
| Речевой материал: Сегодня холодно. Куда я положил ключ? На улице дождь. Как я рада! Вы откуда? На столе вкусный торт.
|
2. Различение восклицательной интонации, средств выражения и способов обозначения. Послушать предложения и поднять карточку с изображением восклицательного знака, если предложение произнесено радостно, звонким голосом.
Инструкция: «Слушай меня внимательно, если услышишь, что я тебе о чем-то сообщаю и говорю при этом громко и радостно, подними вверх карточку с изображением восклицательного знака».
|
|
| Речевой материал:
Это просто чудо! Летит птичка. На лугу пасется корова. Рука сильно болит? Ура!
|
3. Различение вопросительной интонации, средств выражения и способов обозначения. Послушать предложения и поднять карточку с изображение вопросительного знака, если предложение произнесено с вопросом. Инструкция: «Слушай меня внимательно, если услышишь, что я тебе о чем-то спрашиваю, подними вверх карточку с изображением вопросительного знака».
|
|
| Речевой материал:
Жил-был серый еж. Какая у них квартира? Сколько времени? Привет! Как зовут мальчика?
|
| 4.Дифференциация различных вариантов интонации звучания одинаковых предложений с обозначением сигнальной карточкой.
Инструкция: «Я назову предложения. Внимательно послушай, как они звучат. Подними вверх карточку с изображением точки, восклицательного или вопросительного знака».
|
|
| Речевой материал:
На улице солнце. На улице солнце? На улице солнце! Хорошо! Хорошо. Хорошо? Пойдем гулять? Пойдем гулять. Пойдем гулять!
|
| Исследование возможностей звуковысотных изменений.
|
|
| Отметить умение использовать мелодические контрасты (часто, редко, отсутствуют).
|
| 1. Показ движением руки понижение и повышение голоса, соответствующие мелодическому контрасту голоса логопеда или собственного голоса.
Инструкция: «Послушай внимательно, как я произношу гласные звуки (низко, обычным голосом, высоко). Покажи движением руки движение моего голоса».
|
|
| Игры: «лесенка», «самолет», «укачаем малыша» с варьированием голоса при произнесении гласных звуков (а, о, у, и,) Наглядный материал:
Предметные картинки - лестница, самолет. Сюжетная картинка - малыш на руках у мамы.
|
2. Раскладывание предметов в соответствии с повышением и понижением высоты голоса.
Инструкция: «Послушай внимательно, как я пою песенку со звуком [у]. Мой голос то повышается, то понижается. Разложи кубики на столе в соответствии с услышанной песенкой». «А теперь попробуй сам спеть песенку со звуком [у] по выстроенной тобой дорожке из кубиков».
|
|
| Наглядный материал: кубики одного цвета и размера.
|
| Диагностика особенностей воспроизведения ИК, выражающих повествовательную, восклицательную, вопросительную интонацию.
|
|
| Отметить качественные характеристики: - правильность характера мелодического движения или наличие мелодических ошибок; - доминирующую ИК; - разнообразие использования мелодических контуров; - четкость реализации интонационных типов предложений.
|
| 1. Произнесение за логопедом предложений различных интонационных типов с движением руки, соответствующим понижению и повышению голоса.
Инструкция: «Послушай, как я произнесу предложение. Повтори со мной вместе точно так же. Покажи движением руки движение своего голоса». (Сопряженное произнесение). «Послушай, как я произнесу предложение. Повтори сам точно так же. Покажи движением руки движение своего голоса». (Отраженное произнесение).
|
|
| Речевой материал:
Куда поедем? В реке плавает рыба. Я все понял! Лопатой копают? Какой теплый день! Чашки на столе.
|
2. По сюжетной картинке вслед за экспериментатором с двигательным контролем (движение руки) правильно произнести фразу с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией.Обращается внимание детей на смысловой и эмоциональный подтекст, паралингвистические характеристики персонажей.
Инструкция: «Внимательно рассмотри картинку. Повтори за мной предложение. Покажи движением руки движение своего голоса».
|
|
| Наглядный материал:
сюжетная картинка – дети гуляют во дворе дома со своими домашними животными. Они рассказывают друг другу о своих питомцах.
Речевой материал:
У Кости собака Пушок. Собака веселая! У Насти кот Барсик. Он толстый и ленивый. У Славы щенок Дружок. Он маленький и глупый. А у Тани попугай Кеша. Он умный. Таня говорит: «Мой Кеша знает много слов». «А твой Барсик. Настя, может говорить?». «Нет, - смеется Настя, - не умеет». «Мой Барсик только мурлыкает и спит»….
|
3. Произвольное повторение реплик персонажей предложенной сюжетной картинки с верной интонацией по направляющим вопросам логопеда.
Инструкция: «Вспомни и повтори, что было сказано и как это было произнесено».
|
|
| Речевой материал:
Как зовут собаку Кости? Какая у него собака? Как зовут щенка Славы? Кто на руках у девочки Насти? Какой Барсик? Это попугай Кеша. Кто его хозяйка? О чем разговаривали девочки. Кто из них смеялся? ...
|
4. Самостоятельное «озвучивание» новой сюжетной картинки с направляющей помощью логопеда. Дети должны самостоятельно произнести предложения с основными типами ИК, помогая себе (при необходимости) жестом руки.
Инструкция: «Внимательно рассмотри картинку. Расскажи, кто на ней изображен? О чем и как говорят герои? Попробуй передать настроение героев словами».
|
|
| Наглядный материал:
сюжетная картинка – девочка в слезах стоит возле большого дерева, в ветвях которого запуталась ниточка
воздушного шарика. Возле нее стоит мальчик, который ее успокаивает и предлагает помощь. Речевой материал: Что случилось с девочкой, какое у нее настроение? Что и как она говорит? Как ее успокаивает мальчик? Какую помощь ей предлагает?
|
5. Произвольное формулирование предложений с изучаемыми интонационными контурами.
Инструкция: «Постарайся выразительно произнести предложение по инструкции: Задай вопрос, поинтересуйся, переспроси, порадуйся, похвали, расскажи, вспомни, отдай приказ».
|
|
|
|
2.
| Интенсивность
|
|
| Отметить качественную характеристику интенсивности: - низкая, умеренная, высокая, - умение воспроизводить контрасты.
|
| 1. Исследование особенностей восприятия интенсивности – воспроизведение условной невербальной реакции на речевые звукокомплексы заданной громкости.
Инструкция: «Слушай меня внимательно, если услышишь громкие звуки, то хлопни в ладоши. Если услышишь тихие – хлопать не надо».
|
|
| Речевой материал:
одинаковые слоги, звукоподражания и слова, произнесенные разной громкостью [та-та-та, мяу-мяу-мяу, слон-слон-слон].
|
2. Изучение возможностей воспроизведения интенсивности по подражанию за логопедом.
Инструкция: «Представь себе, что ты в пещере. Все слова за тобой повторяет эхо. Ты говоришь громко, а эхо тихо. Послушай, как я произнесу предложение. Повтори точно так же».
|
|
| Речевой материал:
Ау. Кто там? Это я! Кто со мной говорит? Как тебя зовут? Это эхо!
|
3. Самостоятельное изменение силы голоса по инструкции экспериментатора с использованием сюжетной картинки и без нее.
Инструкция: «Произнеси фразу тихо, потому что мама спит. Обычным (нормальным) голосом – обращаясь к другу. А теперь скажи фразу громко, потому что дедушка плохо слышит».
|
|
| Наглядный материал:
сюжетная картинка – мама спит на кровати; мальчик сидит за партой; старый дедушка сидит в кресле-качалке.
Речевой материал:
Сейчас два часа дня. Я пойду гулять. Мы пойдем в цирк?
|
3.
| Темп
|
|
| Отметить качественную характеристику темпа: медленный (ниже среднего, замедленный), нормальный (средний, естественный для говорящего), быстрый (превышает средний, ускоренный); нарушения темпа речи – брадилалия, тахилалия; умение варьировать темпом речи.
|
| Восприятие и воспроизведение темпа в неречевом плане.
|
|
|
|
| 1.Воспроизведение движений телом (повороты, прыжки, наклоны), манипуляций предметами, игрушками в заданном темпе. При этом объясняются понятия, качественно характеризующие темп.
Инструкция: «Послушай внимательно музыку – она бывает разная (медленный, средний, быстрый темп). Попробуй совершать наклоны из стороны в сторону под музыку».
|
|
| Отслеживается совпадение движений и мускульное напряжение с предложенной скоростью музыки и ее акцентов.
Предлагается музыкальное сопровождение.
|
2. Игра «Музыкальное эхо»: логопед ударяет в определенном темпе и ритме по ударному инструменту (барабан, бубен, ксилофон, молоточек), испытуемый повторяет услышанное.
Инструкция: «Слушай внимательно, как я играю на музыкальном инструменте, запомни и повтори точно так же».
|
|
| Отмечаются ошибки при воспроизведении ритмического рисунка;
в каком темпе по сравнению с образцом прозвучало повторение.
|
| Восприятие и воспроизведение темпа в речевом плане.
|
|
| Отметить умение использовать темпоритмические контрасты.
|
| 1.За меняющимся темпом слогов логопеда выполнение быстрых и медленных движений.
Инструкция: «Послушай внимательно, как я произношу слоги, то медленно, то быстро. Выполняй хлопки ладонями по коленям в такт моих слогов».
|
|
| Речевой материал:
одинаковые слоги [па-па-па-па-па], [та-та-та-та-та].
|
2. Скоординированное с темпом собственных движений воспроизведение слогов, коротких слов с разным темпом.
Инструкция: «Подпрыгивай на двух ногах и произноси слова с заданным темпом (быстро, медленно, средний темп)».
|
|
| Речевой материал:
[ба-ба-ба; кис-кис-кис; гав-гав-гав; Мурка, Шарик].
|
3.Произнесение с указанным темпом односинтагменных чистоговорок. Инструкция: «Слушай внимательно, запомни и повтори за мной фразу (медленно, со средним темпом, быстро)».
|
|
| Речевой материал:
[са-са-са – летит оса,
па-па-па – у кота лапа,
бу-бу-бу – поймал рыбу].
|
4. Изучение возможности изменять по инструкции темп речи. Задание выполняется, сопряжено, отраженно, самостоятельно с различным темпом.
Инструкция: «Внимательно послушай стихотворение и повтори его. Первую стоку скажи медленно, а вторую быстро».
|
|
| Речевой материал:
«Падай, падай, падай снег, радуй, радуй, радуй всех!»
«По лестнице вверх тихо иду. С лестницы вниз быстро бегу».
|
4.
| Чувство ритма
|
|
| Отметить качественную характеристику: изохронность (равномерное воспроизведение единиц), вариативность, предсказуемость.
|
| Восприятие и воспроизведение ритмических структур в неречевом плане.
|
|
| Отметить ритмическую способность: оптимальная (безошибочная), допустимая (премоторный тип нарушения),
- критическая (височный тип нарушения).
|
| 1. Логопед стучит по столу, испытуемый определяет: сколько раз он стучит или сколько ударов содержится в каждой «пачке».
Инструкция: «Послушай и определи, сколько раз я стучу молоточком по столу». «Сколько ударов я простучала в каждой паче?»
|
|
| Ошибки восприятия ритмов и их оценки говорят о дисфункции верхнее-височных отделов левого полушария.
|
1) Одиночные «пачки»:
|
|
|
|
- //
|
|
|
|
- ///
|
|
|
|
2) Серии «пачек»:
|
|
|
|
- // // //
|
|
|
|
- /// /// ///
|
|
|
|
- / / /
|
|
|
|
- //// //// ////
|
|
|
|
| 2. Игра «Отгадай ритм». Выявление способности адекватного восприятия ритмической последовательности музыкального фрагмента. Логопед дает прослушать испытуемому три разных мелодии и предлагает отгадать ритм, той, которую отхлопает в ладоши.
Инструкция: «Прослушай три разных музыкальных отрывка, отгадай ритм какого фрагмента я отхлопаю в ладони».
|
|
| Музыкально-ритмические фрагменты: русская народная песня «Во поле береза стояла», Ф. Мендельсон «Концерт ми минор для скрипки», М. Красев «Елочка».
|
| 3. Воспроизведение ритмов по слуховому образцу:
Инструкция: «Слушай внимательно, запомни и повтори точно так же».
|
|
| Лишние удары – возможно дисфункция теменновисочных отделов г.м.; недостаточность, замедленность, персеверация – дисфункция заднелобных отделов.
|
1) простые ритмы:
|
|
|
|
// // //
|
|
|
|
/// /// ///
|
|
|
|
// // //
|
|
|
|
2) акцентированные ритмы:
|
|
|
|
/ //
|
|
|
|
// /
|
|
|
|
(левой рукой) / ///
|
|
|
|
/// /
|
|
|
|
(двумя руками) / / //
|
|
|
|
/ // /
|
|
|
|
(ногой) / / ///
|
|
|
|
(стопой) / /// /
|
|
|
|
(прыжки на одной ноге) // /
|
|
|
|
(прыжки на двух ногах) // / //
|
|
|
|
(хлопки ладонью по столу; школьники)
|
|
|
|
// /// // /// //
|
|
|
|
/// // /// // /// //
|
|
|
|
| 4. Воспроизведение ритмов по словесной инструкции: испытуемому предлагается выполнять ритмы по речевой инструкции.
Инструкция:
|
|
| Ошибки персеверации – дисфункция премоторных, заднее-лобных отделов коры левого полушария; замедленность, моторные трудности выполнения – дисфункция афферентных систем нижнетеменных отделов мозга.
|
- «Ударяй по 2 раза».
|
|
|
|
- «Ударяй по 3 раза».
|
|
|
|
- «Ударяй по 2 раза сильно и по 3 раза слабо»
|
|
|
|
– Под счет: «раз-два», «раз-два»,
|
|
|
|
– Под счет: «раз-два-три», «раз-два-три».
|
|
|
|
| 5. Трансформация зрительной схемы в звуковой ритм. Испытуемому предлагаться постучать так, как нарисовано на предложенной карточке.
Инструкция: «Внимательно рассмотри картинку, простучи»
|
|
|
|
1) (карточки одинаковые) – ритм повтора: / / /
|
|
|
|
// // //
|
|
|
|
2) (чередуются карточки двух цветов) – ритм чередования:
/ / / / ; / / / / ;
|
|
|
|
/ ////// / ////// ; / ////// / ////// ;
|
|
|
|
// // // // ; // // // // ;
|
|
|
|
3) (чередуются карточки двух цветов и размеров) – ритм противопоставления: / // / // ; / // / // ;
|
|
|
|
// / // / ; // / // / ;
|
|
|
|
| 6. Трансформация звукового ритма в зрительно-пространственную схему (предметное моделирование). Испытуемому предлагаться воспроизвести ритм с помощью кубиков, расположив их на нужное расстояние между собой.
Инструкция: «Послушай, как я стучу карандашом по столу, повтори ритм с помощью кубиков на столе».
|
|
| Наглядный материал: кубики одного размера.
|
| 7. Воспроизведение и различение ритмов по слуховому образцу (вне поля зрения испытуемого).
Инструкция:
|
|
| 1 упр. [–], 2 упр. [+]
Страдает процесс воспроизведения ритмов при сохраненной способности к слуховому различению – «премоторный» тип нарушения.
1 упр. [–], 2 упр. [–]
Нарушается слуховое различие звуковых ритмов – «височный» тип нарушения.
|
1) «Закрой глаза, послушай ритмический образец, запомни и повтори его»: // // ///
|
|
|
//// / ///
|
|
|
2) «Закрой глаза, послушай две серии ударов, сравни, они одинаковые или разные?»: /// // < –– > //// /
|
|
|
/ /// //// < –– > // /// ////
|
|
|
| Восприятие и воспроизведение ритмических структур в речевом плане.
|
|
|
|
| 1) Комбинация одинаковых слогов.
Инструкция: «Слушай внимательно, запомни и точно повтори».
|
|
| Речевой материал:
[па'па /па'па па'папа /па'папа]; [папа'/ папа'/ папа' папапа'/ папапа'/ папапа'].
|
2) Комбинация слогов с разными гласными и согласными звуками.
Инструкция: «Слушай внимательно, запомни и точно повтори».
|
|
| Речевой материал:
[пы'па / пы'па пыпа'/ пыпа'/ пыпа'];
[пы'папу/ пы'папу пыпапу'/ пыпапу'/ пыпапу]; [та'па /та'па тапа'/ тапа' / тапа'];
[та'пака / та'пака тапака'/ тапака'/ тапака'].
|
3) Отхлопывание слогового ритма с
одновременным проговариванием.
Инструкция: «Отхлопай слово по слогам и четко его произнеси».
|
|
| Речевой материал:
[Са-ша], [лап-ша], [пи-ли-ли], [те-ре-мок].
|
4) Отстукивание ритмического контура слова, предложения с последующим воспроизведением его слоговой структуры. Инструкция: «Отстучи карандашом по столу ритм слова, произнеси его со слогом [та]. Затем отстучи ритм и произнеси целое слово».
|
|
| Речевой материал:
[та-Та-та (машина)], [Та-та (липа)], [та-та-Та (молоко)], [Та-та-та-та, та--та-том – что такое за окном? Та-та та та-та та-том – это снег лежит ковром!]
|
5.
| Логическое и словесное ударение
(Предварительно в доступной форме объясняем, что существуют «главные» слова в предложении, от которых зависит смысл фразы. Эти «важные» слова произносятся громче или чуть протяжнее остальных).
|
|
| Отметить в словесном ударении: безударные, слабоударные, ударные, сильноударные слоги. Качественная характеристика логического ударения: правильная выделенность, отсутствие выделенности или неправильно переданное ударение.
|
| 1. Определение возможности различения логическое ударение на материале односинтагменных повествовательных предложений.
Инструкция: «Внимательно слушай, одинаково или по-разному я произнесу предложения? Какое слово я выделила в первом предложении? Во втором? В третьем? В четвертом? На что я хотела обратить твое внимание в первом предложении (во втором, в третьем, в четвертом)?»
|
|
| Речевой материал:
«Аня читает кукле сказку. Аня читает кукле сказку. Аня читает кукле сказку. Аня читает кукле сказку».
|
2. Исследование особенностей воспроизведения логического ударения.
Инструкция: «Я назову предложение и голосом выделю в нем «главное» слово. Повтори предложение за мной и тоже выдели в нем это слово».
|
|
| Речевой материал:
«На столе синий карандаш. У Светы краснаяюбка. Кошку зовут Мурка.Мы летим на самолете. Олегпьет сок».
|
3. Самостоятельное выделение в простом предложении слова, обозначенного логическим ударением. Проба проводится с использованием сюжетной картинки, по которой совместно составляется односинтагменные предложения.
Инструкция: «Отвечай на мои вопросы тем предложением, которое мы с тобой составили. Будь внимательным, выделяй голосом «главное» слово».
|
|
| Наглядный материал: сюжетная картинка – мишка сладко спит на кровати, возле него стоит бочка меда, на полу коврик с тапочками, на стене висят часы с кукушкой и морская картина.
|
4. Воспроизведение словесного ударения на материале слов и односинтагменных предложений.
Инструкция: «Назови картинку. Составь с ней предложение».
|
|
| Наглядный материал: предметные картинки – мыло, рыба, гуси, рога, пила, юла, волосы, радуга, корова, капуста, гусеница.
|
6.
| Паузирование
(В начале проводим работу по объяснению искомого определения «пауза» – это перерыв в речи, момент молчания для отделения слов друг от друга и выделения важной информации).
|
|
| Отметить качественные характеристики: - оптимальность длины паузы; - правильность употребления; - четкое соблюдение межсинтагменной паузации; - % безпаузального членения.
|
| 1. Определение правильности восприятия паузальной границы интонационно-смысловых единиц разной сложности. Задание состояло в определении на слух межсинтагменной паузы во фразе (дети слушали текст, при улавливании длительной паузы брали в руку бусинку).
Инструкция: «Внимательно послушай текст, если услышишь паузу возьми бусинку в руку».
|
|
| Речевой материал:
«Дядя Миша – наш гость. Бабушка Соня ставит на стол чайник и чашки. Все будут пить чай. Хорош душистый чай!»
Наглядный материал:
бусинки (пуговки).
|
| 2. Оценка экспериментатором возможности проводить реальную интонационную разметку в самостоятельной речи.
|
|
| Проводится в ходе всего диагностического обследования.
|
7.
| Тембр
(Перед выполнением проб проводим беседу о том, что у каждого человека есть свой особенный голос, который в зависимости от различных ситуаций и событий может изменяться).
|
|
| Отметить тембральные качества голоса: «звучность», «чистота», «яркость звучания», «придыхательность», «хриплость», «приглушенность», «назальность», «металлический оттенок», «сдавленность». Указать: общую эмоциональную и модальную окраску речи; варьирование общей окраски голоса в зависимости от ситуации общения; произвольное изменение речевого тембра; сопутствие мимики и жестикуляции.
|
| 1. Определение тембра мужского, женского и детского голоса по демонстрации экспериментатора.
Инструкция: «Я назову предложение, отгадай, кто из представленных на картинке персонажей ее мог произнести».
|
|
| Наглядный материал: сюжетная картинка – семья дома сидит на диване.
Речевой материал: Давайте будем читать книгу. А какую книгу? Про Африку. А где она находиться?
|
2. Узнавание эмоциональной окрашенности коротких слов, междометий и демонстрация ее с помощью жестов и мимики. Проба усложняется повтором за логопедом с объяснением эмоциональных переживаний. Инструкция: «Послушай как я произнесу короткое слово. Когда мы так говорим? Повтори его за мной, покажи свое настроение жестами».
|
|
| Речевой материал:
Ай! О! браво! Вот это да! Ах! Ох! Увы! Беда! Горюшко! Фу! Ой! Ух! Ужас!
|
3. Преднамеренное изменение качества голоса с целью передачи содержательной информации по иллюстрационному образцу на материале междометий и коротких слов.
Инструкция: «Рассмотри картинку, скажи, что на ней изображено. Отгадай, кто из персонажей говорит: «Ох! Ох! Ох!», «Ух! Ух! Ух!», « Ах! Ах! Ах!», «Ай! Ай! Ай!».
|
|
| Наглядный материал: сюжетные картинки – девочка разбила чашку; у мальчика болят зубы; мальчик с грязными руками и лицом бежит навстречу маме; подруги катаются на качелях.
Речевой материал:
«Ох! Ох! Ох!», «Ух! Ух! Ух!», « Ах! Ах! Ах!», «Ай! Ай! Ай!».
|
4. Произвольное изменение окраски голоса в соответствии с характеристикой персонажа стиха, сказки.
Инструкция: «Повтори выразительно стихотворение, попробуй передать словами и жестами какое солнце, какие кошка и корова, какой арбуз».
|
|
| Речевой материал: «Солнце – слово лучистое. Кошка – слово пушистое. Корова – слово рогатое. А слово «арбуз» - полосатое».
|
5. Произвольное изменение речевого тембра на материале одного предложения по инструкции логопеда.
Инструкция: «Произнеси предложение с различными интонациями – грусти, радости, испуга, злости, удивления».
|
|
| Речевой материал: «Ласточка улетела».
|