Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фирма в рыночной экономике



2015-12-04 683 Обсуждений (0)
Фирма в рыночной экономике 0.00 из 5.00 0 оценок




В системе общественного воспроизводства фирма является главным производственным звеном. Деятельность любой фирмы связана с производством товара или услуги с целью получения максимального дохода (прибыли). Для достижения этой цели она затрачивает ресурсы, совершая их полный самостоятельный оборот и возмещение.

Механизм функционирования фирм имеет свои особенности, которые связаны с выбором определенной экономической модели ведения хозяйства.

А. Смит в работе «Богатство народа» определил предпри­нимательство как хозяйственный риск с целью извлечения при­были. А. Маршалл, считал предпринимательство менеджментом. И. Шумпетер в работе «Теория экономического развития» рас­сматривал предпринимательство как новаторство. В нашей стране первопроходцами в этом деле были А. Чаянов и Н. Конд­ратьев. Однако с отменой НЭП предпринимательство до 90-к гг. XX в. считали идеологически чуждым нашему обществу. Его связывали со спекуляцией, с жульничеством и с махинациями, В условиях командно-административного управления экономикой инициативная деятельность, направленная на достижение ком­мерческого успеха - прибыли, запрещалась.

Предпринимательство (бизнес) - это инициативная .деятельность граждан и их объединений, направленная на получе­ние выгоды (прибыли). Оно осуществляется гражданами на свой страх и риск, органически связано с экономической свободой.

Субъектом предпринимательства является предпринима­тель (хозяин), бизнесмен, который организует выгодное дело. Им может быть любой собственник - частное лицо, кооператор, арендатор, группа лиц, государственное и муниципальное пред­приятие (физические и юридические лица).

Термин «предприниматель» был введен французским эко­номистом Р. Кантиллоном (1680-1734 гг.) в начале XVII в. С тех Пор это слово означает человека, который берет на себя риск, связанный с организацией нового дела или с разработкой новой идеи, новой продукции, нового вида услуг, предлагаемых обще­ству. Следовательно, предприниматели - это люди, энергичные, азартные и склонные к риску. В условиях рыночной экономики предприниматель является ключевой фигурой. Субъект приоб­ретает статус предпринимателя после регистрации в госучреж­дениях.

Предприниматель и менеджер - понятия не тождественные. Предприниматель существует около 300 лет, а о менеджере за­говорили лишь в конце XIX в.

Предпринимательская деятельность может осуществляться с применением наемного труда и без него.

Сердцевиной предпринимательства является сделка - вза­имное действие двух или нескольких экономических субъектов в интересах получения взаимной выгоды.

По виду деятельности выделяют: производственное, ком­мерческое, финансовое, посредническое, страховое предприни­мательство.

Производственное предпринимательство связано с произ­водством товаров и услуг, духовных ценностей для последую­щей реализации.

Коммерческое предпринимательство предполагает торгов­лю готовыми товарами и услугами по ценам, превышающим цену приобретения.

Финансовое предпринимательство - это особая форма ком­мерческого предпринимательства, в котором в качестве предме­та купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги,

Посредническое предпринимательство связано с нахождени­ем предпринимателем двух заинтересованных в сделке сторон.

Страховое предпринимательство предполагает страхова­ние и возмещение возможного ущерба имуществу, ценностям, жизни, здоровью в результате непредвиденных обстоятельств.

В основе всех видов предпринимательства лежит личный интерес предпринимателя. И. Шумпетер выделяет следующие основные мотивы личных интересов: потребность во власти, стремление к победе в борьбе с соперниками, радость творчест­ва, которую дает самостоятельное ведение дела.

По формам собственности предпринимательство бывает частное, государственное и муниципальное.

По числу собственников предпринимательская деятельность подразделяется на индивидуальную и коллективную.

По организационно-правовым формам', индивидуальное или частное предпринимательство; партнерство (товарищество); корпорация (акционерное общество).

Индивидуальное или частное предпринимательство - есть бизнес, владельцем которого является один человек. Он макси­мально заинтересован в эффективном использовании всех ре­сурсов. Владелец индивидуального бизнеса одновременно вы­полняет функции руководителя, собственника, организатора и управленца, т. е. менеджера. Его преимущества в том, что он владеет всем доходом и может производить любые изменения. Эта форма является наиболее простым и дешевым способом ор­ганизации бизнеса. Владелец здесь не является юридическим лицом. После регистрации своей деятельности он получает ли­цензию и платит лишь подоходный налог. Такой бизнес харак­терен для мелких торговцев, сферы услуг, консультационной деятельности преподавателей, юристов и т. д. К недостаткам этого бизнеса относятся ограниченность финансовых ресурсов и высокий процент риска.

Партнерство (товарищество) - это бизнес, организуемый двумя или более лицами. Партнерство тоже не является юриди­ческим лицом, поэтому партнеры облагаются только подоход­ным налогом и несут ответственность по всем долгам партнер­ства. Партнеры объединяют свои ресурсы, идеи и поровну рас­пределяют результаты (прибыль и убытки). Сюда примыкают потребительские и сбытовые кооперативы- объединения пайщи­ков, а также брокерские конторы, аудиторские фирмы, службы сферы и услуг. К недостаткам можно отнести ответственность одного за всех участников, недостаточность финансов и несов­падение интересов партнеров.

Корпорация - это совокупность лиц, объединенных для со­вместной предпринимательской деятельности как юридическое лицо. Ответственность каждого собственника ограничена его ^адом (паем). Собственность корпорации разделена на части по акциям. Владельцы корпораций называются держателями акций, акционерами, а сама корпорация в основном выступает в виде акционерных обществ (АО). Доход корпорации облагается налогом с корпораций. Ядром корпорации является совет дирек торов, который определяет политику развития. Корпорации могут иметь дочерние предприятия. При этом по всем обстоятельствам отвечает за свое дочернее предприятие основное общество (холдинг). К недостаткам можно отнести злоупотребление в результате ' выпуска и продажи фиктивных акций, т. е. не имеющих реальной стоимости, переложение ответственности на других.

По признаку размера бизнеса (предпринимательства) различают следующие виды; крупный, средний и малый бизнес.

Крупный бизнес отличается большей прочностью и устойчивостью. Его монопольное положение на рынке дает ему воз­можность производить дешевую массовую и прибыльную про­дукцию.

Средний бизнес в экономике играет менее заметную роль в сравнении с крупным и мелким бизнесом. Поэтому он либо пе­рерастает в крупный , либо в малый бизнес, либо перестает су­ществовать вообще.

Малый бизнес - это бизнес, способный быстро, гибко и опе­ративно реагировать на новые изобретения и открытия. Он не боится риска, исключительно мобилен и быстро приспосаблива­ется к условиям производства. Его представляет сеть малых предприятий. На малых предприятиях сначала проходят апро­бацию (эксперимент) разнообразные нововведения, которые за­тем переносятся в практику крупных предприятий. Название «малые» исходит от численности занятых на предприятиях. Причем это число дифференцируется по сферам и отраслям экономики. Например, в Западной Европе (ЕС) около 1 млн ма­лых предприятий, где работают от 10 до 99 наемных работни-, ков, в Японии - 99,2% от общего числа предприятий, в США -более 11 млн малых предприятий, в которых занято 60% всей рабочей силы и создается 40% ВВП. В России их количество более 800 тысяч.

В целом, по данным ООН, малым бизнесом в мире занято более 50% населения.

В России к малым предприятиям относятся: в промышлен­ности, строительстве, на транспорте - 100 чел., в сельском хо­зяйстве и научно-технической сфере - 60 чел., в розничной тор­говле и бытовой сфере - 30 чел.,В остальных отраслях - 50 чел.

Основными путями создания малого бизнеса в нашей с стране является процесс разгосударствления и приватизации. Практикуется выделение в малые предприятия бывших цехов и подразделений предприятий, а также предприятий обществен­ного питания, торговли и службы быта и услуг.

В современных условиях основными формами малого биз­неса являются система франчайзинга и система венчурного предпринимательства.

Франчайзинг (льготный) - совокупность мелких частных фирм, работающих от имени крупной фирмы на определенной территории и в определенной сфере. Они имеют льготы в виде ' скидок на цены, помощь в доставке товаров, в приобретении оборудования, в кредитах и т. д. Мелкие фирмы становятся роз­ничными продавцами продукции крупных фирм.

Венчурный бизнес - это коммерческая организация (фирма), занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Может также финансировать и консультировать компании. Впервые возникла в США после второй мировой войны.

Бизнес делается на нововведениях, хотя часто возникает риск из-за несоответствия новой продукции потребностям рын­ка. В России венчурный бизнес получил развитие в виде малого предпринимательства с 1992 г.

В целом велико социально-экономическое политическое; значение малого бизнеса. Он служит базой развития среднего класса, который должен стать гарантом стабильности в общест­ве. Его развитие в России замедлилось с 1995 г. из-за внутрен­них (недостаточного стартового капитала, слабой связи с банками) и внешних (неадекватной налоговой системы, криминального прессинга, неработающих законов) причин.

Предпринимательская деятельность осуществляется в определенных организационно-экономических формах - на предприятиях-фирмах.

В экономической литературе, одни экономисты проводят различие между значениями слов «предприятие» и «фирма» а некоторые считают их синонимами. В Гражданском Кодексе Рф понятие «фирма» отсутствует.

Классическое определение фирмы дал Дж. Хикс: «Все, что не домашнее хозяйство, есть фирма». Следовательно, в условиях рыночной экономики предприятие и фирма - однозначные поня­тия. Они оба занимаются предпринимательской деятельностью выступают как самостоятельные хозяйствующие субъекты, они создаются для производства определенной продукции, выпол­нения и оказания услуг с целью удовлетворения потребностей людей и получения выгоды (прибыли). Хотя на практике не все­гда так. Например, предприятие, как принято в России, всегда является юридическим лицом, а фирма - не всегда. Так, индиви­дуальное частное предпринимательство и партнерство могут выступать в виде фирмы, но в качестве физического лица.

Поэтому в современных условиях, хотя существует единая классификация фирм и предприятий, в организационно-правовых формах имеются некоторые различия.

В деятельности фирмы выделяют внутренние и внешние ус­ловия, или среду. Внутренние условия, кроме целей, включают структуру фирмы, технологию, кадры и финансы. Эту среду фирма формирует и развивает сама, руководствуясь своими це­лями. Внешние условия - это система конкуренции, рынков и цен, которые фирма сама устанавливать и контролировать не может. Через систему маркетинга фирма как бы входит во внешнюю среду и живет по ее законам. Важным фактором внешней среды является поведение покупателей (потребителей) продукции, а также государственное законодательство, регули­рующее предпринимательскую и другие формы хозяйственной деятельности, включая налоговое законодательство.

Общая классификация фирм и предприятий происходит по следующим признакам:

• по сферам деятельности: предприятия (фирмы) матери­ального производства (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные, связи и т. д.) и нематериального

производства (культуры, здравоохранения, просвещения,, сферы услуг и т. д.); •

• по отраслевой деятельности: моноотраслевые (специа­лизированные) и многоотраслевой (диверсифицированные);

• по виду деятельности (производственные, торговые, финансовые, посреднические, страховые, коммерческие); .

• по территориальному признаку (национальные, регио­нальные. местные, международные, транснациональные и т. д.);

• по размерам (крупные - в США более 500 чел., средние -до 500 чел., малые - до 100 чел.);

• по форме собственности (государственные, муници­пальные, частные и коллективные);

• по характеру образования (договорные и уставные);

• по организационно-правовым признакам: единоличная (частная) фирма; партнерство (товарищество); корпорация.

Особо следовало бы остановиться на корпорациях, которые могут выступать в виде концерна, треста, синдиката, картеля, ассоциации, консорциума, финансово-промышленных групп.

Концерн - это многоотраслевое акционерное общество, уча­стники которого связаны общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности. Объединение происходит вокруг головного предприятия (холдинга), которое держит акции всех участников и их контролирует. Участники, расположенные в разных регионах, сохраняют хозяйственную самостоятельность, остаются юридическими лицами, являясь дочерними компаниями или филиалами головной компании.

Трест - объединение фирм (предприятий), в котором участ­ники теряют свою производственно-торговую самостоятель­ность и руководствуются решениями головного центра.

Синдикат - объединение фирм (предприятий), выпускаю­щих однородную продукцию. Сбыт продукции осуществляется через единую торговую сеть, контору. Участники сохраняют свою производственную и юридическую самостоятельность, но утрачивают коммерческую независимость.

Картель - это соглашение между фирмами (предприятиями) одной отрасли о ценах своей продукции или услуг, о разделении рынка сбыта и о доле в общем объеме производства. При этом многие картели являются специализированными: производст­венные, сбытовые, патентные, ценовые и т.д.

Консорциум - это объединение фирм (предприятий) с целью проведения крупномасштабной финансовой операции.

Ассоциация - это добровольное объединение независимых физических и юридических лиц с целью взаимного сотрудниче­ства. Это, как правило, формы объединения в одной отрасли в целях устранения излишней конкуренции.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) - это объединение финансовых, промышленных, страховых, торговых, интеллекту­альных компаний со своими материальными, финансовыми и другими ресурсами.

Фирма для эффективной работы Должна иметь оптимальные размеры, т.е. предельные границы. Эти границы определяются точкой, где предельные (дополнительные) затраты использова­ния рынка становятся равными предельным затратам использо­вания административного контроля. При этом оптимальный размер фирмы будет зависеть от отрасли, технологии, от степе­ни интеграции и т. д.

В теории фирмы выделяются вертикально и горизонтально интегрированные фирмы.

Вертикально интегрированная фирма - это совокупность фирм, включающих все стадии получения конечного продукта (от добычи нефти до торговли нефтепродуктами).

Горизонтально интегрированная фирма - это совокупность фирм, производящих однородную продукцию, т. е. занимаю­щихся одним и тем же бизнесом.

Разновидностью горизонтальной интеграции является ди­версификация (разнообразие). Она означает проникновение фирмы в разнообразные, технологически не связанные между собой отрасли.

В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Феде­рации (с 1 января 1995 г.) некоторые виды предприятий облада­ют правом юридического лица. (Ими могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации. Коммерческими явля­ются те предприятия, которые преследуют цель – извлечение прибыли и ее распределение между участниками. Некоммерче­ские предприятия не ставят своей целью извлечение прибыли, а выполняют определенные общественные заказы. Например, (Бонды, учрежденные на основе добровольных имущественных взносов, имеющие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные цели.)

Виды предприятий:

1. Единоличное, индивидуальное (семейное) частное пред­приятие. Оно создается отдельным гражданином или членами его семьи на праве частной собственности. Имеет собственное наименование с указанием фамилии предпринимателя, является юридическим лицом

2. Государственное унитарное предприятие. Оно создается государством. При этом имущество является собственностью не предприятия, а государства. В этом суть понятия «унитарное». Имущество не может быть распределено по вкладам или долям между участниками. Является юридическим лицом.

3. Муниципальное унитарное предприятие. Образуется ор­ганами местного самоуправления. Собственность принадлежит муниципалитету, т. е. выступает как муниципальная собствен­ность, является юридическим лицом.

4. Полное товарищество - это объединение нескольких граждан и юридических лиц для совместной предприниматель­ской деятельности на основе договора. Имущество принадлежит всем участникам на паевой основе, и партнеры лично участвуют в делах товарищества, являясь совладельцами и самоуправляю­щими делами предприятия. Прибыль делят пропорционально по паям, несут солидарную ответственность.

5. Товарищества на вере (коммандитное или смешанное товарищество) - это объединение нескольких граждан и юриди­ческих лиц для совместной деятельности. Состоит из двух кате­горий участников: членов-вкладчиков, участвующих в хозяйст­венной деятельности и несущих ответственность, и вкладчиков-коммандистов, не принимающих участия в предприниматель­ской деятельности, но получающих прибыль и несущих ответ­ственность в пределах своего вклада (пая). Коммандисты должны хорошо знать и доверять свои доли тем, кто организует дело.

При этом не исключается вероятность потерь от неудачного ве­дения дела, и поэтому называется «товарищество на вере».

6. Общество с ограниченной ответственностью (000) -это объединение капиталов, а не лиц. Учреждается одним или несколькими лицами. Уставной капитал разделен на доли. Од­нако участники не отвечают по обязательствам. Они несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

7. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) -это объединение капиталов одним или несколькими лицами. Уставной фонд разделен на доли. Все участники солидарно не­сут ответственность. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.

Акционерное общество - это объединение нескольких граж­дан или юридических лиц для определенной предприниматель­ской деятельности путем приобретения (выпуска) акций. Устав­ной капитал распределен на определенное число акций. Акцио­неры несут риск убытков только в пределах стоимости своих акций.

Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров, которое избирает руководящие и контролирующие органы; совет директоров, правление, ревизионную комиссию. Фактически .все решения принимаются акционерами, владею­щими контрольным пакетом акций, который представляет 50% выпущенных акций плюс 1 акция. Практически в современных условиях, когда акции размещены повсеместно, на принятие решений могут влиять акционеры, имеющие даже 10-15% об­щего количества выпущенных акций.

Акция - это ценная бумага, претендующая на дивиденд (часть прибыли). Акции бывают «именные», где указывается фамилия акционера, «предъявительские», носящие анонимный характер, «простые» - голосующие на собрании акционеров и дающие право на участие в управлении АО, «привилегирован­ные» - не имеющие права голоса на общем собрании акционе­ров. Однако в случае ликвидации АО стоимость имущества вы­плачивается им в первую очередь, в случае получения неболь­ших доходов дивиденд также достается им в первую очередь.

АО бывает закрытого и открытого типа.

8. Открытое акционерное общество (ОАО) имеет право распространять (продавать) выпускаемые акции на стороне.

9. Закрытое акционерное общество распространяет свои акции только среди своих учредителей внутри АО.

10. Производственный кооператив (артель) - добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на личном тру­довом участии и объединении имущественных паевых взносов (жилищные кооперативы, рыболовецкие артели, артели старате­лей и т. д.) Производственные кооперативы преимущественно развиты в сельском хозяйстве. Количество членов кооператива не может быть меньше 5 человек.

11. Потребительские кооперативы - это добровольные объединения граждан на основе паевых взносов с целью удовле­творения материальных и иных потребностей. Доходы от пред­принимательской деятельности распределяются между его членами.

12. Объединение предприятий. К ним относятся союзы, тре­сты, концерны, конгломераты, ФПК, холдинговые компании, о которых было сказано выше в главе фирмы.

13. Филиалы и представительства предприятия - это учре­ждение предприятием в отдельных регионах (территориях) сво­их представительств, филиалов, отделений и т. д. Они действу­ют на основе Устава головного предприятия.

14. Предприятие на основе аренды и выкупа - созданное трудовым коллективом на основе государственных и муници­пальных предприятий, а также иных предприятий арендное предприятие, которое может быть превращено в собственность трудового коллектива путем выкупа по истечении срока аренды.

15. Общественные и религиозные организации (предпри­ятия) - это добровольное объединение граждан на основе общ­ности их интересов для удовлетворения нематериальных (ду­ховных) потребностей. В основном они являются некоммерче­скими, но могут осуществлять предпринимательскую деятель­ность для достижения определенных целей, ради которых они созданы (свечи, крестики, цепочки в церквах и т. д.).

В целом выбор вида экономической деятельности зависит от желания учредителей, финансовых и других производствен­ных ресурсов.

Фирма осуществляет свою деятельность в условиях краткосрочного и долгосрочного периода.

Краткосрочный период - это отрезок времени, в течение ко­торого фирма не может изменить ни размера зданий и сооруже­ний, ни количества машин и оборудования, используемых в производстве. Хотя производство может изменяться, факторы производства остаются постоянными. Другие факторы произ­водства (труд, сырье, материалы) могут изменяться. Поэтому их называют переменными. Например, для увеличения производст­ва обуви в течение недели нельзя построить новое здание, но можно закупить дополнительные материалы (сырье) или нанять рабочих.

Долгосрочный период - это отрезок времени, в течение кото­рого фирма может изменять мощности зданий, сооружений и оборудования в зависимости от объема производства. При этом могут изменяться все факторы производства, труд может заме­няться капиталом или наоборот.

В условиях совершенной конкуренции ни одна фирма не влияет на цену своей продукции. Цена устанавливается под воз­действием рыночного спроса и предложения всех фирм. Следо­вательно, если фирма назначит цену выше установленной ры­ночной цены, то покупателей не будет и не будет прибыли. По­этому, чтобы получить максимум прибыли, фирма должна уве­личивать объем производства продукции. При этом фирма рас­ширяет свое производство до того, когда предельные (дополни­тельные) издержки (МС) уравниваются с ценой (Р):

МС=Р.

В таком состоянии будет оптимальный уровень производст­ва, и фирма переходит в положение равновесия (рис.9.1). Опти­мальным уровень производства фирмы будет при пересечении кривых спроса и предельных издержек в точках А, В при цене P1-Q1, при цене P2-Q2.

Если Р> МС, то следует расширять производство, если Р<МС его следует сокращать. Если объем производства будет больше или меньше оптимального, то прибыль будет меньше максимальной. Это правило максимизации прибыли верно не только для одной фирмы, но и для всей экономики. Отсюда вывод: экономика добивается максимальной эффективности ис­пользования всех ресурсов тогда, когда предельные издержки производства товаров равны их ценам. Максимум прибыли дос­тигается тогда, когда наступает равенство между ценой Р и предельными издержками МС.

В поведении фирмы в условиях несовершенной конкурсн­ой есть определенные особенности.

На рынке несовершенной конкуренции фирма может влиять на цену своей продукции. Увеличение фирмой продажи продукции снижает ее цену, следовательно снижается и предельный (дополнительный) доход MR. Для получения максимальной при прибыли существуют два способа определения оптимального объема производства.

При первом способе сравнивают валовой (общий) доход с TR валовыми издержками TС при каждом объеме производства (рис.9.2). Вначале прибыль равна 0 (кривая Р2). На отрезках, где кривая ТС располагается выше кривой TR, фирма терпит убытки (зона а) от 0 до Q1.

Между отрезками пересечения этих кривых, там, где кривая TR лежит выше кривой ТС, находится зона прибыли (зона б). , .Здесь объем производства составляет от Q1 до Q3.

Максимальная прибыль будет при наибольшем расстоянии между кривыми TR и ТС при объеме производства Q1.

При втором способе определения оптимального объема производства сравнивается предельный доход MR с предельны­ми издержками МС. Для того чтобы получить максимум прибы­ли при совершенной конкуренции, производство и реализацию товаров нужно увеличить до тех пор, пока предельные издерж­ки, связанные с производством дополнительной единицы про­дукции, будут меньше, чем предельный доход, получаемый от реализации единицы продукции. Если MR > МС, производство следует расширять, если MR< МС, то его следует сокращать, если MR=MC, то фирма получает максимальную прибыль,a Фирма должна прекратить производство тогда, когда она производит продукцию в объеме QO, т.е. убытки больше посто­янных издержек ТС - TR>FC.

В зависимости от продолжительности времени (краткосроч­ный или долгосрочный периоды) и условий конкуренции фирма определяет свою стратегию.

Стратегия - это выбор фирмой основных долгосрочных целей и задач, утверждение курса ее действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

Различают два типа стратегии: оборонительную и наступа­тельную.

Оборонительная стратегия имеет два направления:

имитационное - создание подобных товаров за счет заимст­вования результатов научно-технических достижений, имею­щихся у конкурентов (создание аналогичных продуктов или прототипов);

стратегия выжидания. Это означает, что фирма строит планы: или уйти с данного рынка, или перестроить производст­во в условиях конкуренции.

Наступательная стратегия включает:

стратегию рационализации. Фирма предусматривает рост - ресурсов для осуществления нововведений, осуществляет под­держку дочерних и венчурных компаний финансами и т. д.;

стратегию дифференциации квоты. Это связано с опреде­лением количества выпускаемой продукции;

инновационную стратегию, предполагающую обновление продукции и услуг, освоение новых продуктов и технологий. Она бывает продуктовая - максимизация прибыли через повы­шение цены единицы нового продукта и технологическая - мак­симизация прибыли через снижение себестоимости выпускае­мой продукции;

стратегия освоения и заполнения рыночной ниши связана со значительными затратами на научно-исследовательские работы и с деловым риском, т. е. вероятность убытков или недополучения прибыли по сравнению с прогнозом или планом.

Управление фирмой - это сознательное, целенаправленное воздействие человека на факторы производства с целью дости­жения определенной направленности развития фирмы. Управ­ление фирмой означает: управление персоналом, средствами производства, производственными ресурсами, финансами, тех­нологией, снабжением, сбытом, внедрением новых технологий и техники и качеством продукции.

В управлении участвуют субъекты и объекты. Субъект управления - это лицо, которое управляет. Им может быть сам собственник, наемный управляющий (менеджер), коллективный орган управления (общее собрание пайщиков). Объект - это то, чем управляют. Это производственные ресурсы, персонал фир­мы и т. д. Если субъект и объект объединяются в одном лице, то возникает понятие «самоуправление».

Функциями управления являются: предвидение, угадывание будущего; планирование - разработка бизнес-планов для дости­жения поставленной цели; организация - обеспечение слажен­ной работы фирмы (сырьем, оборудованием, персоналом, фи­нансами и т. д..); распорядительство - распределение обязанностей и ответственности за их выполнение; координирование -согласование всех действий, чтобы обеспечить успех фирме; мотивация - меры для повышения эффективности управления, возмещение затратных усилий работника, стимулы к повыше­нию квалификации и качества труда; контроль - проверка вы­полняемой программы, работы.

Различают два типа управления:

- централизованное - все управляющие подчинены центру;

- децентрализованное - передача функции управления фир­мам, отраслям, в которых исполнители и управляющие непосредственно связаны между собой.

Бывают следующие методы управления:

- распорядительные (административные);

- экономические;

- социально-психологические.

Распорядительные методы основаны на принуждении с ис­пользованием приказов, распоряжений, положений, инструкций,

директивов, нормативов, которые исходят от вышестоящих ор­ганов для нижестоящих с целью достижения заданных результа­тов. Суть этого метода, сводится к фразе: «Приказ начальника -закон для подчиненных». Здесь максимум жесткости и минимум демократии.

Экономические методы предполагают использование мате­риальных стимулов, затрагивающих интересы людей. Это рост заработной платы, выплата различных вознаграждений, предос­тавление льгот в налогообложении, сокращение количества пла­тежей и т. п.

Социально-психологические методы основаны на использо­вании достижений науки, социологии, психологии, морали, со­вести и убеждений людей. Эти меры носят воспитательный ха­рактер. Во многом эффект от этого метода зависит от воспитан­ности самого человека. Указанный метод имеет подчиненную роль по отношению к другим методам.

В рыночной экономике основной формой управления явля­ется менеджмент.

Менеджмент (от англ. - управление) - это наука управле­ния на микроуровне, представляет совокупность принципов, методов, средств и форм оптимального варианта использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов фирмы с це­лью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Его возникновение связано с развитием предпринима­тельства, в котором управление имуществом переходит от соб­ственников к их представителям - менеджерам.

Менеджеры - это наемные работники, которые за плату за­нимаются организацией деятельности в целях получения при­были предпринимателями.

Становление менеджмента относится к началу XX в. Основоположниками его считаются: американский инженер Тейлор и Француз А. Файоль.

Тейлор разработал условия рационализации и интенсифи­кации труда, позволяющие повысить эффективность производства Для этого необходимо выполнять четыре управляющие Функции: выбор цели, выбор средств, подготовку средств и кон-роль результатов. А. Файоль считал, что менеджер обязан

предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать.

В современном менеджменте выделяют следующие функции:

планирование - определение целей на основе бизнес-плана сроком от 3 до 5 лет; организация - обеспечение взаимодействия и координации подразделений фирмы для достижения постав­ленных целей; мотивация - создание стимулов, побуждений ра­ботников к труду; контроль - определение достигнутых резуль­татов с запланированными и внесение корректировок в работу фирмы.

Управление фирмой предполагает создание ее структуры.

Структура - это устойчивые связи между различными уровнями управления и подразделениями фирмы. На каждом уровне решается свой комплекс вопросов. Современные фирмы имеют четырехступенчатую систему управления:

- совет директоров;

- президент, вице-президент и другие руководители;

- функциональные штабы и службы;

- исполнители.

В структуре менеджмента различают три основных вида менеджмента: производственный, финансовый и рыночный (сбытовой) менеджмент или маркетинг.

Производственный менеджмент - это управленческая под­система, занятая производством товаров в определенном коли­честве, данного качества, в установленные сроки и при мини­мальных затратах.

Финансовый менеджмент - это подсистема, обеспечиваю­щая формирование финансовых средств фирмы, максимизацию доходов и минимизацию затрат.

Если же фирма вышла на участок инерционного развития и приближается к банкротству, то применяется система антикри­зисного управления, где используются такие понятия, как кон­курсный управляющий, конкурсное производство, программа , «санация», диверсификации и т.д.

Рыночный менеджмент или маркетинг- это управление коммерческой деятельностью фирмы, ориентированной на рынок.

Теория маркетинга (от англ. - рынкоделание) зародилась в США. Она включала сферу реализации, а производство в поня­тие «маркетинг» не входило. В дальнейшем звеньями маркетин­га стали кредитование покупателей, послепродажное обслужи­вание, замена устаревшей продукции новыми и многие другие услуги. Поэтому существует множество определений. Наиболее полно раскрывает следующее определение. Маркетинг - это комплексная система управления по организации производства и сбыта продукции в целях удовлетворения потребностей кон­кретных потребителей. Он целенаправленно формирует спрос на товары и услуги.

Его основными функциями являются:

- изучение рынка;

- сбор рыночной информации;

- прогнозирование рынка;

- рекламирование;

- продвижение товаров и услуг;

- определение методов хранения и транспортировки;

- организация обслуживания потребителей (сбыт) и после­продажное обслуживание.

Концепцию маркетинга можно охарактеризовать сочетани­ем пяти ключевых слов, начинающихся на букву «П»: произво­димый продукт, продажная цена, продвижение товара к потре­бителю, полезность и пригодность товара. Маркетинг должен ответить на 3 главных вопроса: 1. Какой товар следует произво­дить? 2. По какой цене следует стремиться продать товар? 3. На каких рынках целесообразно продать товар?

Его лозунг прост и понятен: «Любите клиента, а не товар».

Что касается нашей страны, что некоторые авторы считают, что маркетинг в форме оптовых торговых баз прочно утвердил­ся со времен Петра Первого. Петр провозгласил маркетинг того времени как основную форму товарооборота на внутреннем и внешнем рынках тогдашней России.

В СССР его почти не было, хотя в начале 70-х годов поя­вилась секция маркетинга при торгово-промышленной палате СССР, где периодически проходили достаточно жаркие споры о ^вместимости или несовместимости маркетинга с социализмом. Командно-административная экономика не была располо­жена к маркетингу, более того, он ей даже мешал гнать валовую продукцию, получать премии за перевыполнение обязательств, побеждать в соревнованиях. Он все-таки считался чужеродным для советской экономики.

Лишь в 1995 г. была создана Российская ассоциация марке­тинга (РАМ), ключевая цель которой - координация маркетин­говых действий в широком смысле на всей территории РФ. Та­ким образом маркетинг - это вид деятельности по удовлетворе­нию нужд и потребностей. Нужда, потребность, спрос, рынок -основные понятия в маркетинге. «Скорость» маркетинга изме­ряется количеством сделок.

Службы маркетинга на уровне предприятия выполняют следующие специальные функции: сбыт, рекла<



2015-12-04 683 Обсуждений (0)
Фирма в рыночной экономике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фирма в рыночной экономике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (683)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)