Просодическая сторона речи
Анамнез ______________ Жалобы ______________ Особенности голоса, его силы и тембра: нормальный, высокий, низкий, глухой, дрожащий, сиплый, хриплый, слабомодулированный, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком, скандированный, дискоординация процессов дыхания и голосообразования, дисфония Изменения тембра голоса: ______________________________ ______________ Характер голосообразования и атаки голоса: твердая, мягкая, придыхательная ______________ Ощущения в гортани: сухость, першение, желание откашляться, чувство инородного тела, затруднения при глотании, поперхивание жидкой/твердой пищей Особенности дыхания: без особенностей, выдох укорочен, смешанное, ключичное, брюшное, диафрагмальное, грудное, недостаточность дыхания при ходьбе. ______________ Фонационный выдох: достаточный, укороченный, резко укороченный, речь на вдох. ______________ Темп, ритм речи: норма, замедленный, ускоренный, дизритмия, тахилалия, брадилалия, заикание. ______________ Время максимальной фонации: максимально длительное произнесение гласного звука после предварительного вдоха. (Измерение проводится три раза и высчитывается средний показатель) ______________ Интонационные особенности речи: Исследования проводят с использованием различного речевого материала: изолированных звуков, слогов, слов, предложений; вопросно-ответной формы речи, чтения стихотворных и прозаических текстов Заключение__________ ____ Рекомендации________ ________ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ РИНОЛАЛИИ Состояние артикуляционного аппарата (строение и функция): Губы — наличие послеоперационных рубцов, толстые, тонкие, без патологии Верхняя губа Норма _______________ Укорочена ____________ Подвижность — достаточна, ограничена Переключаемость движений — достаточна, недостаточна Преддверие полости рта — глубокое, неглубокое, не сформировано, сформировано Зубы— крупные, мелкие, редкие Зубной ряд — сформирован, не сформирован Прикус — нормальный, прогения, прогнатия, открытый (боковой, передний). Сужение верхней челюсти, протрузия (выступание межчелюстной кости) Язык — форма и размер — обычные; массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий Корень языка — норма, гипертрофия Кончик языка — истонченный, широкий Подъязычная связка — норма, короткая, спайка с тканями подъязычной области Позиция в полости рта — правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта Подвижность языка достаточная, недостаточная Переключаемость движений — достаточная, недостаточная Проверка производится с помощью традиционных артикуляционных проб: «иголочка», «лопаточка», «чашечка», «часики», «маляр», «почисти зубки», «лошадки» и т. д. Тонус мышц языка — норма, повышен, понижен Наличие тремора (мелкого дрожания языка), девиации (отклонения языка в сторону), гиперсаливации (повышенного слюнотечения) Твердое нёбо — неоперированная расщелина, сформированное твердое нёбо — широкое, узкое, плоское, высокое, готическое (разновидность высокого), наличие дефектов переднего или среднего отделов твердого нёба Мягкое нёбо — неоперированная расщелина, сформированное мягкое нёбо — короткое, длинное, подвижное, малоподвижное Состояние мимической мускулатуры в покое и динамике — наблюдается ли патологическая активность лицевых мышц, компенсаторные гримасы при фонации Детям предлагают сделать веселое лицо (засмеяться), сердитое лицо (нахмурить брови), поднять брови, прищурить поочередно правый и левый глаз, надуть щеки, втянуть щеки и т. д. 2. Состояние дыхательной функции: • физиологическое дыхание; • фонационное дыхание. Оценка физиологического дыхания — определение типа: ключичный, грудной, нижнереберный-диафрагмальный. Оценка фонационного (речевого) дыхания — длительность и направленность ротового выдоха при фонации (в момент речи) и наличие носовой эмиссии. 3. Состояние голосовой функции: • тембр голоса; • высота голоса; • сила голоса. Предложить ребенку произносить слова или фразы шепотом, тихим, громким голосом, меняя громкость произнесения отраженно за логопедом. Высота голоса определяется с помощью пения гамм в различных диапазонах или произнесения слов и фраз с повышением или понижением голоса. Состояние звукопронзношения • изолированное произнесение звуков __________________________ • повторение слов и фраз отраженно __________________________
• произнесение звуков в спонтанной речи __________________________ Примерный перечень слов для отраженного произнесения: пони, пена, баба, белый, Вова, Витя, Фома, Филя, Таня, тетя, дом, дядя, сова, сено, зайка, Зина, шапка, жук, цапля, щетка, чай, лапа, Ляля, рыба, река. При составлении проверочных фраз рекомендуется использовать слова простой слоговой структуры, например: На Тане пальто. Просодическая сторона речи • мелодико-интонационная выразительность речи ____________________ • темпо-ритмическая организации речи ____________________ Исследование проводится на материале стихотворений, сказок, поговорок. 6. Состояние фонематического восприятия и способности к фонематическому анализу: • дифференциация изолированных звуков • на уровне слогов • на уровне слова Задания • Ребенка просят определить пары звуков, используя игровые моменты: «Кто как жужжит?» — «з-з-з»: комар, «ж-ж-ж»: жук (дифференциация [з]-[ж]); «с-с-с»: вода течет, «ш-ш-ш»: змея шипит (дифференциация [с]-[ш]); «д-д-д»: играем на барабане, «т-т-т»: стучат колеса поезда (дифференциация д-т); «р-р-р»: собака рычит, «л-л-л»: самолет гудит — где собака, а где самолет. • Для дифференциации слогов предлагаются слоговые ряды, в которых нужный слог выделяется поднятием руки. • Для проверки фонематического восприятия на уровне слова ребенку предлагают картинки, названия которых отличаются одним звуком: «мишка»-«миска», «козы»-«кожи», «коза»-«коса», «зуб»-«суп», «том»-«дом», «удочка»-«уточка», «вата»-«фата», «башня»-«пашня», «лак»-«рак». Требуется определить, разные это слова или одни и те же. Дети показывают картинки, объясняя значение слов и повторяют их за логопедом. • Для того чтобы трудности проговаривания не влияли на качество дифференциации, необходимо предлагать задания, исключающие артикулирование. 7. Состояние активного и пассивного словарного запаса(существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, наречий). ______________
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (678)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |