Вопрос №16. Совокупный спрос и факторы его определяющие
Совокупный спрос (AD)— суммарное количество продукции, которое может быть куплено при данном уровне цен. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике. В структуре совокупного спроса выделяют: · спрос на потребительские товары и услуги (C); · спрос на инвестиционные товары (I); · спрос на товары и услуги со стороны государства (G); · чистый экспорт — разница между экспортом и импортом (X). Таким образом, совокупный спрос можно выразить формулой: Кривая совокупного спроса показывает количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Движение по кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики цен. Спрос на макроуровне подчиняется той же закономерности, что и на микроуровне: он будет падать при росте цен и увеличиваться при их снижении. Эта зависимость вытекает из уравнения количественной теории денег:
и илиP = MV/Y, где P — уровень цен в экономике; Y — реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос; М — количество денег в обращении; V — скорость обращения денег. Из этой формулы следует, что чем выше уровень цен Р, тем (при условии фиксированного предложения денег M и скорости их обращения V) меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y. Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен · эффектом процентной ставки (эффектом Кейнса) — с ростом цен увеличивается спрос на деньги. При неизменном предложении денег растет ставка процента, а в результате сокращается спрос со стороны экономических агентов, пользующихся кредитами, снижается совокупный спрос: P® ®M/P¯®r®I¯®AD¯ · эффектом богатства(эффектом Пигу) — рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов, делает их владельцев беднее, в результате чего снижаются объем импортных закупок, потребление и совокупный спрос: P®M/P¯®C¯®AD¯ · эффект импортных закупок— рост цен внутри страны при неизменных ценах на импорт перекладывает часть спроса на импортные товары, что приводит к сокращению экспорта. В результате чего сокращается чистый экспорт и снижается совокупный спрос в стране: P®E¯®NE¯®AD¯ Наряду с ценовыми на совокупный спрос оказывают влияниенеценовые факторы.Их действие приводит к смещению кривой AD вправо или влево. К неценовым факторам совокупного спроса относятся: · предложение денег М и скорость их обращения V (что следует из уравнения количественной теории денег); · факторы, влияющие на потребительские расходы домохозяйств: благосостояние потребителей, налоги, ожидания; · факторы, воздействующие на инвестиционные расходы фирм: процентные ставки, льготное кредитование, возможности получения субсидий; · государственная политика, определяющая государственные расходы; · условия на внешних рынках, влияющие на чистый экспорт:колебания курсов валют, цен на мировом рынке. Изменения совокупного спроса отражены на рисунке. Сдвиг прямой AD вправо отражает увеличение совокупного спроса, а влево — уменьшение.
Рис . 1. Кривая совокупного спроса Например, увеличение предложения денег (или скорости их обращения) и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразятся на графике сдвигом кривой AD вправо, а снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта отразятся графически сдвигом кривой AD влево.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (447)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |