Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Состав и структура цены



2015-12-04 667 Обсуждений (0)
Состав и структура цены 0.00 из 5.00 0 оценок




Состав цены характеризуется её экономическими элементами, как себестоимость, прибыль и т.д. Цена выражается денежной единицей.

В отличие от состава структура цены есть соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентном соотношении либо в удельном весе этих элементов в цене товара.

Принято выделять отпускную, оптовую и розничную цены.

Отпускная цена – это цена, которую назначает производитель продукции. По этой цене предприятие реализует производственную продукцию оптово-сбытовым организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по отпускным ценам, организации должны возместить свои затраты и получить такую прибыль, размер которой позволил бы выжить в условиях рынка.

На основе отпускных цен предприятие планирует, анализирует и рассчитывает стоимость показателей своей работы.

Отпускная цена предприятия состоит:

– из издержек производства и реализации;

– прибыли;

– акциза (если товар, который производит данная организация, является подакцизным);

– НДС.

Оптовая цена – это цена, по которой реализуют товар посредники. Такая цена включает в себя:

– отпускную цену;

– снабженческо-сбытовую наценку;

– НДС.

Розничная цена – это цена, по которой приобретают товар конечные потребители. Она включает в себя:

– оптовую цену;

– торговую надбавку;

– НДС.

Таким образом, цены на товар различаются в зависимости от того, на какой стадии товародвижения она формируется. Массовый товар обычно проходит три основные стадии товародвижения:

– предприятие – оптовая торговля;

– оптовая торговля – розничная торговля;

– розничная торговля – потребители.

Трем этим стадиям товародвижения соответствуют перечисленные три вида цен.

 

Налоги в составе цены

Взаимосвязь налогов и цен обусловлена ролью этих двух экономических категорий. Если цена позволяет определить стоимость всех произведенных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, то налоги являются частью этой стоимости. Воздействие налогов на уровень цен проявляется в их включении в цену товара, в отнесении на финансовый результат производителя. Природа налогового влияния на цены зависит от конкретного налога и определяется механизмом его расчета и возможностью переложения на покупателя посредством включения в цену.

Налог является не только элементом цены. Взаимодействие налогов и цен проявляется в том, что цена товаров (работ, услуг) является основой при определении налоговой базы. В механизм расчета практически всех значимых налогов заложена цена реализуемых товаров (работ, услуг).

Налог – это объективная экономико-правовая категория, инструмент перераспределения национального дохода, с помощью которого часть выручки (прибыли, дохода) физического или юридического лица направляется в бюджет и внебюджетные фонды для использования на нужды общества и государства.

Источником средств для уплаты этих налогов становится выручка, полученная от продажи товаров и оказания услуг. В связи с этим, устанавливая цену на товар (услугу), предприниматель учитывает в ней сумму налога, которую он будет обязан заплатить после реализации продукции.

Так как налоги играют важнейшую роль в жизни общества, цена также приобретает ряд важнейших социально-экономических функций.

1. Формирование доходной части государственного бюджета. Фискальная функция цены имеет важнейшее практическое значение. Около 80% доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений.

2. Формирование доходов внебюджетных государственных фондов: социального обеспечения, Пенсионного, обязательного медицинского страхования. Иными словами, цена играет важнейшую социальную роль, обеспечивая поддержку малоимущим слоям населения. С одной стороны, признается, что система взносов в государственные внебюджетные фонды служит гуманным целям, но с другой – она подвергается многосторонней критике из-за неоправданно высокого уровня обязательных платежей.

3. Развитие производства. Выручка, являясь объектом налогообложения, участвует в воспроизводственном процессе и может как стимулировать, так и дестимулировать производственный процесс. Снижение налогов на покупку сырья ведет к снижению его стоимости, способствуя улучшению рыночной ситуации для производителя.

4. Влияние на уровень цен. Налоги, которые производитель и продавец традиционно включают в состав цены на товар, непосредственно влияют на уровень цен на аналогичные товары, на заменители данного продукта и на товары, «дополняющие» его.

5. Влияние на потребительский спрос. Налоги и сборы являются важнейшим инструментом регулирования спроса на продукт. Дифференцированное налогообложение позволяет устанавливать заниженные налоговые ставки на товары первой необходимости с целью понижения цены на них; а для предметов роскоши и товаров, оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье граждан, напротив, устанавливаются более высокие налоговые ставки с целью сделать их менее доступными.

6. Воздействие на движение цен, их снижение и инфляцию. Более высокие налоги способствуют развитию инфляционных процессов, низкие – приостанавливают их. Высокие цены на отдельные товары в силу общеэкономического закона спроса и предложения также оказывают весомое влияние на ценовую картину на рынке в целом.

7. Влияние на доходы граждан. В чрезмерном количестве налоги отрицательно сказываются на доходах граждан. Уровень цен на товары увеличивается соответственно росту налогов, и этот процесс необязательно сопровождается ростом заработной платы. Совокупные доходы граждан, таким образом, снижаются, падает совокупный платежеспособный спрос.

По объекту налогообложения налоги подразделяют на прямые и косвенные.

Прямые налоги уплачиваются непосредственно субъектом налогообложения, т. е. физическим или юридическим лицом, и они прямо пропорциональны его платежеспособности. К ним относят: налог на имущество, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль (доход) предприятий, налог на доходы банков, земельный, лесной, налог на добычу полезных ископаемых и т. п.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, частично или полностью переносимые на цену товара. К ним относят: налог на добавленную стоимость (с акцизы), налог на сделки с недвижимостью и ценными бумагами, налог на наследство, транспортный налог, таможенные пошлины и т. д.

Именно косвенное налогообложение составляет основу доходов государственного бюджета. От уплаты косвенных налогов сложнее всего уклоняться, так как налогооблагаемая база их достаточно очевидна. Но вместе с тем косвенные налоги считаются социально несправедливыми в связи с их регрессивным характером: самые высокие налоги в процентном отношении платят малоимущие граждане.

Соотношение косвенных и прямых налогов является предметом серьезнейших споров и дискуссий политиков и юристов.

Любая налоговая система, построенная на принципах рыночной экономики, сталкивается с необходимостью оценки индивидуальных сделок хозяйствующих субъектов на предмет соответствия применяемых цен реализуемой продукции общему уровню рыночных цен, безусловно, с учетом специфических особенностей каждой сделки. При отсутствии четкого механизма, позволяющего при определенных условиях в целях налогообложения корректировать цену конкретной сделки, у ее участников появляется соблазн показывать цены, отличающиеся от реальных (рыночных) цен.

Нарушение ценовой дисциплины может выражаться в необоснованном завышении или занижении государственных цен или тарифов.

К задачам налогового контроля над ценами относятся:

– регулирование цен на товары первой необходимости;

– регулирование уровня цен на монополистических рынках;

– регулирование рыночного равновесия и равномерности экономического цикла;

– контроль над процессами инфляции и дефляции;

– поддержание занятости населения;

– обеспечение социальной справедливости цен;

– стимулирование производства;

– защита национальной экономики;

– стимулирование экономического роста.

 

Контрольные вопросы

 

1. Через какие каналы осуществляется распределительная функция цены?

2. Как связаны между собой функция сбалансирования спроса и предложения и распределительная функция?

3. В чем проявляется учетно-измерительная функция цены?

4. Значение стимулирующей функции цены в экономике.

5. Какие факторы следует учитывать предприятию, выбирая объект для вложения капиталов?

6. Как связаны между собой различные функции цены?

7. В чем заключается отличие состава цены от структуры?

8. Что понимается под отпускной ценой предприятия?

9. Что включается в оптовую цену?

10. Из каких элементов состоит розничная цена?

11. Перечислите основные социально-экономические функции, которые выполняют налоги.

12. Какое значение имеет налоговый контроль над ценами?

 

 



2015-12-04 667 Обсуждений (0)
Состав и структура цены 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Состав и структура цены

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (667)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)