Состав и структура цены
Состав цены характеризуется её экономическими элементами, как себестоимость, прибыль и т.д. Цена выражается денежной единицей. В отличие от состава структура цены есть соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентном соотношении либо в удельном весе этих элементов в цене товара. Принято выделять отпускную, оптовую и розничную цены. Отпускная цена – это цена, которую назначает производитель продукции. По этой цене предприятие реализует производственную продукцию оптово-сбытовым организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по отпускным ценам, организации должны возместить свои затраты и получить такую прибыль, размер которой позволил бы выжить в условиях рынка. На основе отпускных цен предприятие планирует, анализирует и рассчитывает стоимость показателей своей работы. Отпускная цена предприятия состоит: – из издержек производства и реализации; – прибыли; – акциза (если товар, который производит данная организация, является подакцизным); – НДС. Оптовая цена – это цена, по которой реализуют товар посредники. Такая цена включает в себя: – отпускную цену; – снабженческо-сбытовую наценку; – НДС. Розничная цена – это цена, по которой приобретают товар конечные потребители. Она включает в себя: – оптовую цену; – торговую надбавку; – НДС. Таким образом, цены на товар различаются в зависимости от того, на какой стадии товародвижения она формируется. Массовый товар обычно проходит три основные стадии товародвижения: – предприятие – оптовая торговля; – оптовая торговля – розничная торговля; – розничная торговля – потребители. Трем этим стадиям товародвижения соответствуют перечисленные три вида цен.
Налоги в составе цены Взаимосвязь налогов и цен обусловлена ролью этих двух экономических категорий. Если цена позволяет определить стоимость всех произведенных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, то налоги являются частью этой стоимости. Воздействие налогов на уровень цен проявляется в их включении в цену товара, в отнесении на финансовый результат производителя. Природа налогового влияния на цены зависит от конкретного налога и определяется механизмом его расчета и возможностью переложения на покупателя посредством включения в цену. Налог является не только элементом цены. Взаимодействие налогов и цен проявляется в том, что цена товаров (работ, услуг) является основой при определении налоговой базы. В механизм расчета практически всех значимых налогов заложена цена реализуемых товаров (работ, услуг). Налог – это объективная экономико-правовая категория, инструмент перераспределения национального дохода, с помощью которого часть выручки (прибыли, дохода) физического или юридического лица направляется в бюджет и внебюджетные фонды для использования на нужды общества и государства. Источником средств для уплаты этих налогов становится выручка, полученная от продажи товаров и оказания услуг. В связи с этим, устанавливая цену на товар (услугу), предприниматель учитывает в ней сумму налога, которую он будет обязан заплатить после реализации продукции. Так как налоги играют важнейшую роль в жизни общества, цена также приобретает ряд важнейших социально-экономических функций. 1. Формирование доходной части государственного бюджета. Фискальная функция цены имеет важнейшее практическое значение. Около 80% доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений. 2. Формирование доходов внебюджетных государственных фондов: социального обеспечения, Пенсионного, обязательного медицинского страхования. Иными словами, цена играет важнейшую социальную роль, обеспечивая поддержку малоимущим слоям населения. С одной стороны, признается, что система взносов в государственные внебюджетные фонды служит гуманным целям, но с другой – она подвергается многосторонней критике из-за неоправданно высокого уровня обязательных платежей. 3. Развитие производства. Выручка, являясь объектом налогообложения, участвует в воспроизводственном процессе и может как стимулировать, так и дестимулировать производственный процесс. Снижение налогов на покупку сырья ведет к снижению его стоимости, способствуя улучшению рыночной ситуации для производителя. 4. Влияние на уровень цен. Налоги, которые производитель и продавец традиционно включают в состав цены на товар, непосредственно влияют на уровень цен на аналогичные товары, на заменители данного продукта и на товары, «дополняющие» его. 5. Влияние на потребительский спрос. Налоги и сборы являются важнейшим инструментом регулирования спроса на продукт. Дифференцированное налогообложение позволяет устанавливать заниженные налоговые ставки на товары первой необходимости с целью понижения цены на них; а для предметов роскоши и товаров, оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье граждан, напротив, устанавливаются более высокие налоговые ставки с целью сделать их менее доступными. 6. Воздействие на движение цен, их снижение и инфляцию. Более высокие налоги способствуют развитию инфляционных процессов, низкие – приостанавливают их. Высокие цены на отдельные товары в силу общеэкономического закона спроса и предложения также оказывают весомое влияние на ценовую картину на рынке в целом. 7. Влияние на доходы граждан. В чрезмерном количестве налоги отрицательно сказываются на доходах граждан. Уровень цен на товары увеличивается соответственно росту налогов, и этот процесс необязательно сопровождается ростом заработной платы. Совокупные доходы граждан, таким образом, снижаются, падает совокупный платежеспособный спрос. По объекту налогообложения налоги подразделяют на прямые и косвенные. Прямые налоги уплачиваются непосредственно субъектом налогообложения, т. е. физическим или юридическим лицом, и они прямо пропорциональны его платежеспособности. К ним относят: налог на имущество, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль (доход) предприятий, налог на доходы банков, земельный, лесной, налог на добычу полезных ископаемых и т. п. Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, частично или полностью переносимые на цену товара. К ним относят: налог на добавленную стоимость (с акцизы), налог на сделки с недвижимостью и ценными бумагами, налог на наследство, транспортный налог, таможенные пошлины и т. д. Именно косвенное налогообложение составляет основу доходов государственного бюджета. От уплаты косвенных налогов сложнее всего уклоняться, так как налогооблагаемая база их достаточно очевидна. Но вместе с тем косвенные налоги считаются социально несправедливыми в связи с их регрессивным характером: самые высокие налоги в процентном отношении платят малоимущие граждане. Соотношение косвенных и прямых налогов является предметом серьезнейших споров и дискуссий политиков и юристов. Любая налоговая система, построенная на принципах рыночной экономики, сталкивается с необходимостью оценки индивидуальных сделок хозяйствующих субъектов на предмет соответствия применяемых цен реализуемой продукции общему уровню рыночных цен, безусловно, с учетом специфических особенностей каждой сделки. При отсутствии четкого механизма, позволяющего при определенных условиях в целях налогообложения корректировать цену конкретной сделки, у ее участников появляется соблазн показывать цены, отличающиеся от реальных (рыночных) цен. Нарушение ценовой дисциплины может выражаться в необоснованном завышении или занижении государственных цен или тарифов. К задачам налогового контроля над ценами относятся: – регулирование цен на товары первой необходимости; – регулирование уровня цен на монополистических рынках; – регулирование рыночного равновесия и равномерности экономического цикла; – контроль над процессами инфляции и дефляции; – поддержание занятости населения; – обеспечение социальной справедливости цен; – стимулирование производства; – защита национальной экономики; – стимулирование экономического роста.
Контрольные вопросы
1. Через какие каналы осуществляется распределительная функция цены? 2. Как связаны между собой функция сбалансирования спроса и предложения и распределительная функция? 3. В чем проявляется учетно-измерительная функция цены? 4. Значение стимулирующей функции цены в экономике. 5. Какие факторы следует учитывать предприятию, выбирая объект для вложения капиталов? 6. Как связаны между собой различные функции цены? 7. В чем заключается отличие состава цены от структуры? 8. Что понимается под отпускной ценой предприятия? 9. Что включается в оптовую цену? 10. Из каких элементов состоит розничная цена? 11. Перечислите основные социально-экономические функции, которые выполняют налоги. 12. Какое значение имеет налоговый контроль над ценами?
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (667)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |