Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практические (семинарские занятия)



2015-12-04 430 Обсуждений (0)
Практические (семинарские занятия) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Тема 1. Движение тайпинов в Китае

 

План

1. Общественный и государственный строй Китая в первой половине XIX в. Торговля опиумом и ее последствия.

2. Программа и идеология тайпинов.

3. Итоги борьбы тайпинов с династией Цин.

Источники и литература

Хрестоматия по новой истории: В 3 т. / Под ред. А.А. Губера и А.В. Ефимова. — Т. II — М., 1965. С.606—610, 635-639.

 

Кара-Мурза Г. Тайпины. М.,1949.

Илюшечкин В.П. Крестьянский коммунизм у тайпинов // Народы Азии и Африки. 1972. № 3.

Белелюбский Ф.Б. Идея равенства у тайпинов // Народы Азии и Африки. 1975. № 2.

Овсянников В.И. Тайпины: поиск будущего в прошлом // Проблемы Дальнего Востока. 1987. № 3.

 

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какая династия пришла в XVII столетии?

2. Дайте общую характеристику географического и территориального положения, особенностей политического устройства и социальной структуры общества в Китае к середине XIX в.

3. Каковы были причины быстрого распространения опиумной торговли в стране?

4. Что можно сказать о последствиях опиумной торговли?

5. Как появилось движение тайпинов?

6. Что известно о лидерах этого движения?

7. Проанализируйте текст основного программного документа тайпинов – «Земельной системы Небесной династии». Что можно сказать о целях этого программного документа?

8. Какой общественный строй хотели установить в стране авторы этого документа?

9. Как на практике проводились преобразования тайпинов?

10.. Что можно сказать об идеологии движения тайпинов?

11. Соответствовали ли реальные мероприятия тайпинов заявленным ими целям?

12. Каковы были основные итоги преобразований тайпинов?

13. Почему маньчжурской династии удалось подавить движение тайпинов?

 

Тема 2. Британское владычество в Индии

 

План

1. Основные направления британской колониальной политики во второй половине XVIII – первой половине XIX вв.

2. Восстание 1857-1858 гг. и его последствия.

 

Источники и литература

Хрестоматия по новой истории: В 3 т. / Под ред. А.А. Губера и А.В. Ефимова. — Т. I — М., 1963. С.535—540, 556-567.

 

Маркс К. Британское владычество в Индии // Маркс К. И Энгельс Ф. Сочинения. Изд. второе. Т.9. С.130 - 136.

Маркс К. Будущие результаты британского владычества в Индии // Маркс К. И Энгельс Ф. Сочинения. Изд. второе. Т.9. С.151- 160.

 

Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. М..1979.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определения понятиям «сипаи», «заминдари», «райатвари», «махалвари».

2. Каким образом британцы вели завоевание Индии?

3. Какие функции выполняла Ост-Индская компания?

4. Как К.Маркс и Ф.Энгельс оценивали причины завоевания британцами Индии?

5. Каковы были основные методы британской колониальной эксплуатации Индии?

6. Почему британская политика вызывала нарастающее недовольство жителей Индии?

7. Каковы были причины восстания сипаев против британских колонизаторов?

8. Почему это восстание не стало общеиндийским?

10. Каким образом британцам удалось сохранить свою власть в Индии?

11. Какие изменения внесла Великобритания в свою колониальную политику в Индии после подавления восстания 1857-1858 гг. и почему?

12. Как оценивали К.Маркс и Ф.Энгельс будущие результаты британского владычества в Индии?

13. Дайте оценку взглядам К.Маркса и Ф.Энгельса на британскую колониальную политику в странах Востока.

 

Тема 3. Восточный вопрос.

 

План

1. Международное положение Османской империи в XVII – XIX вв.

2. Борьба великих держав за «оттоманское наследство».

3. Россия и «Восточный вопрос».

 

Источники и литература

Хрестоматия по новой истории: В 3 т. / Под ред. А.А. Губера и А. В. Ефимова. — Т. II— М., 1965. — С. 219—243.

 

Энгельс Ф. Турецкий вопрос // Маркс К. И Энгельс Ф. Сочинения. Изд. второе. Т.9. С.185 - 196.

Энгельс Ф. Что будет с европейской Турцией? // Маркс К. И Энгельс Ф. Сочинения. Изд. второе. Т.9. С.213 - 225.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1990. Гл. XII – XVI.

Достоевский Ф.М. (Из «Дневника писателя») // Достоевский Ф.М. Возвращение человека. М., 1989. С.378 - 384.

 

Петросян Ю.А. Османская империя: очерки становления, могущества и гибели. М., 1990.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите о географическом положении Османской империи, ее статусе, суверенитете и росте территории в XVI —XVII вв.

2. Дайте характеристику внутренней и внешней политики в XVIII столетии.

3. Что Вы можете сказать о предпосылках и причинах постепенного ослабления державы Османов?

4. Охарактеризуйте попытки правящих кругов Османской империи укрепить ее позиции в XVIII – XIX вв.

5. Что такое «Восточный вопрос»?

6. В чем его сущность?

7. Какие европейские державы боролись за первенство в «Восточном вопросе»?

8. Каковы были общие черты и отличия в политике европейских держав по отношению к Османской империи?

9. Какие западные державы добились наибольшего влияния в Османской империи? Какими средствами?

10. В чем состояла особенность позиции России в «Восточном вопросе»?

11. Почему были достаточно частыми конфликты Российской империи с Османской?

12. Какие точки зрения были в России в XIX столетии относительно решения «Восточного вопроса»?

13. Как можно оценить основные результаты политики России в «Восточном вопросе»?

 

Тема 4. Восточная бюрократия и процессы

Модернизации в странах Азии и Африки нового

Времени.

План

1. Типология восточной бюрократии

2. Бюрократия в процессах модернизации на Востоке

 

 

Источники и литература

Бюрократия // Философский энциклопедический словарь. М.,1989.

Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. М., 1984.

Гудков Л., Левада Ю., Левинсон А., Седов Л. Феномен бюрократии в историко-социологической перспективе // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 4,5,7.

Ланда Р. Госаппарат и бюрократия на Востоке // Азия и Африка сегодня. 1989. № 3.

Фурсов А. Бюрократия как исторический тип организации власти // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 7.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные точки в зрения в науке на место и роль бюрократии?

2. Дайте характеристику типологии бюрократии по Максу Веберу. В чем ее сильные и слабые стороны?

3. Имеет ли специфические особенности бюрократия в странах Востока?

4. Какие различия имелись в отношении к иностранным колонизаторам в среде восточной бюрократии?

5. В каких странах Востока представители бюрократии участвовали в антиколониальном движении и почему?

6. Охарактеризуйте особенности процесса модернизации в странах Востока в эпоху колониализма.

7. Постарайтесь в развернутой форме аргументировать свою точку зрения по вопросу об участии бюрократии в социальных трансформациях восточных обществ в XIX - начале ХХ вв.

 

4.4. Контроль за изучением дисциплины.

 

При изучении первой части истории стран Азии и Африки посещение лекций и семинаров — обязательное. Пропуск практических занятий предполагает проработку студентом темы самостоятельно. Крайне желательно в таком случае использование предоставляемых преподавателем консультаций.

По первому периоду истории стран Азии и Африки студенты дневного отделения в зимнюю сессию сдают экзамен, который проходит в форме собеседования. При ответе студент может пользоваться рабочей программой и историческими атласами.

При выставлении итогового балла учитывается работа студентов на практических занятиях. Однако основное значение итоговые результаты изучения студентом всего курса. При необходимости экзаменатор может задавать дополнительные вопросы.

 

 

Вопросы для подготовки к экзамену



2015-12-04 430 Обсуждений (0)
Практические (семинарские занятия) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практические (семинарские занятия)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (430)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)