Объект и предмет педагогики
Каковы основные исторические этапы развития педагогической науки?
Объект и предмет педагогики Педагогическая наука является одной из самых древних отраслей знаний и по существу неотделима от развития общества.Общественный прогресс человечества стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение людей овладевало культурно-историческим (производственным, научным, социальным и духовным) опытом предков и, обогащая его, уже в более развитомвиде передавало своим потомкам. Чем больше развивалось иусложнялось производство, чем больше накапливалось научныхзнаний, тем более важное значение приобретала специальнаяподготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании — целенаправленной передаче им опыта человечества. Образование и воспитание превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. На определенной ступени становления человеческого общества, в частности в поздний период рабовладельческого строя,когда производство и наука достигли определенного уровня развития, воспитание превращается в социальное явление и приобретает особую общественную функцию, т. е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются специалисты, профессией которых становится обучение и воспитание детей. Таким образом, процесс передачи культурно-историческогоопыта стал необходимым и целенаправленным. Он осуществляется в ходе взаимодействия старшего с младшим, опытногос менее опытным, обучающего с обучаемым. Такое взаимодействие получило название — педагогический процесс. Сегодняэто понятие является ключевым в педагогике. Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого в целях передачи-освоения культурно-исторического опыта (производственного, научного, коммуникативного, культурного), необходимого человеку для самостоятельной жизни и труда в обществе. Объектом педагогики выступает человек, развивающийсяпосредством специально организованного процесса воспитания. Предметом педагогики является педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни. Подчеркивая технологическую сущность педагогики, можно следующим образом сформулировать ее предмет: пути и средства передачи-получения человеком культурно-исторического опыта и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей. Таким образом, педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. В процессе функционирования государства и общества, вжизнедеятельности социума, семьи, человека объективно существует то, что оказывает на людей влияние и способствуетих воспитанию, обучению, образованию, развитию, — это происходящие педагогические явления, образующие в своей совокупности педагогическую действительность, или реальность. Педагогическая действительность и выступает предметом современной педагогической науки. Понимание и осмыслениеобъективного существования реальной педагогической действительности — важный эвристический шаг на пути ее познания,признания ее влияний и воздействий на социум, а также необходимости их учета в жизни и деятельности человека иобщества в целом. По форме существования педагогическиеявления выступают в виде педагогических закономерностей,педагогических факторов и педагогических механизмов образования, воспитания, обучения и развития личности, общественного сознания, общества. Сегодня педагогика востребована везде, где осуществляютсяобразование, воспитание, обучение, развитие граждан и обеспечиваются их самосовершенствование и самореализация, утверждение в обществе идеалов гуманизма, демократии, морали,культуры и права. Именно педагогическая наука разрабатываетпути и способы воспитания личности и обеспечивает модернизацию всей системы образования, которое (образование), в своюочередь, выступает механизмом развития общества. Таким образом, предметом педагогики как науки могут выступать педагогические явления, протекающие в процессах функционирования и жизнедеятельности государства и общества, всехих сфер и структур, культурно-просветительных и образовательно-воспитательных учреждений, людей, их семей и существующие в виде педагогических закономерностей, факторов, механизмов образования, воспитания, обучения и развития личности.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1186)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |