Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образовательные парадигмы и их влияние на педагогический процесс



2015-12-04 2653 Обсуждений (0)
Образовательные парадигмы и их влияние на педагогический процесс 5.00 из 5.00 3 оценки




Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение, как для личности, так и для всего социума. Современному человеку необходимо владеть информацией о стиле поведения и общения, о формах обучения и воспитания, системе образования, как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, способах взаимодействия людей, обеспечивающих сотрудничество и взаимопонимание. В условиях выбора типа образования родителям важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху информационного общества и быстрого роста знаний современному поколению необходимо овладеть основными способами получения, передачи и обмена информацией, способами коммуникации.
В настоящее время изменяется место и роль образования в обществе: образование и воспитание являются центральными звеньями в социальной среде, обуславливающими стабилизацию общества, уровень его культуры и определяющими перспективы социального развития.
В мировой и отечественной педагогической практике парадигмы образования складывались и разрабатывались на протяжении веков.
Педагогическая парадигма (греч. Paradeigma – пример,образец) – совокупность научно-теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим обществом на определенном этапе развития педагогической науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем.
Они являются культурным достоянием общества, отражают уровень его культуры в целом. Выделяются следующие парадигмы:

1. знаниевая и культурологическая;

2. технократическая и гуманистическая;

3. социетарная и человекоориентированная;

4. педоцентристская и детоцентристская.

В ряд элементов, определяющих парадигму образования, входят: представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи; осознание типа культуры и способов развития человека в процессе освоения культурного опыта; принципы кодирования и передачи информации; осмысление ценности и роли образования в обществе; освоение культурного развития человека; представления об образе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе; роль и функции растущей личности в структурах воспитания, обучения и образования.
В европейской культуре знаниевая парадигма имеет самую длительную историю; она активно оформлялась в средневековье, и реализуется посредством традиционной классно-урочной системы обучения. Она влияла на определение образовательных задач, связанных с формированием практического и теоретического опыта человека. Основным положением знаниевой парадигмы образования является идея трансляции учащимся идеи «готовых», «завешенных», знаний, умений и навыков, при этом сам ученик выступает пассивным объектом учебно-познавательной деятельности.
Культурологическая парадигма в большей степени ориентирует образовательный процесс не на овладение суммой знаний, а на освещение элементов культуры, способов обучения, поведения, общения. По мере развития общества и культуры расширяются возможности овладения человеком ценностями; основами физической, эстетической, языковой, экологической, компьютерной и др. видами культуры.
Сущностьтехнократическойпарадигмы образования заключается в организации обучения и воспитания на основе репродуктивной деятельности обучающихся, направленной на эффективное достижение ими четко фиксируемых эталонов усвоения знаний и опыта. При этом процесс обучения строится как технологический процесс с четко определенными учебными целями и ожидаемыми результатами. Сущность технократической парадигмы обучения и воспитания также проявляется в формировании мировоззрения, основными особенностями которого являются преобладание средств над целью, технологий цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.
Альтернативной технократическому подходу в образовании, превращающему человека в объект манипуляций, стала гуманистическаятрадиция. Для нее человек является высшей ценностью, и не только в общественных и образовательных системах. Гуманистическая парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека, все во имя человека».
Педоцентристская парадигма понимается как альтернатива детоцентрической.
Педоцентристскаяпарадигма рассматривает воспитание и обучение, как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу. В рамках данной парадигмы методика, новаторство, творчество педагога являются определяющими при анализе процесса обучения и воспитания. При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитываются недостаточно.
Детоцентристскаяпарадигма ориентируется в первую очередь на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.
В основе социетарной парадигмы лежит принцип государственного управления обществом.Именно государство определяет характер и цели обучения и воспитания, а управление системой образования носит сугубо государственный характер.
В рамках человекоориентированной (антропологической –антропология – наука о происхождении и развитии человека) парадигмы человек является непреходящей ценностью. Поэтому в процессе воспитания и обучения, учитываются, прежде всего, интересы и индивидуальные особенности как ребенка и его родителей, так и педагога.

12. Образование как социо-культурный феномен. Функции, цели, содержание

Основные функции образования:

1. Оптимальный и интенсивный способ вхождения человека в мир

культуры.

2. Среда общения.

3.Средства развития и становления человека как личности и

профессионала.

4. Способ социализации личности, процесс ее самоутверждения.

5. Средство обеспечения преемственности поколений.

6. Фактор социального прогресса.

7. Ускоритель культурных перемен и преобразований.

В целом все эти функции можно свести к двум: воспроизводства (культуры, опыта, деятельности людей) и развития (общества, личности).

Первая функция осуществляется посредством теоретической (знаниевой) модели образования, вторая – универсальной (способностной или деятельностной).



2015-12-04 2653 Обсуждений (0)
Образовательные парадигмы и их влияние на педагогический процесс 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Образовательные парадигмы и их влияние на педагогический процесс

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2653)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)