Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Спрос. Предложение. Рыночная цена. Рыночное равновесие



2015-12-04 933 Обсуждений (0)
Спрос. Предложение. Рыночная цена. Рыночное равновесие 0.00 из 5.00 0 оценок




СПРОС - это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен.

В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса.

Спрос проявляется в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса:

  • цена блага;
  • цены других благ;
  • доходы покупателей;
  • общее количество покупателей данного блага;
  • предпочтительные вкусы покупателей;
  • инфляционные ожидания;
  • экономическая политика государства.

Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.

КРИВАЯ СПРОСА отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.

С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам. Первая причина - эффект замены (замещения). Когда цена блага растет, то покупатель постарается заменить его схожим благом. Например, если цена на масло поднимается, то потребитель будет покупать маргарин. Вторая причина эффекта сокращения количества спроса при повышении цены заключается в эффекте дохода. Когда цена на благо увеличивается, потребитель начинает чувствовать, что стал несколько беднее, чем прежде. Так, если цена на мясо повысится вдвое, то потребитель будет иметь меньше реального дохода, в результате чего сократится потребление мяса, да и других благ. Поскольку экономическая жизнь находится в постоянном движении, то и спрос также непрерывно изменяется.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ - это то количество товара, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.

Связь между ценой блага и объемом его предложения находит отражение в законе предложения.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода.

Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы.

Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком, или кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложения благ, ибо производитель стремится увеличить свой доход. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может сократиться.

Согласно этим законам, производство и обмен товаров происходит на основе их стоимости. Величина стоимости оп­ределяется вложенными в производство товара затратами. Де­нежное выражение стоимости — цена, которая устанавливает­ся производителем и в теории может быть выше стоимости, ниже стоимости или соответствовать ей. На цену стоимости оказывает влияние спрос, которым пользуется тот или иной товар: если он высок, то производитель может поднять цену и расширить производство данного вида продукции, если он падает, то падает и цена, и выпуск изделия сокращается. Стоит принять во внимание и тот факт, что потенциальные потреби­тели товара приходят на рынок с ограниченными финансовы­ми ресурсами, которые они готовы потратить на покупку не­обходимого им товара. Поэтому они всегда заинтересованы в том, чтобы купить его дешевле, в то время как производи­тель желает продать товар дороже. Поэтому в реальности на рынке формируются две цены:

— цена спроса, под которой понимается та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар;

-— цена предложения — это минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.

Рыночная цена, т. е. цена, при которой объем спроса в точ­ности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и под­ниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не смо­жет купить предлагаемый товар). В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя повышение производитель­ности труда, внедрение новых технических достижений и тех­нологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом у потребителя.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.

Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.

Когда "потолок цен" устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.

Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ.

Таким обра­зом, цена, спрос и предложение — это активные регуляторы рыночного механизма производства и обмена товаров.

 



2015-12-04 933 Обсуждений (0)
Спрос. Предложение. Рыночная цена. Рыночное равновесие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Спрос. Предложение. Рыночная цена. Рыночное равновесие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (933)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)