Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предложение. Факторы предложения



2015-12-04 246 Обсуждений (0)
Предложение. Факторы предложения 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 6. Рынок. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения

Рынок. Виды и функции рынка.

Спрос: факторы, виды.

Предложение. Факторы предложения.

Рыночное равновесие.

Рынок. Виды и функции рынка

Рынок – механизм взаимодействия продавцов и покупателей экономических благ.

 

Условия возникновения рынка:

  1. разделение труда, которое ведёт к специализации и обмену. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству товаров для продажи, и в результате появилось товарное производство.
  2. самостоятельность экономических агентов, т. е. обособленность хозяйствующих субъектов. Эта самостоятельность возникла на базе частной собственности
  3. свобода предпринимательства, т.е. предпринимательство

 

Виды рынков и их структура

Рынок как механизм (большой рынок) состоит из отдельных (малых) рынков – капитала, труда, жилья, продовольствия и т. д.

По экономическому назначению – рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый рынок.

По географическому положению – местный, региональный, национальный и мировой рынки

По степени ограничения конкуренции – монополистический, олигополистический, свободный, смешанный

По отраслям – автомобильный, зерновой, и т.д.

По характеру продаж – оптовый и розничный

По месту создания продукта – внутренний и внешний.

 

Функции рынка:

Ценообразующая функция

В результате взаимодействия производителей и потребителей предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей.

 

Информационная функция.

Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности.

Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки.

Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчёты и действия.

 

Регулирующая функция

Связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции. Например, растёт цена – сигнал к расширению производства, падает – сигнал к сокращению.

Посредническая функция

Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающим его покупателем.

Санирующая (контролирующая) функция

Рыночный механизм – жёсткая система. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

 

Стимулирующая функция

Через рынок происходит учёт затрат на производство продукции. Рынок определяет не только то, что нужно произвести, но и то, на какие затраты общество может пойти, чтобы получить данную продукцию. На рынок поступает только та продукция, которая может быть раскуплена по ценам, покрывающим издержки.

 

Спрос: факторы, виды

Спрос – количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определённый период времени при всех возможных ценах на этот товар.

Различают индивидуальный и рыночный спрос:

Индивидуальный спрос– это спрос отдельного покупателя на товар или услугу.

Рыночный спрос– это общий объем спроса всех покупателей на региональном, национальном или международном рынке.

 

В условиях рынка действует так называемый закон спроса: при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар.

 

Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

QD – величина спроса

P – цена

D
Зависимость спроса на стиральный порошок от цены  
цена (P), руб.
Величина спроса (QD), коробок

 

Кривая спроса имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителя купить большее количество благ по меньшей цене

Факторы спроса:

1. цена

2. изменение (увеличение или сокращение) доходов потребителя

3. изменение вкусов и предпочтений (например, моды)

4. ценовые и дефицитные ожидания (ажиотажный спрос)

5. колебание расходов на рекламу

6. научно-технический прогресс (например, переход с пишущих машинок на компьютеры)

7. изменение цен взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров (например, увеличение цен на

говядину увеличит спрос на свинину (взаимозаменяемые), а увеличение цен на автомобили

уменьшит спрос на бензин (взаимодополняемые))

8. изменение в численности и структуре населения (например, увеличение рождаемости приведёт к

увеличению спроса на детские товары).

 


Предложение. Факторы предложения

 

Предложение – это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определённый промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар

Закон предложения: при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения.

 

Кривая предложения – кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени

 

QS – величина предложения

P – цена

Зависимость предложения стирального порошка от цены  
цена (P), руб.
Величина предложения (QS), коробок

 

Кривая предложения имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене

S

Факторы предложения:

1. цена

2. цены факторов производства (ресурсы)

3. технология

4. ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики

5. размер налогов и субсидий

6. количество продавцов

 

Рыночное равновесие

 

Равновесие означает, что все покупатели, которые могут и хотят приобрести данный товар по цене Р, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать товар по цене Р, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара. Излишек товара на рынке образуется тогда, когда цена устанавливается выше, чем равновесная. Дефицит товара на рынке образуется, когда цена на рынке ниже равновесной.

Закон рыночного ценообразования:

1. Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению

2. Если под воздействием неценовых факторов произойдёт изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.



2015-12-04 246 Обсуждений (0)
Предложение. Факторы предложения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предложение. Факторы предложения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)