Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные напрвления развития и проблемы Ирана на рубеже 20-21 вв



2015-12-04 2241 Обсуждений (0)
Основные напрвления развития и проблемы Ирана на рубеже 20-21 вв 4.67 из 5.00 3 оценки




Исламская революция 1979 года под руководством аятоллы Хомейни в корне изменила уклад жизни иранцев. Несмотря на то, что в XX веке шахи династии Пехлеви превращали Иран в светское государство, ориентированное на Запад, а позже на Соединенные Штаты Америки, но все-таки Иран стал исламской республикой. Официальная идеология Исламской Республики Иран особо настойчиво пропагандирует тезис о том, что единственным полностью соответствующим фундаментальным идейно-политическим основам ислама движением стала именно исламская революция в Иране. Религия в Иране служит фактором объединения, фактором формирования национального самосознания. Пришедшие к власти в результате исламской революции в Иране шиитское духовенство буквально с первых дней своего правления начало активно проводить курс, направленный на экспорт идей исламской революции. Для реализации этой политики практически во всех ведомствах Исламской Республики Иран с первых дней её существования стали создаваться специальные органы. Одним из более эффективных в этом плане стал Отдел национально- освободительных движений, созданный по личному указанию самого Хомейни. Нарушение хозяйственных взаимоотношений между центрами мирового капитализма и Ираном привели к экономическим, социальным трудностям внутри страны. С начала 80-х годов XX века отношения исламской республики Иран со странами Западной Европы переживали период упадка. Политические и культурные контакты были практически прекращены. Экономическое сотрудничество, активно развивавшееся в предшествующие десятилетия, находились в зависимости от внутриполитических и внешнеэкономических факторов. Национализация крупной промышленности и банковской системы, конфискация активов иностранных банков и компаний. Активное вмешательство государства в экономику страны, мероприятия по ослаблению зависимости иранской промышленности от импорта, строгий контроль за внутренним и внешним рынком делали экономику Ирана малопривлекательной для деловых кругов Запада.

Последнее десятилетие принесло Ирану очевидные успехи в укреплении политической системы и экономического базиса общества. Идеи иранской шиитской революции, т.е. идея и идеология "третьего пути" построения социально направленного государства на основе верховенства духовной власти и исламских принципов социальной справедливости, получили свой отчетливый образ и реализацию. При сохранении наиболее консервативных общественных ценностей - частной собственности, свободы предпринимательства, устоев семьи и национальных традиций - во многом решены задачи по борьбе с нищетой и бедностью.Сейчас Иран не ориентируется ни на одну из стран. В Иране условиях частичной международной экономической изоляции и определенного сопротивления консервативных кругов осуществлена радикальная экономическая реформа. Послабления в сфере общественной и частной жизни стали проводиться еще более энергично с избранием в 1997 году двумя третями населения нового президента Исламской Республики Иран - С.М.Хатами. Была принята программа перевода национальной экономики на свободное от исламских социально-популистских ограничений и экспериментов развитие, меры по открытию иранского внутреннего рынка для зарубежных кредитов и инвестиций. В 1998 году меджлисом принята рассчитанная на 20 лет программа под названием "Экономика без опоры на доходы от экспорта нефти".Она предусматривает постепенное их увеличение за счет не нефтяных источников. Согласно программе, ежегодные валютные доходы увеличатся в 2016 году.Иран на сегодняшний день обладает динамичной экономикой и заинтересован в развитии добрососедских и взаимовыгодных отношений со многими странами. Стабильность экономики Ирана позволяет ему аккуратно расплачиваться со своими внешними кредиторами.Нефть и газ - это основное богатство, на которое опирается Иран, но в настоящее время упор делается на развитие и расширение не нефтяных источников доходов.

Исламизация в Иране достигла своего пика к середине 80-х годов, когда буквально вся жизнь страны была сосредоточена на выполнении требований Хомейни и правящего духовенства, защищать исламский строй на полях войны с Ираком, беспощадно искоренять внутреннюю "контрреволюцию", противостоять проискам и заговорам "врагов ислама". В политической системе Ирана все органы власти, все население страны подчинено догмам ислама. Духовный лидер избирается узким кругом людей, а не всем народом. По Конституции, духовный лидер -- это, прежде всего человек, в полном объеме владеющий знаниями в области ислама.В декабре 2006 года иранский меджлис принял решение подписать международную конвенцию по правам женщин. Это вызвало демонстрацию протеста религиозных деятелей в городе Кум. После этого на решение меджлиса было наложено вето. Проблема заключается в том, что некоторые пункты конвенции противоречили положениям ислама. Реформаторы убеждены, что можно создать некий синтез исламских положений и конвенции. Консерваторы с этим не согласны. Они считают, что конвенция игнорирует особенности восточных народов. Специфика исламского подхода такова, что права мужчины и женщины определяются исходя из их физических и психических различий. Это противостояние в большей степени имеет характер научной дискуссии, а не политической борьбы. Самые большие изменения произошли в отношениях Ирана с внешним миром. Иран стал членом Социально-экономического совета ООН. В настоящее время идет процесс изменения внешнеполитической стратегии страны, в которой фактически военный аспект (цель Исламской республики Иран)- экспорт исламской революции, преобразован в культурно - цивилизационный.Но, не смотря на сложные взаимоотношения в настоящее время с некоторыми странами, Иран стремиться к расширению сотрудничества, прежде всего со странами европейского содружества в области экономики и промышленности. В последние годы внешнеполитический курс Ирана, дает свои позитивные результаты. Решение проблем и разногласий с различными государствами на основе «диалога и логики» способствует взаимопониманию и улучшению отношений между странами.

22.Революция 1958 г. И период военных диктатур в Ираке (1958-1979).14 июля 1958 в Ираке произошел революц. переворот, положивший начало нац. революции, ликвидации империалистич. и феод. гнета в стране. В этот день части 19-й и 20-й бригад иракской армии выступили под руководством патриотич. подпольной орг-ции "Свободные офицеры", возглавлявшейся Касемом и находившейся в контакте с Фронтом нац. Единства. Бригады вошли в Багдад, заняли телеграф, телефон, радиостанцию, правительств. учреждения и осадили королевский дворец ар-Рихаб. Оказавшие сопротивление король Фейсал II и его дядя, наследный принц Абдул Иллах, были убиты, крупнейшие правительств. чиновники арестованы; пытавшийся скрыться быв. премьер-мин. Нури Саид был схвачен и убит. Из представителей различных слоев нац. буржуазии было сформировано пр-во во главе с Касемом; в его состав вошли представители Фронта нац. единства. Фронт ставил своей целью ликвидацию империалистич. и феод. гнета, создание суверенной демократич. республики. Программа фронта находила широкую поддержку со стороны всех слоев населения Ирака, страдавших от жестокой эксплуатации англ. империализма и местных феодалов: крестьян ства, составлявшего св. 70% всего нас. страны, рабочих и нац. буржуазии. С революц. переворота 14 июля 1958 начался первый период развития революции, антиимпериалистической и антифеодальной по своему характеру. В этот период Иракская Республика добилась наибольших успехов в развитии и укреплении демократич. строя. Пр-во нац. буржуазии в борьбе против внеш. и внутр. реакции опиралось на единство нац. сил, на широкие нар. массы. Под давлением нар. масс пр-во Ирака пошло на широкую демократизацию внутр. жизни: была принята (26 июля) врем. конституция, к-рая предусматривала впервые в истории Ирака равные права арабов и курдов. Рабочие получили возможность объединиться в профсоюзы. Впервые в Ираке были созданы крест. об-ва, к-рые включились в осуществление агр. реформы. Вышли из подполья и начали офиц. деятельность мн. обществ. орг-ции. Получили возможность (на полулегальной основе) работать политич. Партии. Была введена свобода печати, легально выходили газеты политич. партий. 30 сент. был принят закон об агр. реформе, к-рый ограничивал собственность феодалов, подрывал экономич. и политич. основы феодализма, способствовал более быстрому развитию капитализма в с. х-ве. Были приняты законы, направленные на развитие нац. пром-сти. В июле 1958 были восстановлены прерванные в 1954 дипломатич. отношения с Сов. Союзом. Иракская Республика вышла из Багдадского пакта (24 марта 1959), отвергла доктрину Эйзенхауэра (14 мая 1959), ликвидировала англ. воен. базы на своей терр., вышла из стерлингового блока (с 23 июня 1959) и порвала все др. договоры, ущемлявшие суверенитет страны. Иракская Республика обрела политич. независимость. Пр-во при поддержке народа приступило к ликвидации тяжелых последствий хозяйничанья империалистич. монополий. Оно вступило в переговоры с нефт. компаниями с целью ограничить их права и увеличить долю Ирака от прибылей компаний. Большое значение для укрепления экономич. независимости Ирака имело подписанное 16 марта 1959 сов.-иракское соглашение об экономич. и технич. сотрудничестве, а также ряд соглашений с др. социалистич. странами. С сер. 1959 начался второй этап революции, он характеризовался отходом нац. буржуазии и пр-ва от опоры на единство патриотич. сил. Нац. буржуазия, напуганная широким участием нар. масс в революции, встала на путь блокирования с реакц. силами. Единый нац. фронт распался. Гл. опасность для себя нац. буржуазия видела теперь не в империализме и внутр. реакции, а в нар. массах. В этих условиях пр-во Касема встало на путь "балансирования" между правыми и левыми силами, усугубляя раскол патриотич. сил и ослабляя их. Направляющая и организующая сила демократич. движения - ИКП - была подвергнута репрессиям и загнана в подполье. Деятельность др. политич. партий запрещена. Экономич. положение Ирака ухудшалось, росла дороговизна, увеличивалась безработица. Осуществление агр. реформы затормозилось. В сент. 1961 пр-во развязало братоубийственную войну против курдского народа, к-рая и послужила одной из гл. причин падения пр-ва Касема. Используя чрезвычайное воен. положение и широкую власть, предоставленную врем. конституцией премьер-министру, Касем стал укреплять личную диктатуру. Такая политика вызвала недовольство патриотич. сил Ирака и привела к изоляции Касема. Он потерял опору не только в нар. массах, но и среди большей части нац. буржуазии. Этим воспользовались силы империализма и внутр. реакции и совершили гос. переворот (8 февр. 1963). К власти пришла мелкобурж. реакц., крайне национали-стич. партия "Баас", к-рая в обнаженной и жестокой форме стала осуществлять анти-демократич. курс во внутр. и внеш. политике Ирака. Баасистское пр-во развязало кровавый террор против коммунистов и демократов. Мн. руководители ИКП были казнены, тысячи заключены в тюрьмы, все демократич. ин-ты ликвидированы. Баасистское пр-во обрушило 2/3. иракской армии против курдского народа. В области внеш. политики пр-во встало на путь сотрудничества с империалистич. державами. Внутр. и внеш. политика пр-ва баасистов вызывала всеобщее недовольство, она привела к его политич. изоляции, вызвала раскол в партии "Баас".В результате гос. воен. переворота 18 нояб. 1963, осуществленного под рук. президента А. С. Арефа (президент с февр. 1963), была ликвидирована диктатура партии "Баас". В февр. 1964 были прекращены воен. действия против курдов; в июле обнародованы декреты о национализации иностр. и иракских банков и крупных пром. предприятий и компаний, а также об отчислении 25% прибылей предприятий для повышения зарплаты и улучшения социального обслуживания рабочих и служащих.

23.Диктатура С.Хусейна в Ираке. 7 июля 1979 г. С. Хусейн.стал президентом республики, одновременно занял посты премьер-министра, а также главы Совета революционного командования, главнокомандующего вооруженными силами и генерального секретаря БААС. Абсолютная власть в стране была установлена.Одной из первоочередных задач нового лидера стало установление полного политического, идеологического и административного контроля над государством.
Эти задачи решались несколькими путями. Один из них — чистка государственного аппарата и назначение лично преданных С. Хусейну госслужащих, а также назначение ответственных должностей в партии и армии из числа родственников. Родственники из малой родины Хусейна — Тикрита — занимали высшие административные посты в государстве, это были в основном сунниты. В системе государственной власти давно вызревали противоречия между правящей верхушкой суннитов и основной массой шиитов. Таким образом, сложилась государственная клановая структура, которая играла роль своеобразной системы политических партий. Другой немаловажной задачей диктаторского режима и его лидера стало установление полного идеологического воздействия на общественные структуры. Особое внимание уделялось «баасизации» средств массовой информации, насаждению баасистских идей. Главная из них состояла в арабском национализме, возрождении арабской нации, возвращении былой славы и величия арабов. В феврале 1980 г. С. Хусейн заявил, что Ирак останется верным стражем «земли арабов» и что БААС является «рыцарем», который восстановит честь иракского народа и арабской нации.С. Хусейн демонстрировал свое стремление к созданию крупного государства посредством наращивания современного оружия, включая ядерное, и использования широкомасштабных войн. Арабская общественность вначале восприняла С. Хусейна героем, бросившим вызов Западу, а Ирак мощной державой, воюющей сразу с 30 странами, среди которых были США и Великобритания. Находясь на вершине иерархической власти, С. Хусейн уверовал в свою особую историческую миссию, которая состояла в том, что «Ирак властвует над арабами, а арабы над всем миром». В условиях культа и на фоне террористических мер говорить о серьезной политической оппозиции было нельзя. Единственной оппозиционной силой, остававшейся на пути утверждения абсолютной власти, была Компартия. В мае 1979 года более 30 коммунистов были обвинены С. Хусейном в предательстве иракской революции и казнены. Коммунистическая партия была запрещена. С разгромом КПИ в Ираке устанавливается однопартийная система с монополией баасистской партии на Еласть и тотальной идеологизацией общества страны.Вся экономика страны также была направлена на реализацию далеко идущих националистических целей баасистов и его лидера. Основная часть доходов расходовалась на закупку военной техники и новых технологий. Крушение националистических планов и надежд диктатора начиналось всегда, когда С. Хусейн приступал к реализации авантюристических замыслов и идей. Острые политические ситуации, возникающие каждый раз после очередных авантюристических акций, привели к обострению внутренних противоречий. После трагических событий 11 сентября 2001 года С. Хуссейн не изменил своей политики как внутри страны, так и на мировой арене. Военная операция США под кодовым названием «Шок и трепет» началась 20 марта 2003 года. Она изначально нацеливалась на свержение режима С. Хусейна, установление контроля над нефтяными полями Ирака, проведение принудительной «демократизации» этой страны по американским рецептам. Несмотря на некоторое сопротивление американским войскам, никто не собирался грудью вставать на защиту режима С. Хусейна. Диктаторский режим в Ираке был повергнут.

24.Американская агрессия 2003 г. Против Ирака. Основные проблемы проблемы Ирака на рубеже 20-21 вв. В 2002—2003 годах американская администрация предприняла большие усилия для того, чтобы доказать, что режим Саддама Хусейна представляет опасность для международного сообщества. Ирак обвинялся в возобновлении разработки оружия массового поражения и в сотрудничестве с международными террористическими организациями, прежде всего с Аль-Каидой. Совет Безопасности так и не санкционировал применение силы против Ирака. США и союзники начали вторжение в нарушение устава ООН.Военная операция в Ираке началась утром 20 марта 2003 года. Она носила кодовое название «Иракская свобода» (Operation Iraqi Freedom, OIF); иногда её ошибочно называют «Шок и трепет» (Shock and Awe), но это название относится к военной доктрине, разработанной в 1996 году и применённой в Ираке.В отличие от войны в Персидском заливе 1991 года, двенадцать лет спустя войска союзников начали наземное наступление почти сразу, без проведения длительной воздушной кампании. Плацдармом для вторжения стал Кувейт. За полтора месяца войны потери коалиции составили 172 человека погибшими (в том числе 139 американцев и 33 британца). В период вторжения в Ирак весной 2003 года штаб операции размещался в городе Доха (Катар). Всеми силами на театре военных действий руководил командующий Центрального командования США генерал Томми Фрэнкс. В июле он был сменён генералом Джоном Абизаидом.1 мая 2003 года президент США Джордж Буш приземлился на самолёте S-3 на палубу авианосца «Авраам Линкольн», возвращавшегося на свою базу после участия в боевых действиях, и произнёс речь, известную как «Миссия выполнена» (Mission Accomplished). В ней он фактически объявил о военной победе США в Иракской войне.Страна была разделена на несколько оккупационных зон. Багдад, «суннитский треугольник», северные районы Ирака и западная провинция Аль-Анбар контролировались американскими войсками. Населённые шиитами районы южнее Багдада были зонами ответственности Многонациональной дивизии, состоявшей из подразделений Польши, Испании, Италии, Украины и нескольких стран Центральной Америки. Сразу после окончания войны в стране начала работу Группа исследования Ирака , занимавшаяся поиском оружия массового поражения, предположительно скрывавшегося режимом Хусейна. В 2004 году эта группа закончила свою работу, отметив в итоговом отчёте, что к началу военной операции коалиционных сил Ирак не располагал оружием массового пораженияПочти сразу после формального завершения боевых действий в стране развернулась партизанская война. Уже в течение мая произошло несколько нападений на коалиционные войска. Период становления антикоалиционного партизанского движения завершился осенью 2003 года, о чём свидетельствовало так называемое «Рамаданское наступление» в октябре—ноябре, совпавшее по времени с мусульманским праздником Рамадан.Наибольшие потери силам коалиции наносят самодельные взрывные устройства (IED, Improvised Explosive Device), в значительной степени это обусловлено слабостью бронирования американских автомобилей «Хамви», часто применяющихся для патрулирования. Другой формой борьбы стала организация терактов, первым из которых стал взрыв посольства Иордании в августе 2003 года. Следующей целью террористов стала штаб-квартира ООН в Багдаде, причём среди погибших оказался глава иракской миссии ООН Сержио Виейра ди Мелло. Самой успешной террористической атакой на представителей международных сил стал взрыв казарм итальянского контингента в Насирии в ноябре 2003 года.В то же время операции коалиционных войск приносили и успехи.

В течение года было задержано множество представителей свергнутого режима, находившихся в розыске.В феврале—марте 2004 года в Ираке установилось относительное затишье. Уменьшение числа вооружённых акций повстанцев привело к снижению потерь международной коалиции. К концу 2003 года религиозные и политические лидеры иракских шиитов выдвинули требования провести всеобщие выборы и передать власть избранному правительству. 30 января 2005 года в обстановке усиленных мер безопасности в Ираке прошли первые за полвека многопартийные парламентские выборы. Канун выборов ознаменовался волной насилия и угрозами боевиков разместить напротив избирательных участков снайперов. Несмотря на бойкот голосования в ряде суннитских районов (в провинциях Аль-Анбар и Айнав явка избирателей отсутствовала), выборы были признаны состоявшимися.Приход к власти в Ираке шиитских политических сил заметно обострил отношения между иракцами, принадлежащими к двум разным ветвям ислама. Хотя сунниты были религиозным меньшинством, они традиционно составляли основную часть политической элиты страны (Саддам Хусейн также был суннитом).20 мая Ирак получил первое постоянное национальное правительство с момента свержения режима Хусейна. Премьер-министром страны стал Нури Малики. Однако прогресс в деле возвращения Ираку суверенитета оставался достаточно скромным, в первую очередь из-за продолжающегося конфликта между вооружёнными группировками в стране.10 января 2007 года Джордж Буш обнародовал новую стратегию США в Ираке, получившую неофициальное название «Новый путь вперёд», но более известную как «Большая волна»Основные усилия «большой волны» были сосредоточены на подавлении межконфессионального конфликта в Багдаде, где продолжались массовые похищения и убийства суннитов и шиитов. Одновременно с операцией в Багдаде велась затяжная кампания в провинции Дияла к северо-востоку от иракской столицы.Наметившееся улучшение обстановки в сфере безопасности в Ираке едва не было сорвано весной 2008 года. Причиной тому стали трения между иракским правительством и муллой Муктадой ас-Садром. После военного поражения Армии Махди в боях 2004 года ас-Садр был вынужден перейти к политическим методам отстаивания своих взглядов. В 2007 году Армия Махди объявила об отказе от ведения вооружённой борьбы сроком на полгода, и в феврале 2008 года продлила прекращение огня. Однако вскоре после этого правительство аль-Малики выступило с инициативой проведения крупной армейской операции в Басре.Операция в Басре, носившая название «Атака рыцарей», началась 25 марта. Она проводилась под личным контролем премьер-министра Нури аль-Малики и была практически полностью иракским мероприятием, хотя коалиционные войска оказали артиллерийскую и авиационную поддержку, когда в этом возникла необходимость.После весеннего кризиса активных боевых действий в Ираке до конца года более не велось.К началу августа 2010 года основной контингент американских войск был выведен из Ирака, и в стране осталось около 50 тысяч военнослужащих из США, для обучения и поддержки местных сил охраны правопорядка. 1 сентября 2010 года вице-президент США Джозеф Байден объявил об официальном окончании операции «Иракская свобода» и о начале новой небоевой операции американской армии под кодовым названием «Новый рассвет» во главе с генералом Ллойдом Остином.



2015-12-04 2241 Обсуждений (0)
Основные напрвления развития и проблемы Ирана на рубеже 20-21 вв 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Основные напрвления развития и проблемы Ирана на рубеже 20-21 вв

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)