Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ



2015-12-04 1961 Обсуждений (0)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Издание третье, исправленное и дополненное

Допущено

Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

 

 

Санкт-Петербург

 

УДК614.8.084

ББК 20

Р 88

Русак О. Н., Малаян К. Р., Занько Н. Г.

Р 88 Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. О. Н. Русака. – СПб.: Издательство «Лань», 2000. – 448 с., ил. – (Учебники для вузов, специальная литература).

ISBN 5-8114-0284-8

 

В книге системно изложены основные положения развивающейся научной и учебной дисциплины, именуемой безопасностью жизнедеятельности (БЖД). Рассматриваются теоретические и медико-биологические основы БЖД, принципы обеспечения безопасности, идентификация опасностей, окружающих и сопровождающих человека на протяжении всей его жизни, меры защиты от них. Раскрываются особенности защитных действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

Для студентов, изучающих БЖД, научных и практических работников, работающих в различных областях безопасности.

ББК 20

Рецензенты:

кафедра «Безопасность жизнедеятельности»

Санкт-Петербургского Государственного

Аграрного университета;

заслуженный деятель науки и техникиРФ,

д. т. н., профессор В. С. ШКРАБАК.

 

Под редакцией

заслуженного деятеля науки и техникиРФ,

д. т. н., профессора О. Н. РУСАКА

 

Оформление обложки

С. ШАПИРО, А. ОЛЕКСЕНКО

Охраняется законом РФ об авторском праве, Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.

© Издательство «Лань», 2000

© О.Н. Русак, К.Р. Малаян, Н.Г. Занько, 2000

© Издательство «Лань», художественное оформление, 2000

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Введение в учебные планы вузов новой дисциплины, получившей название безопасность жизнедеятельности, а также открытие одноименной группы специальностей объективно поставили перед специалистами вопрос об учебно-методическом обеспечении нового предмета. Формулировки официального документа (приказ .№ 473 от 09.07.90 г. Госкомитета СССР по народному образованию) способствовали тому, что новую учебную дисциплину стали рассматривать как некоторое сочетание охраны труда и гражданской обороны, а затем и охраны окружающей среды (читай – экологии). Наша позиция состоит в утверждении, что безопасность жизнедеятельности – это новый учебный предмет, содержание которого составляют общие закономерности опасных явлений и соответствующие методы и средства защиты человека в любых условиях его обитания. Безопасность жизнедеятельности решает триединую задачу, которая состоит в идентификации опасностей, реализации профилактических мероприятий и защите от остаточного риска.

Безопасность жизнедеятельности, представляющая серьезную проблему современности и привлекающая для ее решения многие другие науки, выработала определенную систему собственных понятий, концептуальных схем, теоретических положений, аксиом, методов исследования, учитывающих существенные особенности действительности, т. е. содержит компоненты общей науки о безопасности. Поэтому безопасность жизнедеятельности закономерно рассматривать как научную и методологическую основу для многочисленных специальных дисциплин, таких, например, как безопасность труда в различных отраслях народного хозяйства (в строительстве, сельском хозяйстве, химической промышленности и др.), радиационная безопасность, пожарная безопасность. Разумеется, что связь между безопасностью жизнедеятельности и частными науками о безопасности носит взаимный характер.

Данное учебное пособие отражает концепцию авторов, состоящую в том, что БЖД – это фундамент общего образования специалистов по проблемам безопасности. Его особенностью является системный, обобщающий подход к изучению проблем безопасности человека в среде обитания.

Учебное пособие предназначено для студентов всех направлений и специальностей технического, сельскохозяйственного, экономического и других профилей высшего профессионального образования. Оно может быть использовано инженерно-техническими работниками, специалистами различных отраслей экономики.

Учебное пособие написано под общей редакцией заслуженного деятеля науки и техники РФ, доктора технических наук, профессора Русака О. Н. При написании раздела «Экстремальные и чрезвычайные ситуации» использованы материалы профессора Г. А. Корсакова.

Авторы будут признательны за любую объективную критику и конкретные предложения по существу предмета. Все материалы и предложения направлять по адресу: 194021, г. Санкт-Петербург, Институтский пер., 5, Академия, Русаку О. Н.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.

В настоящее время человек больше всего страдает от им же созданных опасностей. Только в дорожно-транспортных происшествиях в России ежегодно погибает более 30 тыс. человек. Десятки тысяч людей становятся ежегодно жертвами алкоголя. Тысячи человек погибают на производстве.

Статистические данные свидетельствуют о том, что люди погибают, становятся инвалидами и больнымиот опасностей природного, техногенного, антропогенного, биологического, экологического, социального происхождения.

Ученые с древних времен изучают безопасность человека в различных условиях жизни и деятельности.

Аристотель (384-322 до н. э.),Гиппократ (460-377 до н. э.) в своих трактатах рассматривали условия труда.

Парацельс (1493-1541) изучал опасности, связанные с горным делом. Ему принадлежит изречение: «Все есть яд, и все есть лекарство. Только одна доза делает вещество ядом или лекарством». (Идея принципа нормирования!)

Агрикола (1494-1555) изложил вопросы охраны труда в работе«О горном деле».

Рамаццини (1633-1714) заложил основы профессиональной гигиены, написал книгу «О болезнях ремесленников».

М. В. Ломоносов (1711-1765) написал основополагающие работы по безопасности труда в горном деле.

К. Маркс (1818-1883) иФ. Энгельс (1820-1895) исследовали условия труда и безопасности человека как фактор социально-экономического развития капитализма. «Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем как производится».

В. И. Ленин (1870-1924) изучал условия труда как фактор роста революционного настроения масс. В таких произведениях, как «Развитие капитализма в России», «Научная система выжимания пота», «Закон о вознаграждении рабочих от несчастных случаев» и других содержатся основополагающие идеи, которые составляли фундамент советской системы охраны и безопасности труда. Например, «Труд должен быть организован без всякого вреда для рабочего человека» (Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 36. С. 141).

Значительный вклад в развитие теории безопасности внесли русские ученые: В.Л. Кирпичев(1845-1913), А.А. Пресс(1857-1930), Д.П. Никольский(1855-1918), В.А. Левицкий(1867-1936), А.А. Скочинский(1874-1960), С.И. Каплун(1897-1943) и др.

Проблемам безопасности развития техносферы посвящены труды академика В.А. Легасова(«Коммунист», 1987, № 8; газета «Правда», 20 мая 1988; «Безопасность труда в промышленности», 1988, № 1). История научных исследований в области безопасности почти не изучена. А без истории не может быть и полноценных знаний.

Трудами многих ученых созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. Комплексной научной дисциплиной, изучающей опасности и защиту от них человека, является безопасность жизнедеятельности (БЖД).

Основные положения учебной дисциплины БЖД:

1) С момента своего появления на Земле человек перманентно живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Сказанное позволяет сформулировать аксиому о том, что деятельность человека потенциально опасна.

2) Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью человека, который проявляется в нервных потрясениях, травмах, болезнях, инвалидных и летальных исходах. Следовательно, опасности – это то, что угрожает не только человеку, но и обществу и государству в целом. Значит, профилактика опасностей и защита от них – актуальнейшая гуманитарная и социально-экономическая проблема, в решении которой государство не может не быть заинтересованным.

3) Обеспечение безопасности деятельности – приоритетная задача для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться. Безопасность – это приемлемый риск.

Как достичь этой цели? Первейший и главнейший способ состоит в образовании народа. Другого пути просто нет. И вот почему.

Опасности по своей природе вероятностны (т. е. случайны), потенциальны (т. е. скрыты), перманентны (т. е. постоянны, непрерывны) и тотальны (т. е. всеобщи, всеобъемлющи). Следовательно, нет на Земле человека, которому не угрожают опасности. Но зато есть множество людей, которые об этом не подозревают.Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни.

Одна из особенностей человеческого сознания состоит в том, что оно не придает приоритетного значения информации, которая носит вероятностный характер.

Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения и была предложена новая учебная дисциплина – безопасность жизнедеятельности. Можно дать такое определение этой дисциплины: безопасность жизнедеятельности (БЖД) – это область научных знаний, изучающем, общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

БЖД не решает специальных проблем безопасности. Это удел специальных дисциплин (отраслевая безопасность труда, радиационная безопасность, электробезопасность, космическая безопасность и т. д.). Но БЖД обеспечивает общую грамотность в области безопасности, это научно-методический фундамент для всех без исключения специальных дисциплин безопасности. Человек, освоивший БЖД, надежно защищен от опасностей, не навредит другому, способен грамотно действовать в условиях опасности. БЖД – это не средство личной защиты, как полагают некоторые. БЖД – это защита личности, общества и государства. Введение БЖД в вузах (1990) и ОБЖ в школах (1991) – величайшее достижение советской образовательной системы в области безопасности.

4) БЖД решает три группы учебных задач: а. идентификация (распознавание) опасностей: вид опасности, пространственные и временные координаты, величина, возможный ущерб, вероятность и др.; б. профилактика идентифицированных опасностей на основе сопоставления затрат и выгод; в. в соответствии с концепцией остаточного риска часть идентифицированных опасностей может с определенной вероятностью реализоваться, следовательно, третья группа задач – это действия в условиях чрезвычайных ситуаций.

5) БЖД рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в процессе своей жизни и деятельности. Их можно разделить по происхождению на б групп: природные, антропогенные, биологические, техногенные, социальные, экологические.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1) БЖД– неотъемлемая составная часть и общая образовательная компонента подготовки всесторонне развитой личности;

2) этот предмет должен входить в государственные образовательные стандарты всех специальностей и направлений без какого-либо исключения в интересах личности, общества, государства.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нет ничего практичнее,

чем хорошая теория.

Л. Больцман

 



2015-12-04 1961 Обсуждений (0)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1961)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)