Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Аристофан (около 445 - около 385 г. до н. э.)



2015-12-04 718 Обсуждений (0)
Аристофан (около 445 - около 385 г. до н. э.) 0.00 из 5.00 0 оценок




Аристофан — единственный автор древней аттической комедии, произведения которого дошли до нас, почитаемый как «отец комедии».

Сведения о его жизни скудны. Аристофан был афинским гражданином и родился в доме Кидафине, родители его были люди свободнорожденные, но, по-видимому, не очень состоятельные. На основании замечания в «Ахарнянах» полагают, что одно время Аристофан был клерухом — афинским колонистом на о. Эгина. Аристофан признается, что начал писать комедии в раннем возрасте и первоначально ставил их под чужим именем, в частности под именем актера Каллистрата. Уже одной из первых своих комедий — «Вавилоняне» — он навлек на себя немилость властей. Комедия содержала нападки на стоящего у власти вождя радикальной демократии Клеона. Аристофан изобразил его бесчестным демагогом и взяточником. В ответ Клеон привлек автора к ответственности, ссылаясь на то, что при представлении пьесы были оскорблены в присутствии иностранцев представители государственной власти. Однако Аристофан не сдался и продолжил критику в новой комедии «Всадники».

Большая и лучшая часть литературной деятельности Аристофана приходится на время Пелопоннесской войны (431—404 гг. до н. э.) Он был сторонником демократии времен Перикла и защитником интересов земледельцев среднего достатка. Этим объясняется антивоенная направленность его комедий (земледельцы всегда заинтересованы в мире) и резкая оппозиция заинтересованному в войне правительству «радикальной демократии» торговцев и промышленников, опиравшихся на неимущих граждан.

Аристофану приписывали 44 комедии, из которых полностью сохранилось 11. Их примерная хронология такова: «Ахарняне» (425 до н.э. ), «Всадники» (424 до н.э.), «Облака» (первая ред., 423 до н.э.), «Осы» (422 до н.э.), «Мир» (421 до н.э.), «Птицы» (414 до н.э.), «Лисистрата» (411 до н.э.), «Женщины на празднике Фесмофорий» (392 до н.э.), «Богатство» (388 до н.э.).

Вопросы войны и мира в большей или меньшей степени затрагиваются во всех комедиях Аристофана и лежат в основе таких его комедий, как «Ахарняне», «Мир», «Лисистрата».

«Ахарняне» — это острозлободневная, политическая комедия, содержащая отклики автора на происходящие события, прежде всего это события Пелопоннесской войны. В «Ахарнянах» представлен крестьянин Дикеополь (т. е. справедливый житель). Устав от тяжести войны, он приходит в Народное собрание, чтобы добиться заключения мира. Поняв, однако, тщетность своих упований, Дикеополь принимает решение заключить мир единолично. Однако его решение многим не по душе. Так, ахарнские старики угольщики, составляющие хор, объявляют Дикеополя предателем и хотят убить. В ответ герой держит защитительную речь. Он обращает внимание на ничтожность причин, лежащих в основе войны, а также подчеркивает, что выгодна она главным образом демагогам да стратегам вроде Ламаха. Дикеополь замечает также, что виновниками продолжающейся войны являются не спартанцы, а сами афиняне, не желающие заключить мир. На своем примере он предлагает убедиться в выгодах мира. Дикеополь справляет праздник, веселится, пирует, но тут на сцену вносят израненного, стонущего воина Ламаха, как бы в назидание сторонникам войны. На свободную и мирную землю прибывают люди из других городов. В конце концов пример Дикеополя увлекает хор, и тот признает его правоту. Уже в этой комедии Аристофан встал на позицию, характерную для него и в позднейших комедиях: «Простой человек, честный труженик, наделенный здравым разумом, оказывается способным решить сложный государственный вопрос и вскрыть его истинную подоплеку, в то время как демагоги отягчают положение народа и государства».

Тема мира получила своеобразное продолжение в «Лисистрате». Комедия создавалась в условиях ухудшившегося военного положения Афин. Пелопоннесская война продолжалась, Спарта обретала новых могущественных союзников, в том числе в Персии. На этот раз в комедии Аристофана инициаторами заключения мира выступают женщины: матери, жены, девушки всей Греции, много выстрадавшие от тягот войны, уставшие от разлук и потерь. Автор обращается к тому, что объединяет всех воюющих мужчин: к их потребности в любви. Эта общечеловеческая потребность оказывается под угрозой. Женщины из всех мест Греции, объединенные афинянкой Лисистратой, уединяются в Акрополе. Запершись там, они отказываются от любви мужчин, пока те не заключат мира. Захватывают женщины в свои руки и государственную казну. Все попытки мужчин изменить решение женщин оказываются тщетными. Особенно важен диалог Лисистраты с пробулом — важным государственным лицом Афин. Пробул возмущен независимостью и самоуправством женщин, заявляет, что не их дело вмешиваться в управление государством. Ему в ответ Лисистрата заявляет, что распутать запутанный узел государственных дел удобнее женщине, используя опыт промывания шерсти: всех негодных она предлагает повыдергать вон, как злые колючки, повычесать всех, кто пристроился в погоне за теплым местечком, а затем уж навивать на прялку крепкую общую дружбу... Речь Лисистраты свидетельствует о ее уме, воле, прекрасном владении словом.

В комедии вместе с тем органично соединено серьезное с шуточным и веселым. Сама комедийная ситуация способствует обилию двусмысленных или откровенно эротичных сцен. И они вполне в духе комедийного искусства Аристофан, который никогда не стесняется в выборе комедийных средств и способен вывести на сцене все, что есть в природе или человеческой жизни.

Комедия завершается победой женщин. Мужчины враждующих сторон примиряются, и тогда женщины выходят из Акрополя. Следует всеобщее ликование. Лисистрата предлагает почтить богов и не впадать впредь в военное противостояние:

Теперь, когда счастливо все покончено,

Своих возьмите жен, лакедемоняне! А вы — своих!

Пусть к мужу подойдет жена

И муж — к жене. Сейчас, друзья, на радостях

Богам во славу спляшем мы, а в будущем

Остерегайтесь, не грешите более!

Комедия «Мир» продолжает тему, начатую в «Ахарнянах». Поэт обратился к ней в связи с разворачивавшимися политическими событиями: шли переговоры со Спартой о заключении мира. Они проходили трудно и были еще не закончены, когда осуществилась постановка комедии. Не исключено, что она оказала благоприятное воздействие на исход переговоров. В пьесе изображена борьба за мир, которую ведет крестьянин, земледелец Тригей. Вконец измученный и разоренный войной, он, наконец, откармливает навозного жука до размеров лошади и взлетает на нем на Олимп, чтобы призвать богов к ответу за непрекращающуюся войну. Однако и на Олимпе он застает свирепствующего бога войны Полемоса. Тем не менее Тригей не сдается, стараясь освободить заточенную богиню мира Ирину. Он призывает на помощь хор, который представляет толпа, состоящая из людей разных занятий, выходцев из всех мест Эллады. Они оказываются не в равной мере усердными при освобождении богини мира: тянут веревку в разные стороны, да и сил у них нет тянуть, так как они изголодались за годы войны. По-настоящему стараются земледельцы, больше всех заинтересованные в наступлении мира. Освободив богиню, хор поет славу ей:

Здравствуй, здравствуй, дорогая,

Славен будет твой приход!

Страсть томила нас давно

Возвратиться на поля.

Ты — наш клад, богатство наше, золотая тишина!

Свет и счастье ты для всех,

Кто боронит, сеет, жнет...

Хор отправляется в поля, на мирную работу. Финал комедии исполнен ликующей лирической приподнятости, предстает как триумф деревенской демократии, наконец добившейся осуществления своего желания. В сравнении с «Ахарнянами» таким образом показаны прекрасные плоды мира не только для одной семьи, но и для всего общества. Есть и еще один аспект, делающий тему мира в этой комедии более глубокой и аналитичной. Аристофан подробнее излагает в «Мире» причины войны. Среди виновников ее развязывания он называет Перикла, Клеона и других демагогов, не сумевших разрешить конфликты мирным путем. Отмечает Аристофан и лицемерие правящих кругов Спарты, которые в действительности, переманивая союзников Афин, преследуют свои интересы. Автор подчеркивает также, что ведение войны выгодно отдельным группам: оружейникам и продавцам оружия, жрецам и определенным должностным лицам. Все они наживаются на войне и поэтому препятствуют заключению мира.

Наибольшей политической остротой отличается комедия «Всадники» (424 г. до н. э.), «Всадники» (424 до н. э.) — первая комедия Аристофана, поставленная под его собственным именем и получившая первую награду. В ней в буффонадной форме даны критика правления радикальной демократии и резкое обличение руководителей государства как людей, обманывающих и обкрадывающих народ, затягивающих войну, притесняющих соседние общины. Однако комедия примечательна также критикой народа. В комедии он представлен в облике старого хозяина Демоса, в поместье которого разворачивается действие. Демос выглядит дряхлым, глупым, неспособным разобраться в истинных и ложных помощниках. Так, в прологе выступают рабы Демоса — Никий и Демосфен (Аристофан вывел под собственными именами двух политических деятелей того времени), которые жалуются на нового раба Пафлогонца (Кожевника), хитрого, наглого, присваивающего себе плоды чужого труда и от своего имени подносящего их Демосу.

Был таким всю жизнь, и славу получил героя он.

Хоть и очень уж способен «урожай сбирать чужой»,

И теперь снопы, что в город он оттуда приволок,

Он гноит, связавши вместе, чтобы с барышом продать.(414—417. Перевод К. Полонской)

Хотя здесь и не разъяснено, что это за «урожай чужой», афинские зрители понимали, что это намек на победу при Пилопсе, которую Клеон (изображенный в роли кожевника) приписал себе.

В другом месте автор высказывается более откровенно устами колбасника. Кожевник клянется в своей любви к народу, а колбасник — его политический соперник — возражает:

Разве это любовь, коль без боли глядишь,

Как восьмой уже год он ютится

В бочках, башнях и гнездах, где ястреб живет?

Ты при этом теснишь его, давишь...

Выжимаешь весь сок, даже выбросил вон мир, предложенный Архептолемом,

И послов, приносящих нам мир, гонишь прочь ты, под зад их коленкой толкая.

(813—814. Перевод К. Полонской)

Речь идет о дважды отвергнутом по инициативе Клеона предложении спартанцев о перемирии.

Из оракула, похищенного у спящего Кожевника, Никий и Демосфен узнают, что победить его сможет лишь Колбасник. Однако Колбасника приходится долго уговаривать вступить в состязание с Кожевником, так как он считает себя непригодным для власти. Однако Аристофан вводит образ «политической кухни», когда героя уговаривают, что он вполне годится для государственных дел:

Колбасник

...А все-таки дивлюсь,

Как стану заправлять я городом?

Демосфен

Заправишь славно. Делай то, что делаешь.

Мели, толки, покруче фарш замешивай,

Подперчивай, подсаливай, подмасливай

Да подсласти словечками повкрадчивей.

А в общем, как рожден ты демагогом быть,

С пропойным басом проходимец рыночный,

Всем одарен ты, чтобы стать правителем. (Здесь и далее пер. А. Пиотровского)

Перебранки и потасовки Кожевника с Колбасником свидетельствуют, что они стоят друг друга. Однако в конце концов с помощью хитрости и лести победу одерживает Колбасник. Ему удается привлечь совет на свою сторону известием о том, что на рынке подешевели селедки, а также раздачей зелени в качестве приправы для селедок. Расположение же Демоса еще раньше Колбасник заслужил тем, что подарил ему подушечку, чтоб не сидеть на голых камнях на Пниксе:

Колбасник

...Я подушку набил и тебе подношу ее!

Встань же! Будешь мягко сидеть ты, и то отдохнет, что страдало в бою Саламинском.

Однако финал комедии связан со сказочными метаморфозами. После победы Колбасник принимает решение достойно и честно служить народу, превращается в мудрого правителя и, что самое важное, преображает облик Демоса: он варит его в котле, после чего тот появляется помол од евшим, облаченным в костюм греко-персидских войн. Подобное обличив многозначительно: Аристофан ратует за обретение народом качеств, проявленных в героическую эпоху (воля, стойкость, сила и т. д.). Примечательно также, что Колбасник дарит Демосу прекрасную нимфу мира, чем окончательно приводит его в восторг. Кожевник же остается посрамленным за свою корысть, честолюбие и агрессивность. Звание демагога после комедий Аристофан становится скомпрометированным. Первоначальное значение «вождь народа» стало означать лжеруководителя, с помощью ухищрений, прежде всего обильных и лживых слов, прикрывающего свои истинные, корыстные намерения.

Уже во «Всадниках» значительно обогатился арсенал комических средств Аристофана. Остроумны выбор персонажей, их имена и характеристики. Так, имя Пафлогонец происходило от греческого глагола «кипеть» и намекало на горячий, вспыльчивый нрав Клеона, а прозвище Кожевник заставляло вспомнить, что он — владелец кожевенной мастерской. Таким образом, зрители легко узнавали высмеиваемое лицо. Условны и одновременно комичны ситуации, в которые Аристофан помещает своих персонажей. Их комический характер усиливается особенно в агонах, связанных с потасовками и перебранками героев. Важное значение в комедиях Аристофана имеют партии хора, особенно парабасы, в которых хор ведет диалог со зрителями, затрагивая, в частности, проблемы искусства. Так, в парабасе «Всадников» хор поет о том, что нет ничего более трудного, чем сочинение комедии.

В комедии «Птицы» Аристофан создает фантастическую утопию, придумывая государство, куда бегут двое афинян, утомленные шумом и суетой родного города. Это блестящее произведение по смелости замысла, по лиричности и оригинальности вокальных партий. Например, сольная партия птицы Удода стала настолько знаменитой в Греции, что исполнялась под звуки флейты независимо от комедии как «Песня Удода». Она замечательна мелодичностью и звукоподражательностью.

В ряде своих комедий Аристофан поднимает проблемы морали. Наиболее интересны в этом отношении его комедии «Облака» и «Лягушки». Кризис демократии, упадок нравов, ослабление гражданского сознания, веры в богов Аристофан склонен приписывать влиянию распространившейся в то время ионийской философии, софистики, подвергшей сомнению традиционные моральные нормы и религию и породившей вольномыслие новых поэтов. Вот почему современные ему философы и поэты как носители нового отношения к богам, к миру, к устоявшимся предрассудкам, к женщине подвергаются постоянным и язвительным насмешкам поэта. В комедии «Облака», обличая софистов как шарлатанов и безбожников, Аристофан намеренно ставит во главе их школы философа Сократа, учение которого имело весьма мало общего с софистикой.

«Облака» — одна из интереснейших и остроумнейших комедий Аристофана. После появления на сцене успеха не последовало. При первой постановке она провалилась и была впоследствии переработана автором. Позднее же пьеса получила полное признание. Свой первоначальный неуспех Аристофан связывал с тем, что публика, больше привыкшая развлекаться, не восприняла драму идей с ее более сложными, тонкими ситуациями, требующими размышления. Сюжет комедии состоит в том, что старик Стрепсиад, земледелец среднего достатка, погряз в долгах по вине своего легкомысленного сына Фидиппида, увлекающегося конным спортом и тратящего деньги отца на лошадей. Старик не спит ночами, думая о необходимости расплаты со своими кредиторами, и в конце концов решает отдать сына в обучение софистам, которые, как он слышал, умеют всякую кривду выдавать за правду, — это избавит Стрепсиада от необходимости отдавать долги. Хотя это и снижает «положительность» характера героя (земледелец среднего достатка — лучший гражданин, с точки зрения Аристофана), но не нужно забывать о ритуальном характере осмеяния в древней аттической комедии. Аристофан осмеивает не только симпатичных ему персонажей, но даже богов (ср. комедию «Лягушки»).

Когда сын категорически отказывается идти в «мыслильню» софистов, старику приходится сделать попытку самому получить софистическое образование. Но в силу здравого смысла старику не удается воспринять мудрость нового учения, хотя кое-что из этого учения он усвоил; например, тот факт, что не Зевс посылает на землю дождь, а облака, возглавляемые неким Вихрем. Хор комедии, одетый в костюмы облаков (отсюда название комедии), символизировал, очевидно, туманную и расплывчатую мудрость софистов. Стрепсиада изгоняют из школы за тупость, тогда он добивается согласия Фидиппида поучиться у софистов.

В «мыслильне» Филиппиду предоставляют возможность выбрать учителя и выносят на сцену в качестве боевых петухов Правду и Кривду. Спор Правды и Кривды — центральный агон комедии. Правда берет за образец воспитание, дававшееся в старину, восхваляет скромность нравов и справедливость, процветавшие в обществе, когда она, Правда, царила на земле. Кривда в этом агоне побеждает Правду, но это, конечно же, не значит, что она у Аристофана одержала моральную победу. Поэт высмеивает и осуждает новые принципы воспитания молодежи, софистические приемы, при помощи которых Кривда побеждает. Они, по его мнению, сами себя разоблачают в глазах публики.

Выучившийся у софистов, Фидиппид действительно помогает отцу уклониться от уплаты долгов, но тут между отцом и сыном возникает спор о литературе: сын оказывается поклонником Еврипида с его нововведениями, отец — Эсхила. В конце концов Фидиппид избивает отца и доказывает ему, что в соответствии с учением софистов он имеет полное право так поступить. Стрепсиад готов примириться с этим, но, когда Фидиппид заявляет, что он вправе и мать свою побить, старик не выдерживает, хватает лестницу и факел и поджигает «мыслильню». Комедия «Облака» интересна и тем, что она дает представление о гипотезах греческих естествоиспытателей того времени, о зарождающейся филологии, о расцветающей риторике, хотя достижения этих дисциплин даны в пародийной, карикатурной форме. Носителем софистики, которая для Аристофана означала ненавистную ему новую идеологию во всех проявлениях общественной жизни, выступает не столько Сократ, сколько Еврипид, подвергающийся постоянным насмешкам поэта. Так, остроумнейшая комедия «Женщины на празднике Фесмофорий» целиком посвящена осмеянию Еврипида и пародированию его творчества.

Вопрос о творческих методах Эсхила и Еврипида поднят в комедии «Лягушки». Это первый в Европе образец литературной критики, данной, правда, в пародийной, буффонадной форме. Комедия была поставлена в 405 г. до н. э., вскоре после смерти двух крупнейших трагических поэтов современности — Софокла и Еврипида. Она имела большой успех и не только получила первую награду, но и повторялась впоследствии на сцене: это единственная комедия, которая была представлена дважды. Ситуация в этой комедии, как обычно, условная. Бог театра Дионис принимает решение спуститься в подземное царство мертвых, чтобы вернуть на землю кого-нибудь из умерших поэтов, так как в Афинах хороших поэтов не осталось. Путешествие в подземный мир изображено крайне комически. Дионис поверх плаща шафранового цвета надевает львиную шкуру, собираясь подражать Гераклу, спускавшемуся до него в Аид. В помощь себе он берет слугу Ксанфия, посадив его на осла. Желая расспросить Геракла о дороге в Аид, оба являются к нему. Герой разражается громким смехом при виде своего комического подобия, но все же дает полушутливые, полусерьезные советы Дионису. Комична также сцена переправы у Харона, забавен дуэт Диониса и хора лягушек. Особенно много комических эффектов вызывает постоянная перебранка Диониса со слугой, его стремление подставить того вместо себя во всякой опасной ситуации, чаще всего приводящее к противоположному эффекту.

Первая часть комедии интересна тем, что в ней подтверждаются сведения о древнейших греческих празднествах — Крониях, представляющих собой как бы временное возвращение «золотого» века, когда миром правил титан Кронос. При Кроносе все были равны: не было ни рабов, ни господ. В дни Кроний рабы на несколько дней становились свободными; на время праздника устанавливались «перевернутые отношения»: рабы и хозяева менялись местами, хозяева прислуживали рабам. Некоторые черты этого праздника проявились и в Дионисиях. Поэтому нет ничего удивительного, что в «Лягушках» мы находим отголоски Кроний в трактовке образа раба. Раб Ксанфий, сопровождающий Диониса, изображен более храбрым и смышленым, чем его господин. Пока они пробираются по дорогам подземного царства к дворцу Аида, Ксанфий ругает своего господина, кричит на него, подтрунивает над его слабостями; Ксанфий сохраняет человеческое достоинство даже в моменты опасности, чего нельзя сказать о Дионисе.

В подземном царстве мертвых бог театра застает спор между Эсхилом и Еврипидом за первенство, кресло первого трагика в подземном царстве мертвых. Дионис становится судьей в этом споре. Состязание между Эсхилом и Еврипидом представлено в агоне комедии. Творчество трагиков оценивается прежде всего с точки зрения нравственного воздействия на современников их трагедий. С этим согласны все участники спора:

Эсхил Отвечай мне: за что почитать мы должны и венчать похвалою поэтов?

Е в р и п и д За правдивые речи, за добрый совет и за то, что разумней и лучше

Они делают граждан родимой земли.

С этой позиции высокую оценку получает творчество Эсхила. Своими величественными трагедиями он воспитал поколение людей, могучих телом и духом, бойцов Марафона и Саламина. Еврипид же, по мнению Аристофана, испортил человеческую природу, представляя героев слабых, порочных. Аристофан устами Эсхила возлагает на Еврипида ответственность за то, что

...город у нас

Стал столицей писцов, крючкотворов, лгунов,

Лицемерных мартышек, бесстыдных шутов,

Что морочат, калечат, дурачат народ...(1083-1086. Пер. А. Пиотровского)

Автор убежден, что воспитывать можно только на высоком примере:

...Должен скрывать эти подлые язвы художник,

Не описывать в драмах, в театре толпе не показывать...

О прекрасном должны мы всегда говорить!

Комедиограф оценивает также художественную сторону произведений великих трагиков. Симпатии Аристофана не мешают ему выступить с объективным анализом идейной и художественной сторон творчества обоих поэтов. Признавая лучшим из поэтов Эсхила, он подмечает некоторые недостатки его художественного языка и в ряде случаев отдает должное Еврипиду, к которому автор в общем относится враждебно. Например, когда начинают взвешивать на весах отдельные стихи Эсхила и Еврипида, оказывается, что стихи Эсхила тянут чашу весов вниз; это указывает на тяжеловесность эсхиловского стиля. Бутафорские весы и взвешивание стихов — еще один пример часто используемого Аристофаном художественного приема овеществленной метафоры (в «Облаках» — боевые петухи, олицетворяющие Правду и Кривду, во «Всадниках» — правители, «слуги народа», выведенные как рабы старика — народа, в «Мире» — навозный жук, раскормленный до размеров лошади и выполняющий функции лошади, и т. п.).

Однако критичнее Аристофан относится к Еврипиду. В итоге Дионис меняет первоначальное намерение и принимает решение увести на землю Эсхила. Правда, Дионису нравятся оба поэта, и он какое-то время пребывает в нерешительности. Потом он задает им вопрос: в чем Афины найдут спасение? Кто даст лучший совет городу, тот и покинет вместе с нимцарство Аида. И Аристофан вкладывает в уста Эсхила то, что он сам считает самым главным:

Когда страну враждебную своей считать

Не станем, а свою — пределом вражеским. (1463-1464. Пер. А. Пиотровского)

Когда Еврипид пытается возражать, Дионис отвечает ему цитатами из его же трагедий:

Еврипид. Богов припомни, пред богами клялся ты

Меня на землю возвратить. Бери меня!

Дионис. Не я, язык поклялся. (1469-1471)

Еврипид. Несчастный, ты над мертвым издеваешься.

Дионис. Кто знает, жить не то же ли, что мертвым быть?

А жизнь не то ль, что выпивка, а смерть — тюфяк? (1476-1478. Пер. А. Пиотровского)

Здесь блестяще проявляется талант Аристофана-пародиста. Некоторые приемы литературной критики, представленные в этой комедии, пародируют софистические методы оценки произведений искусства. Например, желая подчеркнуть обыденность выражений Еврипида, сниженность его стиля в сравнении с эсхиловским, Аристофан вкладывает в уста Эсхила слова «потерял бутылочку» в конце каждой фразы прологов к трагедиям Еврипида и тем самым делает эти прологи смешными.

Комедия «Лягушки» — высшее достижение комедийного искусства Аристофана: она написана с замечательным художественным мастерством и великолепно удовлетворяет всем требованиям жанра. Борясь с драматургическим новаторством Еврипида, ломавшего тесные жанровые рамки, подвергающего сомнению многие общепринятые понятия и моральные нормы, Аристофан отстаивал свои литературные и общественно-политические принципы, защищая коллективистскую этику, связанную с прошлой эпохой, героическим временем греко-персидских войн, которое вызвало к жизни искусство высокое, серьезное, исполненное патриотического пафоса.

Творчество Аристофана занимает достойное место в истории мирового театра. Его комедии продолжают свою жизнь, что связано со значительностью затронутых автором проблем, а также с эффектами его комедийного искусства, которое и поныне сохраняет свою художественную силу и обаяние.

 



2015-12-04 718 Обсуждений (0)
Аристофан (около 445 - около 385 г. до н. э.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Аристофан (около 445 - около 385 г. до н. э.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (718)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)