Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 4. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (глава 18 раздела VII УК РФ)




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

УДК 343 (470) (072.8)

ББК 67.408 (2 Рос) я73

 

 

Авторский коллектив:

Б.Т. Разгильдиев – введение, тема 1 (в соавторстве с А.Н. Красиковым);

Р.О. Долотов – тема 2; Е.Е. Чередниченко – тема 3; Е.Н. Иванова – тема 4; К.М. Хутов – тема 5; А.В. Ермолаев – тема 6; Г.В. Верина — тема 7; Н.А. Лопашенко — тема 8; К.О. Кюпшева — тема 9; Ю.И. Бытко — темы 10 (в соавторстве с С.Ю. Бытко); Е.В. Кобзева — тема 11, 13 (в соавторстве с М.М. Лапуниным); О.В. Зайцева — тема 12; А.Г. Блинов — темы 14, 15; И.А. Ефремова – тема 16, 17; Е.В. Лысенко – тема 18; И.В. Поликарпова – тема 19;

Е.В. Евстифеева — тема 20.

 

Рецензенты:

доктор юридических наук, профессор Л.А. Иванов;

ст. прокурор метод.-кримин. отдела прокуратуры Саратовской области,
кандидат юридических наук В.А. Шишанов

Печатается по решению учебно-методического совета
ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права»

 

ISBN 5-7924-0368-6 ISBN 5-7924-0370-8 © ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010

Введение

Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для оказания помощи студентам в усвоении объемной, весьма сложной, но исключительно интересной отрасли российского права - права уголовного, в частности его Особенной части.



Пособие содержит перечень заданий, выносимых на групповые занятия на дневном, вечернем и заочном факультетах, краткие методические указания, нормативный материал, литературу. Общие методические указания даются к каждому из разделов, а конкретные по каждой теме Общие нормативные акты и литература, касающиеся всех тем, представлены во введении, а специальные нормативные акты и литература сопровождают каждую тему.

Данное пособие ориентирует студентов в определении направления и методики изучения тем Особенной части. Оно может также служить для самоконтроля, проверки усвоения необходимых нормативных материалов, рекомендованной литературы, для понимания тех или иных аспектов темы.

Изучение Особенной части в целом, каждого конкретного состава преступления, норм, регламентирующих освобождение от ответственности за конкретные составы преступлений, отдельных аутентических толкований некоторых положений Особенной части должно основываться на хорошем знании соответствующих нормативных актов, теоретических положений, судебной практики. Студенты должны понимать, что основой плодотворного усвоения материала является определенная методика. Она позволяет осваивать материал не посредством запоминания, а путем его осмысления. Суть этой методики заключается в определении характера и степени общественной опасности каждой группы составов преступлений, включенных в определенный раз­дел, главу, статью Особенной части.

Усвоение конкретных составов преступлений предполагает определенную последовательность их изучения: а) место данного вида преступления в системе Особенной части: разделе, главе Уголовного кодекса; б) уяснение его понятия в соответствии с уголовным законом; в) юридическая характеристика его элементов и признаков: объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной сто­роны; г) дифференциация состава преступления на простой, квалифицированный, особо квалифицированный; д.) отграничение, если это необходимо, исследуемого состава преступления от других смежных составов.

Определяя место конкретного состава преступления в разделе Особенной части УК РФ, надо, прежде всего, установить, в какой именно главе Уголовного кодекса он расположен. Затем, следует определить место рассматриваемого преступления внутри соответствующей главы, то есть в системе составов, входящих в эту главу. Особое внимание студенты должны обратить на юридический анализ состава преступления. При характеристике объекта посягательства нельзя отождествлять родовой объект с видовым и непосредственным. При этом следует помнить, что предмет преступления является органической частью объекта.

Исследование объективной стороны начинается с конструкции состава, является ли он материальным либо формальным. Их нельзя смешивать, поскольку конструкция состава преступления влияет на момент окончания преступления.

Не менее важно изучение субъективной стороны состава, особенно в части форм и видов вины. Форма и вид вины непосредственно влияют на характер и степень общественной опасности совершенного деяния. Особо следует обратить внимание на со­ставы, которые обладают двумя формами вины. При этом надо знать содержание ст. 27 УК РФ. Если состав преступления имеет в качестве обязательных признаков или квалифицирующих обстоятельств определенный мотив или цель преступления, их необходимо раскрыть.

Говоря о субъекте преступления, надо руководствоваться ст. 19, 20, 21, 22, 23 УК РФ, кроме того, в отдельных случаях, когда речь идет о специальном субъекте, необходимо внимательно изучить соответствующую уголовно-правовую норму. Особенной части. Например, ст. 134 УК РФ предполагает специального субъекта, в частности требуется достижение виновным лицом восемнадцатилетнего возраста.

После уяснения методических указаний необходимо присту­пить к решению специальных тестов ( задач). Каждый представленный тест (задача) сопровождается от двух до пяти вариантов его решения. И только один из них является верным. Студенту необходимо найти этот вариант и обосновать его правильность. Это потребует от студента знания закона, и не только уголовного, соответствующих положений уголовно-правовой теории, судебной практики, особенно соответствующих постановлений пленума Верховного Суда России, а в отдельных случаях пленумов верховных судов СССР и РСФСР. Такой подход к изучению уголовного права способствует более глубокому усвоению теоретического и законодательного материала, юридически грамотному и логически обоснованному изложению мысли, аргументированности выводов и, в конечном счете, правильному применению уголовного закона.

Изучая содержание задачи, следует помнить, что изложенные в ней фактические обстоятельства являются установленными, а поэтому их нельзя опровергать. Однако допустимо внесение изменений и дополнений в первоначальное содержание задачи и создание таким путем новых, измененных вариантов, которые усложняют их решение. В отдельных случаях преподаватель, студент могут варьировать условия задачи, так как те или иные обстоятельства, от которых зависит решение основного вопроса, описаны в общей форме. Непременным условием, при этом является глубокое предварительное изу­чение положений того или иного раздела, главы, соответствующей литературы и нормативного материала, руководящих разъяснений пленума Верховного Суда РФ. Знание соответствующих положений уголовно-правовой теории, законов, других рекомендуемых материалов является необходимым, потому что решение задач предполагает ссылки на вышеназванные источники. Без такого рода ссылок ответы студентов, даже если они правильны, не могут оцениваться удовлетворительно.

Несмотря на то, что тесты, (задачи) сопровождаются вариантами ответов, тем не менее их решение следует начинать с ответа на вопрос, содер­жится ли в деянии, представленном в казусе, состав преступления. И только после этого приступить к осмыслению, имеющихся вариантов ответов. В конечном итоге студент должен не только сослаться на тот или иной вариант ответа, но и дать точную квалификацию, указать номер статьи УК РФ, а также часть, пункт, если они имеются. Наличие приготовления или покушения на преступление надо отразить путем дополнительной ссылки на ст. 30 УК РФ. При установлении соучастия квалификация в необходимых случаях должна быть дополнена ссылкой на ст. 33, 34, 35, 36 УК РФ. Уголовно-правовую оценку (квалификацию) необходимо давать каждому виновному лицу и по всем совершенным преступлениям, описанным в решаемой задаче.

Для обоснования предложенной квалификации следует провести уголовно-правовой анализ и синтез преступления, изложенного в тесте, путем обнаружения в нем и выделения юридически значимых признаков, их сопоставления с обобщенными признаками, указанными законодателем в составе этого преступления, и установления между первыми и вторыми призна­ками должного тождества.

Студент, должен определить вид состава преступления по конструкции, степени тяжести. Требуется также определиться с родовым, видовым, непосредственным объектами. При этом важно разобраться с дополнительным, факультативным объектами, если они имеются.

Знания обобщенных признаков объективной стороны состава преступления поможет студенту разобраться, выполнено ли осмысливаемое преступление посредством действия или бездействия. С учетом установленного законодателем вида состава по конструкции и момента окончания преступления, нетрудно определить стадию преступной деятельности виновного, представить признаки, на основании которых оценивается момент окончания преступления, раскрывается уголовно-правовое значение факультативных признаков объективной стороны.

Руководствуясь требованиями ст. 24, 25, 26, 27, 28 УК РФ и описанием субъективной стороны в конкретном составе преступления, можно правильно установить форму и вид, а также содержание вины лица в анализируемом преступном деянии. Кроме того, необходимо «высветить» значение мотива и цели преступления.

Определяя субъекта преступления, необходимо в соответствии со ст. 19, 20, 21, 22. 23 УК РФ и требованиями состава преступления указать обязательные, а также дополнительные признаки субъекта, если они для данного преступного деяния предусмотрены в качестве обязательных.

Студенты должны раскрыть имеющиеся в преступном деянии квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки. В тех случаях, когда закон предусматривает не только квалифицирующие, но и особо квалифицирующие признаки, нужно уметь их различать, например, похищение человека (соответственно ч. 2 и 3 ст. 126 УК РФ).

Ряд норм УК РФ имеют бланкетные диспозиции. Для уяснения содержания этих норм студенту необходимо обращаться к различным подзаконным актам.

Большое значение имеет правильная квалификация преступ­лений, что является необходимым условием реализации принципа закон­ности и других уголовно-правовых принципов в борьбе с преступностью.

Работая с данными методическими рекомендациями, в том числе в части тестов, студент не вправе делать в них какие-либо пометки.

Выше нами подчеркивалось о высокой значимости соответствующих методических требований при изучении уголовного права. Это относится в равной мере, как к студентам, так и к преподавателям. Последние организовывают все существующие формы обучения в высшей школе таким образом, чтобы степень усвоения студентами материала была наиболее плодотворной. Разработка и учет соответствующих методических параметров формируют связку «студент- преподаватель», которая по большому счету в состоянии «производить» юристов высшей квалификации, способных работать в условиях демократического государства и общества.

 

Библиографический список

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 2003

Уголовный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 июля 2009 г. М. 2009

Всеобщая Декларация прав человека. Утверждена и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. М. 1993 г.

Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. М. 1993 г.

Российское уголовное право. Особенная часть: Учеб­ник. Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. М., 1997.

Уголовное право. Особенная часть. Под ред.: Козаченко И.Я. М. 1998 г.

Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Под ред.: Разгильдиева Б.Т., Красикова А.Н. Саратов. 1999 г.

Уголовное право России. Часть Особенная. Учебник для вузов. Под ред.: Кругликова Л.Л. М.1999 г.

Российское уголовное право: Курс лекций. Под ред. Коробеева А. И.. Владивосток, 2000.

Курс уголовного права в пяти томах. Т 3. 4, 5 Особенная часть. Под . ред. Г.Н. Борзенкова Г.Н., Комисарова В.С.. М., 2002 г..

Российское уголовное право . В двух томах. Т 2. Особенная часть. Под ред. проф. Рарога А.И. М., 2003 г.

Уголовное право. Общая и Особенная части. Учебник для вузов. Под ред.: Журавлева М.П., Никулина С.И. М.2004 г.

Современное уголовное право. Общая и Особенная части. Учебник. Под ред.: Наумова А.В. М.2007 г.

Военно-уголовное право. Учебник. Под ред. Ахметшина Х.М., Зателепина О.К. М. 2008 г.

Уголовное право России. В двух томах. Учебник для вузов. Под ред.; Игнатова А.Н., Красикова Ю.А. Т.2. Особенная часть. М.2008 г.

Российское уголовное право. В двух томах. Учебник. Т.2. Особенная часть. Под ред.: Побегайло Э.Ф. М.2008 г.

Ефремова И.А., Копшева К.О. Уголовное право. Особенная часть. Учебное пособие. Саратов.2009 г.

Кудрявцев В.Н. Избранные труды по социальным наукам. В трех томах. Т.1, 2 М.2002 г.

Кузнецов А.П., Маршакова Н.Н. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации: система преступлений и их классификация. Учебное пособие. Нижний Новгород. 2008 г.

Иногамова-Хегай Л.В. Международное уголовное право. Санкт-Петербург. 2003

Побегайло Э.Ф. Избранные труды. Санкт-Петербург. 2008 г.

Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.Н. Панченко. Н.Новгород, 1996.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. проф. А.В. Наумова. М., 1996

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Чекалина А.А., Томина В.Т., Устинова В.С., Сверчкова В.В. М.2002

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под ред.: Рарога А.И. М.2005.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под ред.: Лебедева В.М. М.2007 г.

Практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под ред.: Аликперова Х.Д. и Побегайло Э.Ф. М. 2001 г.

Судебная практика к Уголовному кодексу Российской Федерации и. Под ред.: Бородина С.В., Лебедева В.М. М.2001 г.

Судебная практика по уголовным делам. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации. М. 2001 г.

Судебная практика по уголовным делам. Разъяснения по вопросам Общей и Особенной частям Уголовного кодекса Российской Федерации. М.2001 г.

 

 

Тема 1. Понятие Особенной части и научные основы квалификации преступлений

Занятие № 1

1. Понятие Особенной части уголовного права, значение и уголовно-правовая логика построения ее системы.

2. Структура Особенной части УК РФ 1996 г.

3. Единство Общей и Особенной частей уголовного права.

4. Понятие квалификации преступления ее

значение и место в процессе правоприменительной деятельности.

5. Квалификация преступлений как максимально полная
и конкретная уголовно-правовая оценка совершенного лицом деяния:

а) нормы Общей и Особенной частей уголовного законодательства, применяющиеся при квалификации преступлений, и правила ссылки на них;

б) правила квалификации преступлений при конкуренции уголовно-правовых норм и при множественности преступлений.

 

Библиографический список

Наумов А.В., Новиченко А.С. Законы логики при квалификации преступлений. М., 1978

Бурчак Ф.Г. Квалификация преступлений. Киев, 1985

Малыхин В.И. Квалификация преступлений: Теоретические вопросы. Куйбышев, 1987.

Незнамова З.А. Коллизии в уголовном праве. Екатеринбург, 1994

Горелик А.С. Конкуренция уголовно-правовых норм. Красноярск, 1999.

Иногамова-Хегай Л.В. Конкуренция норм уголовного права. М., 1999.

Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. М., 2001.

Кудрявцев В.Н. Избранные труды по социальным наукам в трех томах.. Т.1. М., Москва 2002 г.

 

Методические указания

Занятия по первой теме (4 вопроса) строятся исходя из требований семинара: заслушиваются и обсуждаются выступления студентов по отдельным вопросам темы. Рассмотрение каждого из вопросов завершается оценкой преподавателем каждого из выступивших студентов и выводом о степени полного и правильного рассмотрения ими вопросов.

При осмыслении пятого вопроса, кроме теоретического обсуждения необходимо решить задачи, связанные с правильной квалификацией преступлений. Таким образом, пятый вопрос направлен не только на контроль знаний студентов, что характерно для семинара, но и на выработку умений и навыков правоприменения, то есть квалификации, что присуще занятию практическому.

Помимо решения задач можно предложить студентам привести случаи неправильной, по их мнению, квалификации преступлений при неоконченном преступлении, соучастии, конкуренции норм, совокупности, множественности преступлений.

Задачи

1. При задержании во время продажи несовершеннолетнему Г. наркотиков С. совершил убийство милиционера Л.

Ознакомьтесь с п. «б» ч. 2 ст. 105 и ст. 317 УК РФ. Определите, какой вид конкуренции либо множественности преступлений имеется в данном случае?

Варианты ответов:

а) Общей и специальной норм;

б) Части и целого;

в) Идеальной совокупности;

г) Реальной совокупности.

 

2. Приведите случаи конкуренции норм: общей и специальной и объясните смысл этого вида конкуренции, отграничьте его от конкуренции «части и целого», совокупности преступлений.

Ответ, со ссылками на законодательство, теорию, судебную практику, представить в письменной форме

3. Б., находясь в нетрезвом состоянии на людной улице, с битой в руках нецензурно выражался, приставал к прохожим, толкался, срывал битой с граждан головные уборы и бросал их в грязь. Пожилой женщине, сделавшей ему замечание, нанес удар битой по лицу, причинив вред ее здоровью средней тяжести, и набросился на заступившегося за нее мужчину. В этот момент работник милиции Н. схва­тил его за руку и потребовал прекратить хулиганство. В ответ на это Б. стал вырываться и несколько раз ударил Н. битой, однако с помощью граждан был задержан и доставлен в РОВД.

Ознакомьтесь со ст. 213 и 317, 318 УК РФ.

Определите, какой вид конкуренции либо множественности имеет место в данном случае?

Варианты ответов:

а) Общей и специальной норм;

б) Части и целого;

в) Идеальной совокупности;

г) Реальной совокупности;

д) идеальной и реальной совокупности.

4. Будет ли конкуренция либо множественность преступлений в случае, если Б., совершивший хулиганство, увидев милиционера, убежал с места происшествия и спрятался в одном из подъездов на соседней улице. Через полчаса он был обнаружен и при задержании нанес побои милиционеру Н.?

Варианты ответов:

а) Нет, не будет;

б) Будет;

в) Будет конкуренция и множественность преступлений;

г) Будет только множественность

5.К. изготовил несколько ключей для совершения квартирных краж.

Присмотрев одну из квартир, К. попытался открыть дверь, но ни один из ключей не подошел. Тогда он вернулся домой, сделал еще пять ключей, и через три дня ему удалось проникнуть в намеченную квартиру и совершить кражу на сумму 12 млн. руб.

Квалифицируйте действия К.

Варианты ответов:

а) Совокупность преступлений: приготовление к краже – ст. 30, п. «а» ч.3 ст. 158 , покушение на кражу и нарушению неприкосновенности жилища: ст.30, п. «б» ч.4 ст. 158, ст.139 УК РФ, ;

б) Единичное преступление – п. «б» ч.4 ст.158 УК РФ;

в) Совокупность преступлений: приготовление к краже – ст. 30, п. »а» ч. 3 ст. 158, ст.139, п. «б» ч.4 ст.158 УК РФ;

г) Совокупность преступлений: п. «б» ч. 4 ст. 158 и ст. 139 УК РФ.

6. Изменится ли решение задачи, если К., после неудачной попытки проникнуть в намеченную квартиру, сумел открыть дверь другой квартиры в том же подъезде и совершил кражу на ту же сумму.

Варианты ответов:

а) Не изменится, объяснить, в силу каких обстоятельств?

б) Изменится, объяснить, в силу, каких обстоятельств?

7. Дайте уголовно-правовую оценку ниже представленным ситуациям, обоснуйте ее.

1) Б. из корыстных побуждений с особой жестокостью убил свою беременную жену.

2) С. по предварительному сговору с К. проникли в квартиру Д. и похитили оттуда ценностей на сумму 10 млн. руб.

3) Р. с целью скрыть ранее совершенное им убийство совершил убийство малолетнего ребенка и его мать.

4) Ж. по мотивам кровной мести совершил убийство П.

8. Обоснуйте, исходя из существующих в теории уголовного права правил квалификации преступлений, ниже следующих ситуаций:

а) почему в деянии должностного лица присвоившего или растратившего чужое имущество путем злоупотребления служебным положением, имеется только состав ст. 160 УК РФ, хотя в содеянном имеются признаки ст. 285 УК РФ, а должностное лицо, совершившее такое хищение путем использования подложных документов, будет нести ответственность по совокупности ст. 160 и 292 УК РФ?

б) почему убийство, сопряженное с изнасилованием, должно ква­лифицироваться по п. «к» ч. 2 ст. 105 и 131 УК РФ, а разбой, соединенный с причинением тяжкого вреда здоровью, только по п. «в» ч. 4 ст. 162 УК РФ?

 

Тема 2. Преступления против жизни и здоровья
(глава 16 раздела VII УК РФ)

Занятия № 1, 2

1.Понятие, система и виды преступлений против личности.

2.Преступления против жизни в системе преступлений против личности и их виды.

3.Понятие и виды убийства.

4.Убийство, предусмотренное ст. 105 УК РФ.

Занятия № 3, 4

1.Убийство при смягчающих обстоятельствах
(ст. 106, 107, 108 УК РФ).

2. Причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ).

3.Доведение до самоубийства (ст. 110 УК РФ).

Библиографический список

Закон РФ от 22 декабря 1992 г. «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // Правовые основы регулирования медицинской деятельности: Методическое пособие. М., 1995.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 1999 г. № 1 «О судебной практике по делам об убийствах (ст. 105 УК РФ)» // БВС РФ. 1999. № 2.

Бородин В.С. Преступления против жизни. М., 1999.

Кондрашова Т.В. Проблемы уголовной ответственности за преступления против жизни, здоровья, половой свободы и половой неприкосновенности. Екатеринбург, 2000.

Красиков А.Н. Ответственность за убийство по российскому уголовному праву. Саратов, 1999.

Красиков А.Н. Преступления против права человека на жизнь. Саратов, 1999.

Маляев К.В. Уголовно-правовая охрана жизни. Нижний Новгород, 2005.

Побегайло Э.Ф. Умышленные убийства и борьба с ними. Воронеж, 1965.

Попов А.Н. Преступления против личности при смягчающих обстоятельствах. СПб., 2001.

Попов А.Н. Преступления при отягчающих обстоятельтсвах. СПб., 2003.

Полный курс уголовного права: в 5 т. / под ред. А.И. Коробеева. СПб., 2008.

Стрельников А.И. Ответственность за убийство, совершенное при обстоятельствах, отягчающих наказание. М., 2002.

 

Методические указания

Изучение данного раздела темы следует начинать с определения общего понятия преступления против личности, а также классификации составов преступлений против личности на основе их видовых составов. Наибольшей совокупной общественной опасностью для личности обладают преступления против жизни (ст. 105–110 УК РФ). Студенты должны знать понятие убийства, закрепленное в ст.105, а также начальный и конечный моменты жизни человека. Особое внимание студенты должны уделить правилам квалификации убийств, которые даются в соответствующем постановлении Пленума ВС РФ.

При изучении состава убийства матерью новорожденного ребенка студент должен иметь четкое представление о субъекте данного преступления и его субъективной стороне. Студент должен знать критерии по которым ребенок признается новорожденным.

Изучая состав преступления, предусмотренный в ст.107 УК (убийство, совершенное в состоянии аффекта), следует знать, в каких случаях аффект признается в качестве смягчающего обстоятельства, а также отличие психофизиологического аффекта от патологического.

Для раскрытия состава убийства при превышении пределов необходимой обороны (ч. 1 ст. 108) необходимо знание признаков необходимой обороны и условий ее правомерности, а также понятия признаков превышения пределов необходимой обороны (ст. 37 УК РФ). Для понимания состава убийства, совершенного при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ч. 2 ст. 108 УК РФ), следует знать условия правомерности причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ).

При изучении преступления, предусмотренного ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности), необходимо обратить внимание на различие составов, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 109, и уметь обосновать их разграничение.

Особое внимание необходимо уделить анализу состава доведения до самоубийства. Следует раскрыть все способы совершения этого состава преступления (его объективную сторону), и уметь определить совокупность преступлений в случаях наличия состава доведения до самоубийства и соответствующего посягательства на права и свободы человека. При анализе состава преступления доведения до самоубийства требует особое внимание следует уделить объективной стороне преступления. Студенты должны уметь разграничивать ст. 110 УК РФ от подстрекательства и пособничества самоубийству.

Занятия № 5, 6

1.Преступления против здоровья. Понятие, система и виды преступлений против здоровья человека.

2.Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ).

3.Умышленное причинение средней тяжести вреда
здоровью (ст. 112 УК РФ).

4.Причинение вреда здоровью при наличии
привилегированных признаков.

5.Умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ).

6.Причинение тяжкого вреда здоровью
по неосторожности (ст. 118 УК РФ).

Занятие № 7

1. Побои (ст. 116 УК РФ).

2.Истязание (ст. 117 УК РФ).

3.Заражение венерической болезнью (ст. 121 УК РФ).

4.Заражение ВИЧ-инфекцией (ч. 2, 3, 4 ст. 122 УК РФ).

5.Неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ).

Занятие № 8

1.Преступления, ставящие в опасность жизнь
или здоровье человека. Отличие их от преступлений против жизни и здоровья.

2.Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ).

3.Принуждение к изъятию органов или тканей человека
для трансплантации (ст. 120 УК РФ).

4.Заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией (ч. 1 ст. 122 УК РФ).

5.Незаконное производство аборта (ст. 123 УК РФ).

6.Оставление в опасности (ст. 125 УК РФ).

Библиографический список

Федеральный закон от 24 февраля 1995 г. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» // СЗ РФ 03.04.1995, N 14, ст. 1212.

Закон РФ от 9 июня 1993 г. «О донорстве крови и ее компонентов» // Ведомости СНД и ВС РФ", 15.07.1993, N 28, ст. 1064.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008 N 194н
"Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека" // Российская газета, N 188, 05.09.2008

Постановление Правительства РФ от 17.08.2007 N 522
"Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека" // СЗ РФ 27.08.2007, N 35, ст. 4308.

Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 8 октября 1973 г. «О судебной практике по делам о заражении венерической болезнью» // БВС СССР. 1973. № 6.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. // ВВС РФ. 1993. № 33. Ст. 318.

Акопов В.И. Экспертиза вреда здоровью (правовые вопросы судебно-медицинской практики). М., 1998.

Блинов А.Г. Уголовно-правовая охрана прав пациента. Саратов, 2004.

Блинов А.Г. Уголовно-правовая оценка врачебной ошибки // Вестник СГАП. 1998. № 4.

Викторов И.О. Уголовно-правовая ответственность за распространение венерических заболеваний. Саратов, 1980.

Горелик И.И. Квалификация преступлений, опасных для жизни и здоровья. Минск, 1973.

Даурова Т.Г. Уголовная ответственность за легкие телесные повреждения. Саратов, 1980.

Загородников Н.И. Преступления против здоровья. М., 1969.

Ковалев М.И. Правовые проблемы защиты жизни, здоровья и генетического достоинства личности. Екатеринбург, 1996.

Кондрашова Т.В. Проблемы уголовной ответственности за преступления против жизни, здоровья, половой свободы и половой неприкосновенности. Екатеринбург, 2000.

Красиков А.Н. Уголовно-правовая охрана прав и свобод человека в России. Саратов, 1996.

Красиков А.Н. Преступления против личности. Саратов, 1999.

Поликарпова И.В. Уголовная ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью: проблемы уголовной политики и квалификации. М., 2009.

Тер-Акопов А.А. Ответственность за нарушение специальных правил поведения. М., 1995.

Читлов Д.С. Охрана здоровья граждан от тяжких насильственных посягательств. Саратов, 1974.

Эрделевский A.M. Моральный вред и компенсация за страдания: Научно-практическое пособие. М., 1997.

Методические указания

При изучении составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 111-124 необходимо иметь четкое представление о понятии «телесное повреждение». Студенты должны знать перечень критериев, используемых для разграничения тяжкого, среднего и легкого вреда здоровья. Серьезное внимание должно быть уделено изучению состава умышленного причинения тяжкого вреда здоровью.. При рассмотрении состава преступления, характеризующегося наличием смерти потерпевшего в результате причинения тяжкого вреда здоровью (ч. 4 ст. 111 УК РФ), следует уяснить, по каким признакам рассматриваемый состав отличается от умышленного убийства (ст. 105 УК РФ) и причинения смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ).

Рассматривая составы преступлений, предусматривающие уголовную ответственность за вред здоровью, студенты должны оперировать медицинскими критериями определения степени тяжести вреда.

Студент должен уметь разграничивать состав преступления, предусмотренный ст. 116 УК РФ (побои), и умышленное причинения легкого вреда здоровью.

Изучая преступление, предусмотренное ст. 117 УК РФ (истязание), необходимо уметь отграничивать простой вид состава от квалифицированного, совершенного путем пытки (п. «д» ч. 2 ст. 117 УК РФ), а также от умышленного причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, осуществленного с особой жестокостью, издевательствами или мучениями для потерпевшего.

Рассматривая преступление, предусмотренное ст. 121 (заражение венерической болезнью), следует использоать постановление Пленума Верховного Суда СССР от 8 октября 1973 г. «О судебной практике по делам о заражении венерической болезнью» (БВС СССР. 1973. № 6).

При изучении преступления, предусмотренного ст. 122 УК РФ, необходимо обратить внимание на то, что в ней указывается на ответственность за разные виды преступного посягательства на здоровье.

Анализируя преступления — заражение венерической болезнью и заражение ВИЧ-инфекцией — важно уяснить их отличие от преступлений, предусмотренных ст. 111, 112, 115 УК РФ. При изучении ответственности за незаконное искусственное прерывание беременности следует уяснить момент окончания данного преступления, а также особенности субъектов преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 123 УК РФ. Уяснение состава неоказания помощи больному следует связывать со знанием признаков, позволяющих разграничить данное преступление от составов преступлений, предусмотренных ч. 2 и 4 ст. 118 УК РФ.

Студенты должны уметь отграничивать преступление, предусмотренное ст. 125 УК РФ, от убийства (ст. 105 УК РФ) и причинения смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ).

 

Задачи

1. 14 февраля 2009 в ходе распития спиртных напитков между Ивановым и Петровым с Сидоровым произошел конфликт, в результате которого между ними завязалась драка. Иванов ударил Петрова ножом в области шеи, а Сидорова – в область сердца. От полученных ранений Сидоров скончался на месте, а Петров был доставлен в больницу, где медикам удалось спасти его жизнь.

Квалифицируйте действия Иванова.

Варианты ответов:

А) ч.1 ст.105.

Б) п. «а» ч.2 ст.105.

В) ч.1 ст.105; ч.3 ст.30, п. «а» ч.2 ст.105 (совокупность преступлений).

Г) ч.3 ст. 30 п. «а» ч.2 ст.105.

Д) свой вариант ответа.

2. В апреле 2009 года г. Бородин совершил убийство г. Козлова из ревности к своей жене, после чего стал скрываться от милиции. В мае этого же года Бородин в ходе драки совершил убийство Ашахмина, вместе с которым распивал спиртные напитки. В июне 2009 г. Бородин был задержан и доставлен в милицию.

Квалифицируйте действия Бородина.

Варианты ответов:

А) ч.1 ст.105.

Б) п. «а» ч.2. ст. 105.

В) ч.1 ст.105 и ч.1 ст.105.

Д) свой вариант ответа.

 

3. 13 августа 2009 г. Сохин, желая смерти Подерягиной, стал душить её руками, а после того как она потеряла сознание, нанес ей один удар ножом в сердце.

Квалифицируйте действия Сохина:

Варианты ответов:

А) ч.1 ст.105.

Б) п. «в» ч.2 ст.105.

В) п. «д» ч.2 ст.105.

Г) свой вариант ответа.

4. Совершая разбойное нападение на квартиру, Бахтояров дважды ударил ножом в грудь спящего Онарова - хозяина квартиры, который от полученных повреждений скончался.

Квалифицируйте действия Бахтоярова.

Варианты ответов:

А) ч.1 ст. 105.

Б) п. «в» ч.2 ст.105.

В) п. «з» ч.2 ст.105.

Г) пп. «в», «з» ч.2 ст. 105.

Д) свой вариант ответа.

5. В июле 2007 г. Коровин со своей знакомой Киримовой в ее доме употреблял наркотические средства. Коровина сообщила, что она беременна, и потребовала 100 000 рублей, угрожая в противном случае заявить о том, что Коровин ее якобы изнасиловал. На почве возникшей в связи с этим неприязни, воспринимая реально сообщение Киримовой о беременности, Коровни ударил ее бутылкой по голове, затем несколько раз ногой по лицу, отчего потерпевшая потеряла сознание. Перетащив Киримову на кухню, Коровин из веревки сделал петлю, накинул Киримовой на шею и повесил. В результате механической асфиксии потерпевшая скончалась на месте происшествия. Судебно-медицинской экспертизой установлено, что в состоянии беременности она не находилась.

Квалифицируйте действия Коровина:

Варианты ответов:

А) ч.1 ст.105.

Б) п. «г» ч. 2 ст. 105.

В) ч.3 ст.30 п. «г» ч.2 ст.105.

Г) ч.1 ст. 105 и ч.3 ст.30 п. «г» ч.2 ст.105 (совокупность преступлений).

Д) свой вариант ответа.

6. 12 июня 2008 года Сусликов в ходе уличной драки убил Орлова. Сразу же после убийства Сусликов с целью скрыть данное преступление расчленил труп Орлова, отвез части тела Орлова за город, где сжег их.

Квалифицируйте действия Сусликова.

Варианты ответов:

А) ч.1 ст.105.

Б) п. «ж» ч.2 ст. 105.

В) п. «к» ч.2 ст.105.

Г) свой вариант ответа.

7. Мещеряков и Новиков приехали к потерпевшему Ю. с целью вымогательства у него денег. В подъезде дома они увидели пьяного Ю., спавшего на полу. Мещеряков и Новиков посадили спящего Ю. в автомашину и вывезли его за город.

С целью вымогательства денег Новиков и Мещеряков избили потерпевшего. Когда упавший в воду Ю. попытался выйти на берег, Новиков удерживал голову потерпевшего в воде. Затем Мещеряков принес Новикову молоток, и тот ударил Ю. по голове. После этого Новиков электропроводом задушил Ю. и сбросил тело в воду.

Квалифицируйте действия Мещерякова и Новикова.

Варианты ответов:

А) п. "в" ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Б) п.п. "в", "д", ч. 2 ст. 105 УК РФ.

В) п.п. "в", "д", "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Г) п.п. "в", "д", "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Д) свой вариант ответа

8. Макаров решил убить своего конкурента на бизнесу Сергеева. С этой целью он разработал план убийства и подыскал исполнителя – Аравова. Макаров обратился к Аравому с предложением за денежное вознаграждение убить Сергеева, который мешал его коммерческой деятельности.




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1006)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.081 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7