Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


С появлением новых государственных образований на месте Золотой Орды, Джучиев Улус как великое исламское государство перестал существовать




На его месте образовались три независимых феодальных образования: Крымское , Астраханское, Казанское ханства (Среднее и Нижнее Поволжье) Основным населением последнего были потомки древних булгар , давно приобщившихся к исламской вере и культурным традициям .

За бурным расцветом, пришел неминуемый упадок ханств и после упорной продолжительной борьбы (1552 – 56 г.г.) они были присоединены к молодому окрепшему Русскому государству, которое расширяло свои границы из года в год во всех направлениях.

Со временем на берегах Волги и Камы образовалось достаточно много татарских поселений,которые сыграли очень весомую роль в становлении ислама Нижне – Волжского региона.

« Татарские слободы» в Поволжье начали появляться с 1438 года , когда более 3000 татар осели в этих местах, а ещё более 500 - 600 поступило на административную и государственную службу в различные имперские органы.

Распространение ислама в нашем регионе стало «угасать» с появлением на политической арене Ивана –4 (Грозного) и его сына Федора, который издал Указ запрещающий строительство мечетей .

С этого момента пошел процесс христианизации народов Поволжья , где со временем стали сооружаться сторожевые остроги в которых несли службу казачий и другой люд.



В дальнейшем один из сторожевых острогов стал именоваться - Царицынским, превратившийся в последствии в город. Там к 1880 году уже проживало более 500 человек исповедующих ислам (6), главным образом коренные жители этих мест - татары.

Ситуация начала меняться в лучшую сторону только во второй половине 18 века , когда началась так называемая либерализация и был издан Указ « о веротерпимости» (22.09. 1788 г.) , которым учреждалась Оренбургское Духовное мусульманское собрание во главе с муфтием ( 7) , оно официально начало работать 4 декабря 1789 года.

Большая роль в распространении ислама без сомнения принадлежит и представителям северокавказских народов, а в частности - дагестанцам (аварам, даргинцам, кумыкам, лезгинским народам: табасаранам, цахурам , рутулам) , которые вынуждены были покинуть свою родину по ряду социально –экономических и политических причин.

Прежде всего - это развитие торговых отношений с соседними регионами , куда направлялся по Великому Шелковому Пути, через Переволоку, восточный товар: живность ( овцы, верблюды, птица. рыба); предметы роскоши и обороны ( клинки, ножи, огнестрельное оружие, инкрустированное камнями и резьбой по металлу, шерсть , ковры…)

Другая причина появления в нашем регионе дагестанцев – мусульман - это « освоение» Кавказа Русским государством и поднявшиеся в связи с этим народные восстания. Начавшиеся казни лидеров национального движения и ссылки на каторжные работы активистов сопротивления .

Кроме этого, в Нижне – Волжском регионе постоянно находилось определенное количество отходников – лиц , которые были заняты на временных, сезонных работах.

По этой и ряду других причин , с разрешения Царицынского городского головы Мельникова в 1869 году была открыта татарская мечеть, магометанская школа и медресе для мальчиков.

Строилась мечеть из дерева в Зацарицынской части на пересечении ( современных) Елецкой – Козловской – Клинской улиц. Официальное открытие состоялось 5 февраля 1871 года . Возглавил мечеть мулла Мугаллим –Абдурахман Абурахимов, что официально подтверждено документом № 922( 4).

Со временем единственная в Царицыне мечеть и медресе стали духовным центром для всех мусульман

Города , куда в праздничные дни съезжались верующие со всех окраин и пригородов.

К большому сожалению сегодня не возможно установить сведения об авторстве архитектурного шедевра, неизвестны имена и её строителей.

Первоначально ( 8) в 3-й четверти Х1Х века возникли одноэтажный дом купца Амерханова, деревянная мечеть и магометанская школа для мальчиков – медресе. К началу ХХ века большой участок был разделен функционально на две части: с одной стороны мечеть- ориентированная на на юго – запад, в сторону Мекки, располагалась под углом к красной линии переулка, несколько отступив в глубь квартала ( к началу ХХ века здание Соборной мечети было обложено кирпичом и элементами декоративного убранства фасадов в стиле эклетики. В это же время построены входные кирпичные ворота со стороны ул. Елецкой). А над мечетью возвышался деревянный минарет .

Другая половина представляла собой прямоугольный двор с рядом построек, соединивший между собой дом купца Амерханова с медресе. Декор дома Амерханова подобен декору мечети, что и объединяло их в единый ансамбль .

В первое десятилетие ХХ века Царицын уже располагал двумя мечетями. В июне 1919 года открылась вторая мечеть, располагавшаяся в 3-м районе города, известная как « Дом Казанцева»( ул. Аксайская – ул. Царевская) ( 9).

Кроме этого имелись и другие мечети, в Николаевске ( май 1917 года) и селе Маляевке, где исконным коренным населением были и остаются татары.

Первая Царицынская Соборнаямечеть работала и в первые десятилетия Советской власти , пока не

Вышло Постановление Президиума Сталинградского облисполкома № 39 (23 июля 1939 года) о передаче помещения под работу Клуба национальных меньшинств.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны в Сталинградской области осталась только одна действующая мечеть в селе Маляевка (Ленинского района), которая работала и в послевоенное время до настоящего времени.

С началом наступления 90-х годов ХХ века закончилась эпоха безбожничества и на территории Волгоградской области появилась возможность открыть мечеть, которой присвоен номер 112 , что и было сделано!

Расположилась новая мечеть в районе поселка Дар- Гора ( Ворошиловского района) на расстоянии 2- 4 километров от того исторического места, где раньше была воздвигнута деревянная Соборная мечеть.




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (522)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)