В настоящее время имамом мечети является Равиль- хазрат Мамлеев, а ранее были Фанис- хазрат Исхаков и Рашид- хазрат Альмухаметов
В конце 90- х годов ХХ века в истории ислама Волгоградской области произошли события , имеющие огромное значение в культурной , политической жизни . На арену выходят множество общественных организаций : ТОЦ ( Татарский Общественный центр), преобразованный в НКА ( Национально- культурную автономию), Волгоградская Региональная общественная организация «Дагестан» , а также ВРОО «Казахстан», ВГОО «Таджикская община», ВГОО « Афганская община» и множество других. Не так давно была зарегистрирована «Узбекская община» (2004 г). Большинство из них сегодня имеют свои средства массовой коммуникации : газеты, различные приложения в изданиях города. Не менее значительным событием стал для всех правоверных мусульман проведенный в мечети № 112 - Меджлис (съезд) мусульман Волгоградской области (26 июня 2002 года). В котором участвовали представители курдов, арабов, турок, татар, индийцев, а также представители других мусульманских народов области. Гостем первого в нашей области меджлиса стал Шейх уль – ислам мусульман России , Председатель духовного Управления мусульман – Талгат Таджуддин. Очень интересное и запомнившееся событие состоялось 4 июля 2003 года в селе Малые Чапурники, где открылся татарский культурно – этнографический центр – музей. ( 1) – журнал «Ислам» № 3 (5), с. 17 ( 2) – В. Булгария и Арабский халифат в Х веке, с.58. ( 3) – там же … ( 4) – Ислам в нашем крае( В. Муртазаев, «МЛ», 4.02.94.) ( 5) - М. Худяков. « Очерки по истории Казанского ханства» с. 542. ( 6) – А. Минх. «Историко – географический словарь Саратовской губернии». ( 7) – «Ислам в Царицыне» ( В. Муртазаев. «МЛ» 18.11.94 ) ( 8) – « Первая Соборная Царицынская мечеть», газета азербайджанского конгресса Волгоградской области «Два Берега». (Сентябрь 2002 г, с.4 Фанис-хазрат Исхаков ). ( 9) – «Ислам в Царицыне» ( В. Муртазаев, «МЛ» 18.11.94 г.). ___ __________ __________________ Глава 2 НАРОДЫ,ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ… На территории Волгоградской области в настоящее время проживает более 135 000 представителей различных народов, исповедующих ислам. Все они принадлежат к 6 этническим группам. Это J Иранская(таты- мусульмане, персы, пуштуны, курды, талыши, таджики, осетины); J Семитская(арабы); J Тюркская (татары, азербайджане, казахи, турки, турки –месхеты, башкиры, кумыки, узбеки); J Новоиндоарийская(цыгане –крымы); J Нахско- Дагестанская( лезгинские народы:лезгины, удины, табасараны, цахуры, рутулы, агулы. Даргинцы. Лакцы. Аварские этнические подгруппы. Вайнахские народы: чеченцы, ингуши, адыги, кабардино- балкары); J Фино –Угорская( частьчувашей, часть марийцев…). Определенное количество представителейиранской этнической группыимеют тысячелетнюю богатую историю этнопарцинации и сожительства на территории нашего региона. Здесь можно встретитьроссийских и афганских таджиков, осетин, татов, персов, пуштунов. Все они появились в Поволжье в разное время и не имеют между собой социо-культурных связей. Иранские народы -одна из близкородственных групп по происхождению и языкам, входящей в индоевропейскую семью. Современные народы этой группы распространены очень широко и проживают в Иране, Афганистане, на северо –востоке Ирака (в Куурдистане), на юго востоке Средней Азии (Таджикистан), Северной и Южной Осетии. Отдельные районы с иранскими представителями имеются в Турции, Сирии, Пакистане, Индии, Китае, Армении, Азербайджане, Грузии, Дагестане, Узбекистане, Туркмении, Киргизии, Казахстане. Единственным долгоживущим народом в Поволжье можно назвать осетин, часть которыхисповедующих в настоящее время ислам. Предки этого народа принадлежат скифо –сарматским племенам северо –восточной скифской ветви иранского нагорья, их именуют аланы. Аланыпришли на Северный Кавказ, где и происходила их этнопарцинация с другими кавказскими народами, в результате чего появилась осетинская народность . Язык осетин впитал в себя множество кавказских черт и элементов, особенно в фонетике и лексике… Таты – мусульмане - субэтническая общность проживающая в Дагестане, Азербайджане и южных районах России. Автохтонное население Ирана (ок 450 тыс.чел 2001 г). Близки к персам по языку и культуре. На юге РФ в настоящее время проживает более 1000 чел, в т. ч – Волгоградской области – 48 чел ( оц. 2002 г). Верующие таты в основном – шииты, остальные – сунниты! Данная субэтническая группа имеет очень тесные отношения с азербайджанцами, порою они даже идентифицируют себя так же и полностью перешли на азербайджанский язык, который считают родным! Древние источники и их авторы свидетельствуют, что таты – иранский этнос и говорят они на одном из северо –западных диалектов новоперсидского языка (татском), который в свою очередь распадается на говоры. По мнению М. Семенова, Н. Ханыкова, В. Минорского – таты, потомки переселившихся на Апшерон персов, в период правления иранских шахов (квада –1, ануширвана Хосрова- 1, 488 – 579 г.г. н. э). Война Персии с «савирами» – северными народами, побудила власти создать колонии и форпосты в городах Байлакан, Партев. Ширван, Ляйсан. Кроме этого, персы участвовавшие в движении «мздакидов» так же были переселены в форпосты, где жили совместно с гилянцами, испытывая при этом тюркское влияние. В пределах Кавказа, таты, появились с 4 – 6 в.в. н.э. Их привезли туда для охраны покоренных северных территорий Сасанидской державы. После распада Сасанидского царства, группы ираноязычных племен, расселились вглубь Кавказа, где продолжительное время жили рядом с горским населением, в том числе с горскими евреями, образовав замкнутые эндогамные группы. До второй половины Х1Х века таты входили в состав Кайтагского уцмийства, Табасаранского майсумства. С середины 60 –х г вместе с дагестанскими народами вошли в состав Дагестанской области. В дальнейшем их мелкие группы расселились на Апшероне (пос. Балханы, Сурханы…). Северо – Восточном Азербайджане (сёла Варташен, Лахидж, Матраса, Конахкент, Афруджа, Чичи, Генаб, Дагкушчу, г. Куба, пос. Дивичи, Килязи). А так же Дагестане : Нальчик, Дербент, Махачкала, Кизляр, Буйнакск…). Ставропольском, Астраханском краях, Волгоградской области и некоторых других регионах РФ. С начала 90-х годов ХХ века прошло 2 переселение - из Азербайджана в Кабардино –Балкарию, Краснодарский край. Окончательного мнения в отношении этнического состава и происхождения татов пока ещё не сложилось. Есть специалисты востоковеды, которые считают, что таты – это таты – иудеи, известные ещё какгорские евреи. (И. Черный, Х. Авшалумов, М. Матасов). Другие специалисты, придерживаются иной точки зрения и считают, что таты и горские евреи – это два разных субэтноса. (И. Анисимов, Г. Мусаханова, М. Ихилов). Кроме этого, были случаи, когда таты идентифицировали себя азербайджанами. В 1 половине ХХ века произошла очень интересная этнопарцинация татов и горских евреев. Многие из горских евреев до сих пор идентифицируют себя …татами. В настоящее времяпо религиозномупризнаку таты принадлежат к 3 общемировым конфессиям: иудейской, мусульманской и христианской(армяно–григорианской) Изначально, много столетий назад, таты, придерживалисьязыческих культов, зороастризма. На ряду с верой в единого Бога –Худо , сохранились верования и в другие божества : добрые – Идор, Дедей –Ол, Земирой, Сер –Ови, Нуменгир, Гъождогъсо, Мар…
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (991)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |