Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Граница России и Казахстана: полоса отчуждения или сотрудничества?



2015-12-07 556 Обсуждений (0)
Граница России и Казахстана: полоса отчуждения или сотрудничества? 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Регионы Российской Федерации, расположенные по периметру российско-казахстанской границы, играют ведущую роль в развитии социально-экономических отношений обеих стран. Они являются пространством реального сотрудничества и, одновременно, соперничества. Пограничье с Казахстаном — это более десятка субъектов РФ, образующих стратегически важные зоны России: Прикаспий, Нижнее Поволжье, Южный Урал, Южную Сибирь. Эти земли, занимающие, без малого, 20 % всей территории России, геополитически и экономически "склеены" с Казахстаном, испытывают постоянное и естественное влияние соседнего государства.

 

Этими связями, а также большой протяжённостью границы объясняется нынешний пунктирный характер ее делимитации. Российско-казахстанская граница (РКГ) более или менее оборудована лишь в тех регионах РФ, где интенсивно осуществляется совместная хозяйственная деятельность. К ним относятся, в первую очередь, Астраханская и Оренбургская области. Напротив, в Волгоградской области, которая не имеет серьезных экономических контактов с Казахстаном, граница не делимитирована. И это притом, что ее волгоградский участок протянулся на 240 километров. В приграничном Палласовском районе Волгоградской области казахи составляют около 46% населения, а русские здесь являются национальным меньшинством, их доля в населении района — лишь 23%. В этом же районе существует множество чеченских чабанских точек, расположенных вдоль линии границы.

 

Западный участок РКГ — это Волгоградская, Астраханская, Саратовская области РФ, граничащие с Атырауской (бывшей Гурьевской), Мангистауской и Западно-Казахстанской областями РК. Они наиболее интенсивно включены в орбиту российско-казахстанского взаимодействия, как официального, так и неформального. Через них проходит транспортный железнодорожный и автомобильный коридор из Центральной Азии в Россию и дальше в страны Евросоюза. Этот коридор контролируется пограничной и таможенной службой РФ, однако на нем практически отсутствуют пункты миграционного контроля. Как итог — реальной борьбы с незаконной миграцией из Узбекистана, Таджикистана и других стран Центральной Азии на западных участках российско-казахстанской границы сегодня не ведется.

 

Западный участок российско-казахстанской границы в значительной степени прозрачен для незаконных мигрантов. Он охраняется пограничниками 38-го пограничного управления ФСБ РФ, которые испытывают серьезные проблемы с транспортом, связью и энергоснабжением. На нём отсутствуют пункты миграционного и ветеринарного контроля. Поэтому сотни незаконных переселенцев, которые регулярно проверяются пограничниками и таможенниками в поездах дальнего следования (Душанбе-Москва, Ташкент-Москва и т.д.), тем не менее, спокойно следуют в российскую столицу.

 

Об объемах миграционного потока, текущего через казахстанскую границу в Россию, можно судить по такому факту. Пограничники отмечают в некоторых плацкартных вагонах до 140 пассажиров, тогда как по техническим нормам допустимо 40-50. "Узбеки едут стоя, в тамбуре, в проходах вагонов, в самых немыслимых местах. На границе мы их только фиксируем. Высадить и отправить назад, через границу мы не можем — нет ни финансовых, ни организационных, ни транспортных возможностей", — рассказывает один из офицеров-пограничников. Такая ситуация — раздолье для криминальных группировок, занимающихся контрабандой.

 

Казахское население приграничного района Волгоградской области интенсивно общается с родственниками и соплеменниками из соседней Западно-Казахстанской области. Для них граница существует лишь условно. Ландшафт района — степи и полупустыни — позволяет легко обходить посты пограничной и таможенной служб. В Палассовском районе Волгоградской области серьезное влияние имеют казахские организованные преступные группировки. По словам местных русских жителей, эти группировки уже давно являются хозяевами в районе, заставив официальную власть считаться с собой.

 

Линия российско-казахстанской границы не перестанет быть пунктирной до тех пор, пока не будут решены технические вопросы организации полноценного миграционного контроля по всему периметру РКГ.

 

Необходима также корректировка пограничной линии, её выпрямление. Так, поезда из Центральной Азии, идущие сегодня через Астрахань на Москву или Саратов, трижды пересекают РКГ. Специалисты российской пограничной службы уверены, что необходимо активизировать процессы "выравнивания" границы, чтобы снять подобные проблемы. Сегодня "исправление" российско-казахстанской границы, в виде обмена приграничными участками, уже произошло в Оренбургской области.

 

У российских регионов — различные перспективы от пограничного сотрудничества с Астаной. Для той же Волгоградской области соседство с Казахстаном является, скорее, проблемой. Волгоградцы больше заинтересованы в "отгораживании" от казахского соседа. А для Астраханской области, напротив, сотрудничество с Казахстаном является источником новых экономических и финансовых выгод. По данным МИД РФ, Астраханская область входит в число трех регионов России, которые активнее других сотрудничают с Астаной. В 2005 году внешнеторговый оборот Астраханской области вырос на 12,3%, в основном благодаря интенсификации контактов с Казахстаном (и в меньшей степени с Азербайджаном).

 

Астраханский регион имеет особый статус среди других приграничных субъектов РФ. Это обусловлено географическим расположением Астрахани — близостью к Каспию. Эта область — единственная в России — имеет возможность напрямую участвовать в нефтегазовых проектах на Каспийском шельфе.

 

И Астрахань этой географической особенностью активно пользуется. Казахское направление в экономической политике Астраханской области стало приоритетным с лета 2005 года. В июне астраханский губернатор Александр Жилкин побывал с официальным визитом у казахстанского президента Нурсултана Назарбаева и сумел договориться о ряде экономических проектов. Затем, в июле, с ответным визитом в Астрахани побывала делегация АО НК "КазМунайГаз" во главе с президентом компании Карабалиным.

 

Сегодня Астраханская область стремится к более тесной экономической интеграции с Казахстаном. В результате летних переговоров Астрахань получила возможность принять участие в освоении казахстанских нефтяных месторождений на Северном Каспии. Это, в частности, месторождение Курмангазы, а также западноказахстанское месторождение "Эмбанефть". На астраханском судостроительном заводе "Красные Баррикады" будут построены 4 баржи ледовой защиты для "КазМунайГаза". Кроме того, астраханцы сумели заинтересовать казахов возможностями строительства на своих верфях большегрузных танкеров грузоподъемностью до 60 тыс. тонн с предусмотренной системой беспричального налива нефти. Астраханский губернатор уже выразил уверенность в том, что до конца 2005 года будут на 100 % загружены мощности всех 16 астраханских судостроительных заводов.

 

В ходе летних переговоров обсуждался также вопрос возможной перевалки казахстанской нефти через астраханские терминалы. Достигнута договоренность и о продолжении работ по открытию паромной линии между астраханским портом Оля и казахстанским Актау (бывший Шевченко). Астраханское ФГУП "Северо-Каспийское морское пароходство" будет привлечено в качестве подрядчика для проведения дноуглубительных работ в порту Актау.

 

Ещё одним из важнейших итогов переговоров стало начало работ по строительству моста через пограничную реку Кигач на автодороге Астрахань — Атырау. Соответствующее соглашение между правительствами России и Казахстана было подписано в декабре прошлого года. Нынешним летом распоряжением Министерства транспорта РФ создана Рабочая группа по реализации этого соглашения. Сейчас на месте моста стоит 70-тонный понтон, по которому проходит около 30 тыс. большегрузных автомобилей в год — из Европы и России в Казахстан и далее в Узбекистан, Таджикистан и т.д. Строительство моста увеличит пропускную способность коммуникации через Кигач до 75 тыс. автомобилей в год. По мнению астраханского губернатора Александра Жилкина, это даст существенный импульс развитию базовых отраслей и транспортной инфраструктуры всего Южного федерального округа, а также республик Центральной Азии. Ожидается, что мост через Кигач будет построен уже в конце 2006 года.

 

Очевидно, что в ближайшие несколько лет следует ожидать углубления разрыва в масштабах взаимодействия приграничных российских регионов с Казахстаном. На одном полюсе этого разрыва — Волгоградская область, объективно стремящаяся к изоляции от Казахстана. На другом — соседняя Астраханскую область. Судя по темпам развития ее совместных с Казахстаном экономических проектов, со временем Астрахань может сделаться зависимой от них в большей степени, чем от внутрироссийской экономической системы. Вдоль виртуальной вертикали Астрахань-Волгоград выстроится иерархия сотрудничества с Астаной остальных российских регионов-"пограничников".

 

Учитывая возрастающее значение Казахстана для международных проектов Кремля, следует ожидать политической реструктуризации региональных элит в пограничных субъектах РФ. Очевидно, что успешность совместных экономических проектов Астраханской области и Казахстана будет способствовать укреплению политического веса этого региона на верхних этажах российской власти. Пассивный изоляционизм волгоградцев, напротив, вряд ли является удачным и перспективным направлением для региональной элиты и нынешнего губернатора Николая Максюты. Кремль может рассматривать успех или неуспех взаимодействия приграничных российских регионов с казахстанской стороной как критерий для оценки деятельности конкретных региональных руководителей.

Copyright © 1999-2005 «Агентство Политических Новостей». Лицензия минпечати Эл. №77-2792

При полном или частичном использовании материалов, ссылка на АПН обязательна

 

ЛИТЕРАТУРА:



2015-12-07 556 Обсуждений (0)
Граница России и Казахстана: полоса отчуждения или сотрудничества? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Граница России и Казахстана: полоса отчуждения или сотрудничества?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (556)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)