Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы проявления эмоциональной жизни



2015-12-07 1621 Обсуждений (0)
Формы проявления эмоциональной жизни 0.00 из 5.00 0 оценок




Эмоции, чувства, настроения, психические состояния

 

Определение

Формы эмоциональной жизни человека очень разнообразны. Объединяет их следующее: Все психические образования, которые относят к эмоциям, представлены в форме переживания личной значимости и оценки внешних и внутренних ситуаций, значимых для жизнедеятельности человека. Все эмоции связаны с потребностями человека, и возникли в ходе эволюции как способы поддержания и оптимизации жизнедеятельности. Их основное значение для организма – предупреждение о разрушающем воздействии каких-либо факторов или о полезности каких-либо факторов для удовлетворения потребностей.

 

Свойства эмоций:

1. Субъективность.

2. Предметность. Эмоции всегда направлены на что-то.

3. Интенсивность. Все переживания характеризуются определённым уровнем интенсивности. Он зависит от характера эмоции, от типа НС человека, от личной значимости предмета эмоции.

4. Направленность (знак). Эмоции бывают позитивными и негативными.

 

Функции эмоций:

1) Сигнальная функция. Эмоции сигнализируют о том, как идет процесс удовлетворения потребности, встретились ли препятствия, на какие предметы, явления нужно обратить внимание.

2) Функция мобилизации энергетических ресурсов организма. Кант делил эмоции на стенические (от слова «сила») – повышающие активность человека, обеспечивающие энергичную деятельность, увеличивающие интенсивность кровообращения, дыхания, повышение мышечного тонуса: гнев, радость, ярость, стенический страх – и астенические, подавляющие активность человека.

3) Когнитивно-оценочная функция. Эта функция эмоций проявляется в нескольких аспектах:

а) обеспечение обобщённой предварительной оценки событий. Мы не всегда имеем время для всестороннего исследования нового объекта. Поэтому мы часто используем эмоциональные реакции для определения характера дальнейшего взаимодействия с объектом.

б) оценка ситуации с точки зрения объективной вероятности того или другого её развития. Существует связь эмоций с процессами предсказания, предвидения. На базе эмоциональной памяти у нас возникает готовность реагировать определённым образом в определённых ситуациях.

в) оценка с позиций личной значимости.

4) Коммуникативная функция. Эмоции сопровождают наше общение, направляют его, делают нашу коммуникацию более выразительной. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям, к другим людям, к предмету и ситуации общения.

5) Регулятивная функция. Положительные эмоции направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встреченные на пути преграды. Отрицательные эмоции могут блокировать наге поведение.

6) Подкрепляющая функция. Эмоции участвуют в обучении. Знак эмоции не важен, важна сила эмоции. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.

 

П.В. Симонов, автор информационной теории эмоций, считал, что эмоции появляются при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью её удовлетворения, то есть при недостатке либо избытке информации. Информация – актуальные сведения, необходимые человеку для достижения цели. Степень эмоционального напряжения зависит от уровня актуализации (напряжения потребности) и величины дефицита информации. Формула Симонова выглядит следующим образом:

 

Э = П * (И необходимая – И имеющаяся)

 

Следствия: 1) Согласно Симонову, эмоция не возникает при полной информированности человека либо при отсутствии потребности. 2) Чем меньше у нас информации, тем больше эмоций. 3) Когда имеющаяся информация превышает необходимую, знак эмоции меняется на противоположный.

Таким образом, в теории Симонова мы видим тесную связь эмоций и потребностей и, кроме того, возможность эмпирически изучить величину каждой конкретной потребности.

 

Формы проявления эмоциональной жизни

1) Эмоциональные реакции, или собственно эмоции.

Эмоции – реакции человека и животных на непосредственное воздействие внутренних и внешних раздражителей в форме субъективного переживания их смысла.

Эмоции – это кратковременные переживания, имеющие ситуативный характер, они выражают оценку человеком определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей в данный момент.

 

Кэррол Э. Изард изучал и описал основные эмоциональные реакции человека и классифицировал их по трем основаниям:

1. отрицательные (те, которых человек стремится избежать) и положительные (те, которые человек стремится испытать) эмоции.

2. стенические и астенические эмоции. Стеническиеэмоции стимулируют деятельность, увели­чивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, выска­зываниям. И наоборот, иногда переживания ведут к скованности, пассивности, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение.

3. фундаментальные (базовые) и вторичные. Эмоцию можно отнести к базовой, если выполняются следующие условия: 1) если эмоция имеет свой специфический нервный субстрат 2) особые способы внешнего выражения при помощи мимики и пантомимики 3) вызывает особое субъективное переживание. Вторичные эмоции образуются на основе сочетания базовых.

Базовые эмоции по К. Изарду:

· Страх. Негативная эмоция. Может быть стеническим и астеническим. В онтогенезе проявляется достаточно рано, ещё у новорожденных. Ребёнок может даже «заразиться» страхом. Осознание страха происходит примерно в пять лет. Страх вызывает, как правило, угроза жизнедеятельности, блокирование основных потребностей.

· Гнев. Негативен, как и страх, но всегда стеничен. Часто протекает в форме аффекта. Гнев очень трудно имитировать, так как он сопровождается яркими реакциями вегетативной нервной системы.

· Радость. Позитивная, стеничная эмоция. Выражается и узнаётся уже в младенческом возрасте. Связана с возможностью удовлетворения потребности и играет большую роль в жизнедеятельности: усиливает восприятие окружающей действительности, мотивацию человека, облегчает установление межличностных контактов, способствует формированию уверенности в себе.

· Отвращение. Возникает в младенчестве и связано с определёнными конкретными объектами, в первую очередь с пищей. С 4-5 лет проявления отвращения становятся более разнообразными. Это негативная реакция, скорее стеничная.

· Удивление. Кратковременная и неопределённая эмоциональная реакция, ближе к положительной, чем к отрицательной. Настраивает организм и выводит нервную систему из того состояния, в котором она находилась, повышая её восприимчивость к информации, облегчая адаптацию к новым условиям. Тормозит другие эмоциональные реакции. Изард говорил о родстве удивления и страха. Страх связан с оценкой негативных последствий ситуации, с концентрацией внимания на этом, а удивление – с концентрацией внимания на источнике ситуации, на анализе причин её возникновения. В психотерапии страх часто снижается путём переноса внимания с последствий ситуации на её причины.

· Интерес. Позитивная, стеничная эмоциональная реакция. проявляется в избирательном отношении личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. В раннем возрасте реакция интереса носит непроизвольный характер, неустойчива. Затем приобретает устойчивость. Сформированность системы интересов человека побуждает его к активности и преодолению препятствий.

· Печаль, страдание. Отрицательная, астеническая эмоциональная реакция. Часто связана с дефицитом информации, с невозможностью удовлетворения потребности.

· Стыд. Страх осуждения. Это социальная эмоция. Формируется в возрасте 3-5 лет, надстраиваясь над врождённым страхом.

· Вина. Связана с нарушением этических и нравственных норм и осуждением своего поведения и самого себя по этому поводу. Устойчива. Возникает в возрасте 4-5 лет. Глубоко социальная эмоция.

· Презрение. Негативная реакция. Возникает вследствие рассогласования жизненных ценностей, позиций. Находится в центре эмоционального букета при формировании предрассудков.

Последние три эмоции в современной психологии относят к вторичным: стыд – это страх и гнев на себя; вина – страх и печаль; презрение – отвращение и гнев.

Сам Изард к вторичным эмоциям относил:

· тревожность. Это комплекс эмоций, включающий в себя горе, гнев, страх, вину, и иногда – интерес.

· депрессия. Включает в себя горе, гнев, отвращение, презрение, страх и вину.

· любовь. Существует много видов любви, и каждый имеет неповторимые признаки, каждый состоит из неповторимого набора эмоций.

· вражда. Включает в себя гнев, отвращение и презрение.

 

2) Чувства

Иногда термины эмоции и чувства используются как синонимы, но это не верно. Между эмоциями и чувствами существует ряд различий.

Сравнительный анализ эмоций и чувств: Эмоции рассматриваются как первичные, исходные, более простые, присущие человеку и животным, ситуативные и кратковременные. Чувства в сравнение с эмоциями - производны, вторичны, имеют более сложную структуру, присущи только человеку, более устойчивые и длительные. Эмоции привязаны к ситуациям и событиям, чувства – привязаны к объектам. Они выражают длительно существующее отношение к каким-либо объектам. Эмоции в большей степени связаны с биологией человека, эволюционно более древнее приобретение человека, чувства – имеют социальный характер, возникли в процессе исторического развития.

 

Чувства формируются на основе обобщения эмоциональных реакций и затем, в свою очередь, активно влияют на эмоциональные реакции и форму их проявления.

Одно и то же чувство может выражаться через разные эмоции в зависимости от ситуации. Например, выражение любви через радость или через ревность. Кроме того, одна и та же эмоция может проявляться в разных чувствах. Существующие одновременно у одного и того же человека эмоции и чувства могут не совпадать или противоречить друг другу.

 

Чувства отражают систему устойчивых мотивов человека. Согласно Рубинштейну, «Чувства – это субъективная форма существования потребностей». Чувства формируются в вместе с развитием личности, как и система устойчивых мотивов. Чувства есть результат личностной зрелости и зависят от индивидуального опыта и системы воспитательных воздействий.

Чаще всего чувства классифицируют на основе сфер деятельности, в которых они проявляются:

· интеллектуальные чувства - возникают в процессе познания. На возникновение интеллектуальных чувств влияют успешность или неуспеш­ность, легкость или трудность умственной деятельности. Интеллектуальные чувства стимулируют, усиливают познание, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность полу­ченных знаний. Они выступают регулятором умственной деятельности. К интеллектуальным чувствам относятся удивление, любопыт­ство, любознательность, чувство радости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения, чувство уверенности в правильности доказа­тельства;

· нравственные (моральные) чувства – возникают в межличностном общениии своместной деятельности. Эти чувства возникают при сравнении действительности с нормами, категориями морали, выработанными обществом. К нравственным чувствам относят, в частности, чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие;

· эстетические чувства - эмоциональные отношения человека к прекрасному и безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни людей, в природе и искусстве. Примерами эстетических чувств могут быть восторг, радость, презрение, отвращение, чувство прекрасного, чувство гармонии.

· праксические чувства - возникают в деятельности человека. Связаны с ее изменениями, успешностью или неуспешностью, трудностями ее осуществления или завершения. К праксическим чувствам можно отнести, например, желание добиться успеха в работе, чувство напряжения; увлеченность, захваченность работой, любование результатами своего труда, его продуктами; приятную усталость после окончания деятельности.

Это условная классификация, так как существуют интегративные чувства, проявляющиеся в нескольких сферах сразу. Вот, например, чувство юмора.

 

3) Настроение – продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности. Это переживание проявляется как положительный или отрицательный фон психической жизни, влияющий на все поведение и деятельность человека. Устойчивость настроения зависит от возраста человека, индивидуальных особенностей характера и темперамента, уровня развития воли и от ведущих мотивов поведения.

Д. Левитов определяет настроение как сочетание разных психических состояний, одно из которых доминирует и придает психической деятельности человека определенную окраску.

 

Настроение - это эмоциональная реакция не на непосредственные последствия ситуации и не на объекты, участвующие в этих ситуациях, а на значение ситуации в связи с жизненными перспективными целями и осознаваемым смыслом жизни в целом.

 

Настроение может быть разным по степени осознанности, причины его чаще всего не осознаются. По мнению Е. П. Ильина, это может быть связано с тем, что настроение часто представляет собой, по сути, след пережитой, часто мимолетной эмоции. То есть настроение может быть следовым эмоциональным состоянием. Как показывают клинические исследования, этот след остается, скорее всего, за счет биохимических и гормональных сдвигов в организме, вызванных возбуждением центров эмоции (например, хорошее настроение связывают с эндорфином).

 

Л. В. Куликов выделяет в настроении пять компонентов: релятивный (оценочный), эмоциональный, когнитивный, мотивационный и физического самочувствия.

  1. Релятивный компонент (от англ. relation — отношение) связан с отношением человека к происходящему с ним и вокруг него, и к себе. Он включает в себя ряд элементов структуры отношений личности: особенности самооценки и принятия себя, удовлетворенность отношениями с миром природы, предметов, людей.
  2. Эмоциональный компонент является интегральной характеристикой испытываемых человеком на протяжении определенного временного периода эмоций, как положительных, так и отрицательных.
  3. Когнитивный компонент настроения образуют интерпретации текущей жизненной ситуации, полнота ее понимания, прогноз перспектив развития ситуации, интерпретация и оценка своего телесного и духовного здоровья, прогноз его динамики.
  4. Мотивационный компонент настроения можно выделить потому, что процесс мотивации, его интенсивность и характер протекания определяют интенсивность эмоциональных процессов, остроту реакций на ситуацию и развитие событий.

5. Компонент физического самочувствия отражает органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и органические ощущения (которые исходят от внутренних органов).

 

Психическое состояние

Н.Д. Левитов «О психических состояниях человека», М., 1964.

 

Психические процессы необходимо рассматривать не сами по себе, а в тесной связи с тем или иным состоянием, на фоне которого протекают эти процессы.

 

Психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

 

Общая характеристика психических состояний:

1. Всякое психическое состояние – это нечто целостное, своего рода синдром. Оно состоит из нескольких компонентов: 1. физиологический 2. эмоциональный 3. познавательный. 4. волевой. Например, состояние борьбы мотивов на физиологическом уровне проявляется в напряжении всех систем организма, сопровождается эмоциями сомнения, замешательства, и всегда включает в себя оценку последствий выбора того или иного варианта действий.

2. Каждое психическое состояние своеобразно и обладает типическими чертами. Например, состояние утомления достаточно своеобразно и типично, чтобы отличать его от противоположного состояния – бодрости.

3. Психическое состояние неотделимо от психического процесса,и вне психических процессов не может быть никаких психических состояний.Психический процесс первичен, он вызывает психическое состояние, является его причиной. Когда состояние сформировалось, оно является фоном для протекания психического процесса, и в свою очередь начинает влиять на протекание психического процесса. Например, состояние рассеянности вызывается переутомлением вследствие интенсивной работы внимания, и сформировавшись, оно вызывает отклонения в работе восприятия, памяти, мышления, ослабление волевой активности и сопровождается своеобразными эмоциональными переживаниями (удивление по поводу собственной рассеянности).

4. Временные характеристики: Психические состояния имеют начало и конец во времени. И, несмотря на то, что изменяются (имеют динамику), признаются устойчивыми психическими образованиями.

5. Психические состояния тесно связаны с индивидуальными особенностями человека(темпераментом, чертами характера). Например, у человека, для которого характерны состояния бодрости и работоспособности, мы будем диагностировать активность как черту личности. Но соответствие между психическими состояниями и чертами личности не является правилом. Формирование того или иного психического состояния может быть обусловлено определенными условиями ситуации, а не индивидуальными особенностями человека. Например, состояние «безудержности» может быть характерно не только для холерика, но и для представителей других типов темперамента при определенных условиях.

6. Всякое психическое состояние проявляется как субъективное переживание. При этом субъективное чувство (например, усталости) может не соответствовать объективным показателям (работоспособности).

7. Всякое психическое состояние проявляется в действиях и поведении. При этом нужно учитывать, 1) что одно и то же поведение может быть связано с разными психическими состояниями и 2) одно и то же психическое состояние может проявляться у людей в разном поведении.

 

Классификации психических состояний:

Классификация психических состояний чрезвычайно затруднена в виду их множества и разнообразия.

Н.Д. Левитов в целях анализа предлагает группировать психические состояния по нескольким основаниям:

1. Состояния личностные и ситуативные. В первых прежде всего выражаются индивидуальные свойства человека, во вторых – особенности ситуаций, которые вызывают у человека характерные реакции. Даже если состояние характерно для человека в силу его характера или темперамента, оно все равно определяется как временная характеристика психической деятельности. Если человек склонен к аффектации, все же у него аффект является временным состоянием, которое в определенный момент начинается и кончается.

2. Состояния более глубокие и более поверхностные. Выделяются в зависимости от силы их влияния на переживания и поведение человека. Ярость как психическое состояние глубже злости.

3. Состояния, положительно или отрицательно действующие на человека. Выделяются в зависимости от того, затрудняет ли состояние деятельность человека или способствует ей. Отрицательное состояние – апатия, положительное – вдохновение.

4. Состояния продолжительные и краткие. Состояния могут иметь разную продолжительность, от нескольких минут, до суток и дней.

5. Состояния более или менее осознанные. При этом разные состояния имеют разную тенденцию к осознаванию человеком. Например, решимость всегда осознается, а рассеянность или утомление может иметь разный уровень осознанности.

 

Классификация В.А. Ганзена (Систематизация психических состояний// Системные описания в психологии. Л., 1984):

В.А. Ганзен выделил и проанализировал 63 психических состояний человека и выявил, что это множество распадается на 2 большие группы:

1. состояния, характеризующие аффективно-волевую сферу психической деятельности человека. Они объединены в группу, т.к. и волевая, и аффективная стороны психической деятельности человека имеют общий корень – потребности человека. Часто психическое состояние содержит в себе и волевой, и эмоциональный компоненты, это затрудняет отнесение его к тому или иному классу. Ганзен считает, что в этом случает нужно учитывать доминирование того или иного компонента в структуре состояния.



2015-12-07 1621 Обсуждений (0)
Формы проявления эмоциональной жизни 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы проявления эмоциональной жизни

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1621)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)