Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Помощь депрессивным детям




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Коррекция тревожности

Нет никакого сомнения, что в основе девиантно-го поведения — неправильно сформированные прошлым воспитанием реакции на жизненные ситуации. Ситуации, вызывающие повышенную напряженность, создающие трудности в общении, приводящие к острым переживаниям, обидам, ущемлению самолюбия, дадут о себе знать в буду­щем.

Тревожность детей — прямое следствие повышенной напря­женности нашей жизни. Ее симптомы проявляются у все больше­го количества жителей Земли: если 20 лет назад умеренную тре­вожность ощущал едва ли каждый четвертый житель развивающихся стран, то к концу тысячелетия тревожными стали не менее трех четвертей населения. Тревожность проявляется в постоянном беспокойстве, неуверенности, ожидании неблаго­приятного развития событий, постоянном предчувствии худшего. Жить человеку в таком состоянии нелегко. Оно изматывает, под­тачивает силы, ослабляет волю и разум, подталкивает к соверше­нию нелогичных, необдуманных поступков. Тревожность — это обычный предвестник будущей беды. Повышенная тревожность лежит в основе большинства случаев отклоняющегося поведения школьников. Постоянно гнетущие их ощущения неопределенно­сти и страха парализуют волю, мешают здраво рассуждать, толка­ют на необдуманные действия.



Различают тревогуи тревожность. Тревога— ощущение кон­кретной, неопределенной угрозы, неясное чувство опасности, страх неизвестно чего. В отличие от тревоги тревожностьсчитает­ся эмоциональным состоянием, особенностью характера или чер­той личности. Тревожный человек постоянно неуверен в себе, своих решениях и действиях, все время ждет неприятностей, эмо­ционально неустойчив.

Что вызывает детскую тревожность? Обычные детские страхи: боязнь грозы, темноты, диких зверей, высоты, опоздать в школу, выходить к доске, отвечать на уроке и т. п. Они служат ситуатив­ными источниками тревоги и не слишком опасны, так как исче­зают вместе с источником опасности. Но у части детей оставляют глубокие следы в душе, ведут к стихийно возникающим способам защиты от источника тревоги — особенностям поведения, фанта­зиям, уединениям, агрессивности, апатии, заболеваниям. Но в большей мере тревожность ребенка вызывается:


противоречивыми требованиями к нему, исходящими из раз­
ных источников или даже одного источника (родители то по­
зволяют, то запрещают);

—неадекватными требованиями, т. е. не соответствующими воз­
можностям и стремлениям ребенка;

—негативными требованиями, которые ставят ребенка в уни­
женное, зависимое положение;

—отсутствием требовательности к ребенку, безразличием к нему
со стороны взрослых, что рождает чувство опасности, незащи­
щенности.

Тревожность имеет генетические корни, внешняя среда мо­жет ее либо развивать, либо подавляет, способствует или пре­пятствует развиться в устойчивую черту личности. К 10—12 го­дам тревожность (или ее отсутствие) становится чертой характе­ра. Врожденная или сформированная склонность ребенка легко впадать в тревожное состояние во многом предопределяет его поведение.

Итак, общие причины детской тревожности:

—конституциональная особенность нервной системы (меланхо­
личный темперамент);

—невротические состояния, вызванные страхом, частыми неуда­
чами;

—следствие перенесенных заболеваний;

—результат запугивания ребенка взрослыми;

—плод чрезмерного детского воображения;

—естественная боязнь темноты, грома, молнии, опасных живот­
ных;

—проявление инстинкта самосохранения;

—результат «запрещающего» воспитания;

—чувство вины за неспособность быть на уровне высоких требо­
ваний, доступных другим детям;

—следствие депривации — чувства обездоленности, недоступно­
сти.

Среди сильных источников детской тревожности — угроза ис­ключения из группы сверстников из-за неприемлемых установок или действий. Ребенок постоянно беспокоится, что о нем думают другие. Некоторые дети склонны преувеличивать степень внима­ния к их персоне со стороны других людей и стремление оцени­вать их.

Как видим, причин для возникновения тревожности достаточ­но. Можно контролировать только небольшую их часть, а устра­нять и того меньше. Но прежде всего взрослый обязан понять, что ребенку трудно. Его мир постоянно расколот: нужно быть вежли-


вым всегда — и нужно драться, когда обижают. От учителя за это получить строгий выговор, от товарищей — полное одобрение за смелость. Дома тоже смотрят по-разному: мама говорит, что сын растет хулиганом, а папа, наоборот, поддерживает: молодец, су­мел постоять за себя. Противоречия окружающего мира порожда­ют внутренние противоречия, и ребенок теряется в сомнениях, увеличивающих его тревожность.

По-разному проявляется тревожность у мальчиков и девочек.
Сведений об учете половых различий при формировании эмоцио­
нальной устойчивости школьников нет. Очень неразумно
забывать о разнице полов, но пока наша педагогика обходит
тендерные вопросы. Все знают, что эмоциональная жизнь
мужчины и женщины, мальчика и девочки протекает по-разному.
Мальчик, чтобы справиться с волнением в нелегкой ситуации
публичного выступления или экзамена, должен быть не только
наперед уверен, что над ним не посмеются, что он не разочарует
старших, но и — прежде всего — в том, что ему не угрожает
двойка или общественное порицание. Мальчики боятся
физических травм, несчастных случаев, а также наказаний,
источником которых чаще всего являются родители. Бездумно и
бездушно пользуются этим иные учителя, делая порицательные
записи в дневниках за незначительные провинности (забыл
тетрадь, карту, карандаши, форму и т. п.), угрожая вызовом
родителей в школу. j

Девочек в подобных ситуациях беспокоит больше то, как они выглядят. Их мало волнуют сами наказания. Они переживают, как справятся с тем или иным делом, добьются ли успеха. Поэто­му, чтобы успокоить мальчика, иногда достаточно сказать: «Не бойся, это оценка ни в журнал, ни в дневник не пойдет». А чтобы снять тревогу у девочки, придется привести другие доводы: «У тебя все получится, ты хорошо подготовилась и наверняка спра­вишься».

Будем различать тревогу конструктивнуюи деструктивную.Первая созидательная, вторая разрушительная. Чувство тревоги неизбежно сопровождает учебную деятельность ребенка в любой, даже самой идеальной школе. Умеренная школьная тревож­ность — состояние обычное и даже полезное. Познавательная деятельность ребенка не может не сопровождаться тревогой. Ведь сама ситуация познания чего-то нового, неизвестного, ситуация решения задачи, когда нужно приложить усилия, чтобы непонят­ное стало понятным, всегда таит в себе неопределенность, проти­воречивость, а следовательно, и повод для тревоги. И учение, и развитие личности ребенка наилучшим образом протекают не


тогда, когда тревога близка к нулю, а когда она находится на оп­тимальном уровне и когда ребенок обучен адекватным способам борьбы с нею.

Для плодотворной работы, утверждают ученые, определенный уровень тревоги просто необходим. Тот уровень, который не из­матывает человека, а задает тонус его деятельности. Такая тревога не парализует, а, наоборот, разогревает, мобилизует на преодоле­ние трудностей. Ее называют конструктивной.

Задача учителя не в том, чтобы устранять любые поводы для тревоги, добиваться абсолютного душевного спокойствия, и вме­сте с тем — равнодушия детей, а в том, чтобы, во-первых, удер­живать тревогу не выше определенного уровня, а во-вторых, дать ребенку средства конструктивного преодоления избыточной тре­вожности.

Признаки тревожности учитель может установить, вниматель­но наблюдая. Конечно, однозначный вывод сразу сделать трудно, но если ученик вял, пассивен, плаксив, неуверен в себе, то нали­цо большая вероятность того, что он тревожен.

Общие признаки тревожности:

—повышенная возбудимость, напряженность, закрытость;

—страх перед всем новым, неизведанным, необычным;

—неуверенность в себе, заниженная самооценка;

—ожидание неприятностей, неудач, осуждения учителя, родите­
лей;

—развитое чувство ответственности, стремление выполнить ра­
боту как можно лучше, чтобы не ругали;

—безынициативность, пассивность, ожидание приказаний от
старших;

—склонность помнить больше плохое, чем хорошее;

—боязнь общения с новыми людьми;

—нежелание начинать новое дело, готовность отказаться от на­
чатого дела из-за боязни его провалить;

—неумение владеть своими чувствами, плаксивость, нытье и т. п.
В зависимости от источника тревоги выделяются три ее

типа.

Реалистическая тревога обусловлена реальными опасностями внешнего мира (например, гром и молния, буря и град, опасные животные, травмы, зубная боль, предстоящая контрольная рабо­та) и связанными с ними болезненными ощущениями. Они в ос­новном являются источниками страха и исчезают, как только ис­чезает сама угроза. Реалистическая тревога — эмоциональный ответ на опасности внешнего мира. Она помогает обеспечить са­мосохранение.

ПО


Невротическая тревога вызывается страхом сделать что-то не так, что-то ужасное, что повлечет отрицательные последствия. Маленький ребенок понимает, что его плохое поведение чревато угрозой наказания. Невротическая тревога первоначально пере­живается как реалистическая, потому что наказания обычно ис­ходят из внешнего источника. И только когда в подсознании за­крепляются образы и связи возможных действий и ответов на них, тревога переходит в невротическую. Реальной тревоги, как таковой, нет, но всегда есть возможность попасть в неприятную ситуацию.

Моральная тревога возникает всегда как противоречие между безнравственным поступком и проявлением вины, стыда, само­обвинения. Она характерна только для хорошо воспитанных, со сформированными моральными принципами детей. Ребенок чув­ствует, что нарушил правила, отступился от принципов, солгал, потерял свое Я. Он морально страдает, хотя никто из посторон­них не понимает причин. Может не до конца осознавать их и ре­бенок, а только смутно ощущать. Но от этого легче не становится, его гнетет вина перед собой.

Природа создала человека таким, что он инстинктивно пыта­ется найти защиту от постоянно захлестывающей его тревоги. Выработались даже специальные защитные механизмы, которые помогают в трудных ситуациях. Их выделил и описал великий психолог нашего времени 3. Фрейд (1856—1939).

1. Вытеснение. Это первичная защита. Ее сущность сводит­
ся к удалению, вытеснению из сознания определенных мыс­
лей, чувств, желаний и влечений. Непроизвольное вытеснение
чаще всего происходит, как забывание. Произвольное подавле­
ние осуществляется усилием воли самого человека. Внешнее
подавление — распространенный метод помощи тревожным
детям.

2. Приписывание собственных недостатков другим составля­
ет сущность механизма проекции. Отрицательные эмоции, кото­
рые были бы направлены против себя, обращены на других; чело­
век сохраняет самоуважение. Подозрительный считает всех людей
подозрительными, эгоист видит вокруг только эгоистов, и даже
вор видит всех своими сообщниками. Таким образом, проекция
представляет собой процесс, посредством которого человек при­
писывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведе­
ние другим людям или окружению.

3. Замещение. Рассматривается как переадресация тревож­
ного импульса от более угрожающего объекта или личности к
менее угрожающему. Ребенок после того, как его наказали

ill


Избыточная потребность: 1) в любви и одобрении 2) в руководящем парт­ нере 3) в четких ограничени­ ях 4) во власти 5) в эксплуатации дру­ гих 6) в общественном при­ знании 7) в восхищении собой 8) в честолюбии 9) в независимости 10) в безупречности

родители, толкает свою младшую сестру, пинает собачку, ло­мает игрушки.

4. Рационализация. Искажение реальности и защита самооцен­
ки. Это ложная аргументация, посредством которой ребенок ухо­
дит от действительности. Если воспитаннику кажется, что его дос­
тижения менее значительны, чем достижения его товарищей, то он
начинает страдать, хуже учиться, его самоуважение понижается.
Это своеобразный уход, отступление перед трудностями, ограниче­
ние своего Я. В некоторых случаях использование самоограниче­
ния оправданно, поскольку обеспечивает адаптацию к сложив­
шейся ситуации. Однако длительное самоограничение может
привести к снижению самооценки. Не зная своего потенциала, по­
сле первых же неудач воспитанник бросает начатое дело, пасует
перед трудностями, плывет по течению. Поэтому многие потенци­
ально талантливые люди не могут раскрыться в полную силу.

5. Реактивное образование. Неприятный тревожный импульс
подавляется и сознательно генерируется противоположным. Че­
ловек сознательно пытается вытеснить из сознания неприятные
для него впечатления.

6. Регрессия. Для нее характерен возврат к ребяческим, дет­
ским моделям поведения.

7. Сублимация. Изменение импульсов таким образом, чтобы
их можно было выражать посредством социально приемлемых
конструктивных мыслей или действий.

8. Отрицание. Когда человек отказывается признать, что про­
изошло неприятное событие, это значит, что он включает именно
этот механизм. Ребенок упорно продолжает верить, что любимая
кошка не умерла, что она все еще жива. Отрицание реальности
имеет место и в тех случаях, когда люди говорят: «Со мной это
просто не может случиться».

Знание этих механизмов поможет учителю оказать квалифи­цированную коррекционную помощь тревожным, депрессивным детям.

Обратим внимание и на выводы ученых о том, что повышен­ная тревожность рождает избыточные потребности, т. е. защит­ные механизмы, в которых не нуждается нормальный человек, но которые необходимы тревожному, чтобы уровнять его трево­гу с защитой против нее. Американская исследовательница К. Хорни (1885—1952) выделила и описала 10 защитных меха­низмов. Человеку кажется, что, предъявляя избыточные потреб­ности, он уравновешивает свою обеспокоенность, и чувствует себя более уверенно.


Проявление в поведении

Ненасытное стремление быть любимым и объ­ектом восхищения со стороны других Чрезмерная зависимость от других, боязнь полу­чить отказ и остаться в одиночестве

Стиль жизни, при котором первостепенное зна­чение имеют ограничения и установленный по­рядок

Доминирование и контроль над другими Боязнь быть использованным другими, выгля­деть «тупым»

Желание быть объектом восхищения со стороны других

Стремление создать собственный приукрашен­ный образ

Сильное стремление быть лучшим, невзирая на недостатки

Дистанцирование от всех Попытки быть морально непогрешимым

Как видим, все избыточные потребности влекут за собой от­клоняющееся поведение, потому что удовлетворить их без нару­шения норм невозможно. К. Хорни утверждает, что нет человека, у которого не было хотя бы одного из перечисленных недостат­ков. Это означает, что нет людей без девиантного поведения. С этим выводом мы вынуждены смириться: чтобы достичь успеха, будем принимать детей такими, какими они есть.

Что будет делать учитель для помощи тревожным детям? Во-первых, необходимо собрать этих детей в отдельную подгруп­пу, где им легче будет справиться со своим недостатком. Каковы действия учителя?

1. Постоянно подбадривать, поощрять, выражать уверен­
ность в их успехах, возможностях.

2. Защищать от неприятностей, от перенапряжения, лишних
волнений, ненужных переживаний.

3. Расслаблять, снимать напряжение с помощью специаль­
ных подвижных игр, музыкальных и спортивных упражнений.

4. Применять специальный треннинг на проявление смело­
сти, решительности, уверенности в себе.

5. Укреплять их волю на примерах сильных, мужественных
людей, имевших в детстве подобные проблемы.

6. Сопереживать вместе с детьми их успехи и неудачи, выра­
жать постоянную готовность помочь.

В осуществлении коррекции тревожности у детей учитель ис­пользует комплекс коррекционных методик, отобрав из них те, что подходят его детям и согласуются с конкретными условиями.


Предостережение

Среди коррекционных методик, предложенных психологами, важное место отводится ролевым и имитационным играм. В этой связи следует высказать некоторое опасение. Будьте вниматель­ны. Наблюдайте за реакцией учеников 3—4 классов во время предложенных вами игр. Если хотя бы у одного ученика они вы­зывают ухмылку, недовольство своей «детскостью», то откажитесь от них. Наши «тертые жизнью» дети уже многое повидали и впол­не могут относиться скептически к вашим «детсадовским затеям». Ничего, кроме разочарования и потраченного времени, не будет. Детские забавы с прихлопываниями и приседаниями на них уже давно не действуют и ничему не научат. Перейдите на серьезный, взрослый тон.

Если хотя бы у одного участника игры требования учителя изо­бразить доброжелательную улыбку или по-рыцарски поприветст­вовать девочку вызовут ухмылку, то можно считать, что эта игра провалилась. Суровая реальность предлагает иным детям такие формы поведения, после которых все игры воспринимаются ими как «глупость и блажь» и не годятся. Если учитель все же решится использовать игру, то нужно: 1) выбрать игру, соответствующую уровню развития детей; 2) исключить из нее «детские» элементы, раздражающие школьников; 3) предложить игру со сложными правилами; 4) участвовать в этой игре самому и выполнять все требования, как равноправный участник.

С детской тревожностью справиться совсем не просто. Учитель будет настойчиво объяснять школьникам, как определять и оцени­вать источник тревоги, ее реальность и силу. Важнейшее качество, придающее тревоге конструктивность, — умение анализировать тревожную ситуацию, спокойно, без паники разобраться в ней. С этим тесно связано умение анализировать и планировать поступ­ки. Именно неумение анализировать и планировать свои действия даже в простейших ситуациях — беда многих школьников. Каждому учителю знакомы дети, которым нужно по несколько раз напом­нить: «Взяли ручку, открыли тетрадь...». К сожалению, в дальней­шем отсутствие самостоятельности приводит к отсутствию личной ответственности. Чем старше становятся дети (особенно мальчики), тем больше к безответственности прибавляется еще и безмятеж­ность, т. е. неспособность переживать за плохо сделанную работу.

Итак:

1. Переживания тем конструктивнее, чем яснее и понятнее си­туация, в том числе и ситуация неудачи. Поэтому не надо жалеть сил, объясняя ученику, почему и за что снижена оценка, по какой 114


причине не удалась та или иная задача. Это, в свою очередь, помога­ет ребенку научиться самостоятельно анализировать и оценивать свои знания, умения и навыки, обучает его умению переживать и преодолевать свои неудачи. Уже младший школьник должен пони­мать, что любая ошибка, совершена ли она при решении школьной задачи или в реальной жизни, — это не катастрофа, а стимул для дальнейшего поиска. Опыт ошибок и неудач в жизни человека игра­ет не меньшую роль, чем опыт побед и радостных переживаний.

2. Честность и доверие к ребенку — вот два кита, на которых
стоит эмоциональное благополучие. Третий кит — безусловное
принятие ребенка. Безусловное — значит, без всяких условий. Ни
отметки, ни достижения детей не должны рассматриваться как
основные ценности. Ругая ребенка за лень и неуспеваемость, не
забудем сказать, что уверены в его возможностях, что ценим его
как человека и огорчены сложившийся ситуацией. Ребенок дол­
жен знать, что он хороший, любимый и будет таким всегда.

3. Повышение самооценки школьника — это универсальный
способ преодоления тревожности и других повышенных эмоцио­
нальных состояний. Надо помогать ему находить ситуации, в ко­
торых он один из лучших, хвалить его как можно чаще, не ску­
питься на проявления любви и нежности.

 

4. Если источник тревоги известен, то учитель постарается по­
мочь ребенку перевести тревогу из непонятной и страшной силы в
конструктивную — осознаваемую разумом, а поэтому доступную для
анализа и предотвращения; не страшную, а вполне преодолимую.

5. Важнейшей чертой школьной тревожности является ее не­
разрывная связь с поведением учителя. Любое слово, любой жест,
взгляд, поступок учителя значит для младшего школьника очень
многое.

Успешное решение учителем коррекционных задач зависит от его педагогической культуры, от того, насколько глубоко и 1 всесторонне он понимает внутренний мир своих воспитании-1 ков, насколько способен своим вниманием охватить неповто- I римость и многогранность индивидуальности каждого. Но для этого даже основательных знаний недостаточно. Можно знать, I а не уметь; можно уметь, но не понимать, с чем конкретно J имеешь дело. Учитель будет осторожен в своих начальных вы- \ водах и обязательно прибегнет к различным методам исследо­вания, чтобы всесторонне охватить интересующий его пред-мет, среди которых тестирование, беседы, изучение школьной документации и др.

115



Для работы с детьми

Диагностическая методика

Название: Узнай себя.

Форма, метод: Тест-игра.

Цепь: Составить первое впечатление о степени тревожно­сти учащихся класса.

Оборудование: Планшет для теста (см. рис. 9), распечат­ка теста. Чтобы облегчить, ускорить и стандартизировать тестирование, учитель вместе с учениками делают на уроке труда планшеты для тестов, образцы которых показаны на рис. 9. В эти конвертики будут вкладываться новые задания. Они будут использоваться постоянно. Можно сделать их именными.

 

           
  1 ФАМИЛИЯ, ИМЯ УЧЕНИКА ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ  
    ы п
    п п
  \\/ V Ь-7 Е1
  <^ ^^> п   F1
  \ ВОПРОСЫ / \ ТЕСТА < и П
    ЕЗ П
  ~~~1л А /\\ Ш п
  Ш yf ^ [ 1 ш 1 1
  F гл
    ш
Рис. 9

ФАМИЛИЯ, ИМЯ УЧЕНИКА

 

   
     
     

Тест

Скажи, пожалуйста:

1. Трудно сосредоточиться на учебе?

2. Задания вызывают обеспокоенность?

3. Во время выполнения заданий ты переживаешь?

4. Часто думаешь о возможных неприятностях?

5. Быстро и спокойно засыпаешь?

6. Боишься школы, учителей?

7. Боишься темноты, грозы?

8. Плохо переносишь ожидание?

9. Не любишь браться за новое дело?

10. Боишься трудностей?

Реализация: Детям предлагается тест. Устанавливается время выполнения задания (не больше 2—3 минут).

Вариации: От класса к классу задания усложняются, учи­тель вводит те вопросы, которые представляют для него наи­больший интерес.

Обработка результатов: 8—10 баллов — высокая тревож­ность, 6—8 баллов — умеренная, меньше — тревожность от­сутствует.

Выводы: Только для начальных представлений. Дополняется сведениями, добытыми другими методами исследования.

Коррекционная методика

Название: Приятные воспоминания.

Форма, метод: Упражнение.

Цель: 1) получить диагностическую информацию, 2) сфор­мировать элементы требуемого поведения.

Оборудование: Не требуется.

Реализация: Дети по очереди рассказывают о своем пове­дении. Каждый припоминает ситуацию, в которой он был дово­лен собой, своим поступком. Обязательно определяется, что именно вызвало приятные ощущения. Дети сообща корректиру­ют ситуацию, предлагают свои варианты решения. Учитель расставляет акценты.

Вариации: Можно поставить и противоположную цель: пусть дети расскажут, когда они не были довольны своими поступка­ми. Но такая постановка задачи требует доверия, полной рас­крепощенности детей. Не всегда этична и выполнима. Приме­няется учителем осторожно и взвешенно.

Обработка результатов: Не требуется.

Выводы: Педагог получает дополнительные сведения о ре­бенке, его представлениях и оценках ситуаций.


Импульсивный ребенок

Надо воспитывать так, чтобы ребенок проявлял актив­ность, стремился к чему-то, добивался, но в то же время у него должен воспитываться тормоз... для таких его желаний, которые уже являются вредными или уводя­щими его дальше, чем это можно в его возрасте.

А.С. Макаренко

Девиантное поведение часто провоцируется детской импульсив­ностью. Импульсивность(от лат. impulsus — толчок) — особенность поведения ребенка (или черта характера), заключающаяся в склон­ности действовать по первому побуждению, под влиянием чисто внешних обстоятельств, эмоций, действовать поспешно, торопливо. Импульсивный ребенок не обдумывает своих поступков, не взвеши­вает различных возможностей; он быстро и непосредственно дейст­вует и часто столь же быстро раскаивается в своих поступках. Им­пульсивность обусловлена преобладанием возбуждения над торможе­нием, слабостью нервной системы и процессов торможения.

Импульсивный ребенок ведет себя несдержанно, подвержен ситуационным эмоциональным порывам, не считается с мнением других людей. Такое его поведение часто напоминает отклоняю­щееся, граничит с ним. Умеренная импульсивность младших школьников — это нормальное явление, это возрастная особен­ность. В силу своего эгоцентризма ребенок заботится только об удовлетворении своих потребностей. К проявлению такой им­пульсивности воспитатели готовы и умеют ее «укрощать». Но есть импульсивность аномальная, завышенная, когда эмоциональная расторможенность школьника мешает ему самому и окружаю­щим. Это так называемая импульсивность «без тормозов».

Причины детской импульсивности хорошо изучены. Среди них:

—возрастные особенности психического, социального, нравст­
венного развития младших школьников;

—несформированность их эмоционально-волевой сферы, ситуа­
тивная мотивация поведения;

—неспособность связывать причины и следствия, предвидеть бу­
дущие последствия своих поступков;

—гиперактивность как следствие преобладания возбуждения над
торможением;

—богатая разнообразными впечатлениями среда, способствую­
щая вызову и проявлению неконтролируемых порывов;

—безразличие взрослых;

—недостатки предшествующего воспитания.


Импульсивное новедение«лёгко диагностируется визуально. Если ребенок несдержан, норовист, несется сломя голову неиз­вестно куда и зачем, начинает что-то делать, ни капельки не поду­мав, бросает начатое, пытается одновременно управиться с десят­ком дел, то он импульсивен. Признаки импульсивности:

—неумение ждать, нетерпеливость;

—способность легко расстраиваться;

—обидчивость, раздражительность;

—эмоциональная несдержанность;

—легкая отвлекаемость внимания;

—беззаботность, легкомысленность, безответственность;

—неспособность к длительному монотонному труду;

—страсть к новым впечатлениям;

—нежелание прислушиваться к замечаниям взрослых, игнори­
рование требований родителей и учителей.

Чтобы убедиться, вызвано ли отклоняющееся поведение неко­торых школьников именно их импульсивностью, учитель может предложить детям тест-игру.

Для работы с детьми

Диагностическая методика Название: Узнай себя. Форма, метод: Тест-игра.

Цель: Составить первое впечатление об импульсивности учащихся класса.

Оборудование: Планшет для теста, распечатка теста.

Тест

Это правда, что ты:

1. Быстро находишь ответ на любой вопрос?

2. Часто бываешь не в настроении?

3. Не можешь долго выполнять трудную работу?

4. Быстро, не колеблясь принимаешь решения?

5. Отвлекаешься на уроках?

6. Не всегда прислушиваешься к советам родителей?

7. Не раздумывая принимаешься за новое дело?

8. Не любишь подчиняться правилам?

9. Говоришь громко и быстро?

10. Не всегда доводишь работу до конца?
Реализация: Детям предлагается тест. Устанавливается

время выполнения задания (не больше 2—3 минут).

Вариации: От класса к классу задания усложняются, учи­тель вводит те вопросы, которые представляют для него наи­больший интерес.


Обработка результатов: 8—10 баллов — высокая импульсив­ность, 6—8 баллов — умеренная, меньше — отсутствует.

Выводы: Только для начальных представлений. Дополняется сведениями, добытыми другими методами исследования.

Обычно детская импульсивность проходит с возрастом. Но у некоторых детей привычка действовать поспешно, без обдумыва­ния последствий своих поступков сохраняется надолго, закрепля­ется как черта характера, переходит в инфантилизм. Наиболее импульсивных детей можно выделить в специальную подгруппу и вести целенаправленную коррекционную работу. Она будет за­ключаться в следующем:

—поощрение каждой попытки импульсивного школьника сдер­
живать свои порывы, эмоции, движения, жесты, стремления
не поддаваться первому желанию;

—похвала за проявленное терпение, подчеркивая, что любое
большое дело начинается с маленькой попытки;

—выражение надежды, что ученик сможет, если захочет, изба­
виться от своего недостатка, справиться с собой;

—учить умению переделывать себя маленькими шагами: не спе­
шить с ответом или действием, подумать, прежде чем напи­
сать, уметь оценивать последствия своих поступков;

—подкреплять советы примерами из жизни видных людей, кото­
рые в детстве имели такие же проблемы.

Для достижения положительного результата учитель и в этом, и в других аналогичных случаях может даже погрешить против истины, наделив «недостатками» кумиров школьника, авторитет­ных для него людей.

Основные приемы коррекции импульсивности:

—совместные игры, требующие сдержанности непосредствен­
ных побуждений, строгого подчинения правилам игры, учета
интересов других игроков;

—тренаж-приучение думать, прежде чем действовать;

—специальные упражнения по сдерживанию своих порывов;

—тренаж ответственности за свои поступки;

—твердый режим.

Итак, младшие школьники подвержены импульсивности — незамедлительно действовать под влиянием непосредствен­ных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не поду­мав и не взвесив всех обстоятельств. Причина их отклоняюще­гося поведения ясна: возрастная слабость волевой регуляции поведения, потребность в активной внешней разрядке. Поэтому 120


I далеко не все случаи нарушения младшими школьниками пра-I вил внутреннего распорядка в школе следует объяснять недис- | циплинированностью. Импульсивность — это наименьшая из | причин отклоняющегося поведения, хотя она и мешает мно­гим школьникам. Учитель, применяя коррекционные воздей- I ствия, помогает детям избавиться от недостатков.

Для работы с детьми

Коррекционная методика

Название: Запрещенный номер.

Форма, метод: Игра.

Цепь: Коррекция импульсивности.

Оборудование: Не требуется.

Реализация: Дети вместе с учителем становятся в кружок. Выбирается цифра, которую нельзя произносить. Вместо нее игрок должен хлопать в ладоши. Например, запрещена цифра 5. Начинается игра. Первый участник скажет 1, следующий продолжит, и так до 5. Пятый участник молча хлопает в ладо­ши 5 раз. Шестой говорит «шесть» и так до 10. Потом все сна­чала. Игра идет в быстром темпе.

Вариации: Можно проводить со словами, цветами, именами и т. д.

Обработка результатов: Не требуется.

Выводы: Воспитывается внимательность, самоконтроль; уме­ние думать, прежде чем действовать.

Помощь депрессивным детям

С беспризорными это обстоятельство я видел лучше: это испорченные детские нервы. Я думаю, этот — дезорганизатор, этот — вор, этот — лентяй, а в боль­шинстве случаев это просто дети с потрепанными нервами. Они каждое ваше слово, каждое движение встречают с сопротивлением, у них нервы болят, ко­гда вы подходите.

А.С. Макаренко

Депрессия (от лат. depressio — подавление, угнетение) — это по­давленное, угнетенное, тоскливое состояние, возникающее как реакция на тяжелые и неприятные ситуации. Заторможенность движений, замедленность мышления, снижение активности, бе­зынициативность — таковы характерные признаки депрессии.


Речь у депрессивных детей замедленна, они не вступают в разго­вор, на вопросы отвечают односложно, часто шепотом; выраже­ние лица скорбное, тоскливое, аппетит снижен, сон нарушен.

Различают активную и реактивную депрессию. Активная вы­зывается психическими и общими заболеваниями. А реактивная депрессия связана с тяжелыми жизненными ситуациями: неуда­чами, обидами, смертью близких людей, сопровождается тягост­ными переживаниями, страхами. Ребенок становится мнитель­ным, мрачным, необщительным, пессимистически ко всему настроенным. Снижается самооценка. Успехи в учебе и в других областях деятельности падают. Возникает отклоняющееся пове­дение.

Депрессивное состояние обычно проходит по прекращению действия основной причины. А если причина не устранена, то де­прессия переходит в устоявшееся эмоциональное состояние, ко­торое может сохраняться долго и требует специальной психоло­го-педагогической коррекции. Учитель должен знать, что когда дети переживают тяжелые стрессы, семейные неурядицы, суро­вые наказания, потери родных, неудачи в учебе, то они могут лег­ко оказаться в состоянии депрессии. Социальные психологи от­мечают, что люди, находящиеся в депрессии, обычно вспомина­ют, что родители отвергали и наказывали их. Из этого можно сделать вывод, что главной причиной детской депрессии является отвержение, неласковость, слишком суровые наказания.

Сильным источником детской депрессивности может быть и школа. Дети более тревожны и склонны к депрессии, когда:

—боятся учителей, администрации;

—общаются с учителем, чье мнение для них важно или имеет
значение, например, при выставлении годовых оценок;

—их успехи оценивает комиссия;

—их поведение разбирается в классе, на собраниях;

—они находятся в новых или незнакомых ситуациях и не знают,
как правильно себя вести;

—готовятся к чему-то новому, необычному, например, к поступ­
лению в школу, переходу в новый класс.




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (669)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.072 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7