Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Важным обрядом были проводы казаков и встреча их со службы



2015-12-07 1447 Обсуждений (0)
Важным обрядом были проводы казаков и встреча их со службы 0.00 из 5.00 0 оценок




Учебные цели:

1. Дать представления о сущности и содержания праздников и обрядов казаков;

2. Повторить основные календарные и обрядовые праздники;

3. Ознакомить студентов с методиками проведения обрядов и их практического использования в профессиональной деятельности.

4. Сформировать задание для самостоятельной работы.

Задание для самостоятельной работы:

1. Дайте понятие определению понятию обрядовые праздники;

2. Перечислить старинные обрядовые праздники;

3. Опишите современные обрядовые праздники;

4. Опишите технологию проведения свадебного обряда;

5. Отличие современного погребального обряда от старинного.

Введение:

Жизнедеятельность каждого человека и любого общества на всём протяжении и существования дискретна и циклична. «Трудовые будни» чередуются отдыхом и сменяются празднично обрядовым временем. Несмотря на очевидную количественную диспропорцию между утилитарно-прагматической деятельностью, отдыхом и ритуально-обрядовой практикой, по крайне мере в современных обществах, обряды и ритуалы столь же значимы для социума, этноса, как производство средств существования (пищи, одежды, орудий труда, техники и т.п.). Более того, многие из них прямо или косвенно связаны и с производственной деятельностью, и с отдыхом.

А.К. Байбурин, обобщая и развивая идеи антропологов, социологов, этнографов, занимающихся изучением сути этого явления выделил четыре основных функции обряда:

Функция соиализации: подготовка индивида, группы, через воспитание определённых качеств и передача знаний, необходимых к жизни в обществе.

Интегрирующая (объединительная) функция, благодаря которой регулярно обновляются социокультурные связи в обществе, осознаётся взаимозависимость членов общества и формируется чувство единства, общности, солидарности.

Функция воспроизводства социокультурного опыта (традиций, знаний, системы ценностей).

Психотерапевтическая функция. Устойчивость, ритмичность, сменяемость ритмов жизнедеятельности, восстановление и обновление солидарности, традиций, системы ценностей, причастности индивида, группы к этому процессу через участие и сопереживание порождали чувства стабильности, уверенности в будущем, целесообразности жизни, нужности индивида и, в конечном итоге, формировали атмосферу комфорта.

Эти и другие функции присущи всем трём типам обрядов: окказиональным (связанным с незапрограммированными событиями: болезнь, война, засуха и т.п.), жизненного круга/цикла (связанным с рождением, браком, смертью и т.д.), и календарного круга/цикла (годовые праздники и обряды: Рождество, Новый год и т.д.). Однако календарная обрядность анимает особое место в этой системе. Имеено она, в большей степени чем другие, выполняет функцию интерграции общества и воспроизводства социокультурного опыта.

Во-первых, основные ритуалы главных годовых обрядов и праздников являются всеобщими и общественно, а не индивидуально, значимыми: в них, в идеале, в том или ином качестве принимают участие все поло-возрастные группы (дети-взрослые, мужчины-женщины), они проводятся публично и предназначены для общества в целом. Во-вторых, они связаны с фундаментальными проблемами, к числу которых относится гармонизация отношений между индивидом (семьёй), обществом и природой, индивидом и Творцом. В конечном итоге они, в первую очередь, направлены на воспроизводство духовных, а затем уже материальных ценностей. В них наиболее полно проявляется модель мира, его видение, её реальная проекции: какие есть и какими должны быть человек, общество, жизнь.

Помимо этого, главные календарные праздники и обряды представляют собой сложные знаково-символичные «тексты», в которых используются самые разнообразные выразительные средства (слово, действие, цвет, число, музыка, предметные символы и т.д.), и, как следствие, различные художественные тексты (песня, танец, театрализованные действия и т.п.). С художественной стороны связана ещё одна функция – эстетическая. По сути, календарные праздники и обряды, наряду с обрядами жизненного круга и легендарно-мифологической, (исторической) компонентной, и составляют опорные структурные единицы любой традиционной культуры.

В этом видится теоретическое и практическое, научное и прикладное значение этого блока традиционной культуры.

Традиционная культура подавляющего большинства этносов не является унифицированной на всём пространстве, занимаемом народом. Обитание в различных природно-климатических условиях, разнообразие хозяйственной деятельности, миграции и контакты с другими народами и культурными, способствуют формированию культурных диалектов, региональных особенностей, которые в различной степени проявляются во всех блоках культуры, в том числе в календарных праздниках и обрядах. В результате действия этих причин и процессов в культуре этноса образуются региональные особенности.

К числу локальных традиций относится культура казаков.

  1. Праздники казачества

Праздник - день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. В том числе, день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. Выходной, нерабочий день. День радости и торжества. День игр и развлечений.

Что такое праздник?

Предлагается несколько вариантов:

1. День торжества, установленный в честь какого-либо выдающегося события.

2. День, особо отмечаемый церковью.

3. Просто выходной или нерабочий день.

4. День радости.

1. День рождение 2. Юбилей 3. Годовщина
1. Новый год 2. День Защитников Отечества 3. Международный Женский День 4. День Победы 5. День России 6. День Согласия и Примирения  
Не переходящие праздники: 1. 21сентября - Рождество Богородицы 2. 27сентября - Воздвижение Креста Господня 3. 7 января - Рождество Христово 4. 19 января - Богоявление( Крещение Господне) 5. 15февраля - Сретение Господне 6. 7 апреля – Благовещение 7. 19 августа - Преображение Господне 8. 28августа-Успение Пресвятой Богородицы 9. 4 декабря - Введение в храм Святой Богородицы Переходящие: 1. Вознесение Христа- сороковой день после Пасхи 2. Троица (Пятидесятница) - пятидесятый день после Пасхи 3. День Святого Духа  
А теперь я перечислю все светские праздники, отмечаемые у нас в России:
Праздники
Государственные:    
Церковные
Семейные

 

ü Как вы думаете, какие праздники - светские или церковные, имеют отношения к казачьим праздникам?

Рождество.

Особо любимыми, как в народе, так и в казачестве были рождественские праздники.

Россияне, в том числе и казаки, праздновали Святки красочно и весело. Начинались они с празднования Рождества Христова (7 января) и продолжались почти две надели до Крещения Господня(19 января).

К празднованию Рождества Христова верующие готовились сорокадневным постом, известным под названием Рождественского или Филиппова. Канун праздника проводился в особо строгом посту.

День Рождества Христова еще назывался сочельником, т.к. по церковному уставу в этот день полагалось употреблять в пищу сочиво (пшеницу с медом, или послащенной сахаром – «кутья»).

По всей России в сочельник не ели до первой звезды, но подготовка к этому празднику немного отличалась, друг от друга, согласно тем обычаям, которые бытовали в данной местности.

У нас, на Северном Кавказе, в канун великого праздника, в красном углу, под образами, на чистой скатерти, на пучке сена или соломы стояла чаша с отваренными зернами пшеницы, политой медом и посыпанной изюмом (тоже кутья).

С появлением первой звезды на небе после молитвы ели кутью, а за ней самый скромный ужин.

Масленица.

Масленица относится к переходящим праздникам, связанным с Пасхой. Празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длится 7 недель и заканчивается Пасхой.

Название « Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять – вот и пекут блины масленые.

Празднование Масленицы приурочилось ко дню весеннего равноденствия. Ритуалы, которые проводились в то время, были направлены на изгнание зимы и встречу весны.

«Масленицу», выполненную из сена или соломы нарядно украшенную, одетую в русский женский костюм сжигали на главной площади под песни и пляски жителей станицы.

Главные празднования, проводимые казаками на Масленой недели проходили с четверга по воскресенье.

Казаки нарядно одевались и участвовали в праздничных гуляньях: катание с ледяных горок, в кулачных боях.

Биться могли друг с другом жители близ лежащих станиц, противополржных концов большой станицы. К бою готовились серьезно: парились в банях, ели хлеб и мясо- в нарушение предпостного запрета,- потомучто верели, что они придавали силу и смелость.

 

Пасха.

Начинается подготовка к празднику Пасхе с Великого поста.

Ведь именно он - период духовного и физического очищения.

Великий Пост длился семь недель, причем каждая неделя имела свое название.

Особенно важными были две последние: Вербнаяи Страстная.

После них следовала Пасха- светлый и торжественный праздник обновления.

В этот день стремились надеть все новое. Даже солнце, замечали, ликует, меняется, играет новыми красками.

Обновлялся и стол, заранее готовили обрядовую пищу. Красили яйца, пекли пасху, жарили поросенка.

Яйца красили в разные цвета:

красный – кровь

желтый – солнце

голубой - небо, вода

зеленый - трава, растительность

В некоторых станицах на яйца наносили геометрический рисунок - «писанки».

Обрядовый хлеб пасха, был настоящим произведением искусства.

Старались, чтобы был он высоким, «голову» украшали шишками, цветами, фигурками птиц, крестами, смазывали яичным белком, посыпали цветным пшеном.

По преданию наших предков:

пасха - это дерево жизни,

поросенок - символ плодородия,

яйцо - начало жизни, жизненная энергия.

Возвратившись из церкви, после освящения обрядовой пищи, умывались водой, в которой находилась красная «крашенка», чтобы быть красивым и здоровым.

Разговлялись яйцом и пасхой. Ими же одаривали нищих, обменивались с родственниками и соседями.

Очень насыщенной была игровая, развлекательная сторона праздника: вождение хороводов, игры с крашенками, в каждой станице устраивали качели, карусели.

Кстати, катание на качелях имело обрядовое значение - оно должно было стимулировать рост всего живого.

Завершалась Пасха Красной Горкой, или Проводами, через неделю после пасхального воскресенья. Это - «родительский день», поминовение усопших.

Отношение к предкам - показатель нравственного состояния общества, совести людей. Казаки к предкам всегда относились с глубоким почтением.

В этот день всей станицей шли на кладбище, вязали на крестах платки и полотенца, устраивали поминальную тризну, раздавали «на помин» еду и сладости.

Иван Купало.

В середине июня солнце достигает высочайшей точки на небе. Это время называется летним солнцестоянием. Солнце поворачивается на зиму, и дни начинают убывать.

День этот наступает 24 июня и называют его Иванов день. Само слово «купало» созвучно слову « купать»- погружать в воду.

По традиции этот праздник связан с обрядом массового купания в реке и росистой траве.

Казаки считали, что в ночь на святого Ивана, самую короткую в году, совершаются главные чудеса.

В это время не выпускали лошадей в поле.

На окна клали жгучую траву, которая не пускает нечистую силу в избу.

По поверьям, в эту ночь нельзя спать, потому что нечистая сила совершенно распоясывается.

Казаки в эту ночь разжигали костер, купались в реках и источниках. Считалось, что вода в эту ночь имеет такую же силу, как и огонь, избавляя от всего злого, вредного, нечистого.

Казачья молодежь в праздничных нарядах собирались у реки, разводили костры, устраивали хороводы. А затем, взявшись за руки, попарно прыгали через огонь.

Именно в этот день надо было запасаться лечебными растениями. Растения должны быть сорваны на заре Иванова дня - прежде, чем обсохнет роса.

Многие в этот день искали заветный цветок папоротника, по преданию, цветет только один раз в году – именно в эту летнюю ночь накануне Ивана Купалы. Считалось, что если увидишь его, то любое желание исполнится.

Таким образом, основными праздниками, отмечающимися казачеством являются календарные церковные праздники.

Основу морально-нравственных устоев казачьих обществ составляли 10 Христовых заповедей.

Родители приучали своих детей к соблюдению их. Но главной заповедью было: крепи веру православную, ходи в церковь, очищай душу свою от грехов через покаяние, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – мы казаки.

  1. Обряды казаков

Обря́д — совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления. Религиозные обряды способствуют закреплению в сознании верующих соответствующих религиозных представлений, формированию религиозного самосознания и укреплению веры в потусторонние силы.

У казаков бытовали различные обряды: свадебный, родильный, крестины, поминальный, проводы на службу.

Свадебный обряд.

Свадьба - сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами.

В разное время они у казаков проводились по-разному.

В старину свадьба никогда не была показом материального богатства родителей жениха и невесты. Прежде всего, она была государственным, духовным и нравственным актом, важным событием в жизни станицы.

В более ранний период (три века назад) они проходили упрощенным порядком.

Казак полой верхней одежды прикрывал женщину, а затем во всеуслышание по одному произносили: - "Ты, Федосья будь мне жана”, "Ты Иван Семенович, будь мне муж”. После чего они становились молодоженами и принимали поздравления от атамана и казаков.


Казачья свадьба в начале ХIХ века состояла из нескольких отдельных частей: сватовство, смотрины, своды, вечеринка, свадьба.

Благоприятным для брака считался возраст 18-20 лет.

Свадьбы проводились, как правило, после уборки урожая (после Покрова Пресвятой Богородицы - 14 октября или Пасхальных праздников — на Красную Горку).
Обычно молодой казак затевал разговор со своими родителями о том, что он хочет жениться и просит их согласия. Родители интересовались, кто его невеста, и если она им люба, начинали приготовления к сватовству.

Прежде всего, наводился порядок в хозяйстве, доме, дворе, чтобы не было стыдно перед сватами.


После этого мать и отец одевались по праздничному, обряжали сына и шли к будущим сватам.

Сватовство.

В каждом казачьем войске были несколько различные, но в общих чертах схожие обряды сватовства.

У терцев был такой обычай: на глазах у понравившейся девушке, казак бросал шапку в окно или во двор, и если девушка тут же не выбрасывала папаху на улицу, вечером он мог придти с отцом и матерью свататься.

Театральная сценка:

Гости говорили: - Люди добрые, не прогневайтесь, парень-то мой шапку потерял, Вы часом, не находили?

- Находили, находили… - отвечает отец невесты,

- вон повесили, нехай возьмёт и больше не теряет.

Это означало, что сватовство не состоялось – родители невесты против.

На это сват мог возразить: - вещь не наша, мы свою искать станем.

И это означало, что между девушкой и парнем есть сговор, и жених будет пытаться её украсть.

Несколько испугавшись такого поворота событий, отец девушки кричал: - Эй, Марьяна! Ну-ка, подай папаху, чья это она у нас!

Если девушка приносила шапку и клала её донышком вниз (далее она становилась «Закладом», в который клали деньги на свадьбу), это означало, что она за парня идти согласна, и родители рискуют опозориться, потерять дочку и оскорбить будущего зятя.

Если папаха ложилась на стол донышком с крестом вверх, это значило, что вопрос о женитьбе с девушкой не согласован. Это собственные фантазии неудачливого жениха.

- Ну-ка, прикинь! – приказывал строго отец сыну.

- Ну вот! – Радостно говорил отец невесты.

– Твоя папаха-то! Носи, на здоровье и более не теряй! Такие нынче пошли казаки рассеяны, у нас этих папах чуть ли не полдвора натеряли!


При хорошем раскладе гостей просили раздеться, на стол ставилась закуска, спиртное. За едой происходила беседа в которой договаривались о смотринах, но уже в курене жениха.

Смотрины.

Примерно через неделю невестины мать и отец едут к родителям жениха, где осматривают хозяйство, комнаты, знакомятся с семейством будущего зятя.

Если гости довольны, им предлагается называться сватами на что те отвечают, что пока еще раненько.

Свекор приглашает их словами: Ну что ж, сваты не сваты, добрые люди, пожалуйте за стол.

Гости садятся за стол. Выпивают по рюмке, другой.

-Ну а теперь можно и сваточками зваться, - говорит невестин отец.
Здесь же уговариваются когда быть сводам.


Своды.


Во время сводов девчата — подруги невесты выходят в отдельную комнату, а в горнице (большой комнате) остаются и рассаживаются на стульях: ее дед, бабка, дяди, тетки, братья, сестры и званные близкие. На почетном месте под святыми образами садятся крестный отец и мать. На столе два калача, солонка с солью.


Приехавшего жениха (с друзьями) одного приглашают в дом, невесту прячут в другой комнате среди своих подруг.

Приглашают жениха со словами: « А что угадаешь, кого и где искать?”.

Жених идет в комнату, где слышен девичий смех и там находит свою избранницу, берет ее за руку и вместе с нею становится в горнице среди комнаты.

Родители спрашивают детей согласия на брак.

Следуют ответы: «Из воли родительской не выходим. Согласны».

Затем отцы жениха и невесты бьют друг друга по рукам. Все садятся за стол, угощаются и договариваются о дне свадьбы.

С этого времени девушка считается «пропитой невестою».

После пропоя до дня венчания в доме невесты начинаются «Вечеринки» или «ночевки» на которых собираются жених, его друзья и ее подруги.

На вечеринках в течение ночи устраиваются различные игры.

На «ночевках» парни и девушки зорко следили за тем, чтобы никто не мог уснуть в течение вечеринок. Уснувших, наказывали различными способами.

Нередко, спящим, на спину верхней одежды пришивали старую тряпку, а утром их «заботливо» одевали, да так, чтобы они не заметили этого подвоха.

Идя по станице с пришитым «товаром», молодой казак не представлял, что в станице уже все знают о том, где он был и за что наказан.

Вечером перед днем свадьбы в дом жениха завозится приданое невесты (выполненные и красочно украшенные рушники и покрывала самой невестой).

Свадьба.

В день бракосочетания невеста рано утром до восхода солнца вставала, обходила весь свой двор, мысленно прощалась со всем, что ей было дорого.

Приехавшего жениха сажают за стол рядом с невестой.

Родители невесты благословляют и напутствуют молодых. Затем молодые на тройке лошадей отправляются в церковь.


После венчания жених и невеста едут в дом родителей невесты, где их поздравляют ее отец и мать, за ними крестные, а затем по степени родства остальные присутствующие.


Затем сваха приступает к повиванию — "обрезанию косы”.
Когда сваха расплетает косу, невестин брат берет нож и тупым краем режет косу.

Дружок в этот момент говорит: "Постой, постой не режь, мы эту косу выкупим”. И дает несколько копеек.

"Нет этого мало”- говорит брат. Торг длится до тех пор, пока брат не будет доволен.

Затем сваха заплетает две косы и гости опять поздравляют молодых.


В ряде станиц Кавказской линии молодым давали подарки, при этом поздравляли их шутками да прибаутками.

Нередко можно было услышать напутствия: "дарю Вам серебро, чтобы в доме было добро”.
Молодые в это время стояли и внимательно слушали наставления.

По окончании даров молодых выводили из комнаты во двор. Мать невесты передавала икону (обычно ту, с которой сама выходила замуж) и свое родительское благословение.

Затем вся процессия направлялась к дому жениха.

На пороге дома жениха новобрачных встречали его отец и мать, а сзади дед, бабушка, крестные.

Отец обычно держал икону, а мать хлеб-соль. Молодые трижды крестились иконе, целовали ее, а затем угощались хлебом.

Мать осыпала молодых хмелем, серебряными монетами, конфетами, орехами, желая молодым изобилия и счастья.

Затем молодые входят в дом так, чтобы не наступить на порог, дабы не потерять суженого и становятся на овчинную шубу, которую предварительно расстилают шерстью вверх.
Хмель и овчинная шуба являлись символом довольства и зажиточности.

После этого молодые и гости садились по местам. Начинались поздравления новобрачных, одаривание их подарками. Каждый говорил хорошие слова и дарил от души, что мог, в зависимости от своего материального положения.

Во время даров каждый из поздравляющих, просил подсладить спиртное поцелуем. Это было намеком на продолжительный поцелуй.

Гости могли сидеть и веселиться до утра, а молодых поздним вечером отправляли в их комнату, где молодым предстояло провести брачную ночь. В ней ставили икону, стакан с медом, чашку с зерном, куда помещали свечи, не зажигая их.

Второй день свадьбы начинался с завтрака - молодая жена приглашала всех гостей за стол.
Тех гостей, которые опаздывали к завтраку, разували, обливали водой, катали на тачке. Чтобы избежать этого, опоздавшие откупались деньгами, спиртным, конфетками и т.д.
После завтрака родителей молодого мужа наряжали женихом и невестой сажали на тачку и возили.
Затем все гости шли к родителям жены.

Участники свадебного шествия нередко переодевались: женщины в мужскую, а мужчины в женскую одежду.
Среди них было немало "цыган”, которые приставали к прохожим с предложением "погадать", нередко заходили во дворы "воровать" кур.


В старину свадьбы длились не менее недели, на их проведение затрачивалось 250-ЗОО рублей (конец ХIХ века), что для казачьих семей было обременительно, но к ним готовились много лет, с самого рождения детей.

Важным обрядом были проводы казаков и встреча их со службы.

Этот обряд создали военная жизнь казаков и военное воспитание. Обычай торжественно провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое. Еще в XVII в., когда казаки отправлялись в походы, перед отправлением весь народ собирался около часовни или церкви.

Вместе с походным атаманом и Войском слушали обедню, молили Николая Угодника о покровительстве и помощи.

Потом все выходили на площадь, где были приготовлены прощальные угощения - мед и вино.

В XIX в. в обряде происходят изменения. Поскольку казаки теперь живут семьями, основные действия происходят не на площади, улице, а в доме служивого.

Перед уходом на службу отец брал в руки икону и благословлял сына такими словами:

«Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи Царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на служение Царю и Отечеству. Послужи батюшке - Царю, как и деды, и отцы твои служили».

После благословения отца казак кланялся в ноги матери, отцу, дядям, теткам, обнимал жену, детей, говоря при этом:

«Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка! Прости, милый друг, — обращался к жене, — жди меня, быть может, Бог даст — вернусь!"



По обычаю все уходившие на службу казаки собирались в церкви на молебен. Уходя на войну, обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери, либо в саду у самого дома. Землю зашивали в мешочек, привешивали к кресту на грудь. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.


Если проводы казака были связаны с грустью и печалью расставания, то встреча была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи.

Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Святого Спасителя.

Казаков встречали с хлебом-солью, затем все отправлялись в храм, где служили молебен, и казаки передавали храму принесенный дар, так как все успехи и удачи в военных делах казаки приписывали милости Божьей.

Но часто в казачьем храме можно было увидеть икону Божьей Матери, украшенную жемчугом. Это казачьи вдовы клали по жемчужине на икону Богородицы в вечное поминовение убиенных мужей.

Поминальный обряд.

Для казака считалась достойной смерть на поле брани или в кругу семьи. Старики готовили себя к смерти, но встретить ее спокойно мог только тот, кто достойно жил, стремился не делать зла и кто не был одиноким, имел родных.

По народному пониманию, чем больше грехов, тем труднее умирать.

Хоронили казаки по православному обряду. Тело покойника обмывали: мужчины — мужчин, женщины — женщин.

На покойника одевали только новую одежду. Нательное белье шилось руками.

Умершую в девичьи года девушку-казачку несли на кладбище только девушки, а не женщины и тем более не мужчины. Так отдавалась дань уважения целомудрию и непорочности.

Покойника несли на кладбище на руках, гроб покрывали темным покрывалом, а девицы - белым.

При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конем шли близкие.

Могилы копались глубокие. Сбоку от могилы выкапывалась ниша. Туда и устанавливали гроб.

Священник отпевал покойника дома и на кладбище. Хоронили на третий день.

После обязательно устраивали поминки: в день похорон, на 9-й и 40-й дни и в годовщину смерти.

Если человек умирал в пост, то готовили постную поминальную еду: варили уху или суп с рыбы. Делали котлеты из рыбы, пекли пирожки с постной начинкой, подавали чай и компот. Обязательно варили кутью (отваренный рис с медом или изюмом).

Если человек умирал в обычное время, то готовили домашнюю лапшу из курицы или борщ с мясом, варили яйца, делали котлеты мясные, пекли пирожки с мясом и повидлом. Подавали также компот или чай.

Всех, кто был на кладбище, приглашали на обед.

Все входящие во двор обязательно мыли руки за калиткой. На обеде ели только ложками (деревянными), вилок не подавали.

Родильный обряд.

Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа.

Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы.

Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем.

По истечению сорока дней ребенка носили в церковь для «получения молитвы». По возвращению из церкви домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком.

Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану- воину.

Первыми словами малютки были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять.

Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.

Обряд крещения.


Прежде совершения таинства крещения должно было быть наречение имени, которое дается человеку в честь кого-либо из святых Православной церкви. При этом священник троекратно осеняет его крестным знамением и молит Господа быть милостивым к этому человеку и, по присоединению через крещение к святой церкви.
Во время крещения, священник молит Господа изгнать из этого человека всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его и сделать его членом церкви и наследником вечного блаженства. Крещеный же отрекается от дьявола, дает обещание служить не ему, а Христу и чтением Символа Веры подтверждает свою веру во Христа как Царя и Бога.


Когда же крестят младенца, то отречение от дьявола и всех дел его произносят, от его лица, крестный отец и крестная мать. Которые обязуются научить его христианской вере.

Затем священник молит Господа освятить воду в купели и отогнать от нее дьявола, сделать ее для крещаемого источником новой и святой жизни, и при этом он трижды делает в воде знамения: крест, сначала своей рукой, а потом, освященный елеем, которым он помазывает крещаемого в знак милости Божьей к нему.

После этого священник троекратно погружает его в воду, произнося «крещается раб Божий» (при этом упоминает его имя) «Во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святого Духа, аминь».

На крещеного возлагается белая одежда и крест. Белая одежда служит знаком чистоты после крещения, а крест служит видимым знаком его веры в Иисуса Христа.

Сразу же после этого совершается таинство миропомазания. Священник помазывает крещеного святым миром, делая на нем знак креста на разных частях тела с произнесением слов печать (т.е. знак) дара Духа Святого. В это время незримо подаются крещеному дары Святого Духа, при помощи которых он возрастает и укрепляется в жизни духовной.
Чело или лоб помазывается миром для освящения ума; глаза, ноздри, уста, уши для освящения чувств; грудь — для освящения сердца; руки и ноги — для освящения дел и всякого поведения.

Троекратное затем хождение священника с новокрещенным и крестным отцом и матерью кругом купели есть знак торжества и радости духовной.

Горящие свечи в их руках служат знаком духовного просвещения, а крестовидное пострижение волос на голове крещеного делается в знак его посвящения Господу.
День крещения для родителей младенца, его родных и близких является величайшей радостью, отмечается застольем, радостными пожеланиями и подарками.
Примечание: крестным отцом и матерью не могут быть некрещеные, с порочными недостатками в жизни, поведением, поступками, и легкими взглядами на жизнь.

Таким образом, хотелось бы Вам напомнить, что мы являемся прямыми потомками культурного наследия наших предков. От нас зависит сохранение этого огромного материала. Поэтому мы должны не только бережно хранить эти традиции, но использовать их в своих семейных традициях: петь дедовские песни, плясать народные танцы, хорошо знаем свою историю, праздники и обряды, гордится своими казачьими корнями.

Спасибо за внимание!!!



2015-12-07 1447 Обсуждений (0)
Важным обрядом были проводы казаков и встреча их со службы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Важным обрядом были проводы казаков и встреча их со службы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1447)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)