Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ



2015-12-07 1251 Обсуждений (0)
ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся:

— диктант;

— краткая самостоятельная работа;

— письменная контрольная работа;

— контрольная лабораторная работа;

— устный зачет по изученной теме;

— классический устный опрос у доски.

Диктант— форма письменного контроля знаний и умений учащихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления ответов. Именно краткость ответов диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью диктантов можно проверить ограниченную область знаний учащихся.

Диктант не позволяет проверить умения, которыми овладели учащиеся при изучении той или иной темы.

Таким образом, быстрота проведения диктанта является одновременно как его достоинством, так и недостатком, так как ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений учащихся снимает часть нагрузки с остальных форм, а также, как будет показано ниже, может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля.

Кратковременная самостоятельная работа.Здесь учащимся также задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы; .задачи на проверку умения решать задачи по данной теме; конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение учащихся распознавать явления; задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиями. Понятно, что кратковременная самостоятельная работа требует гораздо большего количества времени, чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть не более 2—3, а иногда самостоятельная работа состоит и из одного задания.

Письменная контрольная работа— наиболее распространенная форма в школьной практике. Традиционно контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания для решения задач определенного типа по данной теме или разделу. На наш взгляд, понятие «контрольная работа» следует расширить и включить в нее различные типы заданий, если она используется учителем как форма контроля знаний и умений учащихся в конце изучения темы.

 

Количество вариантов контрольной работы является спорным вопросом. В школе применяется 2, 4, 6 и даже 8 вариантов, так как учителя стараются как можно лучше обеспечить самостоятельность выполнения заданий каждым учеником. Увеличение числа вариантов ведет к увеличению количества времени, требуемого для проверки контрольной работы учителем, а также к появлению трудности, связанной с составлением большого числа вариантов одинаковой сложности. С другой стороны, такое недоверие к ученикам нам кажется необоснованным, так как списывать их заставляет отнюдь не лень или нечестность, а неуверенность в своих силах. Поэтому увеличивать самостоятельность при выполнении контрольной работы следует не увеличением числа вариантов, а улучшением подготовки учащихся к ней.

Контрольная лабораторная работа— достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умения применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, так как от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами. Тогда и задания выполняются легче и охотнее. Особенно это заметно в младших классах. Лабораторную работу целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как диктант или тест. Такая комбинация может достаточно полно выявить знания и умения учащихся при минимальных затратах времени, а также снять при этом трудность длинных письменных высказываний.

Классический устный опрос у доскиорганизуется по-разному, в зависимости от его цели и от содержания проверяемого материала. Среди целевых установок проверки можно выделить следующие: проверить выполнение домашнего задания, выявить подготовленность учащихся к изучению нового материала, проверить степень понимания и усвоения новых знаний. В зависимости от содержания она проводится по материалу предшествующего урока или по отдельным разделам и темам курса. Методика устной проверки включает в себя две основные части:

а) составление проверочных вопросов и их задавание;

б) ответ учащихся на поставленные вопросы.

Составление проверочных вопросов и заданий — важный элемент устной проверки. Качество вопросов определяется их содержанием, характером выполняемых учащимися при ответе на вопросы умственных действий, а также словесной формулировкой.

При составлении вопросов всегда исходят из того, что проверять следует те знания, которые являются основными в данном курсе, или относительно трудно усваиваются учащимися, или которые необходимы для успешного усвоения дальнейших разделов и тем курса. Устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.

Качество вопросов определяется характером умственных действий, которые выполняют учащиеся при ответе на вопрос. По-этому среди проверочных заданий выделяют вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), речь.

Качество устной проверки зависит от подбора, последовательности и постановки вопросов.

Второй составной частью устной проверки является ответ учащегося на вопросы. В дидактической литературе выделяются два условия качественного выявления знаний ученика:

— ученику никто не мешает (учитель и класс комментируют ответы потом);

— создается обстановка, которая обеспечивает наилучшую работу его интеллектуальных сил.

Прерывать ученика можно лишь в том случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняется в сторону. При оценке ответа ученика обращают внимание на правильность и полноту ответа, последовательность изложения, качество речи.

Приемы устной проверки используются на различных этапах урока.

 



2015-12-07 1251 Обсуждений (0)
ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)