Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Поправки к конституции



2015-12-07 632 Обсуждений (0)
Поправки к конституции 0.00 из 5.00 0 оценок




Статья V описывает процесс изменения конституции — принятия поправок. Поправки могут быть приняты конгрессом (двумя третями присутствующих членов каждой из палат) или Национальным конвентом — специальным органом, который созывается конгрессом по требованию не менее двух третей легислатур штатов. До настоящего момента поправки принимались только конгрессом; Национальный конвент ни разу не созывался, в связи с чем порядок избрания его членов и регламент работы остаётся неизвестным.

После того, как поправки были приняты конгрессом либо национальным конвентом, они должны быть ратифицированы тремя четвертями штатов. Конгресс сам определяет один из двух возможных способов: ратификация легислатурами штатов или созываемыми в каждом штате специально для принятия этого решения конвентами. Второй способ использовался только один раз, для того, чтобы принять Двадцать первую поправку, которая отменяла ранее принятую Восемнадцатую поправку («Сухой закон»).

Для того чтобы принять поправку, которая уменьшает число сенаторов от данного штата по сравнению с другими штатами, в обязательном порядке требуется согласие заинтересованного штата.

Билль о правах

Билль о правах — это общее название первых десяти поправок к Конституции, которые гарантируют отдельные личные права граждан и соответственно ограничивают полномочия государственных органов. Поправки были предложены Джеймсом Мэдисоном на первом конгрессе США[28] в 1789 году, в том же году одобрены конгрессом и ратифицированы штатами до конца1791 года.

Билль о правах был принят по инициативе тех политиков и публицистов (в частности, Томаса Джефферсона, который не участвовал в Конституционном Конвенте), которые считали недостатком Конституции отсутствие перечня базовых прав личности (перечисление в преамбуле целей конституции казалось им недостаточным), которое в будущем могло стать основанием для ущемления прав. Оппоненты (например, Александр Гамильтон) возражали, что принятие подобного документа — это практика прошлых столетий, когда короли даровали подданным хартии, в которых перечислялись только некоторые права, что означало возможность покушения на права, не указанные в хартии[29]

Первоначально Билль о правах не применялся к законодательству штатов. Первая поправка прямо касается только законодательных полномочий конгресса, но не легислатур штатов, что позволяло некоторым штатам издавать законы, устанавливающие официальную религию штата. Подобная ситуация сохранялась до 1868 года, когда была принята Четырнадцатая поправка, которая одновременно с отменой рабовладения в частности установила, что

Ни один штат не должен издавать или применять законы, которые ограничивают привилегии и льготы граждан Соединённых Штатов; равно как ни один штат не может лишить какое-либо лицо жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры либо отказать какому-либо лицу в пределах своей юрисдикции в равной защите закона.

Конституционный контроль -особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны независимыми от законодательной и исполнительной власти судебными или специальными контрольными органами по обращениям уполномоченных на то лиц или по инициативе самого контролирующего органа.

Институт К.к. впервые возник в США, где еще в 1803 г. федеральный Верховный суд признал, что у него есть право объявлять противоречащими Конституции США любые законы, принимаемые органами законодательной власти в стране. Объявление закона таковым означало и означает в наши дни, что он не должен применяться в первую очередь судами. Эта модель К.к. впоследствии получила название американской. Впервые специальный орган К.к. - конституционный суд - был создан в Австрии по Конституции 1920 г., что ознаменовало появление так называемой европейской модели К.к. В СССР К.к. существовал формально в 1924-1936 гг. и был восстановлен в 1989 г. с образованием Комитета конституционного надзора СССР. В РФ К.к. был учрежден в 1991 г. (см. Конституционный Суд РФ). К настоящему времени самостоятельные органы К.к. созданы также на уровне республик в составе РФ. В некоторых других субъектах РФ предусмотрен аналог К.к. - так называемый уставный контроль (см.Уставный суд). В большинстве бывших союзных республик в 1991-1995 гг. также были созданы органы К.к. К концу 90-х гг. К.к. был признан в абсолютном большинстве стран мира как неотъемлемый элемент демократической государственности.

Объектами К.к. могут быть обычные законы, органические законы, конституционные законы, международные договоры, регламенты палат парламента, подзаконные нормативные акты, а также правоприменительная практика. В федеративных государствах объектом К.к. являются также вопросы разграничения компетенции между федерацией и ее субъектами. По содержанию К.к. может быть формальным (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и других нормативных актов), материальным (проверяется содержание законов и других нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции), абстрактным (осуществляется по инициативе любого из уполномоченных субъектов без конкретного повода) или конкретным (осуществляется только в связи с каким-либо судебным делом).

 

  1. Особенности конституционного статуса личности в США.

Американская концепция прав человека исходит из идеи их естественного происхождения. Именно поэтому, первоначально в тексте Конституции права и свободы почти не получили закреп­ления: провозглашались лишь равноправие граждан во всех шта­тах (разд. 2 ст. IV), основы пассивного избирательного права при проведении выборов палат Конгресса и Президента (разд. 2, 3 ст. 1), недопустимость религиозной дискриминации при решении вопроса о занятии какой бы то ни было публичной должности (ст. VI), недопустимость длительного задержания и наказания без судебного разбирательства, а также обратной силы закона (разд. 9 ст. I). Как видно, набор прав и свобод человека в тексте Конституции был весьма фрагментарным. При этом они не полу­чили систематизированного выражения, в Конституции не было отдельной главы, посвященной их регламентации, они рассредо­точены по всему тексту Конституции. Такой подход объясняется тем, что разработчики Конституции считали провозглашение прав Человека юридическим излишеством. Они утверждали, что по­скольку основные права и свободы являются естественными, их признание и соблюдение не зависят от того, получили они зак­репление в Конституции или нет. Термин «народ» используется в значении «люди», то есть под народом понимается совокупность физических лиц. Особое вни­мание в этом отношении следует обратить на десятую поправку к Конституции США. Фактически она взаимосвязана с предыду­щей, девятой, поправкой: в ней содержится требование, чтобы федеральные органы действовали лишь в рамках, которые опре­делены Конституцией и не нарушали ни прав штатов, ни прав народа, то есть людей. В отечественной литературе содержание десятой поправки к" Конституции США часто трактуется по-дру­гому — как возможность для расширения прав федерации, чья власть якобы олицетворяется понятием «народ».

Обязанности человека и гражданина в Конституции США от­ражения не получили. Вопросы гражданства регламентируются в третьем разделе Акта об иммиграции 1990 года. Он предусматривает следующие способы приобретения гражданства США: по рождению, в ре­зультате натурализации или восстановления, а также приобрете­ние детьми гражданства родителей.

  1. Государственное устройство США. Особенности взаимодействий властей.

По своему государственному устройству Соединенные Штаты Америки являются федерацией, в которую входят 50 штатов и федеральный округ Колумбия. Кроме этого, в подчинении США находится ряд островных территорий. Столица страны – город Вашингтон. Главный документ страны – конституция. В ней имеется четкий перечень задач, которые решает центральная власть. Решением вопросов, не внесенных в конституцию, занимаются власти штатов. Именно на постоянной борьбе тенденций по расширению полномочий центральной власти и усилению власти штатов основывается американский федерализм. При этом в 20 веке сильнее проявляется тенденция усиления центральной власти.

Политическая система СШАтакже определяется конституцией страны. Согласно ей, в Соединенных Штатах действует принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Главой государства и командующим вооруженными силами является президент США, он же играет роль высшего органа исполнительной власти. Законодательную власть представляет двухпалатный конгресс, судебную – Верховный суд США. Государственное устройство США предполагает наличие большого числа институтов власти как в столице, так и на местах. В том числе, многие из них вступают между собой в дискуссии по важным вопросам, что обеспечивает политическую конкуренцию.

Правовая система СШАстроится на определяющем значении конституции страны, которая безоговорочно признается основным источником права. При этом законодательную деятельность на территории страны осуществляет как конгресс в качестве органа центральной власти, так и законодательные собрания каждого отдельного штата. Это объясняется особенностями государственного устройства США, подразумевающего наличие обширных полномочий властей штатов. Строится американская правовая система на прецедентном праве, то есть главенстве судебного решения по конкретному вопросу перед буквой закона.

Финансовая система СШАдостаточно сложна и многообразна, ведь экономика Штатов считается крупнейшей в мире. Особую роль в ней играет Федеральная резервная система, являющаяся центральным банком страны. Большое значение в финансовой системе США также имеют банки, которые делятся на коммерческие и инвестиционные. Кроме этого, США является центром мировой биржевой торговли. Именно попадание на американские фондовые и товарные биржи (NYCE, NASDAQ, AMEX и другие) является залогом успеха компании из любой страны мира.

Экономическая система СШАявляется наиболее развитой в мире. Она характеризуется наличием большого количества природных ресурсов, многопрофильным высокотехнологичным производством и масштабными научными исследованиями. В США хорошо развита сфера услуг и работает конкурентоспособное промышленное производство. Соединенные Штаты являются крупнейшим в мире экспортером продукции таких отраслей, как сельское хозяйство, металлургия, автомобильная и военная промышленность.

Транспортная система СШАсчитается одной из наиболее мощных во всем мире, что во многом обеспечивает экономическое процветание страны. Наибольшее развитие в Соединенных Штатах получил автомобильный и воздушный транспорт. Основной объем грузоперевозок в стране выполняется грузовыми автомобилями, люди для передвижения активно пользуются собственными автомобилями и самолетами. Железнодорожный и водный транспорт в настоящее время используются намного менее интенсивно.

 

В США, президент явля­ется главой государства и правительства. Он руководит внутрен­ней и внешней политикой и является верховным главнокоман­дующим вооруженных сил. Президент чаще всего избирается непосредственно гражданами. После избрания президент (в США с одобрения сената) назначает членов кабинета мини­стров, которые ответственны перед ним, а не перед парламен­том. В президентской республике правительство отличается стабильностью. В ней существует жесткое разделение законо­дательной и исполнительной ветвей власти, значительна сте­пень и их самостоятельности. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не вправе рас­пустить парламент. Лишь в случае серьезных антиконституци­онных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент. Однако процедура импич­мента очень затруднена. Отношения между парламентом и пре­зидентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента.

Президентская форма правления нередко вырождается в супер­президентскую республику. В ней почти вся реальная власть кон­центрируется у президента, который выходит из-под контроля парламента и судебных органов и обладает отчасти полудикта­торскими полномочиями.

 

  1. Политические партии и партийная система в США. Избирательное право и система выборов.

Политические партии Соединённых Штатов Америки играют важную роль в политичеcкой системе и жизни страны, несмотря на то, что Конституция Соединённых Штатов не оговаривает особо их существование. Традиционно для США характерна двухпартийная система, когда с середины XIX века в политике доминируют две большие партии, регулярно сменяющие друг друга у власти.

Политологи и историки делят развитие двухпартийной системы Америки на пять эпох. Современная двухпартийная система состоит из Демократической и Республиканской партий, которые неизменно побеждают на президентских выборах с 1852 года и контролируют Конгресс Соединённых Штатов с 1856 года. Начиная с 1930-х годов демократы в целом занимают в американской политике позиции чуть левее центра, в то время как республиканцы находятся правее центра.

Помимо двух ведущих партий в США действуют ещё 38 федеральных третьих партий, не считая региональных, но влияния на политику они почти не оказывают. Лишь время от времени кому-нибудь из членов малых партий удаётся добиться избрания в Палату представителей или Сенат. В некоторых штатах существуют партии пользующиеся реальным влиянием на региональную политику, например, Вермонтская прогрессивная партия.

Современная партийная система в Соединённых Штатах характеризуется доминирующим положением двух партий, Демократической и Республиканской. Эти две партии контролируют как Конгресс Соединённых Штатов, так и Законодательные собрания всех штатов. Также демократы и республиканцы выигрывают президентские выборы и в большинстве случаев выборы губернаторов штатов и мэров городов. Другие партии лишь время от времени добиваются небольшого представительства на уровне федеральном и штатах, чаще всего не имея возможности реально влиять на политику даже на местном уровне.

На президентских выборах с начала XX века маловлиятельные и в основном недолгоживущие «третьи» партии и силы лишь эпизодически добивались хотя бы относительно значительных результатов: второе место Прогрессивной партии в 1912 году (27 % голосов избирателей и 88 выборщиков), а также третьи места независимого кандидата Росса Перо в 1992 (19 % и 0 выборщиков), Прогрессивной партии в 1924 (17 % и 23 выборщика) и Независимой партии в 1978 (14 % и 46 выборщиков).

 

США управляются федеральным правительством, с выборными представителями на федеральном (общенациональном) уровне, уровне штатов и локальном уровне. Выборы и подготовка к ним — стержневое событие и постоянное событие политической жизни американского общества. Выборными являются свыше 18 тысяч должностей, начиная с президента США и кончая шерифом небольшой сельской общины. Выборы в федеральные органы власти проводятся по всей стране одновременно в ноябре каждого четного года.

Президентские выборы

Президент и вице-президент США избираются вместе на выборах, проходящих раз в 4 года. Выборы непрямые: победитель определяется Коллегией выборщиков, голосующие в каждом штате выбирают один из списков выборщиков, обозначенных каким-либо кандидатом. Выборщики обычно заранее обещают проголосовать за кандидата от их партии (и именно имена этих кандидатов размещаются в бюллетенях, а не имена отдельных выборщиков). Голосование выигрывает кандидат, набравший по крайней мере 270 голосов Коллегии выборщиков. За счёт непрямого голосования, возможна (и происходила) ситуация, когда кандидат, получивший большинство голосов выборщиков, тем не менее, проиграл бы, если бы учитывались голоса отдельных людей на общенациональном уровне. До принятия Двенадцатой поправки к Конституции США в 1804 году, занявший второе место на этих выборах становился вице-президентом.

Выборы в Конгресс США

Конгресс США состоит из двух палат: палаты представителей, избираемой на основе прямого голосования, и сената, в состав которого прямым голосованием избираются по 2 представителя от каждого штата. В палате представителей 435 мест, которые распределяются по штатам в зависимости от численности их населения. Члены палаты представителей избираются на два года.

Сенат состоит из 100 членов, по два от каждого штата, избираемых на срок в 6 лет. Первоначально сенаторов избирали члены законодательных собраний штатов, но с 1913 года, после вступления в силу 17-й поправки к Конституции, выборы сенаторов стали прямыми. Они проводятся одновременно с выборами в палату представителей, при этом каждые два года переизбирается 1/3 состава сената. Избирательный округ по выборам в сенат — весь штат.

Конституция (вместе с поправками) гарантирует избирательные права всем гражданам США, достигшим 18 лет. Наибольший интерес со стороны избирателей вызывают президентские выборы. Если выборы в конгресс, губернаторов штатов происходят не одновременно с президентскими, то интерес к ним и, соответственно, участие избирателей падает в среднем на 14 процентов.

В США действует мажоритарная система выборов, когда кандидат, получивший в одномандатном округе относительное большинство голосов, считается победившим. Это дает предпосылки для развития двухпартийности.

 



2015-12-07 632 Обсуждений (0)
Поправки к конституции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Поправки к конституции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (632)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)