Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конституционно-правовой статус личности в Индии



2015-12-07 1653 Обсуждений (0)
Конституционно-правовой статус личности в Индии 0.00 из 5.00 0 оценок




На формирование правового статуса человека и гражда­нина в Конституции Индии наибольшее влияние оказал аме­риканский Билль о правах*, хотя американская идея консти­туционного закрепления прав и свобод реализовывалась в Ин­дии посредством применения английской системы права** и с учетом английских конституционных соглашений. Концепция не защищаемых в судебном порядке руководящих принципов была заимствована из Конституции Ирландской Республики 1937 г. Она, как мы видели в т. 3 настоящего учебника, была воспри­нята и рядом более поздних европейских конституций.

Особо важное значение имеет в Индии конституционный принцип равенства, состоящий, в частности, в запрещении "неприкасаемости"* (ст. 17) и дискриминации по мотивам толь­ко религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола или места рождения (ст. 15), в одинаковых возможностях устрой­ства на работу в публичные учреждения (ст. 16) и в равной защите со стороны закона (ст. 14). Особенность принципа ра­венства в индийской Конституции заключается в обеспечении некоторых гарантий и привилегий для женщин и детей и для признанных государством отсталыми групп населения (ч. 3 и 4 ст. 15, ч. 4 и 4-а ст. 16). Реализуя этот конституционный прин­цип, Индийская Республика стремится ликвидировать касто­вые, религиозные и иные предрассудки, которые выступают как причина дискриминации миллионов людей.

Национально-культурные особенности Индии отразились в праве меньшинств на пользование собственным языком, пись­менностью, культурой (ч. 1 ст. 29), на открытие собственных учебных заведений и управление ими (ст. 30).

В Индии, где традиционно велико влияние религии на все стороны жизни, особое значение приобретает светский характер Конституции, усиленный изменением преамбулы 42-й поправкой. Первоначально в преамбуле говорилось о стремлении индийского народа превратить страну в суверен­ную демократическую республику, а 42-я поправка добавила к этой характеристике слова "социалистическую светскую". Несмотря на то, что в стране наиболее распространена (83% населения) индуистская религия, Индийскую Республику мож­но признать веротерпимым государством, где относительно мирно уживаются почти все основные религии мира.

В то же время приходится отмечать, что социально-эко­номическое, кастовое неравенство, а также конфронтации на религиозно-общинной почве имеют в Индии место. Вспышки последних подчас приобретают масштабы, угрожающие един­ству страны. Конституционные положения о запрещении не­прикасаемости и Закон о запрещении неприкасаемости 1955 г., усиленный поправкой к нему 1969 г., не привели к искорене­нию притеснения неприкасаемых (хариджан — "людей Бога"). В целом правовой статус представителей низших каст, отста­лых в экономическом и культурном отношении племен и мень­шинств и сегодня реализуется на практике далеко не в пол­ной мере.

Оценивая политику Правительства Индии в отношении отсталых групп населения и устранения феодально-колониаль­ных пережитков, нельзя не отметить такие позитивные в ос­новном меры, как предоставление государству 1-й поправкой к Конституции права издавать особые постановления с целью "развития социально или культурно отсталых групп населе­ния" (ч. 4 ст. 15), продление сроков резервирования мест в Народной палате (нижней палате федерального Парламента) и в легислатурах штатов, а также в публичных службах для представителей недостаточно развитых племен и каст, а так­же англо-индийской общины 8-й, 23-й, 42-й, 45-й, 79-й по­правками, предусмотренная 7-й поправкой обязанность штатов и местных властей приложить усилия к обеспечению условий для начального обучения на родном языке (ст. 350-а), внесение языков синдхи (21-я поправка), конакни и манипури (71-я по­правка) в список официальных языков, отмена привилегий быв­ших князей (26-я поправка) и высших чиновников гражданской службы (28-я поправка).

Напоминает европейские конституции двухвековой давно­сти положение ст. 18 об отмене титулов. Государство не при­суждает никаких титулов, кроме воинских званий и научных отличий. Гражданам запрещено принимать какие-либо титу­лы от иностранных государств. Более того, даже негражданам, если они занимают должности, связанные с государством, мож­но принимать такие титулы только с согласия Президента.

Особая часть Конституции посвящена основным обязанно­стям. Это ч. IV-a, которая была внесена в Конституцию 42-й поправкой. Одни обязанности появились под влиянием примера социалистических государств*, другие естественно необходимы для существования страны, третьи направлены на укрепление суверенитета и единства Индии, а четвертые отражают обще­гуманистические идеи Джавахарлала Неру и Индиры Ганди.

В Индии в разные периоды и в различных частях страны права и свободы граждан в ходе их практического осуществ­ления приобретают свои специфические особенности. Юриди­чески это подкрепляется федеративным устройством государ­ства и правом штатов издавать законы, вносящие существен­ные коррективы в реализацию прав и свобод граждан в рамках штата. Однако осуществление прав и свобод варьируется не только от штата к штату, но и в зависимости от социально­го положения конкретного гражданина. Впрочем, в процессе дальнейшей централизации индийского государства, а также под воздействием современной научно-технической революции наблюдается общая тенденция к унификации правового поло­жения представителей различных штатов, каст, религий, об­щин и т. д.

В настоящем пункте мы не будем излагать материал об ограничениях политических прав и свобод; мы их коснемся ниже в п. 4 настоящего параграфа.

Сложная внутренняя социально-политическая ситуация обусловила подробную разработку в Конституции системы мер, направленных на преодоление чрезвычайных ситуаций и ог­раничивающих многие, в первую очередь личные, права и сво­боды. В основном эти меры вполне традиционны. Составные части этой системы — чрезвычайное положение (ст. 352—354, 358, 359), военное положение (ст. 34), президентское правле­ние в штатах (ст. 356, 357), чрезвычайное финансовое поло­жение (ст. 360), а также упоминавшееся нами в п. 3 превен­тивное заключение (ч. 3—7 ст. 22). Не все эти институты зат­рагивают права и свободы, и мы остановимся только на тех, которые затрагивают.

Институт чрезвычайного положения, которому отведена ч. XVIII Конституции, уникален тем, что не имеет аналогов в мировой практике по степени своей детализации на конститу­ционном уровне*. Чрезвычайное положение объявляется про­кламацией Президента на всей или части территории страны, когда он убежден, что возникла тяжелая чрезвычайная ситу­ация, угрожающая безопасности всей страны или ее части. Такая ситуация может порождаться войной или внешней агрес­сией, или вооруженным восстанием. Для издания прокламации необходимо, чтобы Кабинет Союза письменно известил Прези­дента о возможности этого. Прокламация представляется в каждую из палат Парламента и, если не будет одобрена их резолюциями, прекращает действовать через месяц после издания. Если прокламация издана, когда нижняя палата Пар­ламента распущена или ее роспуск состоялся в течение месяца после издания прокламации и она не была одобрена, действие прокламации прекращается через 30 дней после того, как но­воизбранная палата соберется. Одобренная прокламация дей­ствует 6 месяцев, но палаты могут продлевать ее действие.



2015-12-07 1653 Обсуждений (0)
Конституционно-правовой статус личности в Индии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конституционно-правовой статус личности в Индии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1653)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)