Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Может ни принести им пользу,ни причинить им вред»



2015-12-07 582 Обсуждений (0)
Может ни принести им пользу,ни причинить им вред» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

(сура 25 «Различение», аят 55). Поклонение — это лояльное отношение, любовь и довольство своей подчинённостью Ему ('убудиййа), включающей особую близость. А они помогают врагам Аллаха в их враждебном отношении к Нему , противоречиях Ему и навлечении на себя Его , гнева отличие от Его приближённого,который с Ним против собственной души, шайтана и страстей.

 

Этот смысл — одно из коранических сокровищ для понимающего и разумеющего.

А Аллах оказывает помощь и поддержку.

 

Всевышний Аллах сказал: «Когда им напоминают о

 

знамениях их Господа, они не падают на них глухими и слепыми»(сура25 «Различение»,аят73).

Мукатиль сказал: «Когда их увещевают Кораном, они не относятся к этим наставлениям как глухие,которые не слышат их, и слепые, которые не видят их. Нет, они слышат, видят и убеждены в истинности [того, что слышат и видят].

 

Ибн 'Аббас сказал: «Они не относились к ним, как глухие и слепые, но боялись и были смиренными».


172 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

Аль-Кальби сказал: «Они внимают им и смотрят на них». Аль-Фарра сказал: «Когда им читается Коран,они не

 

остаются в своём прежнем состоянии,как будто они не слышали его... То есть, услышав Коран, они не превращаются в глухих и слепых».

 

Аз-Заджжадж сказал: «Это означает: когда им читаются аяты, они падают ниц, плача, слыша и видя то, что им было велено».

 

Ибн Кутайба сказал: «То есть они не игнорируют их, как если бы они были глухими и не слышали их и слепыми и не видели их».

 

Я же скажу: тут две важные вещи: понятие «хурур» и упоминаемое в связи с ним отрицание.

Что подразумевается: «падение» сердца или опускание тела при совершении земного поклона?

Означают ли эти слова,что они опустились,не демонстрируя глухоту и слепоту, но опустились пред этими аята-ми посредством смирения сердца или совершения земного поклона телом? Или же опускание — всего лишь метафора и подразумевалась невосприимчивость к ним?

 

У ослушания Аллаха — всего три основы: привязанность сердца к чему-то помимо Аллаха,покорность силе гнева и покорность силе страсти.

 

Они являют собой многобожие,несправедливость и мерзости.

Верх привязанности к чему-то помимо Аллаха,— придавание Аллаху сотоварищей и обращение с мольбами к другим божествам наряду с Ним; верх покорности силе гнева

— убийство, а верх покорности силе страсти—
прелюбодеяние.              
Поэтому Всевышний Аллах соединил все три вещи в
Своих словах: «Они не взывают помимо Аллаха к
другим богам, не убивают людей вопреки - запре

Мудрые изречения и полезные наставления

 

ту Аллаха, если только они не имеют права на это, и не прелюбодействуют»(сура25 «Различение»,аят68).

 

Эти три деяния зовут друг к другу:придавание Аллаху сотоварищей призывает к несправедливости и мерзости, подобно тому, как искренность и единобожие отвращают своего обладателя от этого.

Всевышний Аллах сказал: «Так Мы отвратили от него

 

зло и мерзость. Поистине, он был из числа Наших искренних рабов»(сура12 «Юсуф»,аят24).

Под злом подразумевается страсть, а под мерзостью —
прелюбодеяние.        
Так же несправедливость призывает к придава-нию
Аллаху сотоварищей и мерзости. Поистине — придавание
Аллаху сотоварищей — величайшая несправедливость,
подобно тому, как единобожие — высшая справедливость.
Таким образом, справедливость неотделима от единобожия, а
несправедливость неотделима от придавания Аллаху

сотоварищей. Поэтому Всевышний Аллах упоминает их вместе. Если говорить о первом сочетании,то его можно обнаружить, например, в словах Всевышнего«Аллах

 

засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость»(сура3 «Семейство'Имрана»,аят18).

А второе сочетание встречается,например, в словах Всевышнего «Многобожие является великой несправедливостью»(сура31 «Люкман»,аят13).

 

А мерзость призывает к придаванию Аллаху сотоварищей и несправедливости, особенно если желание

человека совершить подобное действие велико, а  
совершить его при этом он может только пут
несправедливости и обращения за помощью к колдовству и  
шайтану. Всевышний Аллах упоминает прелюбодеяние и  
придавание Аллаху сотоварищей вместе в свои
               

174 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

словах «Прелюбодей женится только на прелюбодейке

 

или многобожнице, а на прелюбодейке женится только прелюбодей или многобожник.Верующим же это запрещено»(сура24 «Свет»,аят3).

 

Таким образом, эти три действия влекут за собой друг друга и побуждают к совершению друг друга.

Поэтому чем слабее приверженность сердца единобожию и чем больше его приверженность многобожию, тем больше мерзостей совершает он и тем больше привязан он к образам

 

[изображениям] и тем большую страсть к ним испытывает он.

В Коране можно обнаружить похожие слова. Всевышний Аллах сказал: «Всё, что даровано вам, — преходящее благо

 

земной жизни. А то, что есть у Аллаха, будет лучше и долговечнее для тех, которые уверовали и уповают на своего Господа, которые избегают великих грехов и мерзостей и прощают, когда гневаются»(сура42 «Совет»,

аяты 36-37).

 

Всевышний сообщил о том, что то, что у Него, лучше для того, кто уверовал в Него и уповал на Него.Это и есть единобожие. Затем Он сказал: «которые избегают великих грехов и мерзостей».Здесь речь идёт об отдалении от силыстрасти. Далее Всевышний говорит: «и прощают, когда гневаются». Это сопротивление силе гнева. Таким образом, Всевышний упомянул сразу о единобожии,целомудрии и справедливости, в которых соединяются все блага.


 

Раздел

 

Виды покидания Корана

 

Покидание Корана бывает трёх видов. Первый вид: отказ внимать Корану, верить в него и прислушиваться к его

заповедям.                
Второй вид: отказ поступать согласно ему и соблюдать  
содержащиеся в нём предписания, касающиеся дозволенного  
и запретного, даже если человек при этом читает Коран и  
верит в него.              
Третий   вид: отказ руководствоваться   его
постановлениями, а также отказ обращаться к нему за
ответами на   вопросы,касающиеся основных и
второстепенных положений религии. Сюда же относится  
убеждённость в том, что Коран не даёт достоверного знания и  
что его доказательства формальны и не дают знания.    
Четвёртый вид: отказ от размышления над аятами
Корана, попыток понять его и познать то,что желал сказать  
Всевышний.              
Пятый вид: отказ лечить посредством него все недуги  
сердца. Речь идёт о том случае, когда человек ищет исцеления  
в чём-то другом и отказывается лечиться посредством
Корана.                
Всё это входит в слова Всевышнего Аллаха

«Посланник сказал: "Господи! Мой народ забросил этот


176 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

Коран"»(сура25 «Различение»,аят30).Хотя среди

 

перечисленных видов покидания есть более тяжкие и более лёгкие.

Так же и стеснённость в груди, возникающая из-за него, бывает разной.

Бывает стеснённость от ниспослания Корана и от того, что он является истиной от Аллаха.

Также могут подразумеваться сомнения: Коран — слова Аллаха или же одно из Его творений и Он просто внушил Пророку , чтобы он изрёк его.

 

Бывает также, что эту стеснённость вызывают сомнения относительно того, достаточно ли людям Корана или же его недостаточно и они нуждаются в умозаключениях, аналогиях, мнениях и политике.

А иногда эта стеснённость бывает связана в тем,на что он указывает и что он представляет : собойистины, понимаемые из него при ознакомлении с ?нимИли же требуется истолкование его и увод от этих истин к принудительным обобщённым толкованиям?

 

Стеснённость порой вызывается и сомнением относительно указаний Корана: как следует понимать его слова — в прямом смысле или же в переносном,как метафору, когда слова уводятся от прямого значения к порицаемым истолкованиям?59

 

И если их всё-таки нужно понимать в прямом смысле, то существует ли на самом деле то,на что они указывают, или же указывают на некий вид пользы?60

 

Подразумевается сомнение такого рода:например, атрибут  
   
  Всевышнего ( ) — 'рука — это Рука [прямое значение) или же  
  это метафора и подразумевается могущество[переносный  
  смысл]?  
Подразумевается сомнение такого рода:если атрибут ( ) —  
   
  это все-таки Рука, то действительно ли она есть у Всевышнего?  


Виды покидания Корана

 

Все люди, задающиеся подобными вопросами, испытывают стеснённость в груди из-за Корана.Они сами знают об этом и ощущают это.

 

Ты не увидишь приверженца нововведений в религию, в груди которого не было бы стеснённости,вызываемой кораническими аятами, противоречащими нововведениям, которым он привержен. И ты не найдёшь грешника и нечестивца, в груди которого не было бы стеснённости, вызываемой кораническими аятами, препятствующими ему в совершении того, к чему он стремится.

Подумай же об этом и выбери для себя, что пожелаешь.


Польза

 

О совершенстве и счастье души

 

ребуемое совершенство души включает две вещи.    
ТПервая: оно должно стать для души устоявшимся    
образом и неотъемлемым свойством.        
Вторая: само оно должно быть совершенным качеством.    
Без этого оно не будет считаться совершенством,и не    
пристало тому, кто стремится к истинному совершенству,    
с другими или жалеть о том, что он не    
состязаться в этом    
обладает этим совершенством.          
Причина в том, что достичь этого можно только через    
познание Творца и Создателя этой души , Того, Кому она    
поклоняется, её истинного Бога.И не обрести ей  

праведности, блаженства и наслаждения без познания Его, стремления к Лику Его, следования путём, ведущим к Нему, Его довольству и почёту. Если душа привыкнет к этому, то приобретёт этот постоянный, не подлежащий изменению образ.

 

Если же говорить об остальных областях знания, также стремлениях и действиях, то одни из них не приносят душе никакой пользы и не помогают ей

 

61 То есть в попытках обрести то совершенство,которое в действительности не является совершенством.


О совершенстве и счастье души

 

достичь совершенства, а другие причиняют ей вред и боль и отдаляют её от совершенства.Особенно если душа уже приобрела этот постоянный образ:она мучается из- за названных вещей, и они причиняют ей боль в зависимости от того, насколько тесно они контактируют с ней.

Если же говорить о достоинствах,отдельных от
человека, например, об одежде, средствах передвижения,

жилищах, а также влиянии и имуществе,то всё это в действительности берётся во временное пользование, после чего возвращается настоящему владельцу, и, возвращая всё

 

это, душа страдает и мучается в зависимости от силы привязанности её к возвращаемому, особенно если для неё

эти вещи были верхом её совершенства:уходя, они  
оставляют после себя чувство неполноценности,боль и  
горечь.          
Пусть же тот,кто желает душе своей счастья и
блаженства, задумается вот над чем:большинство людей  
стремятся к лишению души своей[блага] и причинению ей  
боли, заставляют её скорбеть и отдаляют её от совершенства,  
считая при этом, что так они сделают её счастливой и
принесут ей блаженство. Душа испытывает наслаждение в  
соответствии с тем, в какой мере она познала Всевышнего,  
полюбила Его и следует путём , ведущим к Нему. И она  
испытывает боль и горечь в соответствии с тем, какую долю  
всего перечисленного она упустила.      
Если же всего перечисленного нет, тогда остаётся только  
телесная сила, желания самой души. Посредством этой силы  
человек ест, пьёт, вступает в половую близость, гневается и  
испытывает разные виды наслаждения и совершает действия,  
которые являются частью обычной жизнедеятельности

человека. Всё это не приносит ему ни почёта, ни достоинств, а одно только


180 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 

принижение и отдаление от совершенства.Ведь эта сила низводит человека на уровень животных,приближая его к ним и заставляя его уподобиться, послеим чего он становится как один из них. Животные, используя эту силу, возможно, больше, чем он, в то же время могут не опасаться скверных последствий: их конец будет благополучным и им не грозит никакой вред62.

 

Совершенство, которое разделяют с тобой животные и которого у них даже больше , и при этом их ожидает благополучный исход в отличие от тебя , заслуживает того, чтобы отказаться от него ради настоящего совершенства, кроме которого нет иного совершенства.

А Аллах — Тот, Кто оказывает помощь и поддержку.

 

62 То есть им, в отличие от человека, не грозит наказание в Огне.


 

Важная польза

 

Различие между тем, кто стремится к Аллаху, и тем, кто стремится к миру этому

 

Если раб Аллаха встаёт утром и ложится вечером и при этом все его помыслы связаны только с Аллахом , то

 

Всевышний Аллах возьмёт на Себя удовлетворение всех его потребностей, избавит его от всех тревог и забот и освободит сердце его для любви к Нему, язык его — для поминания Его, а органы тела его — для покорности Ему.

 

А если он встаёт утром и ложится вечером , и при этом все его помыслы связаны с миром этим, то Аллах оставит его наедине с его тревогами, печалями и огорчениями, вручив его душе его и займёт сердце его любовью к творениям, результате чего он отвлечётся от любви к Нему,и займёт язык его поминанием творений вместо поминания ,Егои займёт органы тела его служением им и их делами вместо покорности Ему, и он будет трудиться, как зверь, в служении другим, подобно кузнечному меху, который надувается и сдувается ради чьей-то пользы.

 

Каждый отвернувшийся от поклонения Аллаху('убудиййа), покорности Ему и любви к Нему, будет непременно испытан подчинённостью творению, покорностью ему, любовью к нему и служением ему.


182 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 

Всевышний Аллах сказал: «К тем, кто отвращается от

 

поминания Милостивого, Мы приставим шайтана, и он станет его товарищем»(сура43 «Украшения»,аят36).

 

Суфьян ибн 'Уяйна как-то сказал: «Какую бы известную пословицу арабов вы ни привели мне,я непременно найду вам в Коране нечто подобное ей». Кто-то сказал; «А где в Коране подобное словам "Дай брату своему финик, а если он не примет, дай ему уголёк"?» Он ответил: «В Его словах

 

тем, кто отвращается от поминания Милостивого,Мы приставим шайтана, и он станет его товарищем..."»


Польза

 

Истинная сущность знания, деяний, их виды и изъяны

 

нание — это перенесение   образа познаваемого из
Звнешней среды и утверждение его в душе.      
А действие — это перенесение практического образа из  
души и утверждение его во внешней среде.      
И если утвердившееся в 63 душесоответствует  
действительности, то это — правильное знание.    
Но очень часто в душе появляются и утверждаются
образы, не соответствующие   действительности,и тот  
человек, у которого формируются эти ложны

представления, считает их знанием, в то время как на самом деле это всего лишь предположения.Большинство знаний, имеющихся у людей, относятся как раз к этой категории.

Если говорить о , чтотом соответствует действительности, то это знание можно разделить на две категории.

Первый вид приносит совершенство душе того,кто приобретает это знание. Это знание об Аллахе, Его именах, качествах, действиях, Писаниях, велениях и запретах.

 

Второй вид не приносит душе совершенство. К этой категории относится любое знание, отсутствие которого у человека не вредит ему,поскольку само это

 

63 То есть сложившееся представление о чём-либо.


184 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

знание не приносит ему пользы. Пророк просил у Аллаха  
защиты от бесполезного        
знания.Под это описание  
подходит большинство правильных наук, соответствующих  
действительности, невежество в которых не наносит  
человеку никакого вреда.Сюда относится, например,  
астрономия   со всеми тонкостями,связанными с  
космическими сферами, количеством планет и их размерами.  
Сюда же   относится знание количества , горих цветов,  

величины и так далее.

 

Знание тем почётнее, чем почётнее изучаемый объект и

чем сильнее потребность в . нёмТаким образом, по-
настоящему достойное знание— знание об Аллахе и

связанные с ним науки.

 

Если же говорить о действии,то его изъян—

несоответствие его религиозному постановлению
Всевышнего, [исполнение] которого Аллах любит и которое
угодно Ему. Причиной в некоторых случаях становится
неправильность знания, а иногда — неправильность
устремлений [желаний].      
Если говорить о неправильности знания,то может
подразумеваться убеждённость в том, что данное действие

узаконено Шариатом и угодно Аллаху, а на самом деле это не так. Или же человек убеждён,что данное действие

приближает его к Аллаху,даже если оно не узаконено

Шариатом, и считает, что, совершая данное действие, он  
приближается к Аллаху,хотя у него нет знания об
узаконенности этого действия в Шариате.    
Если говорить о неправильности устремлений, то речь  
идёт о том случае,когда человек не стремится при

совершении определённого действия к Лику Аллаха и миру вечному, но стремится к миру этому и творениям.

 

 

64 Об этом упоминается в хадисс, который приводит Муслим.


Истинная сущность знания, деяний, их виды и изъяны

 

От этих двух изъянов, которым подвержены знание и действия, невозможно избавиться иным способом,кроме познания того, что принёс Посланник [это знание], а также стремления к Лику Аллаха и миру вечному[это стремление]. При отсутствии этого знания и этого стремления знание и действия становятся неправильными.

 

Вера и твёрдая убеждённость порождают правильность знания и правильность устремлений. А они порождают веру и подпитывают её.

 

Отсюда становится ясным, что большинство людей отклонились от веры по причине отклонения от правильного знания и правильных устремлений.

 

Веры не может быть без получения знания от светоча пророчества и освобождения воли от скверны страстей и стремления к творениям. В этом случае знание человека будет взятым от светоча Откровения, а стремиться он будет к Аллаху и миру вечному.У такого человека— самое правильное знание и самые правильные действия.И он — один из тех предводителей, которые указывают прямой путь по велению Аллаха, и один из преемников Его Посланника в его общине.


 

Правило

 

Разъяснение истинной сущности веры

 

веры есть внешняя[явная] и внутренняя [скрытая]  
Усторона. Внешняя сторона — слова, произносимые  
языком, и действия, совершаемые органами тела.Л  
внутренняя сторона — это подтверждение [вера] сердцем,  
покорность Аллаху и любовь к Нему.      
Внешняя сторона не приносит пользы[в мире вечном],  
если нет внутренней,хотя [в этом мире] она делает
неприкосновенной жизнь человека, а также его имущество и
потомство. И одной только внутренней стороны
недостаточно, если только у человека нет оправданий—  
                     

таких как бессилие, принуждение и страх погибнуть.

 

Отказ от действий, несмотря на отсутствие явных препятствий, свидетельствует об испорченности внутренней сущности человека и об отсутствии у него веры. А упущения в совершении этих действий свидетельствуют о слабости веры, тогда как активная практика этих действий, напротив, свидетельствует о силе веры.

 

Вера — сердце и суть ислама, а твёрдая убеждённость — сердце и суть веры.И любое знание или действие,не укрепляющее веру, — слабое и испорченное. И вера, которая не побуждает к действию, — слабая и испорченная.


Правило

 

 

Упование на Аллаха и его степени

 

 

У пование на Аллаха бывает двух видов.

 

Первый: упование на Него в удовлетворении потребностей

и получении мирских благ и отведении мирских же бед и всего неприятного.

 

Второй: упование на Него в обретении того, что Он любит

 

и чем Он доволен. Это вера, твёрдая убеждённость, усердие на Его пути и призыв к Его религии.

 

Разница между этими двумя видами настолько велика, что об этом знает только Аллах.Если раб Аллаха по-настоящему уповает на Него вторым видом упования,Аллах полностью избавляет его от необходимости в первом виде.

А если человек уповает на Него первым видом упования, без второго, Аллах также обеспечит его тем, что предполагает первый вид упования, однако это упование не обеспечит ему тот же результат, что и упование на Него в том, что Он любит и чем Он доволен.

 

Величайшее упование на Аллаха— упование на Него в наставлении на прямой путь, очищении единобожия от любых примесей, следовании [Сунне] Посланника и борьба с приверженцами ложного. Это упование посланников и их избранных последователей.

 

Упование бывает упованием вынужденности и поиска защиты. Это такой случай, когда раб Аллаха не находит


188 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

прибежища и опоры, кроме упования. Например, у него иссякли причины, помогающие достигнуть желаемого, и он ощущает стеснённость в душе своей и чувствует, что некуда бежать от Аллаха, кроме как к Нему.Результатом этого упования становится скорое избавление и облегчение.

 

А иногда упование бывает добровольное. Это упование

на Него притом,что у человека имеются причины,
помогающие достигнуть желаемого. Если причина относится
к тем, которые Аллах повелел использовать,то отказ от
использования такой причины порицаем. Если же человек

пользуется такой причиной и при этом отказывается от упования, то его отказ от упования также порицаем. Упование обязательно — в этом единодушна мусульманская община и это следует из Корана.Обязанность человека — использовать причины и уповать на Аллаха,объединяя эти два действия.

 

Если же причина относится к числу запретных,то использовать её запрещено, и в таком случае единственной причиной, помогающей достичь желаемого, которую человек должен использовать, становится упование на Аллаха. Упование на Него относится к числу наиболее действенных причин в обретении желаемого и отведении от себя всего неприятного. Более того, это самая сильная из всех причин.

 

Если же причина относится к числу разрешённых,то нужно смотреть, ослабляет ли пользование этой причиной твоё упование на Него. Если ослабляет и лишает твоё сердце и устремления собранности и сосредоточенности, то лучше отказаться от пользования такой причиной. Если же пользование этой причиной не ослабляет упование, то лучше воспользоваться ею, поскольку Наимудрейший по

мудрости Своей пожелал связать причины со следствиями.  
Поэтому не следует оставлять без применения эту мудрость  
там, где она применима,особенно если ты
           

Упование на Аллаха и его степени

 

делаешь это, демонстрируя тем самым свою подчинённость  
('убудиййа) Ему. Таким образом ты продемонстрируешь  
подчинённость   сердца Ему   посредством упования и
подчинённость Ему органов тела посредством пользования  
причиной с целью приближения к Нему.        
Упование претворяется в жизнь через пользование  
причинами, которыми Он повелел пользоваться.Если    
человек не пользуется этими причинами,то его упование  
недействительно. Также пользование причинами,  
помогающими обрести желаемое, является претворением в  
жизнь надежды: если человек не пользуется этими  
причинами, то это означает, что его надежда представляет  
собой пустые и бесплодные мечтания.И если человек  
отвергает причины, то его упование становится бессилием, а    
его бессилие — упованием.            
Тайна и суть упования— когда сердцем своим человек  
полагается только на Аллаха. И ему не повредит пользование    
причинами, если только в сердце своём он не полагается на  
эти причины и не возлагает на них надежды.Также ему не  
приносят пользы слова«Я уповаю на Аллаха», если Он  
полагается на кого-то другого, опираясь на него и надеясь на    
него. Упование языка — одно, а упование сердца — нечто    
совершенно иное. Так же   и покаяние на , словах
                     

сопровождаемое упорством сердца в приверженности греху,

 

— это одно, а покаяние сердцем, даже без произнесения соответствующих слов языком, — нечто совсем другое.

Слова раба Аллаха «Я уповаю на Аллаха», если в сердце своём он полагается на кого-то другого, подобны его словам «Я раскаялся пред Аллахом», если при этом он упорствует в грехе, который совершает.


Польза

 

Виды жалобы

 

 

Невежественный жалуется людям на Аллаха,и это — величайшее невежество в отношении объекта жалоб и

 

того, кому эти жалобы адресуются,потому что если бы человек знал Господа своего, он не стал бы жаловаться на Него, и если бы он знал людей, то не стал бы жаловаться им.

Один из наших праведных предшественников увидел мужчину, который жаловался другому на бедность и нужду, и сказал ему. "О такой-то! Клянусь Аллахом, ты жалуешься на Того, Кто милует тебя, тому, кто не проявляет милосердия к тебе!»

 

Об этом и сказал поэт:

 

Неужто жалобы свои ты обращаешь К потомку Адама, подобному тебе? На Милостивого не жалуйся тому, Кто милосердия, увы, не обнаружит...

 

Знающий жалуется только Аллаху.

 

А самый знающий— тот, к го жалуется Аллаху на собственную душу, а не на людей. Он жалуется на причины, способствующие установлению другими людьми своей власти над ним.Он помнит слова Всевышнего:


Виды жалобы

 

«Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки»(сура42 «Совет»,аят30).А также Его слова«А

 

всё плохое, что постигает тебя, — от тебя самого»(сура4

 

«Женщины», аят 79). А также Его слова«Когда несчастье

 

постигло вас после того,как вы причинили им вдвое большее несчастье, вы сказали: "Откуда все это?"

Скажи: "От вас самих"»(сура3 «Семейство'Имрана»,аят

 

165).

 

Есть три степени. Низшая из них — когда человек жалуется на Аллаха Его творениям. Высшая степень — когда человек жалуется Аллаху на самого себя. А средняя степень — когда человек жалуется Ему на Его творения.


Важная польза

 

Комментарий к словам Всевышнего

 

«О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам жизнь»

 

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали!

Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам жизнь.Знайте, что Аллах возводит преграду между человеком и его сердцем, и что вы будете собраны к Нему»(сура8 «Трофеи»,аят24).

 

Из этого аята можно сделать несколько важных выводов.

 

Во-первых, полезную жизнь можно обрести,внимая призыву Аллаха и Его Посланника,и тот, кто не внимает этому призыву, не имеет [настоящей] жизни, хотя и живёт животной жизнью, — такой же, которой живут и самые презренные из живых существ.

 

Настоящая, благая жизнь — это жизнь того, кто ответил Аллаху и Его Посланнику, внешне и внутренне. Эти люди остаются живыми, даже когда умирают, а другие мертвы уже при жизни.

Поэтому самая совершенная жизнь — у тех, кто больше внимает призыву Посланника, ибо поистине, всё, к чему он призывал, несёт жизнь, и кто упустил часть этого,тот упустил часть жизни. То есть он жив в той мере, в которой он отвечает на призыв Посланника .

Муджахид сказал: «"...к тому, что дарует вам жизнь",

— то есть к истине».


Комментарий к словам Всевышнего «О те, которые уверовали » 193

 

Катада сказал: «Подразумевается Коран, ибо в нём— жизнь, спасение и защита в этом мире и в мире вечном».

 

Ас-Судди сказал: «Это ислам. Он оживил их после того, как они б



2015-12-07 582 Обсуждений (0)
Может ни принести им пользу,ни причинить им вред» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Может ни принести им пользу,ни причинить им вред»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (582)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)