Земной жизни. Она подобна воде,которую Мы ниспосылаем с неба.Земные растения смешиваются
Что способствует равнодушию к миру этому и стремлению к миру вечному 207
с ней[или благодаря ей], а потом превращаются в сухие
былинки, рассеиваемые ветром. Поистине, Аллах может всё- Богатство и сыновья — украшение земной жизни, однако нетленные благодеяния лучше вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды»(сура18 «Пещера»,аяты45-46).
Всевышний Аллах сказал: «Знайте, что земная жизнь — всего лишь игра и потеха,украшение и похвальба между вами, и стремление обрести больше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают сеятелей, но потом они высыхают,и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство. Земная жизнь — всего лишь предмет обольщения»(сура57 «Железо»,аят20).
Всевышний также сказал: «Приукрашена для людей
любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами.Таково преходящее удовольствие земной жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения. Скажи: "Рассказать ли вам о том, что лучше этого? Для тех, кто богобоязнен, у Господа есть Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно, а также очищенные супруги и довольство от Аллаха" Аллах видит рабов»(сура3 «СемействоИмрана», аяты 14-15).
И Всевышний Аллах сказал: «Они радуются земной
жизни, но ведь земная жизнь по сравнению с Последней жизнью — всего лишь преходящее удовольствие»(сура13 «Гром», аят 26).
Всевышний пригрозил тому, кто удовольствуется земной жизнью и, успокоившись, будет относиться к Его знамениям, не надеясь на встречу с . НимОн сказал: 208 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
«Поистине, тем, которые не надеются на встречу с Нами, довольствуются земной жизнью и удовлетворяются ею, а также тем, которые пренебрегают Нашими знамениями, пристанищем будет Огонь за то,что они приобретали» (сура 10 «Юнус», аяты 7-8).
И Всевышний пристыдил тех верующих,которые удовольствовались миром этим, сказав: «О те, которые уверовали! Почему, когда вас призывают выступить в поход на пути Аллаха, вы тяжело припадаете к земле? Неужели вы довольствуетесь земной жизнью больше, чем Последней жизнью? Но преходящее удовольствие земной жизни по сравнению с Последней жизнью ничтожно» (сура 9 «Покаяние», аят 38). Чем больше раб Аллаха стремится к мирским благам и чем сильнее его довольство ими,тем больше его неохота быть покорным Аллаху и трудиться ради мира вечного.
Для того чтобы убедиться в необходимости равнодушия к миру этому, достаточно этих аятов.
«Знаешь ли ты, что если Мы позволим им пользоваться благами многие годы, после чего к ним явится то, что им было обещано, то всё, чем им было позволено пользоваться, не принесёт им никакой пользы?»(сура26 «Поэты», аяты 205-207). «В тот день Аллах соберёт их,словно они пробыли[наземле или в могилах] всего лишь один дневной час, и они узнают друг друга»(сура10 «Юнус»,аят45). «В тот день, когда они увидят то, что им обещано, им покажется, что они пробыли на земле всего лишь один дневной час. Таково послание! Разве будет погублен кто-либо, кроме нечестивых людей?»(сура46 «Пески»,аят35). Что способствует равнодушию к миру этому и стремлению к миру вечному 209
«Тебя спрашивают о Часе: "Когда же он настанет?" Что можешь ты сказать о нём? Только твой Господь ведает об этом. Поистине, ты — всего лишь предостерегающий увещеватель для тех, кто опасается этого. В тот день, когда они увидят его, им покажется, что они провели в этом мире лишь послеполуденные часы или утро»(сура
78 «Вырывающие», аяты 42-46). «В тот день, когда наступит Час, грешники станут клясться, что они пробыли[на земле или в могилах]всего лишь один час»(сура30 «Румы»,аят55). «Он скажет: "Сколько лет вы пробыли на земле?" Они скажут; "Мы пробыли день или часть дня. Лучше спроси тех, кто вёл счёт" Он скажет: "Бы пробыли немного, если бы вы только знали"»(сура23 «Верующие»,аяты112-114). «В тот день подуют в Рог,и в тот день Мы соберём грешников посиневшими. Они будут переговариваться шёпотом: "Вы пробыли там[в земной жизни]всего десять
дней!" Нам лучше знать, о чём они будут говорить. Самый примерный из них скажет: "Вы пробыли там[в мирской жизни] всего один день"» (сура 20 «Та Ха», аяты
102-104).
А Аллах — Тот, Кого просят о помощи и на Кого уповают.
Польза
Содействие и оставление без помощи — от Аллаха
Основа всякого блага — знать, что то, чего Аллах желает, непременно происходит, а то, чего Он не желает, никогда не происходит, и быть твёрдо убеждённым в том, что благие дела относятся к числу Его милостей, благодарить за них и смиренно молить Его о том, чтобы Он не лишал тебя
которому Он подвергает его. Ты должен обращаться к Нему с мольбами о том, чтобы Он препятствовал тебе в совершении скверных дел и не предоставлял тебя душе твоей в совершении благих и оставлении скверных деяний.
Знающие единодушны в том, что основа всякого блага
— содействие Аллаха Своему рабу, тогда как основа всякого зла — отказ Всевышнего помогать Своему рабу.
Они также единодушны в том,что содействие Аллаха предполагает, что Он не предоставляет тебя душе твоей,и
Своему рабу, а оно — в руках Аллаха, а не в руках Его раба, то ключ к нему — мольба, потребность в Аллахе ,
искреннее испрашивание у Него защиты, стремление к Нему и страх перед Ним. Если Аллах даёт Своему рабу этот ключ, то это означает, что Он желает открыть ему,а если Он не помогает ему найти этот ключ,то дверь блага остаётся закрытой для него.
Повелитель верующих 'Умар ибн аль-Хаттаб Ш сказал; «Поистине, я не тревожусь об ответе,ибо моё дело— обратиться к Нему с мольбой.Если мне была внушена мольба, значит, ответ придёт вместе с ней». Содействие и помощь Всевышнего Своему рабу зависит от намерения раба, его стремлений, целей и желания обрести эту помощь. Помощь Аллаха нисходит к Его рабам в соответствии с их стремлениями, стойкостью, надеждами и
страхом перед Ним. То же самое можно сказать и об оставлении без помощи. Всевышний Аллах — Наимудрейший и Самый знающий. Своё содействие Он направляет туда, где ему и место, так же как и оставление без помощи. Он — Знающий, Мудрый, И без Его помощи остаётся лишь тот , кто не благодарит его ,
пренебрегает своей потребностью в Нём и обращением к Нему с мольбами. И помощь и содействие Аллаха обретается лишь посредством благодарности, потребности в Нём и обращения к Нему с мольбами. Очень многое зависит от терпения человека,поскольку оно для веры — словно голова для тела: если отсечь голову, то тело не сможет жить. Не подвергается раб Аллаха наказанию более страшному, чем жестокосердие и отдалённость от Аллаха. Огонь сотворен для расплавления чёрствых сердец. Самое далёкое от Аллаха сердце — чёрствое сердце. 212 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Когда сердце ожесточается, глаз высыхает68.
Сердце становится чёрствым из-за четырёх вещей,если превысить меру в них. Это еда, сон, слова и пребывание с людьми.
Подобно тому, как телу, когда оно заболевает, не приносят пользы еда и питьё, сердцу, больному страстями, не приносят пользы наставления.
Кто желает, чтобы сердце его было чистым,должен предпочесть Аллаха своим страстям.
Сердца, привязанные к страстям,закрыты от Аллаха настолько, насколько они привязаны к ним.
Сердца — сосуды Аллаха на земле, и самые любимые из них для Него — самые чувствительные, прочные и чистые. Люди заняли сердца свои миром этим , а если бы они заняли их Аллахом и миром вечным, то сердца их сделали бы своей заботой смысл слов Его и Его видимые знамения и вернулись бы к своим обладателям с редкостной мудростью и уникальной пользой.
68 То есть перестаёт плакать.
цев. Приверженцы познания и мудрости— те, которые оживляют сердца свои, убивая страсть. Что же касается тех, кто убивает сердце и поддерживает жизнь в страстях,то познание и мудрость — всего лишь нечто взятое языком его во временное пользование. Разрушение сердца — в ощущении безопасности и беспечности. А процветание сердца — в боязни и поминании. Когда сердца равнодушны к накрытым столам мира этого, они сядут среди приверженцев этого призыва за накрытые столы мира вечного, а если они удовольствуются накрытыми столами мира этого, то упустят накрытые столы мира вечного. Стремление к Аллаху и встрече с Ним— благой ветер, который дует на сердце, спасая его от зноя мира этого. Кто поселил сердце своё у Аллаха,тому обеспечен покой и умиротворение, а тот, кто посылает его к людям , живёт в беспокойстве и тревогах. Любовь к Аллаху входит в сердце, в котором есть любовь к миру этому, так же, как входит верблюд в игольное ушко.
69 Речь идёт о том случае, когда человек не думает об угрожающем ему наказании от Аллаха и потому чувствует себя в безопасности. 214 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Собой, язык его — поминанием Его, а органы тела его — служением Ему. Сердце болеет так же, как болеет тело, и исцеление его — в покаянии и оберегании его от всего,что вредит ему. И оно ржавеет, как ржавеет зеркало,и очищение его— в поминании. И оно обнажается, как обнажается тело, и украшение его — богобоязненность. И оно испытывает голод и жажду подобно телу,и его пища и питьё— познание, любовь, упование, смирение и служение Ему. Остерегайся беспечно относиться к Тому,Кто установил предел для жизни твоей и завершение— для дней твоих и вздохов твоих. Ведь ты можешь обойтись без всех,кроме Него, а без Него тебе ни за что не обойтись.
делами, и кто удовольствуется распоряжением Аллаха для дел своих и со спокойным сердцем примет выбор,который делает для него Всевышний, и покорится Его мудрости, для того Он откроет завесу, и сердце его устремится к Господу, обретя отдохновение и умиротворение. Уповающий не просит ни у кого, кроме Аллаха, не возражает Аллаху и не запасает[то в чём не нуждается, полагаясь] на Аллаха. Кто занят собой, тот отвлекается от других , а кто занят Господом своим, тот отвлекается от себя. Искренность — то, о чём не знает ангел и что он не может записать, и о чём не знает враг и потому не способен испортить его. И она не вызывает самолюбования у своего обладателя и, соответственно, не может сделать тщетными его дела.
оказывается, — седьмой нет. Три из них — низшие, и три — высшие. Низшие: мир этот, который украшает
позиции низких душ— они не покидают их, переходя с
216 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
и Бог, Которому оно поклоняется. Сердца перемещаются между этими позициями. Следование страстям и далеко простирающиеся надежды— основа всякой испорченности, ибо поистине, следование страстям делает человека слепым к истине,не давая ему познавать её и стремиться к ней.А далеко летящие мечты заставляют его забыть о мире вечном и отвращают его от подготовки к Нему. Не ощутит раб Аллаха запаха искренности,потакая самому себе или другим людям. Когда Аллах даёт рабу Своему блага,Он внушает ему признавать грехи свои и не занимать себя грехами других, щедро отдавать то, что есть у него, и быть равнодушным к тому, что принадлежит другим, и терпеть обиды, наносимые ему другими. А если Он желает ему , злато делает всё наоборот. Возвышенные устремления всегда вращаются вокруг трёх вещей: ознакомление с каким-нибудь из возвышенных качеств Аллаха, познание которого увеличивает любовь и стремление к Нему;обращение внимания на милость, которое увеличивает благодарность и покорность Ему,и воспоминание о собственном грехе,которое усиливает покаяние и страх перед Ним. Если же стремление связано с чем-то другим помимо этих трёх вещей,то оно попадает в область наущений и скверных мыслей. Если человек беззаветно любит мир этот, он смотрит на то, какое значение человек придаёт ему,и превращает его в одного из своих слуг и рабов и унижает его . А если
человек отворачивается от мира этого, то мир этот, видя его высокую степень, начинает служить ему и смиряться пред ним. Чтобы преодолеть путь и достигнуть цели своег путешествия, человек должен не отклоняться от правильного пути и идти по ночам, а если путник отклоняется от верной дороги и спит всю ночь , то когда же он достигнет цели своего путешествия?!
Важная польза
Предпочитающий мир этот непременно возводит навет на Аллаха
тились за блага этой жалкой жизни и сказали: "Мы будем прощены" Если бы им снова встретились подобные блага, они снова схватились бы за них. Разве с них не был взят завет Писания о том,что они будут говорить об Аллахе только правду? Они изучили то, что было в нём[Писании]. Обитель Последней жизни лучше для тех, кто богобоязнен. Неужели вы не понимаете?»(сура7
«Преграды», аят 169).
Всевышний Аллах сообщил о том, что они схватились за блага этой жалкой жизни и сказали: «Мы будем прощены». Но если бы им снова встретились подобные блага, они снова
знают, что Его религия, Его Шариат и Его постановление как раз противоречат этому. Или они не знают (то есть не имеют доказательств], что это — Его религия, Его Шариат и Его постановление. Иногда они говорят об Аллахе то, о чём у них нет знания, а иногда говорят о Нём то, о ложности чего им известно. Что же касается богобоязненных, то они знают, что мир вечный лучше мира этого,и стремление к власти и страсти не могут заставить их предпочесть мир этот миру вечному. Оки достигают этого благодаря , томучто придерживаются Корана и Сунны и обращаются за помощью
к терпению и молитве,размышляют о мире этом,его
220 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
причиной его гибели, поскольку он не смог возвыситься за счёт него, и оно стало для него бедой , ведь не будь он обладателем знания, это было бы лучше для него, потому что в этом случае его ожидало бы менее суровое наказание.
презренное и низкое достойному и возвышенному. В-седьмых, он выбрал низкое не по причине пришедшей
в его голову скверной мысли и не потому , что душа его нашёптывала ему это, а потому что он всецело устремился к миру этому, всей своей сущностью склонившись к нему. Подразумевается неотъемлемость, постоянное сопровождение, то есть это его постоянное состояние— склонность и устремлённость к земному,бренному. Когда этот глагол употребляется в сочетании с каким-то местом, это означает, что человек поселился в данном месте, остался там навсегда. Об этом упоминал Малик ибн Нувайра в своих стихах. О его склонности к миру этому было сказано,что он «приник к земле», потому что мир этот — это земля и то, что в ней, и то, что извлекают из неё , будь то вещи или украшения. В-восьмых, он не пожелал воспользоваться Его руководством, а предпочёл последовать за своими страстями и сделал страсть свою своим предводителем,за которым он следует и с которого берёт пример.
В-девятых, такой человек сравнивается с собакой самым презренным из животных, если говорить о его стремлениях и душе, и притом самым ненасытным и злобным. 222 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
В-десятых, стремление такого человека к миру этому и его неспособность утерпеть от приобретения его благ и страдания, которые причиняет ему их потеря, и его алчность по отношению к этим благам сравниваются с положением собаки, которая высовывает язык и когда её никто не трогает, и когда её гонят прочь. Так же и этот человек: когда его оставляют в покое, он неудержимо стремится к миру этому, и когда его наставляют и предостерегают, он всё равно продолжает стремиться к нему, уподобляясь в этом высовывающей язык собаке.
Ибн Кутайба сказал: «Обычно это действие обусловлено крайней усталостью или жаждой, — но только не у собаки. Она высовывает язык и дышит так и когда устаёт, и когда отдыхает, и когда она уже напилась и когда испытывает жажду. И Аллах сравнивает её состояние с состоянием неверующего: если ты наставляешь его, то он остаётся в своем заблуждении, и если ты оставляешь его в покое, он остаётся в своём заблуждении — как собака: если ты гонишь её, она высовывает язык, и если ты оставляешь её в покое, она высовывает язык.
Сравнение проводится не с любой собакой,а именно с высовывающей язык, ибо она — наиболее презренная и внушающая отвращение. Раздел
Беда невежественного поклоняющегося в том, что он отворачивается от знания
224 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
ввёл его в грех, воспользовавшись его невежеством, и довёл его до неверия— опять же, воспользовавшись его невежеством.
Он — пример невежественного поклоняющегося: он становится неверующим, не зная об этом, а второй — пример нечестивого учёного, который предпочитает мир этот миру вечному. Всевышний Аллах сделал довольство раба миром этим, удовлетворённость им и беспечное отношение к познанию
Воскрешение и не надеется на встречу с Господом рабов.А иначе, будь у него твёрдая вера в Воскрешение,он не удовольствовался бы миром этим, не удовлетворился бы им и не отвернулся бы от знамений Аллаха.
Если ты посмотришь на положение , людейто обнаружишь, что к этой категории относится большинство людей — они преображают [только] мир этот и занимаются им. А меньшинство среди людей составляют, чьёте положение противоположно. Такой человек — как будто чужой среди людей и отличается от, знихание его отличается от их знания, и желания его отличаются от их желаний, дорога его отличается от их дороги, и он — в одной
(сура 10 «Юнус», аяты 7-8).
Затем Он упомянул описание противоположной категории и последствий их действий:«Поистине, тех,
которые уверовали и творили праведные деяния, Господь поведёт верным путём за их веру. В Садах блаженства под ними будут течь реки»(сура10 «Юнус»,аят9).Следствиемверы этих людей во встречу с Аллахом становится , что они не довольствуются миром этим и постоянно вспоминают о Его знамениях. Это — одно из благих следствий веры в Воскрешение, а то — одно из скверных следствий неверия в Воскрешение и беспечного отношения к нему.
Важная польза
Разъяснение истинной сущности знания
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (563)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы (0.011 сек.) |