Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 4 страница
'Абдуллах сказал : «Никто из вас не должен быть приспособленцем!» Люди спросили: «А кто такой приспособленец?» Он ответил: «Это человек, который говорит: мол, я — с людьми, и если они будут следовать прямым путём, я тоже буду следовать прямым путём, а если они впадут в заблуждение,то и я впаду в заблуждение...
Пусть же любой из вас приучает себя не становиться неверующим, когда становятся неверующими другие люди!»
85 Иначе говоря, с тех, кто умер богобоязненным и праведным , поскольку живой человек изменчив , ибудучи праведным и богобоязненным сегодня, завтра он может уже не быть таковым.
Один человек попросил его:«Научи меня кратким, но содержательным и полезным словам». Тот сказал в ответ: «Поклоняйся Аллаху и не придавай Ему сотоварищей, иди за Кораном туда, куда он ведёт тебя, и принимай от того, кто пришёл к тебе с истиной, даже если он для тебя — чужой и ненавистный, и отвергай того, кто пришёл к тебе с ложным, даже если он для тебя — любимый и близкий». «Приведут в Судный день раба Аллаха , и ему будет сказано: "Исполни же возложенное на тебя!" А он скажет: "Господи! Как же? Ведь мира этого больше нет!" Тогда возложенное на него представится ему на дне Геенны, и он спустится, возьмёт его, взвалит на своё плечо и начнёт подниматься вместе с ним наверх, и когда он уже решит, что сейчас выберется наружу,оно упадёт вниз, и он полетит за ним и будет лететь так вечно».
собраниях, на которых поминают Аллаха , и в часы уединения. И если не обнаружишь сердце[там, где оно
человеку, и он спросил меня о покаянии.Я ответил ему. Тогда он спросил о его истинной сути . Я сказал: "Она заключается в том, что грехи твои должны стоять у тебя
334 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
забыл грех свой" И он оставил меня и ушёл. Один человек спросил: "О Абу-ль-Касим, что ты о нём думаешь?" Я ответил: "Всё так, как сказал этот молодой человек"Он спросил: "Как же это?" Я ответил: "Если я был в одном состоянии , а потом Он заставил 86 87 меня перейти из состояния чёрствости в состояние верности , то
моё вспоминание о чёрствости в состоянии верности будет чёрствостью88"».
покаяния, ведь когда согрешивший искренне раскаивается, Всевышний прощает его грех, стирая его. Раздел
Искренность не может соединяться в одном сердце с любовью к похвале и стремлением к тому, что принадлежит другим людям
336 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
сит тебя и ничьё порицание не причинит тебе вреда и не
Будь же равнодушным к похвале тех , чья похвала не становится для тебя украшением, и к порицанию тех,чьё порицание не становится для тебя позором.И стремись к похвале Того, в Чьей похвале— всё украшение и в Чьём порицании — весь позор.
Однако ты никогда не сможешь осуществить это без терпения и твёрдой убеждённости,и если у тебя нет терпения и твёрдой убеждённости, то ты уподобишься тому, кто пожелал совершить путешествие по морю без судна.
Всевышний Аллах сказал: «Будь же терпелив, ведь
обещание Аллаха истинно. И пусть те, которые лишены убеждённости, не находят тебя легковесным[неотвращают тебя от религии]» (сура 30 «Румы», аят 60). И Всевышний Аллах сказал: «Мы создали среди них
предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путём,поскольку они были терпеливы и убеждённо верили в Наши знамения»(сура
32 «Земной поклон», аят 24).
89 То есть только Аллах таков,что кого Он хвалит,тот действительно достоин похвалы, а кого Он порицает, тот действительно порицаем. Раздел
Категории людей в том, что касается наслаждений мира этого и мира вечного
возвышенных устремлений и самой высокой ценности — тот, для кого блаженство заключается в познании Аллаха, любви к Нему, стремлении к встрече с Ним,а также в попытках снискать Его любовь посредством совершения того,что Он любит и что угодно Ему. Такой человек наслаждается своей устремлённостью к Нему и обращением на Него всего своего внимания.
Есть более низкие степени,число которых известно только Аллаху. Низшей же является степень того,кто находит для себя наслаждение в самых ничтожных вещах— в скверне и мерзостях, будь то слова или дела и занятия. И если такому человеку предложить , точем наслаждается обладатель высшей степени, то душа его не позволит ему принять это и даже взглянуть в его сторону и, возможно, оно даже причинит ей боль.Точно так же, если первому предложить то, чем наслаждается этот, то душа его не позволит ему принять это и даже взглянуть в его сторону, и он будет испытывать к этому лишь отвращение. 338 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Самое полное наслаждение испытывает , тоткому
посчастливилось объединить наслаждение сердца и духа с
получает от познания Господа, любви к Нему и ощущения близости к Нему. Такой человек относится к числу тех, о ком
А самая ничтожная доля наслаждения достанется тому, кто пользуется наслаждением так,что это лишает его возможности наслаждаться в мире вечном, и он оказывается одним из тех, кому будет сказано в тот день , когда будут оцениваться наслаждения: «Вы растратили свои блага в
наслаждались ими так, как разрешено наслаждаться ими, и сумели благодаря этому обрести наслаждение и в этом мире, и в мире вечном. А другие наслаждались ими так,как их побуждали к этому их страсти и влечения,не обращая внимания на то, разрешено это или нет. И их наслаждение в этом мире оборвалось для них, и наслаждение в мире вечном они при этом упустили . Таким образом, и наслаждение в этом мире не продлилось долго для них,и наслаждения в
Категории людей в том, что касается наслаждений мира этого и мира вечного 339
в мире вечном, используя их для того , чтобы освободить сердце своё для Аллаха, стремления к Нему и поклонения Ему, испытывая эти наслаждения как помощь и , силу способствующую достижению цели, а не просто бездумно удовлетворять свои страсти и влечения. Если он был одним из тех, кому не суждено было испытать наслаждения в этом мире и воспользоваться его благами, то он должен сделать не доставшееся ему в этом мире добавлением к наслаждениям, ожидающим его в мире
Блага и наслаждения мира этого— прекрасная помощь для того, кто правильно стремится к Аллаху и миру вечному и направил на него всё своё внимание.Но они становятся сквернейшим препятствием для тех, для кого эти блага и наслаждения являются целью и предметом стремлений и кто привязан к ним. И упущение этих благ и наслаждений в этом мире — прекрасная помощь для того,кто стремится к Аллаху и миру вечному, и скверное препятствие для того, кто отворачивается от Аллаха и мира вечного.
Кто получает пользу от мира этого таким образом, чтобы это не уменьшало его долю наслаждения в мире вечном,тот обретёт и наслаждения в этом мире,и наслаждения в мире вечном. А в противном случае он лишится и того, и другого.
Пречист Аллах, Господь миров!
[От грехов следовало бы отказаться, даже] если бы в отказе от грехов и ослушания не было иной пользы, кроме сохранения достоинства, оберегания чести и сохранения положения и имущества, которое Аллах сделал средством к существованию в этом мире и мире вечном, любви творений, разрешённости слов меж- 340 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
ду ними, благополучия жизни, отдохновения тела, силы сердца, умиротворения души, блаженства сердца, раскрытия груди, избавления от опасностей,которые исходят от грешников и нечестивцев, уменьшения печали, тревог и грусти, величия души, которое не даёт человеку смиряться с унижением, сохранения света сердца от того,чтобы его потушила тьма ослушания, избавления от того, что грозит
грешников и нечестивцев, облегчения проявлений покорности Аллаху, приобретения знания, получения благой похвалы от людей и частое обращение их к Аллаху с мольбами за него, сладости, которую обретает лик покорного,появления у людей почтительного страха перед ним, обретения их помощи
и поддержки, если вдруг кто-то попытается причинить ему вред или поступит с ним несправедливо, и отстаивания ими его чести, когда кто-то злословит о нём, быстрого получения ответа на мольбу, устранения отчуждённости между ним и Аллахом, близости ангелов к нему и отдаления от шайтанов из числа людей и джиннов, состязания людей в служении ему
и удовлетворении его потребностей, их стремления снискать его любовь и дружбу,отсутствия страха перед смертью, радости от предстоящей встрече с Ним и прибытия к Нему,
Категории людей в том, что касается наслаждений мира этого и мира вечного 341
сти его покаянию— Он воздаёт ему радостью,которая несравнима с радостью, которую доставляет ему ослушание, какой бы она ни была. Это лишь некоторые следствия отказа от ослушания Аллаха в этом мире.
Когда он умирает, ангелы встречают его с радостной вестью от Господа об ожидающем его Рае и о, чтотом больше он не испытает ни страха, ни печали, и он выйдет из тюрьмы мира этого к одному из садов Рая, в которых он будет наслаждаться до самого Судного дня.
И когда настанет Судный день,люди будут страдать от зноя и обливаться потом, а он пребудет в тени Трона. А когда люди [после Суда] отправятся [туда, куда каждому из них суждено отправиться], он окажется с правой стороны — то есть среди Его богобоязненных приближённых— и присоединится к Его преуспевшей партии.
«Такова милость Аллаха, которую Он дарует тем, кому пожелает. Аллах обладает великой милостью»(сура57 «Железо», аят 21).
Раздел
Лечение недуга самолюбования
написанное и говорил: «О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя защиты от зла души своей!» Знай, что когда раб Аллаха начинает говорить или приступает к совершению какого-либо действия, стремясь к довольству Аллаха, полагаясь на милость Аллаха и Его поддержку и содействие, и понимая, что [если у него получится осуществить задуманное, то] только благодаря Аллаху, а не благодаря ему самому, его знанию, мышлению, сообразительности и силе. Всё это он осуществляет только благодаря Тому, Кто наделил его языком, сердцем, глазами и ушами, ибо Тот, Кто даровал ему всё это,наделил его и возможностью произнести эти слова или осуществить данное действие. Если человек постоянно помнит об этом и видит это сердцем своим, то ему не грозит самолюбование, основой которого является чрезмерное внимание к собственной персоне и забвение милости, содействия и помощи Господа.
Если же это90 ускользает от внимания человека, то душа его восстаёт и начинает претендовать [на то, на что у неё нет права], и появляется самолюбование, из-за которого его слова и дела становятся тщетными.А иногда Всевышний мешает человеку завершить начатое,и это оказывается
милостью для него, дабы он не забывал о милости и содействии Аллаха. А в некоторых случаях ему всё-таки удаётся довести задуманное до конца,однако его труды не приносят плодов, а если и приносят,то плод получается слабым и совсем не таким , каким должен был быть . А бывает, что совершённое приносит человеку больше вреда, чем пользы и влечёт за собой разные скверные последствия,
— в зависимости от того, в какой степени он проигнорировал содействие и милость Аллаха и был убеждён в том,что эти слова и действия — его личная заслуга. Всевышний Аллах делает благими слова и дела Своего раба и увеличивает плоды, приносимые ими, либо, напротив, делает их скверными и лишает его этих плодов. И нет ничего более губительного для дел, чем самолюбование.
Если Аллах желает рабу Своему блага, Он помогает ему увидеть Его милость, содействие и помощь ему во всём, что
собственные упущения в совершённом им деле и осознать, что он недоволен этим делом для Господа и он раскаивается перед Ним, просит прощения [за свою нерадивость ] и стыдится просить награды. Если же Всевышний не покажет Своему рабу всё это, то это остаётся сокрытым от него,и, совершая какое-нибудь дело , он видит в нём
90 То есть тот факт, что человеку удаётся осуществить желаемое только благодаря содействию и помощи Всевышнего. 344 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
лишь себя, причём видит оком совершенства и довольства, и совершённое им дело не удостаивается принятия, довольства и любви.
Знающий совершает дела свои ради Аллаха,видя в совершаемом им деле Его милость,дарованное Им благо и содействие, извиняется перед Ним [за сделанные упущения] и стыдится, потому что не совершил это дело должным образом. А невежественный совершает что,-токак ему
заблагорассудится, и замечает при этом лишь собственные заслуги и попрекает своими деяниями Господа своего, будучи доволен ими. Это — одно положение, а то — совсем другое. Раздел
Чтобы достичь желаемого, необходимо отказаться от привычек, преодолеть препятствия и избавиться от привязанностей
привычными для людей и которые они превратили в
346 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
сунн. Но тот, кто придерживается их, будет задержан, и тот, кто неуклонно следует им, не сможет достичь желаемого. Эта беда распространилась повсеместно, и ради этих обычаев люди предают забвению Коран и Сунну.Кто ждёт от них помощи, того Аллах оставит без помощи, а кто следует этим обычаям вместо Корана и Сунны Его Посланника,от того Аллах не примет.
Это величайшая из завес и препятствий на пути человека между рабом и Аллахом и Его Посланником .
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (521)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |