Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 5 страница
Раздел
Препятствия
сердцу, стремящемуся к Аллаху, и преграждают ему путь. Это три вещи : придавание Аллаху сотоварищей ,
препятствие ослушания устраняется посредством правильного покаяния. Эти препятствия остаются незаметными для раба до тех пор, пока он не начнёт своё движение к Аллаху и миру вечному с серьёзным настроем.Вот тогда он увидит эти препятствия и почувствует, что они преграждают ему путь, — сила этого ощущения зависит от ,тогосколько сил прикладывает он в своём путешествии и насколько он сосредоточен на нём. А до тех пор, пока он просто сидит, эти
препятствия, поджидающие его на , путиостанутся сокрытыми от него. Раздел
Привязанности
Если же говорить о привязанностях , то это всё, к чему привязывается сердце, помимо Аллаха и Его Посланника,
— мирские удовольствия, страсти, главенство, общение с людьми и привязанность к ним. Человек может победить эти три вещи, [мешающие ему в достижении желаемого], только призвав на помощь силу привязанности к высшей цели[то есть к Всевышнему Аллаху]. А иначе ему не победить эти помехи и преграды . Поистине, душа отказывается от привычного и любимого для
означает сильное стремление к этому,соответствующее имеющемуся у человека знанию о нём и его ценности и превосходства над всем остальным. Раздел
Потребность творений в Посланнике в этом мире и в мире вечном
В то время как потребность Посланника во Всевышнем совершенна, все творения нуждаются в нём самом в этом мире и в мире вечном.
Если говорить об их потребности в нём в этом мире,то эта потребность сильнее их потребности в , едепитье и воздухе, в котором жизнь для их тел. Если же говорить об их потребности в них в мире вечном, то поистине, они будут просить посланников походатайствовать за них, дабы он избавил их от тягот стояния [в Судный день], однако каждый из них будет отказываться ходатайствовать, и в конце концов за них заступится Посланник Аллаха , и именно он попросит открыть для них врата Рая. Раздел
Признаки счастья и несчастья
К признакам счастья и преуспеяния относится , что каждый раз, когда знание раба Аллаха увеличивается, увеличивается и его скромность и милосердие. И каждый раз, когда дела его увеличиваются, увеличиваются его страх и осторожность, и чем дольше он живёт,тем меньше становится его алчность и стремление к мирским благам,и чем больше имущества становится у ,неготем щедрее становится он сам и тем больше расходует [на благое]. И чем влиятельнее он становится, тем ближе он к людям,тем охотнее он удовлетворяет их нужды и тем скромнее ведёт себя по отношению к ним.
А к признакам несчастья относится, чтото с
приносит счастье, а другим, напротив, несчастье.
И чудеса, [которые Всевышний являет через некоторых людей], также являются испытанием, как и царствование, власть и имущество. Всевышний Аллах сообщил, что его пророк Сулейман, увидев доставленный к нему трон Балькыс, сказал: «Мой Господь оказал мне эту милость
для того, чтобы испытать меня, буду ли я благодарить или же буду неблагодарным»(сура27 «Муравьи»,аят40). Блага, которые дарует человеку Всевышний, являются испытанием, посредством которого становится видно благодарного, который благодарит, и неблагодарного, который не благодарит. Точно так же беды —- испытание от Него, Всевышнего. Он испытывает своих рабов милостями, подобно тому, как испытывает их несчастьями.
Всевышний Аллах сказал: «Когда Господь испытывает
человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: "Господь мой почтил меня!" Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании,тот говорит: "Господь мой унизил меня!" Вовсе нет!»(сура91
«Утро», аяты 15-17).
То есть не для каждого из тех, кому Я даровал щедрый удел и кого Я почтил и одарил милостями, это на самом деле почёт от Меня, и не для каждого, кому Я даровал скудный удел и кого подверг испытаниям, это является унижением от Меня. Раздел
Деяния и степени — строение, и основание его — вера
дет поддерживать его тело и убережёт его от многих недугов. Если же человек слаб, то тело его будет слабым,и недуги будут постигать его один за другим.
Возводи же своё строение на прочном фундаменте веры, ибо если что-то и разрушится в верхней части строения или на его крыше, то восстановить это будет легче,чем если разрушится основание.
Основанием являются две вещи: правильное знание об
отдаляйся от всего,что может причинить тебе ,вред выплёскивай наружу то лишнее, что накопилось в тебе. Будь умеренным, и ты достигнешь желаемого. А если силы мало, скверная материя присутствует, а выплеска её нет, то:
Распрощайся ты с жизнью своей, ибо поистине,
Она сообщает тебе, что с тобою прощается...
И когда строительство завершено, то побели здание благонравием и благодеянием по отношению к людям, а потом обнеси его забором предосторожности, дабы враг не смог подобраться к нему и не было у него уязвимых мест, через которые можно это сделать. А потом повесь
354 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
то закроешь также этим ключом. Так ты построишь крепость, в которой сможешь укрыться от своих врагов,и даже если враг подойдёт к этой крепости и обойдёт её со всех сторон , он не найдёт входа и поймёт, что ему не добраться до тебя.
После этого время от времени постоянно заботься о своей крепости, потому что враг, поняв, что к тебе не войти через двери, будет делать в твоей крепости дыры молотом грехов. И если ты позволишь ему делать это, то он доберётся до тебя, воспользовавшись этими дырами, и окажется вместе с тобой в твоей крепости,и потом тебе уже будет очень сложно изгнать его оттуда . После этого случится одно из
тебя, и тебе придётся заниматься заделыванием дыр в своей крепости и приводить её в порядок. Если он войдёт к тебе через дыры, проделанные в твоей крепости, то принесёт с собой три : бедыприведёт в негодность твою крепость, набросится на имеющиеся в ней ценности и сокровища и укажет грабителям из числа своих соплеменников на уязвимые места{его крепости, через которые можно пробраться внутрь].
И враг будет атаковать крепость раз за разом до тех пор, пока не ослабит её владельца и пока решимость его не истощится, и тогда он добровольно сдаст крепость, позволив ему войти в неё. Таково положение большинства душ в их противостоянии с врагом . Поэтому вы видите , как они вызывают недовольство своего Господа ради довольства душ своих или ради творения, подобного им самим, которое не способно отвести от них вред или принести им пользу.И занятые приобретением имущества,они забывают
приобретать религию и губят души свои ради того,что не пробудет у них долго. Они стремятся к благам мира этого, который отвернулся от них, и при этом равнодушны к миру вечному, который уже идёт к ним . И они противоречат Господу своему, потакая страстям своим. Они полагаются на жизнь эту, забывая о смерти. И они помнят о своих страстях и удовольствиях и при этом забывают о том, что заповедовал им Аллах. И они уделяют внимание тому,что Аллах гарантировал им, но не уделяют внимания тому,что Аллах
повелел им, и они радуются миру этому и печалятся из -за упущенных мирских благ, но не печалятся, упуская Рай со всем, что в нём, и они не радуются вере так,как радуются дирхемам и динарам . И они портят истину ложью , следование прямым путём — заблуждением, а одобряемое — порицаемым, и смешивают свою веру с сомнениями, дозволенное — с запретным. Они колеблются, растерянно переходя от одних мнений и идей к другим, оставляют руководство Аллаха, которое Он даровал им.
Удивительно, но враг этот использует хозяина крепости, побуждая его разрушать свою крепость собственными руками! Раздел
Неверие зиждется на четырёх вещах: высокомерии, зависти, гневе и страсти
принимать благой совет и давать его, гнев мешает ему быть справедливым, а страсть мешает ему освобождаться для поклонения. И если разрушается опора высокомерия,то человеку
опора гнева, ему становится легко быть справедливым и скромным. Когда разрушается опора страсти, ему становится легко проявлять терпение , быть целомудренным и поклоняться Аллаху. Легче сдвинуть с места горы,чем избавить от этих четырёх вещей того, кого они постигли, особенно если они оформились и превратились в привычку.Деяния человека, страдающего от этих четырёх недугов,никогда не будут такими, какими они должны быть , и душа его не будет чистой, пока он не избавится от них. И каждый раз, когда он усердствует, совершая благое дело, эти четыре вещи портят совершаемое им. Они — источник всех бед, и если они прочно укоренились в его сердце. Неверие зиждется на четырёх вещах: высокомерии, зависти, гневе и страсти 357
они показывают ему ложное в образе истины, а истину — в образе ложного, одобряемое — в образе порицаемого, а порицаемое — в образе одобряемого, и приближают к нему
возвращения к покорности Ему после ослушания. 358 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
А гнев можно вырвать из сердца посредством познания собственной души и осознания того, что она не
Лучший способ избежать этого— приучить душу свою гневаться ради Него, Всевышнего, и проявлять довольство ради Него. И каждый раз, когда в ней появляется гнев или довольство ради Него, из неё выходит соответствующая часть гнева и довольства,проявляемых ради себя самой.
Верно и обратное.
Если говорить о страсти,то лекарство от неё— правильное знание и осознание того, что давать душе своей то, чего она желает, — значит лишать её[истинного блаженства], а оберегать её от всего, что вредит ей, — значит даровать ей это блаженство.И каждый раз, когда ты открываешь перед ней дверь страстей, ты в действительности стремишься лишить её наслаждения и блага,а каждый раз, когда ты закрываешь перед ней эту, тыдверьв действительности прикладываешь усилия для того, чтобы она обрела это наслаждение и благо.
Гнев подобен дикому зверю: если человек выпустит его из-под своего контроля, тот начнёт пожирать его. Страсть подобна огню: если человек разожжёт пламя, оно первым делом поглотит его. А высокомерие подобно тому,кто оспаривает у правителя его царство: если он не погубит тебя, то изгонит . А зависть подобна вражде с тем , кто могущественнее тебя.
Шайтан боится и тени того , кто справляется со своей страстью и своим гневом. А тот, кого одолевают его страсть и его гнев, пугается собственного воображения. Очень полезный раздел
Мудрость, обоснованность, причины. Несовместимость несправедливости с Аллахом
Не знающие Аллаха, Его имён и качеств, отрицающие их истинное значение, делают Аллаха ненавистным для Его
360 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Всевышнего «Его не спрашивают о , томчто Он совершает»(сура21 «Пророки»,аят23). А также Его слова«Неужели они не опасались
хитрости91Аллаха? Хитрости Аллаха не опасаются только люди, терпящие убыток!»(сура7 «Преграды»,аят
99).
Они приводят также Его слова«И знайте, что Аллах возводит преграду между человеком и сердцем его»(сура
8 «Трофеи», аят 24).
И в качестве доказательства своего утверждения они также приводят историю Иблиса.Он был среди ангелов подобен павлину, и не осталось ни на небе,ни на земле такого места, на котором он не совершил бы поясной или земной поклон Ему. Однако преступное предопределение постигло его и одолело, и его благая [якобы] природа вмиг сделалась наисквернейшей. Знающие из числа этих людей даже говорят: мол, тебе следует бояться Аллаха так, как ты боишься льва, который бросается на тебя, несмотря на то, что ты не совершал никакого греха и не делал ему ничего плохого». И в качестве доказательства они приводят слова
написанное ему на роду, и он начинает совершать дела обитателей Огня и попадает в него» [аль-Бухари,№3208;
Муслим, 2643].
И они передают сообщение от одного из наших
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (472)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |