Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 6 страница




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

праведных предшественников: «Величайшие из грехов—

 

когда человек чувствует себя в безопасности от хитрости

 

Аллаха и когда он отчаивается в милости Аллаха».

 

Имам Ахмад передаёт от 'Ауна ибн 'Абдуллаха и

 

других, что он слышал, как один человек обращается к Алла-

 

91 Ниже автор подробно разъясняет суть этого понятия.


... Несовместимость несправедливости с Аллахом

 

ху с такой мольбой: «О Аллах! Не дай мне безопасности от хитрости Твоей!» Он осудил его за это и сказал: «Говори: "О Аллах! Не делай меня одним из тех,кто чувствует себя в безопасности от хитрости Твоей.'"»

 

Свое утверждение они построили на ложном основании» а именно — отрицании мудрости, обоснованности и причин.

Они решили, что Аллах действует не по мудрости и не по причине, а просто по Своей воле,лишённой мудрости, обоснованности и причин , то есть Он делает что-то без

основания и причин, и Он вполне может подвергнуть
покорных Ему сильнейшим мучениям , и может даровать
величайшее блаженство   врагам и щедро наградить
ослушивающихся Его. Мол, эти две вещи для Него равны. И
о том, что это не так , мы можем узнать только из

достоверного сообщения о том, что Он действительно этого не делает — потому что сказано, что Он этого не делает, а не



потому, что данное действие само по себе ложно и несправедливо. Ведь несправедливость в случае с Ним невозможна. Это то же самое,что заставить одну вещь находиться в разных местах одновременно, соединить в один миг день и ночь и сделать нечто существующим и несуществующим одновременно. Такова истинная природа несправедливости, по мнению этих людей.

 

И обращаясь к самому себе, человек из их числа

рассуждает: «Если всё так шатко и неустойчиво и если
от Его хитрости нельзя уберечься, то как можно

надеяться на приближение к Нему? И какой смысл в покорности Ему и исполнении Его велений? Нам отпущено совсем немного времени, и если в этот период мы откажемся от наслаждений и страстей и взвалим на себя тяжкое бремя поклонения, не будучи при этом уверенными в том, что Он не превратит нашу веру в неверие,единобожие

— в придавание Ему сотоварищей,покорность Ему —


362 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

в ослушание, а благочестие — в нечестие, и не подвергнет нас постоянным мучениям, то мы окажемся в убытке в этом мире и в мире вечном!»

 

И когда эти убеждения утверждаются в их сердцах и начинают бродить в их душах, а после этого им велят совершать угодное Аллаху и отказываться от [запретных] удовольствий, то убеждения эти уподобляются тому, кто говорит своему ребёнку: «Учитель твой таков, что если ты будешь писать, хорошо заниматься, будешь благовоспитанным и не станешь ослушиваться, он может придумать довод против тебя и подвергнуть тебя

наказанию, и если ты будешь лениться и ничего не  
делать и не исполнять его веления, то он может  
приблизить тебя к себе и почтить!» Слова эти западают  
в душу ребёнка, и после этого он уже не верит угрозам  
учителя наказать за скверный поступок и его обещаниям  
вознаградить за хорошее [поведение и работу]. И когда  
этот ребёнок вырастает и уже может самостоятельно  
вести какие-то дела и занимать посты, отец говорит ему:  
«Это — наш султан. Он берёт разбойника из заточения  
и делает его визирем и предводителем и берёт разумного  
человека, хорошо исполняющего свою работу, и бросает  
его в темницу, казнит его и распинает!» Услышав эти  
слова, он начинает дичиться султана и не верить его  
угрозам и обещаниям. Любовь к султану исчезает из его
сердца, и   он начинает бояться его, кактак боятся  
притеснителя, который наказывает вершащего благое и
мучает невиновного... И. этот бедняга перестаёт верить в то,  
что деяния способны принести пользу или причинить вред. И  
его не тянет совершать благое, и ему не внушает отвращения  
совершение дурного.              
Можно   ли внушить людям большее   отвращение и
                       

ненависть к Аллаху?!


... Несовместимость несправедливости с Аллахом

 

Даже если бы безбожники усердствовали,стараясь
внушить людям ненависть к религии и отвращение к Аллаху,
то они не добились бы больш,чемго сторонники
упомянутых убеждений.      
Сторонник этих убеждений считает, что он утверждает
единобожие и предопределение, отвечает приверженцам
нововведений и поддерживает религию. Но на самом деле,
клянусь Аллахом, умный враг причиняет меньше вреда, чем
невежественный друг!      
Все Писания, ниспосланные Аллахом, и все Его
посланники свидетельствуют об обратном, особенно Коран.
И если бы проповедники избрали для себя тот путь , к
которому призывает Всевышний Аллах и Его Посланник, то
весь мир жил бы благополучно , не зная нечестия и

расстройства.

 

Всевышний Аллах сообщил, — а Он Правдивый и

исполняет Свои обещания, — что Он поступает с людьми в  
соответствии с тем, что они приобрели, и воздаёт им за их  
дела, и вершащий благие дела не должен бояться
притеснения и несправедливости с Его стороны или
ущемления своих прав, и он не должен бояться, что с ним  
поступят несправедливо и скверно. Всевышний не оставляет  
без награды творящих добро, и Он не упустит из дел раба
               

Своего ничего даже весом с мельчайшую частицу и не поступит с ним несправедливо: «А если поступок окажется

хорошим, то Он приумножит его и одарит от Себя великой наградой»(сура4 «Женщины»,аят40).

Даже если дело это весом с горчичное зёрнышко, Всевышний воздаст ему за него и не оставит его без воздаяния. И Он воздаёт за скверный поступок подходящим воздаянием и стирает его посредством покаяния, сожаления о содеянном, испрашивания прощения, совершения благих дел и терпеливого перенесения испытаний. А воздаяние за благое дело является десятикратным.


364 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

однако может увеличиваться и до семисоткратного и много

 

большего. Всевышний Аллах помогает нечестивцам
исправиться, поворачивает сердца   отвернувшихся[от
истины], прощает грешников, наставляет на прямой путь
заблудших, спасает гибнущих, дарует знание
невежественным, помогает увидеть истину пребывающим в
растерянности, напоминает беспечным, предоставляет
прибежище тем, у кого нет приюта,а когда подвергает
             

наказанию кого-либо, то делает это после того , как раб восстаёт против Него и переходит все границы, и лишь после многократного призыва вернуться к Нему и признать Его Господство — лишь после того, как раб Аллаха отказывается внимать Его призыву и признавать Его Господство и Единственность, Он наказывает его за что-то из его неверия, заносчивости и неповиновения.Всевышний даёт рабу возможность оправдаться и помогает ему признать,что Он, Всевышний, ни с кем не поступает несправедливо, и что это он сам поступает несправедливо по отношению к себе.

 

Как сказал Всевышний Аллах об обитателях :Огня

 

«Они признаются в своём грехе.Прочь же, обитатели Пламени!»(сура67 «Власть»,аят11).

И Всевышний сказал о тех , кого Он погубил в этом мире, что когда они увидели Его знамения и почувствовали приближение наказания, то сказали: «"О горе нам!

 

Поистине, мы были несправедливы!" Они продолжали так взывать, пока Мы не превратили их в засохшее жнивьё»(сура21 «Пророки»,аяты14-15).

И владельцы сада, который Он уничтожил, увидев его,

 

сказали: «Пречист наш Господь!Мы были несправедливы»(сура68 «Письменная трость»,аят29).

Аль-Хасан сказал: «Они вошли в Огонь, а сердца их при этом восхваляли Его, и они не нашли довода против Него».


... Несовместимость несправедливости с Аллахом

 

 

Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Несправедливые
были уничтожены полностью. Хвала Аллаху, Господу
миров!»(сура6 «Скот», аят 45). То есть они были
уничтожены, в то время как Всевышнего восхваляли за это, и
их уничтожение сопровождалось вознесением Ему хвалы.
Это было уничтожение, за которое Всевышний Господь
достоин хвалы, учитывая совершенство Его мудрости,
справедливости, и применение Им наказания , тамгде
требуется именно наказание и не подходит ничто иное.Он
применил наказание в   таких   обстоятельств,
ознакомившись с которыми, разумный человек непременно

скажет: «Наказание применимо именно к этому объекту[в этих обстоятельствах] и не подходит сюда ничего,кроме наказания».

Поэтому сообщение о том, что Он судит Своих рабов, и о том, что счастливые отправятся в Рай, а несчастные — в Огонь, Он завершил словами: «Их рассудят истинно, и

 

будет сказано: "Хвала Аллаху, Господу миров!"»(сура39

 

«Толпы», аят 75).

 

Не назван тот, кто произнесёт эти слова, что создаёт впечатление всеобщего участия в этом действии,— будто весь мир сказал: «Хвала Аллаху, Господу миров», видя мудрость, справедливость и милость. Поэтому Он сказал об обитателях Огня: «Будет сказано: "Войдите во врата Геенны"»(сура39 «Толпы»,аят72).Как будто всё сущееговорит это — и даже органы их тел , их души, земля и небеса.

 

Всевышний Аллах сообщил, что Он губит Своих врагов, но при этом спасает Своих приближённых и что Он не губит всех подряд просто потому что Ему так хочется...

 

Когда Нух попросил Его о спасении своего сына, Всевышний сказал, что утопит его за его скверные деяния и неверие, и Он не говорил: мол, Я погублю просто потому, что Я так желаю, без причины и без греха с его стороны.


366 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

Всевышний Аллах гарантировал увеличение приверженности прямому пути тех, кто усердствует на Его пути, и Он не говорил, что введёт их в заблуждение и сделает тщетными их усилия и старания.Также Он гарантировал увеличение приверженности прямому пути богобоязненным, которые стремятся к Его довольству, и сообщил, что Он не вводит в заблуждение никого, кроме нечестивцев, которые нарушают свой договор с Аллахом после его заключения , и что Он вводит в заблуждение того,кто сам предпочитает заблуждение прямому пути и избирает его для себя,после чего Всевышний Аллах запечатывает его слух и его сердце. Всевышний поворачивает сердце того, кто не довольствуется Его руководством, когда оно приходит к нему, отказывается уверовать в него и отвергает его— Он поворачивает Его сердце и взор в качестве наказания за то,что он отверг его после того, как убедился в его истинности и познал его . И Он, Всевышний, зная, что в том, кому Он позволяет впасть в заблуждение и стать несчастным,есть благо, обязательно внушил бы ему понимание религии и вывел бы его на прямой путь. Однако Он знает, что данный человек не является

 

подходящим объектом для Его милости и Его почёт не

приличествует ему.      
Всевышний Аллах устранил препятствия,получил
доводы [против людей] и снабдил людей причинами,

помогающими выйти на прямой путь,и Он не вводит в

 

заблуждение никого, кроме нечестивцев и несправедливых, Он запечатывает сердца только тех, кто преступает границы, и Он не вводит в искушение никого,кроме лицемеров, которые заслуживают этого своими деяниями,и причиной окутывания сердец неверующих являются исключительно их собственные поступки и деяния. Как сказал Всевышний: «Но нет! Их сердца окутаны тем, что они приобрели»(сура83

 

«Обвешивающие», аят 14).


... Несовместимость несправедливости с Аллахом

 

 

И Всевышний сказал о Своих врагах из числа иудеев:  
«И говорили: "Наши сердца покрыты завесой[или  
переполнены знаниями]" О нет, это Аллах запечатал их  
сердца за их неверие»(сура4 «Женщины»,аят155).    
Он сообщил, что Он не вводит в заблуждение того, кого  
уже вывел на прямой путь, пока не разъяснит ему, чего он  
должен избегать, и пока тот, по несчастью своему и[вняв  
зову] своей скверной натуры, не предпочтёт заблуждение Его  
руководству и не предпочтёт отклонение от прямого пути  
благоразумию и следованию прямым путём и не встанет на  
сторону души своей, шайтана своего и врага Господа Своего  
против Него.                
Что же касается понятия макр [хитрость, козни], которое  
Он приписывает Себе, то под этим подразумевается Его  
воздаяние всем тем, кто строит козни Его приближённым и  
посланникам, то есть их скверным козням О
противопоставляет благие. Также взаимный обман: это  
воздаяние Всевышнего тем, кто обманывает Его посланников  
и приближённых. И нет ничего лучше этого обмана и  
хитрости.                
Что же касается того, что человек может «совершать  
деяния обитателей Рая до тех пор, пока не приблизится к  
нему на локоть, а потом сбывается написанное ему на  
роду»,то речь идёт о деяниях,которые другим кажутся  

деяниями обитателей ,Раяи если бы эти деяния действительно были принятыми и достойными Рая, то Аллах любил бы совершающего их и был бы доволен ими и не стал бы делать их тщетными.

А слова «пока не приблизится к нему на локоть»

могут вызвать сомнения в правильности этого толкования. Это сомнение можно устранить следующим образом:дела оцениваются по их завершению,и совершавшему их не

хватило терпения совершать благие дела таким образом,
чтобы они были полноценными.В его деяниях

368 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

был скрытый изъян, недостаток и нечто такое, за что он был оставлен без помощи Всевышнего в конце жизни. Этот порок предал его в важную минуту, это внутреннее зло проявилось однажды, случилось именно то, к чему должен был привести этот порок. Этот порок сделал своё дело. А если бы не было фальши и изъянов, то Аллах не превратил бы веру в неверие и вероотступничество, — если бы человек был правдивым и искренним в своих деяниях и не было бы причины , которая сделала дела этого человека несостоятельными. Аллах знает, что в душах Его рабов, он знает о них то, чего они не знают друг о друге.

 

Если же говорить об Иблисе,то Всевышний Аллах сказал ангелам: Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Я

знаю то, чего вы не знаете»(сура2 «Корова»,аят30).  
Всевышний Господь знал,что в сердце Иблиса
скрывается неверие, высокомерие, зависть, о которых не
знали ангелы. И когда им было велено пасть ниц перед

Адамом, обнаружилось то, что было в их сердцах,— покорность, любовь, боязнь и смирение, и они поспешили исполнить Его веление. Проявилось и то, что было в сердце его врага, — высокомерие, обман, зависть, и он отказался исполнить веление Всевышнего, возгордившись, и оказался одним из неверующих.

 

Что же касается того,что приближённые боятся Его «хитрости», то это так: они боятся, что Он оставит их без помощи за совершаемые ими грехи, и тогда они сделаются несчастными. И они боятся из-за своих грехов и надеются на

Его милость.   «Неужели они не опасались хитрости  
А Его слова    
Аллаха?»(сура7 «Преграды»,аят 99) относятся к  
нечестивцам и неверующим.И смысл аята таков:  

ослушиваются Его и при этом думают, что Всевышний Аллах не ответит на его скверные козни Своими , только люди, оказавшиеся в убытке.


... Несовместимость несправедливости с Аллахом

 

А знающие Аллаха боятся козней в том смысле, что Он может отложить на потом наказание за совершаемые ими деяния, и они могут впасть в обольщение из-за этого и привыкнуть совершать грехи, [видя свою безнаказанность], и неожиданно и внезапно к ним придёт наказание.

 

Ещё они боятся,что начнут относиться к Нему небрежно и предадут забвению поминание Его, и Он оставит их, когда они оставят поминание Его и покорность Ему, и их начнут постигать беды и испытания.Таким образом, под хитростью подразумевается то, что Он оставит их без помощи.

 

Ещё они опасаются, что Он знает об их грехах и пороках то, чего они сами о себе не знают, и хитрость придёт к ним так, что они и не почувствуют этого.

И они боятся, что Он испытывает их тем, от чего им не хватает терпения удержаться. Это и называется хитростью.


 

Раздел

 

Дерево благое и дерево скверное

 

 

Год — дерево, месяцы — его ветви, дни — мелкие веточки, а часы — листья. А мгновения — его плоды. И если человек посвящает свои мгновения покорности Ему, то его дерево приносит благие плоды. А если он посвящает свои

 

мгновения ослушанию Его, то плоды его дерева будут горькими. Урожай будет собран в День Воскресения: тогда и станет ясно, у кого были сладкие плоды, а у кого — горькие.

Неискренность и единобожие — дерево в сердце. Ветви его

 

— деяния, а плоды его — благая жизнь в мире этом и вечное блаженство в мире вечном.Плоды Рая не кончаются и доступны — так же и плоды единобожия и искренности в этом мире.

Придавание Аллаху сотоварищей, ложь и совершение дел напоказ — дерево в сердце, плодами которого в этом мире становятся страх, тревоги, печали, стеснённость в груди и мрак в сердце, а его плодами в мире вечном станут плоды дерева Заккум и вечные муки. Всевышний Аллах упомянул эти два дерева в суре «Ибрахим».


 

Раздел

 

Когда раб Аллаха достигает совершеннолетия, ему вручается завет Творца

 

 

Когда раб Аллаха достигает совершеннолетия, ему даётся договор, который заключает с Ним Его Творец и

 

Властелин.

 

И если он, заключая этот договор, проявит силу, примет его [со всей серьёзностью ] ирешительным намерением исполнять пункты этого договора, то он будет достойным тех степеней, которых достигают те, кто соблюдает заключаемые договоры.

 

И если он соберёт в кулак свою волю при заключении этого договора и скажет себе:вот, я удостоился чести заключить договор с Господом моим, так кто же, как не я, должен принять его , понять и исполнять ?.. И если он постарается сначала понять содержание этого договора и станет размышлять о нём и ознакомится с заветами Господа своего, а потом решительно примется за претворение этого договора в жизнь, поступая в строгом соответствии с содержанием договора, и увидит сердцем своим истинную сущность этого договора и того , что содержится в нём, и обновит устремления свои и решимость свою, дабы она стала уже не такой, какой была в годы его детства, до того, как он заключил этот договор, и избавится от мрака детской беспечности и покорности привычкам и собственной натуре,


372 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

проявит терпение и порвёт завесу мрака,закрывающую от  
него свет твёрдой убеждённости — если он сделает всё это,  
то соответственно своему терпению и искренности своего  
усердия он обретёт милость Аллаха, которую Он дарует ему.  
Первая из степеней счастья — когда у человека ухо  
усваивающее и сердце, разумеющее то, что усваивает  
ухо. Он слышит и разумеет, и ясно видит путь, которым  
нужно следовать, и видит вехи на этом пути, и видит,  
что большинство людей отклонились от этого пути либо  
вправо, либо влево. Но сам он неуклонно следует этим  
путём, не отклоняясь вместе с отклоняющимися,  
причиной отклонения которых стало то, что они не  
приняли договор, который предложил им Аллах, или же  
приняли его с отвращением и не проявили при этом ни  
силы, ни решимости и не побуждали души свои понять  
содержание этого договора, размышлять над ним,  
поступать в соответствии с ним и исполнять  
содержащиеся в нём заветы.Когда им был предложен  
договор, ими владела беспечность детства и они
исповедовали религию-обычай и , точто на их глазах  
исповедовали их матери и отцы, и они приняли договор так,  
как принимают те, кто ограничивается тем, на чём они  
застали своих предков , и их обычаями , а не так , как  
принимает тот, кто собрал все свои стремления и обратил  
[усилия] сердца своего на понимание этого договора и  
исполнение его так, как будто договор это был предложен  
ему одному и ему было сказано:«Поразмышляй над  
содержанием этого договора, а затем делай то, к чему он тебя  
обязывает!» И если он не примет этот договор правильным  
образом, то предпочтёт брать пример с родственников и  
следовать тому, чему следуют члены его семьи,товарищи,  
соседи и земляки.И если пыл его увеличится
                   

Когда раб Аллаха достигает совершеннолетия, ему вручается завет Творца 373




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (367)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.032 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7