Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 6 страница
праведных предшественников: «Величайшие из грехов—
когда человек чувствует себя в безопасности от хитрости
Аллаха и когда он отчаивается в милости Аллаха».
Имам Ахмад передаёт от 'Ауна ибн 'Абдуллаха и
других, что он слышал, как один человек обращается к Алла-
91 Ниже автор подробно разъясняет суть этого понятия.
ху с такой мольбой: «О Аллах! Не дай мне безопасности от хитрости Твоей!» Он осудил его за это и сказал: «Говори: "О Аллах! Не делай меня одним из тех,кто чувствует себя в безопасности от хитрости Твоей.'"»
Свое утверждение они построили на ложном основании» а именно — отрицании мудрости, обоснованности и причин. Они решили, что Аллах действует не по мудрости и не по причине, а просто по Своей воле,лишённой мудрости, обоснованности и причин , то есть Он делает что-то без
достоверного сообщения о том, что Он действительно этого не делает — потому что сказано, что Он этого не делает, а не потому, что данное действие само по себе ложно и несправедливо. Ведь несправедливость в случае с Ним невозможна. Это то же самое,что заставить одну вещь находиться в разных местах одновременно, соединить в один миг день и ночь и сделать нечто существующим и несуществующим одновременно. Такова истинная природа несправедливости, по мнению этих людей.
И обращаясь к самому себе, человек из их числа
надеяться на приближение к Нему? И какой смысл в покорности Ему и исполнении Его велений? Нам отпущено совсем немного времени, и если в этот период мы откажемся от наслаждений и страстей и взвалим на себя тяжкое бремя поклонения, не будучи при этом уверенными в том, что Он не превратит нашу веру в неверие,единобожие — в придавание Ему сотоварищей,покорность Ему — 362 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
в ослушание, а благочестие — в нечестие, и не подвергнет нас постоянным мучениям, то мы окажемся в убытке в этом мире и в мире вечном!»
И когда эти убеждения утверждаются в их сердцах и начинают бродить в их душах, а после этого им велят совершать угодное Аллаху и отказываться от [запретных] удовольствий, то убеждения эти уподобляются тому, кто говорит своему ребёнку: «Учитель твой таков, что если ты будешь писать, хорошо заниматься, будешь благовоспитанным и не станешь ослушиваться, он может придумать довод против тебя и подвергнуть тебя
ненависть к Аллаху?!
расстройства.
Всевышний Аллах сообщил, — а Он Правдивый и
Своего ничего даже весом с мельчайшую частицу и не поступит с ним несправедливо: «А если поступок окажется хорошим, то Он приумножит его и одарит от Себя великой наградой»(сура4 «Женщины»,аят40). Даже если дело это весом с горчичное зёрнышко, Всевышний воздаст ему за него и не оставит его без воздаяния. И Он воздаёт за скверный поступок подходящим воздаянием и стирает его посредством покаяния, сожаления о содеянном, испрашивания прощения, совершения благих дел и терпеливого перенесения испытаний. А воздаяние за благое дело является десятикратным. 364 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
однако может увеличиваться и до семисоткратного и много
наказанию кого-либо, то делает это после того , как раб восстаёт против Него и переходит все границы, и лишь после многократного призыва вернуться к Нему и признать Его Господство — лишь после того, как раб Аллаха отказывается внимать Его призыву и признавать Его Господство и Единственность, Он наказывает его за что-то из его неверия, заносчивости и неповиновения.Всевышний даёт рабу возможность оправдаться и помогает ему признать,что Он, Всевышний, ни с кем не поступает несправедливо, и что это он сам поступает несправедливо по отношению к себе.
Как сказал Всевышний Аллах об обитателях :Огня
«Они признаются в своём грехе.Прочь же, обитатели Пламени!»(сура67 «Власть»,аят11). И Всевышний сказал о тех , кого Он погубил в этом мире, что когда они увидели Его знамения и почувствовали приближение наказания, то сказали: «"О горе нам!
Поистине, мы были несправедливы!" Они продолжали так взывать, пока Мы не превратили их в засохшее жнивьё»(сура21 «Пророки»,аяты14-15). И владельцы сада, который Он уничтожил, увидев его,
сказали: «Пречист наш Господь!Мы были несправедливы»(сура68 «Письменная трость»,аят29). Аль-Хасан сказал: «Они вошли в Огонь, а сердца их при этом восхваляли Его, и они не нашли довода против Него».
скажет: «Наказание применимо именно к этому объекту[в этих обстоятельствах] и не подходит сюда ничего,кроме наказания». Поэтому сообщение о том, что Он судит Своих рабов, и о том, что счастливые отправятся в Рай, а несчастные — в Огонь, Он завершил словами: «Их рассудят истинно, и
будет сказано: "Хвала Аллаху, Господу миров!"»(сура39
«Толпы», аят 75).
Не назван тот, кто произнесёт эти слова, что создаёт впечатление всеобщего участия в этом действии,— будто весь мир сказал: «Хвала Аллаху, Господу миров», видя мудрость, справедливость и милость. Поэтому Он сказал об обитателях Огня: «Будет сказано: "Войдите во врата Геенны"»(сура39 «Толпы»,аят72).Как будто всё сущееговорит это — и даже органы их тел , их души, земля и небеса.
Всевышний Аллах сообщил, что Он губит Своих врагов, но при этом спасает Своих приближённых и что Он не губит всех подряд просто потому что Ему так хочется...
Когда Нух попросил Его о спасении своего сына, Всевышний сказал, что утопит его за его скверные деяния и неверие, и Он не говорил: мол, Я погублю просто потому, что Я так желаю, без причины и без греха с его стороны. 366 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Всевышний Аллах гарантировал увеличение приверженности прямому пути тех, кто усердствует на Его пути, и Он не говорил, что введёт их в заблуждение и сделает тщетными их усилия и старания.Также Он гарантировал увеличение приверженности прямому пути богобоязненным, которые стремятся к Его довольству, и сообщил, что Он не вводит в заблуждение никого, кроме нечестивцев, которые нарушают свой договор с Аллахом после его заключения , и что Он вводит в заблуждение того,кто сам предпочитает заблуждение прямому пути и избирает его для себя,после чего Всевышний Аллах запечатывает его слух и его сердце. Всевышний поворачивает сердце того, кто не довольствуется Его руководством, когда оно приходит к нему, отказывается уверовать в него и отвергает его— Он поворачивает Его сердце и взор в качестве наказания за то,что он отверг его после того, как убедился в его истинности и познал его . И Он, Всевышний, зная, что в том, кому Он позволяет впасть в заблуждение и стать несчастным,есть благо, обязательно внушил бы ему понимание религии и вывел бы его на прямой путь. Однако Он знает, что данный человек не является
подходящим объектом для Его милости и Его почёт не
помогающими выйти на прямой путь,и Он не вводит в
заблуждение никого, кроме нечестивцев и несправедливых, Он запечатывает сердца только тех, кто преступает границы, и Он не вводит в искушение никого,кроме лицемеров, которые заслуживают этого своими деяниями,и причиной окутывания сердец неверующих являются исключительно их собственные поступки и деяния. Как сказал Всевышний: «Но нет! Их сердца окутаны тем, что они приобрели»(сура83
«Обвешивающие», аят 14).
деяниями обитателей ,Раяи если бы эти деяния действительно были принятыми и достойными Рая, то Аллах любил бы совершающего их и был бы доволен ими и не стал бы делать их тщетными. А слова «пока не приблизится к нему на локоть» могут вызвать сомнения в правильности этого толкования. Это сомнение можно устранить следующим образом:дела оцениваются по их завершению,и совершавшему их не
368 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
был скрытый изъян, недостаток и нечто такое, за что он был оставлен без помощи Всевышнего в конце жизни. Этот порок предал его в важную минуту, это внутреннее зло проявилось однажды, случилось именно то, к чему должен был привести этот порок. Этот порок сделал своё дело. А если бы не было фальши и изъянов, то Аллах не превратил бы веру в неверие и вероотступничество, — если бы человек был правдивым и искренним в своих деяниях и не было бы причины , которая сделала дела этого человека несостоятельными. Аллах знает, что в душах Его рабов, он знает о них то, чего они не знают друг о друге.
Если же говорить об Иблисе,то Всевышний Аллах сказал ангелам: Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Я
Адамом, обнаружилось то, что было в их сердцах,— покорность, любовь, боязнь и смирение, и они поспешили исполнить Его веление. Проявилось и то, что было в сердце его врага, — высокомерие, обман, зависть, и он отказался исполнить веление Всевышнего, возгордившись, и оказался одним из неверующих.
Что же касается того,что приближённые боятся Его «хитрости», то это так: они боятся, что Он оставит их без помощи за совершаемые ими грехи, и тогда они сделаются несчастными. И они боятся из-за своих грехов и надеются на
ослушиваются Его и при этом думают, что Всевышний Аллах не ответит на его скверные козни Своими , только люди, оказавшиеся в убытке.
А знающие Аллаха боятся козней в том смысле, что Он может отложить на потом наказание за совершаемые ими деяния, и они могут впасть в обольщение из-за этого и привыкнуть совершать грехи, [видя свою безнаказанность], и неожиданно и внезапно к ним придёт наказание.
Ещё они боятся,что начнут относиться к Нему небрежно и предадут забвению поминание Его, и Он оставит их, когда они оставят поминание Его и покорность Ему, и их начнут постигать беды и испытания.Таким образом, под хитростью подразумевается то, что Он оставит их без помощи.
Ещё они опасаются, что Он знает об их грехах и пороках то, чего они сами о себе не знают, и хитрость придёт к ним так, что они и не почувствуют этого. И они боятся, что Он испытывает их тем, от чего им не хватает терпения удержаться. Это и называется хитростью.
Раздел
Дерево благое и дерево скверное
Год — дерево, месяцы — его ветви, дни — мелкие веточки, а часы — листья. А мгновения — его плоды. И если человек посвящает свои мгновения покорности Ему, то его дерево приносит благие плоды. А если он посвящает свои
мгновения ослушанию Его, то плоды его дерева будут горькими. Урожай будет собран в День Воскресения: тогда и станет ясно, у кого были сладкие плоды, а у кого — горькие. Неискренность и единобожие — дерево в сердце. Ветви его
— деяния, а плоды его — благая жизнь в мире этом и вечное блаженство в мире вечном.Плоды Рая не кончаются и доступны — так же и плоды единобожия и искренности в этом мире. Придавание Аллаху сотоварищей, ложь и совершение дел напоказ — дерево в сердце, плодами которого в этом мире становятся страх, тревоги, печали, стеснённость в груди и мрак в сердце, а его плодами в мире вечном станут плоды дерева Заккум и вечные муки. Всевышний Аллах упомянул эти два дерева в суре «Ибрахим».
Раздел
Когда раб Аллаха достигает совершеннолетия, ему вручается завет Творца
Когда раб Аллаха достигает совершеннолетия, ему даётся договор, который заключает с Ним Его Творец и
Властелин.
И если он, заключая этот договор, проявит силу, примет его [со всей серьёзностью ] ирешительным намерением исполнять пункты этого договора, то он будет достойным тех степеней, которых достигают те, кто соблюдает заключаемые договоры.
И если он соберёт в кулак свою волю при заключении этого договора и скажет себе:вот, я удостоился чести заключить договор с Господом моим, так кто же, как не я, должен принять его , понять и исполнять ?.. И если он постарается сначала понять содержание этого договора и станет размышлять о нём и ознакомится с заветами Господа своего, а потом решительно примется за претворение этого договора в жизнь, поступая в строгом соответствии с содержанием договора, и увидит сердцем своим истинную сущность этого договора и того , что содержится в нём, и обновит устремления свои и решимость свою, дабы она стала уже не такой, какой была в годы его детства, до того, как он заключил этот договор, и избавится от мрака детской беспечности и покорности привычкам и собственной натуре, 372 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Когда раб Аллаха достигает совершеннолетия, ему вручается завет Творца 373
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (476)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |