Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 8 страница



2015-12-07 566 Обсуждений (0)
Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 8 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Аллаху и долей его станет [то, ради чего он
остановился]. Если же он сможет пройти сквозь всё это,
не останавливаясь, то он будет испытан чудесами и

озарениями. Если он остановится на этом этапе, то прекратит своё движение к Аллаху и долей его станет(то, ради чего он остановился]. Если же он не остановится, то будет испытан отрешением [от мирского], любовью к отстранению от всего,

что отвлекает от Истины, сладостью устремления к Аллаху
и отвлечения от всего иного и любовью к уединению.
Если всё это заставит его остановиться и задержит

390 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

его, то он не достигнет конца пути.Если же он не станет останавливаться и продолжит путь, глядя на то, чего желает от него Аллах,то будет для Него рабом,который останавливается у границ того, что Он любит и что угодно Ему, где бы оно ни было и каким бы оно ни было, утомление это приносит ему или отдых,наслаждается он или испытывает боль, заставляет ли это его быть с людьми или, напротив, покинуть их. Он не выбирает для себя ничего, кроме того, что выбирает для него Его Покровитель и Господь. Он исполняет Его веления в соответствии со своими возможностями и собственная душа значит для него слишком

 

мало, чтобы он решился предпочесть её отдохновение и наслаждение довольству своего Господа и Его велениям. Это раб, который прошёл свой путь до конца, и ничто не смогло помешать ему прибыть к Господу.

А Аллах — Тот, Кто оказывает помощь и содействие.


 

Раздел

 

Три вида милостей

 

 

Милости бывают трех видов:милость, которая уже пришла к рабу Аллаха и он знает о; милостьней, которую он ждёт и надеется обрести ; и милость, в которой

 

он живёт в настоящее время, не замечая её.

 

Если Всевышний Аллах желает довести до конца Свою милость к рабу. Он помогает ему осознать ту милость,в которой он живёт в настоящее время, и Он дарует ему вервь благодарности, посредством которой он может привязать эту милость, дабы она не покинула его, ибо она покидает его из-

за ослушания и её можно привязать посредство
благодарности. И Он помогает ему в совершении дел ,
способствующих обретению милости, которую он ещё
только ожидает, и показывает ему те пути, которые уводят

его от этой милости, и помогает ему избегать их. И спустя какое-то время он обретает эту милость во всей её полноте. Всевышний помогает ему замечать милости,в которых он живёт в настоящее время и которых он не замечает.

 

Рассказывают, что однажды один бедуин зашёл к Харуну ар-Рашиду и сказал: «О повелитель верующих! Да утвердит Аллах для тебя те милости, которые окружают тебя сейчас, посредством твоей постоянной


392 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

благодарности Ему, и да осуществит Он для тебя милости, которые ты надеешься обрести в будущем,посредством твоих благих мыслей о Нём и постоянной покорности Ему, и да поможет Он тебе замечать те милости, которые у тебя есть сейчас и которых ты не замечаешь,дабы ты благодарил за них!» Эти слова очень понравились халифу и он сказал: «Как прекрасно он разделил!»


Важное правило

 

Праведность человека зависит от его мыслей и идей, равно как и его нечестивость

 

 

В основе всякого теоретического знания и добровольно совершаемого действия лежат мысли и идеи, следствием

 

которых становятся представления, которые, в свою очередь, влекут за собой желания, а следствием желаний становится осуществление действия, а частое его повторение превращает его в привычку.

Дабы эти этапы были благими,должны быть благими мысли и идеи, если же мысли и идеи скверные,то и они будут скверными. А мысли будут благими лишь в том случае, если их обладатель постоянно помнит о своём Покровителе и Боге, и мысли его возносятся к Нему и заняты

тем, что вызывает Его довольство и угодно Ему,поскольку  
всякое благо — от Него, и всякое руководство — от Него и  
это Он помогает следовать прямым путём и Он обеспечивает  
Своему рабу всякую защиту, и отворачиваться от Него—  
значит впасть в заблуждение и сделаться несчастным.  
Раб Аллаха обретает всякое благо,руководство и  
следование прямым путём в той мере, в какой он размышляет  
о милостях Аллаха и благах , которые Он дарует , о  
единобожии, путях познания Его и поклонении Ему
('убудиййа). Когда человек постоянно ощущает присутствие  
Всевышнего, чувствует, что Он видит , его
           

394 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

смотрит на него, наблюдает за ним и знает его мысли, желания и устремления, то он стыдится и не желает,чтобы Он увидел его в положении , в котором он не желал бы показываться даже творению, и он не желает, чтобы Аллах увидел в душе его мысль, способную навлечь на него Его ненависть.

 

Если он относится к Господу своему подобным образом, Он возвышает его и приближает к Себе, оказывает ему почёт,

 

избирает его и покровительствует ему и в той же мере он отдаляется от всего скверного и низкого,от дурных идей и недостойных мыслей. А чем больше он отдаляется и отворачивается от Него, тем больше приближается он ко всему скверному, низкому, мерзкому. Он отделяется от всего совершенного и привязывается ко всякому пороку и изъяну.

 

Человек — лучшее из творений,если он ищет приближения к своему Творцу,исполняя Его веления, соблюдая Его запреты, стараясь снискать Его довольство и предпочитая Его страстям своим.Однако он становится наихудшим из творений, когда отдаляется от Него и сердце его не ищет приближения к Нему, не стремится к покорности Ему и Его довольству. Когда он выбирает приближение к Нему и предпочитает Его своей душе и страстям,то даёт власть своему сердцу, разуму и вере над своей душой и шайтаном, благоразумию — над заблуждением, верному руководству — над страстями. Выбирая же отдаление от Него, он даёт своей душе, страстям и шайтану власть над своим разумом, сердцем и благоразумием.

 

И знай, что спонтанные мысли и наущения приводят к тому, что человек начинает задумываться об . этомА задумываясь, он начинает постоянно вспоминать об этом.

 

Постоянные воспоминания приводят к появлению желания [осуществить то, о чём человек думает].


Праведность человека зависит от его мыслей и идей, как и его нечестивость 395

 

Желание это передаётся органам тела,которые совершают действие, и со временем[повторяясь] оно превращается в привычку. И гораздо легче справиться с этим явлением, когда оно ещё в зачатке,чем когда оно уже укрепилось и получило развитие.

 

Известно, что человек не способен умертвить спонтанно возникающие мысли и у него нет сил пресечь , ихибо они нападают на него, как нападает душа. Однако силы веры и разума помогают ему принять наилучшие из этих мыслей, удовольствоваться ими и жить с ними,а также отталкивать от себя скверные из них и питать к ним отвращение. Однажды сподвижники сказали: «О Посланник Аллаха! Поистине, кто-то из нас порой обнаруживает в душе своей такое, что ему легче сгореть и превратиться в обугленную головешку, чем заговорить об этом!» Он спросил: «Выобнаруживаете это?» Они ответили: «Да».Он сказал:

 

«Это —явная вера» [Муслим,№132].

 

А в другой версии говорится: «Хвала Аллаху,Которыйсвёл козни его [шайтана]к наущениям!»[Ахмад;Абу Дауд,

 

№ 5112].

 

Этому хадису дано два толкования.

 

Первое: отталкивание от себя подобных мыслей и отвращение к ним — явная вера.

Второе: само появление у человека подобных мыслей и то, что шайтан внушает их ему, свидетельствует о наличии у человека явной веры, потому что шайтан внушает ему эти мысли как раз для того, чтобы противопоставить их его вере

 

и уничтожить её с помощью них.

Всевышний Аллах сотворил душу подобно

вращающимся мельничным жерновам, которые никогда не останавливаются и которым необходимо что-то молоть. Если положить зерно, они будут молоть его . И если насыпать земли или камешков , они будут молоть и их . Мысли и идеи, появляющиеся в душе, подобны зерну,


396 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

которое насыпают в мельницу,и жернова её никогда не перестают вертеться, и под них нужно что-то насыпать.

Жернова некоторых людей перемалывают , зернои
получается мука, которая приносит пользу самому человеку
и другим людям. Но большинство людей перемалывают

песок, камни и солому и нечто подобное, и когда наступает время замешивать тесто и печь хлеб, человек понимает, что он перемалывал.

Если ты сможешь оттолкнуть от себя спонтанные мысли, то избавишь себя и от их последствий . А если ты примешь их, то они превратятся в устойчивую мысль, мысль использует желание, а желание вместе с мыслью используют органы тела. Если же использовать их не получается, то они возвращаются к сердцу и наполняют его желаниями и страстью, подталкивая его в нужную сторону.

 

Известно, что привести в порядок спонтанные мысли легче, чем сделать то же самое с мыслями настойчивыми,

устоявшимися, а привести в порядок устойчивые мысли
легче, чем сделать то же самое с желаниями.А привести в
порядок желания легче,чем расхлёбывать скверные
         

последствия уже совершённого деяния.А поправить дело

после того, как оно совершено[единожды], легче, чем
бороться с тем, что уже превратилось в привычку.    
Полезнейшее лекарство — занимать свои мысли тем,
что касается тебя, а не тем, что тебя не касается,ибо

размышления о том, что тебя не касается, — врата всякого зла. Кто занимает себя размышлениями о том , что его не касается, перестаёт размышлять о том,что его касается, отвлекаясь таким образом от ,тогочто приносит ему

несомненную пользу, ради того, что не приносит ему
никакой пользы.          
Мысли, идеи, воля и стремления более всего
заслуживают исправления, потому что они — самое сокро-

Праведность человека зависит от его мыслей и идей, как и его нечестивость 397

 

венное в тебе, твоя суть, которой ты либо отдаляешься, либо  
приближаешься к своему Богу, Которому поклоняешься. При  
этом счастье твоё заключается в близости к Нему и Его  
довольстве тобой, а самое большое несчастье — отдаление от  
Него и Его недовольство тобой.          
Обладатель мыслей низких, пошлых и ничтожных таков  
и во всех своих делах.Остерегайся же пускать шайтана в  
обитель своих мыслей и воли , а иначе он испортит их  
настолько, что потом тебе очень трудно будет что-либо  
изменить. Он подбрасывает тебе свои наущения и
вредоносные мысли и мешает тебе думать о , томвчём  
польза для тебя. А ты помогаешь ему, пуская его в своё  
сердце и свои мысли, он завладевает .ими[Твои  
отношения] с ним можно сравнить с хозяином мельницы,  
жернова которой перемалывают хорошее зерно, и вот к нему  
приходит человек, который несёт с собой землю, навоз, уголь  
и сор и намеревается бросить всё это в его зерно , дабы они  
перемололи и это. Если он прогонит его и не позволит ему  
высыпать принесённое в зерно, то жернова будут продолжать  
молоть то, что приносит ему пользу. Если же он позволит  
ему бросить в перемалываемое ,точто он принёс, то оно  
испортит собой зерно и вся мука получится испорченной .  
Мысли, внушаемые шайтаном человеческой душе,  
либо о том, что уже существует или произошло, —  
человеку думается: вот если бы всё было наоборот! —  
либо о том, чего нет — каким бы оно было, если бы  
существовало. Или же человек думает о том,о чём не  
должен думать, то есть о разновидностях мерзостей и  
запретного. Либо его мысли представляют собой бесплотные  
фантазии, не имеющие отношения к реальности.Или же  
человек думает о ложном или о том , достижение и  
осуществление чего невозможно, из разновидностей того, о  
чём у него нет знания . Шайтан толкает его в омут этих  
               

398 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

мыслей, в котором он никогда не достигнет цели и не дойдёт  
до конца. Это становится областью его размышлений и  
ареной его иллюзий.      
Лучше всего тебе занимать мысли свои — если говорить  
об области знания и представлений— знанием о том, что  
знать обязательно. Это единобожие и его права, смерть и то,  
что будет после неё вплоть до попадания в Рай или в Ад , а  
также скверные дела и пути избегания. В их области  
желаний, стремлений и намерений следует занимать себя  
стремлением к полезному для тебя и отказываться от
стремления к тому, в чём вред для тебя.    
Знающие говорят, что когда человек стремится к
вероломству и занимает им свои мысли и ,сердцеэто  
приносит больше вреда, чем само вероломство. Особенно  
если после возникновения подобных мыслей сердце остаётся  
ничем не занятым.Стремление к осуществлению
задуманного занимает его сердце и наполняет его и делает  
задуманное его заботой и предметом его желаний.    
Вот вам поясняющий пример.Царь, узнав о том, что  
один из его приближённых вынашивает вероломные планы и  
его сердце и мысли наполнены ими, хотя при этом он служит  
ему и исполняет свои обязанности перед ним,возненавидит  
его и воздаст ему по заслугам.И он будет ненавидеть его  
больше, чем человека далёкого и чужого,совершившего  
какое-то преступление притом, что в своём сердце и душе он  
остаётся преданным царю и не думает об измене,не желает  
совершать её и не стремится к ней.Первого останавливает  
лишь собственная слабость и занятость,но сердце его  
наполнено этим. А второй совершает действия притом, что  
сердце его питает отвращение к ним и у него нет мыслей об  
измене и упорного стремления к этому.И у этого второго  
положение лучше и исход дел его будет лу,чшеем у  
первого.          

Праведность человека зависит от его мыслей и идей, как и его нечестивость 399

 

В общем, сердце никогда не бывает свободным от
мыслей. Человек думает либо об обязанностях, связанных с  
миром вечным, и о том, как преуспеть там, либо о мирских  
благах и интересах, либо его мысли заняты наущениями,
ложными мечтаньями и разного рода предположениями.    
Ранее уже упоминалось о , томчто душа подобна
жерновам, перемалывающим то, что попадает под них, и если  
ты бросишь зерно, они будут вертеться, перемалывая его, и  
если ты бросишь стекло, мелкие камешки и навоз, то они  
перемелют и это. Всевышний Аллах установил эти жернова,  
и Он — их владелец и распорядитель. Он поставил ангела,  
который бросает туда то , что приносит пользу, и они  
перемалывают это, а также шайтана, который бросает туда  
то, что приносит вред, и они также перемалывают это. Таким  
образом, то ангел, то шайтан подбрасывают туда что-нибудь.  
Зерно, которое бросает   ангел,— обещание блага и
подтверждение обещания, а зерно, которое подбрасывает  
шайтан, — обещание зла и опровержение обещания. И мука  
соответствует зерну. Однако обладатель вредного зерна
способен бросить его туда, только если обнаружит, что под  
жерновами нет полезного зерна и владелец мельницы
оставил её без присмотра и отвернулся от неё — лишь тогда  
он обретает возможность подбросить туда , точто желает  
                   

подбросить.

 

Если говорить в общем, то если владелец жерновов не будет следить за мельницей и бросать туда полезное зерно, враг обретает возможность испортить её и молоть на ней то , что приносит с собой.

Основа в исправлении этих жерновов— занимать себя тем, что тебя касается, а основа в их порче— занимать себя тем, что тебя не касается.


400 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

Что прекраснее слов одного из разумных: «Я обнаружил, что разные виды запасаемого ожидает уничтожение, я увидел, что все они непременно исчезнут, и я покинул их все ради того, о чём обладатели разумов не спорят,что оно является полезнейшим из того,что запасают, лучшим приобретением и самой прибыльной торговлей».

 

А Аллах — Тот, Кого просят о помощи.

Шакык ибн   Ибрахим сказал:«Врата [божественного]  
содействия оказываются заперты   перед творениями
посредством шести вещей: они заняты милостями вместо  
благодарности   за них;они стремятся к   знаниям и
отказываются от действий; они спешат совершить грех и  
откладывают покаяние; они обольщаются общением с
праведниками и отказываются брать пример с их деяний;и  
они следуют за миром этим, который отворачивается от них,  
и отворачиваются от   мира вечного,кторый   идет им  
навстречу».                      
Основой в этом   является отсутствие стремления и
страха, в основании которого лежит слабость убеждённости.  
А его основой является низкая сознательность, в основании  
которой лежит ничтожность и низость души и обмен
лучшего на худшее, потому что если душа благородная и  
великая, она никогда не согласится на , что является  
низостью.                      
Основа всякого блага — с содействия Аллаха и по Его  
воле — достоинство, благородство и величие души, а основа  
зла — её ничтожность и низость, а также малодушие.    
Всевышний Аллах сказал: «Преуспел тот, кто очистил  
её, и понёс урон тот, кто испортил её»(сура91 «Солнце»,  
аяты 9-10). То есть преуспел тот, кто возвеличил душу свою,  
приумножил её [благо] и взрастил её   посредством

покорности Аллаху, и оказался в убытке тот,кто сделал её ничтожной и презренной посредством ослушания Аллаха.


Праведность человека зависит от его мыслей и идей, как и его нечестивость 401

 

Благородные души из вещей одобряют лишь наивысшие, наилучшие, с самым похвальным исходом, тогда как низкие души тянутся к низкому и садятся на него,как садятся мухи на нечистоты,

 

Благородная, возвышенная душа не одобряет несправедливости, мерзостей, воровства и вероломства, потому что она выше и благороднее этого , тогда как ничтожная, презренная и низкая душа ведёт себя прямо противоположным образом.

Каждая душа склоняется к тому,что подходит ей и

согласуется с [её природой]. Это и есть смысл слов
Всевышнего: «Каждый делает то, что подходит ему...»
(сура 17 «Ночное путешествие», аят 84). То есть то, что
соответствует [его склонностям] и подходит ему.Он

совершает поступки, соответствующие его нраву и природе, и каждый человек следует своим путём и потакает своим привычкам, то есть тому, к чему он привык и что близко его натуре. Грешник делает то, что согласуется с его путём, — он

 

отвечает на милости ослушанием и отворачивается от Благодетеля. А верующий делает то, что подходит ему, то есть благодарит Благодетеля, любит Его, восхваляет Его, старается снискать Его любовь, испытывает стыд перед Ним, постоянно помнит о том , что Аллах наблюдает за ним , возвеличивает Его и почитает Его.


Раздел

 

Как познает Творца тот, кто не познал себя?

 

Знай, что Всевышний Аллах сотворил в груди твоей дом, именуемый сердцем. И Он установил в центре его трон для познания Его, на котором — высший идеал. Всевышний — над Своим Троном, отделён от Своих творений, и высший идеал, заключающийся в Его познании, любви к Нему и единобожии, покоится на ложе сердца, а на ложе — ковёр довольства, а справа и слева к нему прилегают Его законы и веления. В этот дом открывается дверь из сада милости Его, близости к Нему и стремления к встрече с Ним. Его поливает благодатный



2015-12-07 566 Обсуждений (0)
Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 8 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 8 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (566)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)