Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 8 страница
озарениями. Если он остановится на этом этапе, то прекратит своё движение к Аллаху и долей его станет(то, ради чего он остановился]. Если же он не остановится, то будет испытан отрешением [от мирского], любовью к отстранению от всего,
390 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
его, то он не достигнет конца пути.Если же он не станет останавливаться и продолжит путь, глядя на то, чего желает от него Аллах,то будет для Него рабом,который останавливается у границ того, что Он любит и что угодно Ему, где бы оно ни было и каким бы оно ни было, утомление это приносит ему или отдых,наслаждается он или испытывает боль, заставляет ли это его быть с людьми или, напротив, покинуть их. Он не выбирает для себя ничего, кроме того, что выбирает для него Его Покровитель и Господь. Он исполняет Его веления в соответствии со своими возможностями и собственная душа значит для него слишком
мало, чтобы он решился предпочесть её отдохновение и наслаждение довольству своего Господа и Его велениям. Это раб, который прошёл свой путь до конца, и ничто не смогло помешать ему прибыть к Господу. А Аллах — Тот, Кто оказывает помощь и содействие.
Раздел
Три вида милостей
Милости бывают трех видов:милость, которая уже пришла к рабу Аллаха и он знает о; милостьней, которую он ждёт и надеется обрести ; и милость, в которой
он живёт в настоящее время, не замечая её.
Если Всевышний Аллах желает довести до конца Свою милость к рабу. Он помогает ему осознать ту милость,в которой он живёт в настоящее время, и Он дарует ему вервь благодарности, посредством которой он может привязать эту милость, дабы она не покинула его, ибо она покидает его из-
его от этой милости, и помогает ему избегать их. И спустя какое-то время он обретает эту милость во всей её полноте. Всевышний помогает ему замечать милости,в которых он живёт в настоящее время и которых он не замечает.
Рассказывают, что однажды один бедуин зашёл к Харуну ар-Рашиду и сказал: «О повелитель верующих! Да утвердит Аллах для тебя те милости, которые окружают тебя сейчас, посредством твоей постоянной 392 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
благодарности Ему, и да осуществит Он для тебя милости, которые ты надеешься обрести в будущем,посредством твоих благих мыслей о Нём и постоянной покорности Ему, и да поможет Он тебе замечать те милости, которые у тебя есть сейчас и которых ты не замечаешь,дабы ты благодарил за них!» Эти слова очень понравились халифу и он сказал: «Как прекрасно он разделил!» Важное правило
Праведность человека зависит от его мыслей и идей, равно как и его нечестивость
В основе всякого теоретического знания и добровольно совершаемого действия лежат мысли и идеи, следствием
которых становятся представления, которые, в свою очередь, влекут за собой желания, а следствием желаний становится осуществление действия, а частое его повторение превращает его в привычку. Дабы эти этапы были благими,должны быть благими мысли и идеи, если же мысли и идеи скверные,то и они будут скверными. А мысли будут благими лишь в том случае, если их обладатель постоянно помнит о своём Покровителе и Боге, и мысли его возносятся к Нему и заняты
394 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
смотрит на него, наблюдает за ним и знает его мысли, желания и устремления, то он стыдится и не желает,чтобы Он увидел его в положении , в котором он не желал бы показываться даже творению, и он не желает, чтобы Аллах увидел в душе его мысль, способную навлечь на него Его ненависть.
Если он относится к Господу своему подобным образом, Он возвышает его и приближает к Себе, оказывает ему почёт,
избирает его и покровительствует ему и в той же мере он отдаляется от всего скверного и низкого,от дурных идей и недостойных мыслей. А чем больше он отдаляется и отворачивается от Него, тем больше приближается он ко всему скверному, низкому, мерзкому. Он отделяется от всего совершенного и привязывается ко всякому пороку и изъяну.
Человек — лучшее из творений,если он ищет приближения к своему Творцу,исполняя Его веления, соблюдая Его запреты, стараясь снискать Его довольство и предпочитая Его страстям своим.Однако он становится наихудшим из творений, когда отдаляется от Него и сердце его не ищет приближения к Нему, не стремится к покорности Ему и Его довольству. Когда он выбирает приближение к Нему и предпочитает Его своей душе и страстям,то даёт власть своему сердцу, разуму и вере над своей душой и шайтаном, благоразумию — над заблуждением, верному руководству — над страстями. Выбирая же отдаление от Него, он даёт своей душе, страстям и шайтану власть над своим разумом, сердцем и благоразумием.
И знай, что спонтанные мысли и наущения приводят к тому, что человек начинает задумываться об . этомА задумываясь, он начинает постоянно вспоминать об этом.
Постоянные воспоминания приводят к появлению желания [осуществить то, о чём человек думает]. Праведность человека зависит от его мыслей и идей, как и его нечестивость 395
Желание это передаётся органам тела,которые совершают действие, и со временем[повторяясь] оно превращается в привычку. И гораздо легче справиться с этим явлением, когда оно ещё в зачатке,чем когда оно уже укрепилось и получило развитие.
Известно, что человек не способен умертвить спонтанно возникающие мысли и у него нет сил пресечь , ихибо они нападают на него, как нападает душа. Однако силы веры и разума помогают ему принять наилучшие из этих мыслей, удовольствоваться ими и жить с ними,а также отталкивать от себя скверные из них и питать к ним отвращение. Однажды сподвижники сказали: «О Посланник Аллаха! Поистине, кто-то из нас порой обнаруживает в душе своей такое, что ему легче сгореть и превратиться в обугленную головешку, чем заговорить об этом!» Он спросил: «Выобнаруживаете это?» Они ответили: «Да».Он сказал:
«Это —явная вера» [Муслим,№132].
А в другой версии говорится: «Хвала Аллаху,Которыйсвёл козни его [шайтана]к наущениям!»[Ахмад;Абу Дауд,
№ 5112].
Этому хадису дано два толкования.
Первое: отталкивание от себя подобных мыслей и отвращение к ним — явная вера. Второе: само появление у человека подобных мыслей и то, что шайтан внушает их ему, свидетельствует о наличии у человека явной веры, потому что шайтан внушает ему эти мысли как раз для того, чтобы противопоставить их его вере
и уничтожить её с помощью них. Всевышний Аллах сотворил душу подобно вращающимся мельничным жерновам, которые никогда не останавливаются и которым необходимо что-то молоть. Если положить зерно, они будут молоть его . И если насыпать земли или камешков , они будут молоть и их . Мысли и идеи, появляющиеся в душе, подобны зерну, 396 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
которое насыпают в мельницу,и жернова её никогда не перестают вертеться, и под них нужно что-то насыпать.
песок, камни и солому и нечто подобное, и когда наступает время замешивать тесто и печь хлеб, человек понимает, что он перемалывал. Если ты сможешь оттолкнуть от себя спонтанные мысли, то избавишь себя и от их последствий . А если ты примешь их, то они превратятся в устойчивую мысль, мысль использует желание, а желание вместе с мыслью используют органы тела. Если же использовать их не получается, то они возвращаются к сердцу и наполняют его желаниями и страстью, подталкивая его в нужную сторону.
Известно, что привести в порядок спонтанные мысли легче, чем сделать то же самое с мыслями настойчивыми,
последствия уже совершённого деяния.А поправить дело
размышления о том, что тебя не касается, — врата всякого зла. Кто занимает себя размышлениями о том , что его не касается, перестаёт размышлять о том,что его касается, отвлекаясь таким образом от ,тогочто приносит ему
Праведность человека зависит от его мыслей и идей, как и его нечестивость 397
398 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Праведность человека зависит от его мыслей и идей, как и его нечестивость 399
подбросить.
Если говорить в общем, то если владелец жерновов не будет следить за мельницей и бросать туда полезное зерно, враг обретает возможность испортить её и молоть на ней то , что приносит с собой. Основа в исправлении этих жерновов— занимать себя тем, что тебя касается, а основа в их порче— занимать себя тем, что тебя не касается. 400 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Что прекраснее слов одного из разумных: «Я обнаружил, что разные виды запасаемого ожидает уничтожение, я увидел, что все они непременно исчезнут, и я покинул их все ради того, о чём обладатели разумов не спорят,что оно является полезнейшим из того,что запасают, лучшим приобретением и самой прибыльной торговлей».
А Аллах — Тот, Кого просят о помощи.
покорности Аллаху, и оказался в убытке тот,кто сделал её ничтожной и презренной посредством ослушания Аллаха. Праведность человека зависит от его мыслей и идей, как и его нечестивость 401
Благородные души из вещей одобряют лишь наивысшие, наилучшие, с самым похвальным исходом, тогда как низкие души тянутся к низкому и садятся на него,как садятся мухи на нечистоты,
Благородная, возвышенная душа не одобряет несправедливости, мерзостей, воровства и вероломства, потому что она выше и благороднее этого , тогда как ничтожная, презренная и низкая душа ведёт себя прямо противоположным образом. Каждая душа склоняется к тому,что подходит ей и
совершает поступки, соответствующие его нраву и природе, и каждый человек следует своим путём и потакает своим привычкам, то есть тому, к чему он привык и что близко его натуре. Грешник делает то, что согласуется с его путём, — он
отвечает на милости ослушанием и отворачивается от Благодетеля. А верующий делает то, что подходит ему, то есть благодарит Благодетеля, любит Его, восхваляет Его, старается снискать Его любовь, испытывает стыд перед Ним, постоянно помнит о том , что Аллах наблюдает за ним , возвеличивает Его и почитает Его. Раздел
Как познает Творца тот, кто не познал себя?
Знай, что Всевышний Аллах сотворил в груди твоей дом, именуемый сердцем. И Он установил в центре его трон для познания Его, на котором — высший идеал. Всевышний — над Своим Троном, отделён от Своих творений, и высший идеал, заключающийся в Его познании, любви к Нему и единобожии, покоится на ложе сердца, а на ложе — ковёр довольства, а справа и слева к нему прилегают Его законы и веления. В этот дом открывается дверь из сада милости Его, близости к Нему и стремления к встрече с Ним. Его поливает благодатный
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (566)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |