Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности индийского федерализма



2015-12-07 932 Обсуждений (0)
Особенности индийского федерализма 0.00 из 5.00 0 оценок




В насто­ящее время в Индии имеется 26 штатов и 6 союзных территорий (1997 г.), не пользующихся правами штата.

Индийская федерация строится на базе автономии штатов, они не обладают суверенитетом, федерация имеет централизованный харак­тер. В каждом штате создаются свои высшие органы: выборная легисла­тура (законодательный орган штата), назначаемый президентом Индии губернатор, формируемое партией большинства в местном парламенте правительство, назначаемый президентом высокий (высший) суд штата. Но штаты не имеют своих конституций и своего гражданства(за исключением одно­го — штата Джамму и Кашмир, который занимает особое положение в федерации). Штаты обладают правом собственного законодательства, они представлены в верхней палате парламента Индии, создают свое прави­тельство во главе с главным министром штата в соответствии с расста­новкой политических сил в штате (часто бывает, что в штате правит иная партия, чем та, которая имеет большинство в парламенте Индии). Права выхода из федерации штаты не имеют. Вопросы о создании, преобразова­нии штатов, изменении их границ могут решаться парламентом Индии без согласия заинтересованных штатов, их мнение лишь выслушивается.

Административные органы (исполнительная власть), а также судеб­ные органы федерации и штатов образуют единую систему. Правитель­ство федерации может давать правительствам штатов обязательные ука­зания, касающиеся исполнения федеральных законов. Если правительст­ва штатов отказываются следовать этим указаниям, они могут быть сме­щены президентом по указанию правительства федерации. Верховный суд федерации также устанавливает общие правила для всех судов, в том числе и для высоких судов штатов. Зависимость штатов от федерации имеет и финансовые основания. Федерация выделяет значительные де­нежные суммы в целях финансовой помощи штатам, хотя налоги, основ­ные поступления от государственных предприятий, другие крупные до­ходы идут только в государственный бюджет, 70% этой помощи выделя­ется штатам в виде займов (с процентами) и лишь 30% в качестве безвоз­мездных дотаций.

Индийская федерация не только централизованная, но и в определенной мере асимметричная феде­рация. По конституции все штаты имеют единый правовой статус в союзе, но на деле их правовое положение и полномочия неодинаковы. В составе федерации имеется, по существу, три рода штатов: 1) штаты, которые пользуются наибольшими правами (штат Джамму и Кашмир, на который, помимо указанных выше преимуществ, не распро­страняются и некоторые положения индийской конституции, а также штат Сикким — ранее не входившее в состав Индии бывшее обособлен­ное княжество, законы в отношении которого парламент может прини­мать только с согласия легислатуры штата); 2) штаты, занимающие обыч­ное правовое положение (подавляющее большинство); 3) некоторые мел­кие штаты (Мегхалая, Нагаленд и др.), права которых, с одной стороны, ограничены, а с другой — расширены: им разрешается отступать от фе­деральных законов, отношения, касающиеся местных дел (пользование лесами, рыбная ловля и др.), могут регулироваться с учетом местных обычаев (в этих штатах значительную долю населения составляют заре­гистрированные племена и касты, находящиеся на низкой ступени разви­тия). Асимметрия выражается и в том, что представительство штатов в верхней палате неодинаково (от 1 до 34 представителей) и зависит преж­де всего от численности населения, хотя и не пропорционально ему.

Конституция Индии предусматривает однообразную структуру орга­нов штатов (включая Джамму и Кашмир). Управление штатами постро­ено по тому же принципу, что и управление союзом: в его основе лежит парламентская система. В каждом штате имеется однопалатная или двухпалатная легислатура. Это понятие охватывает также губернатора штата, который подписывает законы штата и имеет право вето. Нижние палаты и однопалатные легислатуры избираются в штатах прямыми выборами на 5 лет. Верхние палаты формируются путем одновременного применения прямых выборов, косвенных выборов и назначения.

Губернатор, назначаемый президентом Индии, — гарант интересов союза в штате. Иногда одно лицо назначается губернатором нескольких соседних штатов. Губернатором может быть гражданин, достигший 35 лет; он не вправе занимать никакую другую оплачиваемую должность, не может быть членом парламента Индии или членом легислатуры штата. Обыч­ный срок полномочий губернатора — 5 лет, но он может быть переназна­чен неоднократно и отстранен президентом от должности досрочно.

Правительство штата (совет министров штата) во главе с главным министром насчитывает обычно 6—12 членов. Кабинета в его составе не образуется, но определенное подобие его есть: главный министр решает многие вопросы после обсуждения с ведущими министрами.

Судебную систему в штате возглавляет высокий (высший) суд штата, члены которого назначаются президентом Индии. Начиная с 1971 г. в некоторых штатах введена должность омбудсмана, который должен обеспечивать охрану прав граждан.

По вопросам федеральной компетенции штаты не вправе издавать нормативные акты и иным путем вмешиваться в эту сферу. В области конкурирующей компетенции закон штата действует только в том слу­чае, если по данному вопросу нет федерального закона; если же он есть, то имеет приоритет. В своей области штаты действуют самостоятельно, но федерация по решению верхней палаты федерального парламента, принятому 2/3 голосов, может отнести к своей компетенции любой во­прос, включенный конституцией в сферу исключительного законода­тельства штатов.

При введении чрезвычайного положения на территории того или иного штата, что делается президентом по указанию федерального пра­вительства, парламент Индии получает право законодательствовать для штата (группы штатов), где объявлено чрезвычайное положение, по любым вопросам, а исполнительная власть полностью берет под свой контроль административные учреждения штата. Если же чрезвычайное положение введено на территории всей страны, сказанное относится ко всем штатам. В штатах также может быть введено так называемое президентское правление. Его вводит президент (по указанию правительства) по докла­ду губернатора штата (губернатор тоже назначается президентом по совету правительства) или по собственной инициативе (опять-таки на практике по указанию правительства), если в штате возникла ситуация, при которой управление им не может осуществляться в соответствии с конституцией, установленными ею средствами. На практике это означает, что законодательное собрание штата распускается, правитель­ство штата смещается, а власть переходит к ранее назначенному или специально назначенному губернатору либо иному полномочному пред­ставителю президента, который восстанавливает в штате порядок, а затем организует выборы в законодательный орган штата, формирующий на партийной основе новое правительство штата. Президентское правление в отличие от чрезвычайного положения в Индии используется часто.

В отдельных штатах, где велика численность зарегистрированных каст и племен, выделяются особые районы, имеющие статус автоном­ных округов (штаты Ассам, Мизорам, Мегхалая и др.). В них создаются племенные советы, играющие совещательную роль при губернаторе и имеющие право, с согласия последнего, принимать нормативные акты, регулирующие некоторые вопросы (брак, наследование и др.) с учетом местных обычаев. Губернаторы таких штатов могут принимать решения о неприменении некоторых федеральных законов и законов штатов в районах автономии.

Помимо штатов в состав федерации входят 6 союзных территорий. Обычно (кроме столицы Индии Дели, которая тоже имеет статус союз­ной территории, и некоторых других единиц) это мелкие острова в Ин­дийском океане, другие небольшие районы в континентальной Индии. Рядом союзных территорий единолично управляют назначенные феде­ральным правительством администраторы (управляющие, главные ко­миссары), в других по решению парламента Индии при назначенных лейтенант-губернаторах создаются выборные собрания, которые могут принимать законы для территорий и образовывать правительства. Одна­ко легислатура и местное правительство могут давать лишь необязатель­ные советы управляющему, законы территории нуждаются в его одобре­нии. Управляющий полностью подчинен президенту и правительству, он вправе издавать правила, обязательные для территории; высшую законодательную власть на территории осуществляет союзный парламент; вы­сокий суд территории — лишь среднее звено в судебной системе.

В последние десятилетия острой проблемой индийского федерализма стала борьба с сепаратистскими тенденциями реакционных сил, обычно подогреваемых религиозным фанатизмом. Эти силы особенно активны в штатах Пенджаб, Джамму и Кашмир, Ассам и некоторых других.


 



2015-12-07 932 Обсуждений (0)
Особенности индийского федерализма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности индийского федерализма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (932)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)