Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическое занятие 2 часа



2015-12-07 770 Обсуждений (0)
Практическое занятие 2 часа 0.00 из 5.00 0 оценок




УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

 

Планы семинаров и практических занятий
для курсантов, обучающихся по программе высшего
профессионального образования

Специальность 030501.65 Юриспруденция,
030505.65 Правоохранительная деятельность
Форма обучения очная

 

 

Омск 2009


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дисциплины «Уголовное право» (Особенная часть)

по специальностям 030501.65 Юриспруденция,

030505.65 Правоохранительная деятельность

 

№ темы Наименование темы Всего часов Количество часов по видам занятий Самостоятельная работа Примечание
Всего аудиторных занятий Лекций Семинаров Практических занятий
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ЧАСТЬ II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
РАЗДЕЛ 3. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ
Введение в Особенную часть уголовного права. Квалификация преступлений  
Преступления против жизни и здоровья  
Преступления против свободы, чести и достоинства личности    
Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности    
Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина    
Преступления против семьи и несовершеннолетних   Р/К
РАЗДЕЛ 4. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
Преступления против собственности Р/К
Преступления в сфере экономической деятельности  
Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях      
Форма промежуточного контроля – зачет    
Итого за семестр  
                     


1 2 3 4 5 6 7 8 9
РАЗДЕЛ 5. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
Преступления против общественной безопасности    
Преступления против здоровья населения и общественной нравственности    
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта    
Экологические преступления      
Преступления в сфере компьютерной информации    
РАЗДЕЛ 6. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ. ОБЗОР УГОЛОВНОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства  
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления Р/К
Преступления против правосудия Р/К
Преступления против порядка управления    
Преступления против военной службы          
Преступления против мира и безопасности человечества          
Обзор уголовного права зарубежных стран          
Форма итогового контроля по дисциплине – экзамен
Итого за семестр  
Итого  
                   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данные планы разработаны на основе рабочей учебной программы дисциплины «Уголовное право» и Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в соответствии с действующим федеральным законодательством, рабочим учебным планом Омской академии МВД России.

Планы предназначены для обучающихся по программе высшего профессионального образования очной формы обучения по специальностям 030501.65 Юриспруденция, 030505.65 Правоохранительная деятельность. Планы содержат наименование тем, подлежащих изучению, вопросы, подлежащие рассмотрению, методические указания по подготовке к занятиям, список рекомендуемых источников, перечень докладов, сообщений и рефератов, а также вопросы для самоконтроля.

Основные цели дисциплины

Изучение дисциплины «Уголовное право. Особенная часть» объемом 280 часов имеет целью сформировать у обучающихся четкие представления об основных институтах Особенной части уголовного права, положениях теории и практики квалификации преступлений, а также выработать практические навыки уголовно-правовой оценки преступного поведения.

Дисциплина «Уголовное право» (Особенная часть) является дисциплиной специализации. Знание содержания уголовно-правовых норм Особенной части Уголовного кодекса, верного их толкования, теоретических основ квалификации преступлений, умение на практике разграничивать преступлении между собой, а также отграничивать преступления от иных правонарушений – является необходимым условием подготовки профессионально грамотного юриста уголовно-правовой специализации.

Мировоззренческие задачи

Изучение дисциплины «Уголовное право» (Особенная часть) призвано способствовать повышению у курсантов общей и профессиональной культуры, обеспечить навыки использования руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации относительно отдельных видов преступлений; а также призвано показать значение квалификации преступлений в защите законных прав и интересов граждан, сформировать у обучающихся уважительное отношение к закону.

Завершающим этапом изучения дисциплины «Уголовное право» (Особенная часть) является экзамен, включающий в себя три задания: 1) общая характеристика отдельного института уголовного права; 2) уголовно-правовая характеристика конкретного состава преступления или совокупности однородных деяний; 3) решение практической ситуации: уголовно-правовая оценка общественно-опасного деяния.


Рекомендации по видам занятий

По прослушиванию лекций. Лекции призваны помогать обучающимся в усвоении знаний по изучаемому курсу. В них освещаются узловые и проблемные вопросы, предусмотренные учебной программой. Исходя из этого, лекции выступают методической основой самостоятельной работы обучающихся. На лекциях курсанты должны конспектировать основной материал.

По самостоятельной подготовке. Непременными условиями успешного усвоения учебного материала являются глубокая проработка обучающимися рекомендованных к изучению нормативных актов, учебной и научной литературы, а также постоянное взаимодействие с преподавателями кафедры для своевременного разрешения возникающих вопросов, особенно в часы, отведенные для консультаций.

По подготовке к семинарам. Целью семинаров является углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях, в процессе самостоятельного изучения законодательства, иных нормативных материалов, а также научной и учебной литературы. Семинары могут проводиться в форме заслушивания ответов обучающихся на поставленные вопросы, обсуждения рефератов, проведения дискуссий. Эффективность данного вида занятий зависит от организации самоподготовки курсантов на должном уровне. В процессе выступления на семинаре обучающиеся должны демонстрировать умение выделять основные положения уголовного закона, иллюстрировать их примерами, а также делать из теоретических положений практически значимые выводы.

Начинать подготовку к семинару необходимо с уяснения содержания вопросов, стоящих в плане занятия. Далее целесообразно обратиться к конспекту лекций, нормативным правовым актам, руководящим разъяснениям высших судебных инстанций.

Следующим этапом подготовки является изучение соответствующих разделов в учебниках и учебных пособиях. После этого необходимо приступить к изучению рекомендованной дополнительной литературы, содержащей информацию по проблемным вопросам темы. В случае затруднения обучающиеся должны обратиться за помощью к преподавателю, который ведет семинар или дежурному преподавателю на кафедре.

По подготовке к практическим занятиям. В ходе проведения данного вида занятий обучающиеся выполняют практические задания и решают задачи. Практические занятия по дисциплине «Уголовное право» (Особенная часть) имеют цель помочь глубже уяснить теоретические положения, закрепить полученные знания, выработать необходимые навыки по применению теоретических знаний в будущей практической деятельности. Они призваны научить курсантов правильно применять положения уголовного закона к конкретным жизненным ситуациям.

При подготовке к практическому занятию обучающиеся должны решить задачи,указанные в плане темы, используя сборникзадач по дисциплине «Уголовное право» (Особенная часть). Решая задачи необходимо опираться на знания, полученные на лекциях, семинарах, а также в процессе самостоятельной подготовки. Обучающиеся должны письменно изложить решение задач. В письменных решениях необходимо делать ссылки на соответствующие статьи Уголовного кодекса, руководящие разъяснения высших судебных инстанций, теоретические положения и правоприменительную практику, а также четко формулировать ответы на поставленные в задаче вопросы.

Перед началом практического занятия преподаватель проверяет наличие письменных решений задач. В ходе практического занятия курсант излагает содержание задачи, предлагает мотивированное ее решение, аргументировано отвечает на поставленные в задаче вопросы. На основе подготовленных во время самостоятельной работы письменных решений курсант дает развернутые ответы на поставленные вопросы, не ограничиваясь утверждением собственного мнения по задаче, а подкрепляя свои решения ссылками на соответствующие законодательные акты, руководящие разъяснения высших судебных инстанций, материалы правоприменительной практики, научную и учебную литературу. При этом особое внимание следует уделить глубокому уяснению содержания уголовного закона, правильному применению общих положений закона к конкретным жизненным ситуациям, изложенным в задаче. После ответа курсанта по задаче ему могут быть заданы дополнительные вопросы, как преподавателем, так и другими обучающимися. Свое мнение по рассматриваемой задаче и предложенному решению, а также его аргументации (обоснованию) могут высказать другие курсанты. Итоги по решению задачи подводит преподаватель.

По проведению консультаций. При изучении дисциплины обучающиеся могут воспользоваться консультацией преподавателя. Плановые консультации проводятся преподавателями в соответствии с кафедральным графиком.

Подготовка реферата

В соответствии с рабочим учебным планом по курсу Особенной части уголовного права каждый курсант 3 курса обязан подготовить реферат по одной из тем Особенной части уголовного права, указанных в данных планах семинаров и практических занятий.

Отсутствие реферата исключает допуск к сдаче экзамена по дисциплине «Уголовное право» (Особенная часть). Темы рефератов выбираются курсантами в начале учебного года, исходя из личного интереса к той или иной проблеме. Для обеспечения преемственности дисциплин рекомендуется избрать тему, связанную с теми вопросами, которые курсант углубленно изучал в курсе Общей части уголовного права (в процессе подготовки докладов, сообщений, участия в работе научного кружка), либо по другим смежным юридическим дисциплинам. Текущий контроль за подготовкой реферата осуществляется командиром группы и преподавателем, проводящим занятия в группе.

Реферат выступает в качестве вида учебно-исследовательской работы обучаемых имеющей целью более углубленное изучение наиболее актуальных и сложных вопросов уголовного права, развитие исследовательских, творческих возможностей, самостоятельности курсантов при изучении дисциплины. Поэтому в зависимости от темы, работа может быть посвящена теоретическим или практическим аспектам проблемы. Нередко может присутствовать и то и другое направление исследования. Поэтому в начале подготовки обучаемому необходимо определить основные задачи его исследования, а в необходимых случаях обратиться за консультацией к преподавателю.

Реферат должен быть напечатан на скрепленных стандартных листах формата А4, иметь поля, титульный лист с указанием темы, автора, руководителя, план, список использованных источников. После защиты работа сдается преподавателю для хранения на кафедре.

Изучая Особенную часть, нужно помнить о ее органической связи с Общей частью уголовного права, основные положения которой должны быть хорошо усвоены. Поэтому перед началом занятий особенно важно повторить темы «Состав преступления», «Стадии совершения умышленного преступления», «Соучастие в преступлении», «Множественность преступлений», «Обстоятельства. Исключающие преступность деяния» для того, чтобы правильно квалифицировать конкретные виды преступлений.


В планах семинаров и практических занятий используются следующие сокращения:

в ред. – в редакции;

МВД – Министерство внутренних дел;

науч. ред. – научный редактор;

ОмА – Омская академия;

отв. ред. – ответственный редактор;

под ред. – под редакцией;

проф. – профессор;

РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика;

РФ – Российская Федерация;

сост. – составитель;

СССР – Союз Советских Социалистических Республик;

УОП – участок оперативной полиграфии;

ФЗ – Федеральный закон.

 


Тема 18. Введение в Особенную часть уголовного права.
Квалификация преступлений

Семинар 2 часа

 

Учебные вопросы

1. Понятие и задачи Особенной части уголовного права. Соотношение Общей и Особенной части уголовного кодекса.

2. Понятие, виды и значение квалификации преступлений.

3. Процесс квалификации преступлений.

4. Понятие и виды конкуренции уголовно-правовых норм.

 

Методические указания для курсантов
по подготовке к семинару

В период подготовки к семинару, обучающимся необходимо ознакомиться с рекомендуемыми источниками и усвоить:

- понятие, признаки, задачи и принципы построения Особенной части УК РФ, соотношение Общей и Особенной частей УК РФ;

- понятие, виды и значение правильной квалификации для личности, общества и государства;

- понятие процесса квалификации, основные этапы квалификации, типичные ошибки, возникающие на различных этапах квалификации, и способы их преодоления;

- понятие и виды конкуренции уголовно-правовых норм.

 

Задание для работы в часы самостоятельной подготовки

1. Назовите признаки Особенной части уголовного права.

2. Раскройте принципы построения Особенной части уголовного права.

3. Проанализируйте правила квалификации преступлений.

4. Охарактеризуйте виды квалификации преступлений выделяемых в теории уголовного права.

5. Укажите значение постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР, Российской Федерации для квалификации преступлений.

Практическое занятие 2 часа

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1. Заполнить системно-логическую схему главы УК РФ.

Задание 2. Заполнить структурно-логическую схему состава преступления.

 


Методические указания для курсантов по подготовке
к практическому занятию

В период подготовки к практическому занятию, обучающимся необходимо:

- повторить теоретические положения по элементам и видам состава преступления, по структуре уголовно-правовой нормы, а также видам диспозиций и санкций уголовно-правовой нормы;

- ознакомиться с рекомендациями по заполнению структурно-логических схем;

- в письменном виде выполнить задания, предусмотренные структурно-логической схемой главы УК РФ и структурно-логической схемой состава преступления.

Задание для работы в часы самостоятельной подготовки

1. Внимательно ознакомиться с каждым заданием, содержащимся в структурно-логических схемах главы УК РФ и состава преступления.

2. Развернуто и аргументировано изложить задания в письменной форме.

Рекомендуемые источники

 

Основные источники

Конституция Российской Федерации. – М., 2009.

Уголовный кодекс Российской Федерации. – М., 2009.

Гаухман Л. Д. Квалификация преступлений: теория, практика. – М., 2002.

Кадников Н. Г. Квалификация преступлений и вопросы судебного толкования. Теория и практика. – М., 2003.

Кудрявцев В. Н. Общая теория квалификации преступлений. – М., 1999.

Кузнецова Н. Ф. Проблемы квалификации преступлений: лекции по спецкурсу «Основы квалификации преступлений» / под науч. ред. В. Н. Кудрявцева. – М., 2007.

Куринов Б. А. Научные основы квалификации преступлений. – М., 1984.

Малыхин В. И. Квалификация преступлений: теоретические вопросы. – Куйбышев, 1987.

Сборник действующих постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР, Российской Федерации по уголовным делам с комментариями и пояснениями: законы и законодательные акты / отв. ред. В. И. Радченко, науч. ред. А. С. Михлин. – М., 2004.

Тарарухин С. А. Понятие и значение квалификации преступлений. – Киев, 1990.

Уголовное право России: (части Общая и Особенная): курс лекций. –
2-е издание переработанное и дополненное / под ред. проф. А. И. Рарога. – М., 2007.

Уголовное право Российской Федерации: (Общая часть): учебник для вузов / под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. – М., 2006.

Уголовное право Российской Федерации: (Общая часть): учебник / под ред. А. И. Марцева. – Омск, 2006.

 

Дополнительные источники

Бабий Н. Принципы построения уголовного закона и квалификация преступлений // Уголовное право. – 2006. – № 3.

Идрисов Н. Т. К вопросу о понятии и сущности правил квалификации преступлений // Российская юстиция. – 2008. – № 5.

Ляскало А. Н. Конкуренция уголовно-правовых норм при квалификации воинских насильственных преступлений // Право в вооруженных силах. – 2008. – № 10.

Сорочкин Р. А. Правила квалификации преступлений с двумя формами вины // Российский следователь. – 2007. – № 24.

Яницкий Ю. А. Проблемы конкуренции уголовно-правовых и административно-правовых норм // Российская юстиция. – 2008. – № 7.

 

Перечень докладов, сообщений и рефератов

1. Взаимодействие норм Общей и Особенной частей уголовного права.

2. Правила квалификации преступлений.



2015-12-07 770 Обсуждений (0)
Практическое занятие 2 часа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическое занятие 2 часа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (770)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)