Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Как ребенок выражает свои требования или отказ



2015-12-07 437 Обсуждений (0)
Как ребенок выражает свои требования или отказ 0.00 из 5.00 0 оценок




Василиса была недовольна тем, что пришла на занятие с бабушкой. Она стала плакать, громко, в голос, производила звук «И- и- и» . Бабушка предложила ей чай. Василиса выпила чай и снова стала плакать и кричать, выражая свое недовольство и протест. Занятие пришлось отменить. Бабушка не проживает постоянно, а приехала в гости. У ребенка не сформирован навык занятия с бабушкой.

6.Выполнение простых инструкций:

Цель: понимание бытовой речи.

А). « Дай ».

Если ребенок дает предмет, надо его похвалить.

Если не дает предмет, взрослый помогает ребенку взять предмет и хвалит его.

После того, как ребенок дает чашку, можно переходить к другому предмету, допустим кукле. Второй предмет должен отличаться о первого и по внешнему виду ( цвету, форме, материалу) и по семантическому содержанию.

Когда ребенок научился давать второй предмет в отсутствии первого, можно переходить к обучению различать эти предметы.

Б). Обучению «Покажи» лучше начинать с картинок.

Картинки должны быть знакомыми. «Ложка, кубик».

В). Обучение выполнять простые движения.

«Встань - сядь – иди сюда».

«Подними».

«Положи».

«Похлопай».

«Включи свет».

Г). Обучение пониманию действий по картинкам, фотографиям.

«Мишка упал».

«Мама сидит».

«Папа ест»

«Полина спит».

Д). Обучение выражать согласие и несогласие.

Ребенку показывают предмет, который ему нравится и спрашивают : « Ты хочешь?» И тут же подсказывают ответ (кивают головой и говорят «Да»).

Если ребенок «отвечает» правильно, ему дают то, что он хочет. Обучение продолжают до тех пор, пока ребенок сам не будет выражать согласие.

Затем учат выражать несогласие.

Показывают что – то, что не нравится ребенку и задают вопрос: «Ты хочешь?». Взрослый подсказывает ответ. Крутит отрицательно головой и говорит: «Нет».

В некоторых случаях, если ребенок не возражает, можно дать попробовать что-то невкусное, для того, чтобы он понял, что выражение несогласия поможет ему избежать неприятного.

 

Наша речь является основой овладения родным языком. Научиться говорить можно в процессе общения.

В начальном периоде обучения вам необходимо развивать у ребенка:

1.Активное внимание.

2.Умение вслушиваться в обращенную речь.

3.Понимание смысла вашей речи.

Надо учитывать, что понимание достигается в процессе живого общения.

На первых порах это могут быть различные поручения, приказания, словесные инструкции, которые допускают ответ действием.

Например: на вашу просьбу дать игрушку, ребенок подает вам молча игрушку. Или он приносит вам какую – либо вещь по вашей просьбе.

Однако развитие понимания еще не обеспечивает умения говорить.

Необходимо, чтобы различные формы обращений к ребенку, просьбы, поручения, помогали не только в развитии понимания, но и воспитывали у него потребность в речи, чтобы ребенку захотелось общаться, захотелось говорить.

Если не произойдет потребности в речи, то навык ответа действием будет тормозить речь.

Надо учить ребенка умению отвечать на вопрос. Вопросы должны касаться тех предметов, явлений, сведений, которые ребенок имеет в своем опыте. Вопрос должен направлять внимание ребенка на тот признак предмета, явления, который он должен выделить и осознать. Формулировать вопрос нужно таким образом, чтобы он был понятен ребенку. Если ребенок не понимает слова, которые входят в вопрос, то надо заменить их теми словами, которые понятны для ребенка.

Вы можете рассматривать картинки, на которых изображены животные и только после этого задаете вопрос: «Сколько лап у кошки и собаки?» Так ребенок усваивает, что у животных четыре лапы. Происходит обобщение.

Для активизации мышления я часто задаю вопросы: «Что растет на голове у коровы?», «Есть рога у лошади?», « Есть у меня хвостик, как у кошки?», «У козы копыта, у кошки когти, а у нас что? – Ногти».

Диалог – это одно из самых доступных средств обучения детей речи.

Построение диалога может включать следующие вопросы:

1.Кто?

2.Что делает?

3.Что ты делаешь?

4.Куда?

5.Откуда?

6.Кому?

7.Кого?

8.Какой?

9.Какая?

10.Сколько?

11.Почему?

12.Зачем?

Для обогащения жизненного опыта ребенка чаще ходите с ним на экскурсии в зоопарк, по городу, в дендрарий. Эти экскурсии знакомят ребенка с природой, трудом людей, некоторыми явлениями общественной жизни. Дети любят наблюдать за работой строительного крана, трактора.

Но надо учитывать, что обилие впечатлений рассеивает внимание ребенка.

Часто он не может сосредоточиться, все смешивает.

Вопросы, которые задаются во время экскурсии, должны способствовать осмыслению наблюдаемого объекта, явления, направлять внимание ребенка на выделение его характерных признаков.

Когда вы гуляете в парке, обратите внимание ребенка на дерево. Назовите его – «Это береза». Покажите и потрогайте ствол, ветки, листья, кору. Расскажите, что из бересты делают туески, что березовый сок вкусный и полезный, рассмотрите муравьев, которые ползут по стволу. Вы можете наблюдать за этим деревом круглый год. Так ребенок поймет смену времен года, он увидит и запомнит, что весной почки набухают и появляются первые листочки, а осенью листья меняют окраску и опадают. После экскурсий полезно зарисовать все в альбоме.

Транспорт вы можете изучать с ребенком постепенно. В один из дней прокатитесь на трамвае, в другой – на автобусе или троллейбусе.

Обратите внимание ребенка, что автобус едет по дороге, а трамвай по рельсам. У автобуса в баке бензин, а трамвай движется от электричества.

Сходите с ребенком на вокзал и в аэропорт. Посмотрите кассы, где продают билеты. Если вы живете в портовом городе, побывайте на морском вокзале. Помните слова песни? « Как провожают пароходы? Совсем не так, как поезда. Морские медленные воды, не то, что рельсы в два ряда».

Расскажите, что самолеты ведут пилоты, поезда – машинисты, а теплоходы - капитаны. Нарисуйте самолет, проговорите слова – «Шасси, иллюминатор, трап, стюардесса».

Каждую экскурсию может быть незабываемой и интересной, полной впечатлений и положительных эмоций.

Дома, прививая детям санитарно – гигиенические навыки, а также навыки элементарного бытового труда, активизируйте их речь, побуждайте к речевому общению.

Следите за тем, чтобы ребенок выражал свою просьбу словами, а не жестами, помогайте ему при затруднениях.

Показывая отдельные приемы работ, поясняйте названия действий, чтобы ребенок понимал значение слова.

Например: «Налей воды в тазик. Не пролей воду. Посмотри, ты пролил воду. Возьми тряпку и вытри».

В обучении связной речи может быть использована работа с картинками.

Для начала надо брать картины, простые по композиции, с ограниченным количеством действующих лиц. Это могут быть изображения домашних животных, которые знакомы ребенку, либо отдельные моменты жизни.

Подходят картинки ,на которых крупным планом изображены какие-то предметы . В картине должен быть несложный сюжет, с признаками действия.

Важно научить ребенка рассматривать и понимать содержание картины.

 

 

Глава 9. Саша.

 

Первый раз Саша с мамой пришли ко мне три месяца назад.

Саша кусала себя за руки, била рукой по правому уху.

Я предложила проверить девочке слух и снять аудиограмму. Слух у девочки оказался снижен. Ей подобрали слуховые аппараты на оба уха.

Во время занятий у девочки изменилось поведение. Она охотно делала логоритмику, улыбалась. За две недели я рассказала маме, как нужно заниматься дома с Сашей. Мама оказалась очень старательная. Она занималась с Сашей дома каждый день, сумела изменить отношение родственников к Саше.

Через три месяца мама с Сашей вновь приехали на занятия. Саша изменилась в лучшую сторону. Она стала произносить слоги, слова. На занятии она очень четко произнесла слово «упал». С большим интересом слушала стихотворение Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» и рассматривала картинки. Мама очень удивилась , ей казалось, что Саше будет все это не интересно, что для девочки это очень сложное занятие. Уважаемые родители, не занижайте способности своих детей.

Мы примеряли шляпы, шарфы, на руки одевали браслеты. Мама была поражена, глядя на Сашу. А Саша с радостью смотрела на себя в зеркало и трогала свои наряды, при этом сама говорила слоги, буквы, которые мы повторяли на уроке.

Мама призналась, что не ожидала от дочери такой реакции на наряды и украшения.

Я объяснила маме, что занятия развивают девочку, у нее просыпается осознание самой себя.

Сегодня мама рассказала, что Саша вечером перебирала буквы, нашла букву «А» и проговорила громко «А».

Саша любит слушать музыкальные стишки, она очень радуется, крутит головой, смеется, услышав знакомую мелодию. Мама удивляется, что за короткий отрезок времени изменилось поведение дочери, у неё проснулся интерес к занятиям. Саша внимательно слушает наш разговор с мамой, берет зеркало, и глядя в него, начинает произносить слоги, петь гласные, делать упражнения для языка. Потом она берет меня за руки и протягивает их к своим ногам, чтобы я говорила стихи и в ритм топала ее ногами.

Иногда она прикладывает свою руку к моему горлу и замирает, чувствуя вибрацию. Голос у Саши звонкий, она модулирует им, повторяя интонации.

Вот выдержки из дневника Сашиной мамы:

«Тяжелые роды и не квалифицированность врачей разделили мою жизнь на «до» и «после». Пять лет я мыкалась по кабинетам поликлиник нашего города, переходя от одного врача к другому, узнавая все новые и новые «диагнозы» своей дочери. Иногда эти «диагнозы» и лечение противоречили друг другу. Из - за моей неопытности и противоречивых советов неврологов, педиатров я потеряла много времени.

В пять лет моя дочь Александра по развитию соответствовала 9 месячному ребенку. Мы умели сидеть и ползать, гулить неосмысленно, кратковременно фиксировать взгляд на предметах, обращать внимание на речь мамы и все.

Я сейчас поняла свою ошибку. Ведь я занималась с ребенком только физическим развитием. Мы делали ЛФК, массаж, зарядку, ходили в бассейн, много гуляли и ВСЕ ЭТО ДЕЛАЛИ МОЛЧА. Я думала, что здоровое питание и физическое развитие потянет за собой интеллектуальное развитие, но так не получилось.

Я стала носить Сашу на занятия к логопеду, психологу, дефектологу, но сама дома не занималась, потому что никто не говорил, как надо заниматься, и опять потеряла два года.

Но вот мы попали на курс интенсивной реабилитации к замечательному доктору и человеку - Качесову В.А. Разблокировка позвоночника, и жесткий массаж дали толчок - как в физическом, так и умственном развитии. Саша села уже более уверенно с ровной спиной, а не круглой, как это было, ползать стала правильно – переставляя ноги поочередно, а не две вместе - как было раньше, руки стали цепкие, снизился тонус в ногах, она опустилась на пятки, развернулись колени. За две недели моя девочка научилась подниматься по шведской лестнице вверх и висеть на турнике, подтягиваться 3 раза. Мы отказались от медикаментов, и развитие дочери пошло с ускоренной силой.

Мне очень повезло, хоть в 7 лет, но мы встретили хорошего дефектолога. Меня научили заниматься с ребенком, подробно описав схему занятия. Мое отношение к дочери в корне изменилось. Мы делали пальчиковую гимнастику, фонетическую ритмику, логоритмику. Отбивали ритм, читали стихи, изучали буквы и слоги. Мы собирали лото и пели караоке. Учились лепить, рисовать, конструировать. Различные обучающие компьютерные игры делали наши занятия интересными и полезными для ребенка. Заниматься пришлось очень много.

В результате за три месяца занятий Саша стала говорить многие буквы, повторять слоги, слова, выучила почти все стихотворения, которые я ей читала. Она сама отбивала руками ритм, стала внимательной, изменился взгляд, стала контактной, заигрывает с детьми. Появилось любопытство и интерес. Стала скучать по занятиям. Стала обижаться, плакать – раньше была только аутоагрессия, когда моя дочь кусала себе руки, билась головой.

Пройдя реабилитацию, моя дочь изменилась.

Но когда мы вернулись домой, мне пришлось очень много времени потратить на то, чтобы изменить отношение родных к моей девочке.

Я потратила много сил, разъясняя, что мой ребенок не бездумное, ничего не понимающее существо. Она такой же ребёнок, как и другие дети, со своим характером, желаниями и потребностями.

Я была поражена, когда Саша внимательно слушала на занятии Тамару Николаевну, которая читала ей сказку А.С.Пушкина. Еще больше я поразилась, когда перед зеркалом моя дочь кокетливо примеряла украшения. Я поняла, что она девочка, которой нравится быть красиво причесанной, красиво одетой. Я другими глазами увидела своего ребенка.

Я поняла, что способности моего ребенка еще раскрыты не полностью. Теперь я точно знаю, что очень многое зависит от мамы. Занятия мамы – это весь день общения, обучения в игровой форме, проговаривание действий, мыслей, предметов окружающего мира. Я поняла, что потеряла очень много времени, нужно было заниматься систематически, каждый день. Я жалела о каждом пропущенном дне без занятий, потому что все окружающие, и я в том числе, считали, что дочь мала и ничего не поймет, рано еще заниматься. Но теперь я знаю, что все занятия идут в «системе», то есть каждый день, несколько раз в день, плюс воскресенье - выходной для ребенка, а не для мамы. Воскресенье должно быть как поощрение за занятия – то есть хорошо проведенный досуг.

Я уверена, что моя дочь научится говорить, понимать, видеть окружающий мир.

Мы с дочерью ходим в органный зал и слушаем музыку. Ведь через музыку можно достучаться до ребенка, вытащить его из своего «кокона», в который он погружается, защищаясь от внешнего агрессивного мира.

У меня были приступы отчаяния, мне казалось, что все не имеет смысла. Но когда я увидела впервые результаты занятий и у доктора, и у дефектолога, радости моей не было предела.

Я увидела благодарные глаза своей дочери, которая расцвела, похорошела, стала превращаться из «гадкого утенка» в «прекрасного лебедя».

Конечно, у нас еще куча проблем, и все еще не решено, но начало положено, теперь главное не сойти с «дистанции» и правильно рассчитать силы, время и возможности, чтобы их хватило до «финиша».

Я уверена, что у Саши все получится, потому что у нее замечательная мама.

Дорогие мамы, папы, развивайте способности своих детей и у вас тоже все получится.

 



2015-12-07 437 Обсуждений (0)
Как ребенок выражает свои требования или отказ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Как ребенок выражает свои требования или отказ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (437)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)