Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Информационная теория эмоций




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Поведение человека мотивировано возникновением разнообразных потребностей и в то же время каждый человек субъективно оценивает и обдумывает свои действия и свои возможности в зависимости от того, насколько они способны принести желаемый результат, т.е. удовлетворить появившуюся потребность. Большинство существующих теорий эмоций построено на основе выделения какого-либо одного компонента поведения, биологического или психологического, с которым пытаются соединить все остальные многочисленные и разрозненные факты. Академик П. В. Симонов ещё в середине 60-х годов предложил потребностно-информационную теорию эмоций, которая в современном её варианте удачно интегрирует большинство данных нейрофизиологии и психологии.

Согласно этой теории возникновение эмоции описывается формулой: Э = ¦ [- П (Ин - Ис)], где Э - эмоция, её сила, качество и знак (т.е. положительная или отрицательная), П - сила и качество актуальной потребности, (Ин - Ис) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врождённого или приобретённого опыта, Ин - информация о средствах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, а Ис - информация о средствах и времени, которые существуют реально в данный момент. Попробуйте представить для наглядности, что вам предстоит провести ночь на крошечном острове в компании трёх голодных хищников и с винтовкой в руках. Рассмотрите при этом два варианта: 1) у вас нет проблем с патронами и 2) у вас только один патрон. Ваша потребность в безопасности может породить в первом случае уверенность (особенно, если вы хорошо умеете стрелять), а во втором случае - страх, т.е. разница будет зависеть от оценки вероятности удовлетворения потребности (Ин - Ис).



По такому же принципу можно объяснить возникновение радости или горя, удовольствия или отвращения, торжества или ярости - в каждой паре представлены эмоции-антиподы: положительная и отрицательная. Положительные эмоции появляются при избытке прагматической информации, отрицательные - при её недостатке. Если же рассматривать происходящие процессы в динамике, то можно полагать, что при всяком повышении вероятности достижения цели возникает положительная эмоция, а с уменьшением вероятности - отрицательная. Всякий нормальный человек стремится к положительным эмоциям, переживание которых он хотел бы усилить, продлить или повторить. В некоторых ситуациях даже незначительное повышение вероятности удовлетворения потребности способно вызвать положительную эмоцию, а это нередко ведёт к усилению самой потребности.

По мнению П. В. Симонова можно выделить четыре ведущих функции эмоций. Во-первых, отражательно-оценочную, которая заключается в сопоставлении прогностически необходимой информации с наличной на основе гедонистической направленности действий, т.е. естественном стремлении получать от жизни удовольствие. В результате сопоставления необходимой информации с наличной определяется гедонистический знак эмоции: она оценивается как положительная или отрицательная. Таким образом, эмоции отражают и оценивают любые предметы и события, а на этой основе создаётся их субъективная классификация.

Во-вторых, эмоции выполняют подкрепляющую функцию: эмоциональные события запоминаются легче, чем нейтральные. И образование условных рефлексов, и формирование новых навыков, и осуществление самых сложных форм научения происходит быстрее при наличии эмоционального подкрепления. Во время увлекательной игры ребёнок может усвоить значительно больше новой информации, чем за такое же время, проведённое на скучном уроке. Таким образом, эмоции, выступая в качестве универсальной меры ценности или значимости происходящих событий, одновременно способствуют и формированию памяти, и образованию новых форм поведения.

Ещё одна функция эмоций - переключающая, она связана с необходимостью определять очерёдность удовлетворения потребностей, если они возникают одновременно. Самая сильная потребность не всегда удовлетворяется в первую очередь и выбор зависит от многих конкретных обстоятельств, он может быть направлен либо на "журавля в небе", либо на "синицу в руках", причём конкурируют не сами потребности, а порождённые ими эмоции. Так, например, чрезмерно располневший гурман способен перейти на ненавистную ему диету в надежде возвратить былую стройность фигуры - эта цель и ожидаемые от её достижения положительные эмоции оказываются решающим фактором для выделения доминирующей потребности.

Компенсаторная функция эмоций состоит в активации поискового поведения и максимальной мобилизации следов памяти, что особенно важно в условиях информационного дефицита, когда мозг вынужден перейти от высокоспециализированных реакций к реагированию по принципу доминанты, например, отвечать на нейтральные сигналы как на угрожающие ("пуганая ворона куста боится"). И, хотя недостающей информации такое реагирование не даёт, но временно замещает её отсутствие, а поэтому компенсаторную функцию можно назвать ещё и замещающей. В результате симпатоадреналовой реакции, обычно сопровождающей эмоции, освобождается большое количество энергии, которая используется для активации поведения, например во время реакций борьбы или бегства.

 




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (423)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7