Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Застойные эмоции и психоэмоциональный стресс




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Высказывается предположение (К. В. Судаков), что для отрицательных эмоций характерно длительное последействие, связанное с временным изменением характера синаптического переноса между определёнными группами нейронов. Если на таком фоне снова возникает отрицательная эмоция, то происходит суммация, приводящая к изменению химических свойств нейронов, например, их чувствительности к медиаторам. Такой ход событий может наблюдаться в затянувшейся конфликтной ситуации, при длительной фрустрации (от лат. frustratio -обман, тщетное ожидание). Фрустрация может возникнуть как при реальных, так и при воображаемых помехах, мешающих достичь цель, она переживается как комплекс отрицательных эмоций.

В таких случаях отрицательные эмоции становятся застойными, а происходящие в нейронах процессы фиксируются изменениями их белковых молекул, что даёт основание говорить о химической болезни нервных клеток. А поскольку эмоции проявляются двигательными, вегетативными и эндокринными реакциями, этот процесс способен распространиться и на периферию, приводя к т.н. психосоматическим заболеваниям. У разных людей обнаруживаются и различные уязвимые места, поэтому в одном случае может возникнуть невроз, а в другом - язвенная болезнь желудка.



К. В. Судаков считает, что для профилактики психоэмоционального стресса и для устранения застойных отрицательных эмоций следует направлять их в сторону управляемых компонентов (движения, речь, слёзы). Хорошо известно, например, что физический труд или физическая культура могут быть эффективным лекарством от психоэмоционального стресса. В качестве другого средства можно использовать положительные эмоции: если они следуют за отрицательными, то нормализуют нежелательные химические изменения. Вызвать положительные эмоции может удовлетворение сдерживаемых по разным причинам потребностей (встретиться с другом, посетить театр, послушать любимую музыку и т.д.). Важнейшим фактором профилактики психоэмоционального стресса является воспитание эмоций. Примерно 20% людей более других устойчивы к стрессу, только потому, что они способны управлять своими эмоциями в самой конфликтной ситуации.

 

Резюме

 

Возникновение эмоций связано с удовлетворением потребностей. Потребности побуждают людей действовать и, когда такие действия дают возможность удовлетворить потребность, возникают положительные эмоции, а при невозможности её удовлетворить - отрицательные. В образовании эмоций участвуют различные области коры и подкорковые структуры мозга, прежде всего относящиеся к лимбической системе. В соответствии с информационно-потребностной теорией эмоций различают мотивационную систему мозга, в которую входят гипоталамус и миндалины, и информационную систему, включающую фронтальную кору и гиппокамп. Различные структуры мозга в определённой последовательности взаимодействуют друг с другом и определяют разные функции эмоций (отражательно-оценочную, компенсаторную, переключательную, подкрепляющую, коммуникативную). Субъективное переживание эмоций сопровождается двигательными, вегетативными и эндокринными реакциями, которые можно зарегистрировать объективными методами. Длительное переживание отрицательных эмоций, психоэмоциональный стресс могут привести к химической болезни нейронов.

 

Вопросы для самоконтроля

 

246. Какой из перечисленных ниже компонентов эмоций относится к управляемым?

А. Покраснение кожи; Б. Сокращение мимических мышц; В. Появление сухости во рту; Г. Повышение частоты сокращений сердца; Д. Учащение дыхания.

247. Какое из приведённых определений характеризует теорию эмоций Джеймса-Ланге?

А. Подкорковая; Б. Периферическая; В. Моторная; Г. Лимбическая; Д. Корковая.

248. Какая из перечисленных ниже структур не принадлежит к лимбической системе?

А. Мамиллярные тела; Б. Гиппокамп; В. Свод; Г. Перегородка; Д. Чёрная субстанция.

249. Какая из указанных структур не относится к древнему мозгу рептилий (по классификации Мак-Лина), контролирующему врождённые поведенческие акты?

А. Миндалины; Б. Продолговатый мозг; В. Мост; Г. Промежуточный мозг; Д. Базальные ганглии.

250. Раздражение какой из названных структур мозга не сопровождается появлением эмоционально приятных ощущений?

А. Латеральный гипоталамус; Б. Перивентрикулярный гипоталамус; В. Перегородка; Г. Покрышка среднего мозга; Д. Гиппокамп.

251. Что из перечисленного ниже не является характерным проявлением синдрома Клювера-Бьюси ?

А. Прожорливость; Б. Гиперсексуальность; В. Исчезновение страха; Г. Агрессивность; Д. Покорность.

252. Возникновение какой эмоциональной реакции наиболее вероятно вследствие электрической стимуляции миндалин?

А. Удовольствие; Б. Страх; В. Гнев; Г. Ярость; Д. Эйфория.

253. Какое изменение поведения наиболее вероятно после удаления орбитофронтальной коры у приматов?

А. Уменьшение агрессивности; Б. Исчезновение страха; В. Гиперсексуальность; Г. Прожорливость; Д. Сонливость.

254. В результате сопоставления прогностически необходимой информации с наличной определяется гедонистический знак эмоций, оцениваемых как положительные или как отрицательные. Как следует определить эту функцию. эмоций?

А. Отражательно-оценочная; Б. Подкрепляющая; В. Переключающая; Г. Замещающая; Д. Компенсаторная.

255. Что соответствует переключающей функции эмоций?

А. Субъективная классификация событий; Б. Ускоренное образование следов памяти; В. Определение очерёдности удовлетворения потребностей; Г. Активация поискового поведения; Д. Максимальная мобилизация следов памяти.

256. Сохранность какой структуры мозга имеет критическое значение для подкрепляющей функции эмоций?

А. Фронтальная кора; Б. Височная кора; В. Гипоталамус; Г. Миндалины; Д. Гиппокамп.

257. Какая структура мозга особенно важна при выборе доминирующей потребности в конкретный момент времени?

А. Гиппокамп; Б. Фронтальная кора; В. Височная кора; Г. Гипоталамус; Д. Миндалины.

258. Какой эмоции соответствует одновременное поднятие бровей, расслабление мышц рта и широко открытые глаза?

А. Скорбь; Б. Отвращение; В. Радость; Г. Удивление; Д. Страх.

259. Что лежит в основе формирования застойных эмоций?

А. Изменения химических свойств нейронов; Б. Повышение артериального давления; В. Увеличение частоты сокращений сердца; Г. Повышение тонуса скелетных мышц; Д. Образование и выделение слёз.

260. Какой компонент эмоций учитывался методикой оценки аффективных состояний (по А. Р. Лурия), но не использовался при создании детектора лжи?

А. Изменения ритма работы сердца; Б. Изменения характера дыхания; В. Сопряжённые моторные реакции; Г. Динамика артериального давления; Д. Электрическое сопротивление кожи.

 

 




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (622)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7