Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С КОМПЛЕКСОМ



2015-12-07 444 Обсуждений (0)
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С КОМПЛЕКСОМ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Настоящий учебно-методический комплекс предназначен для проведения практических занятий по курсу Особенной части уголовного права России в высших юридических учебных заведениях на дневном отделении по программе подготовки бакалавров, а при необходимости может быть использован и в процессе самостоятельной подготовки студентов - заочников.

Структура и содержание учебно-методического комплекса полностью соответствуют новому Уголовному кодексу Российской Федерации, принятому Государственной Думой РФ 24 мая 1996 г. и вступившему в силу с 1 января 1997 г. Перечень вопросов по каждой теме (в некоторых случаях подразделяемых на несколько занятий) дополняется задачами (казусами), решение которых позволяет студенту закрепить осмысленный им теоретический материал и продемонстрировать свои навыки по практическому применению норм Особенной части действующего УК РФ. Конкретные вопросы и задачи для решения объявляются преподавателем перед каждым очередным занятием. При необходимости преподаватель может дополнительно использовать и казусы, содержащиеся в иных пособиях и задачниках.

Обсуждение предложенных вопросов на практическом занятии может носить двоякий характер. Если вопрос является сугубо теоретическим, например, вопрос № 2 темы № 3 ( «Понятие убийства в российском уголовном праве»), студент при ответе должен показать свое знание специальной литературы. Он обязан знать основные научные концепции, опубликованные в монографиях, комментариях, учебниках, статьях, а также высказать свое собственное суждение по проблеме. Кроме того, на первом семинарском занятии по конкретной теме студентам может быть предложено выступить с короткими теоретическими сообщениями (докладами) по теме, основанными на предварительном изучении рекомендованной преподавателем литературы, с анализом основных теоретических концепций, обзоров судебной практики и наиболее важных публикаций по теме.

Если же вопрос посвящен какой-то конкретной статье Особенной части УК РФ, то ответ на него предполагает юридический анализ соответствующего состава преступления, проведенный в процессе решения конкретной задачи (казус), названной преподавателем. Фабулы задач построены на материалах реальных уголовных дел из опубликованной практики высших судебных органов республики, а иногда из неопубликованной местной практики судов Иркутской области. Решая задачу, студенту необходимо осуществить процесс квалификации преступлений и тем самым дать уголовно-правовую оценку деяниям всех упомянутых в задаче лиц. Изменение и дополнение условий задачи допускается лишь с разрешения преподавателя.

Назвав конкретные статьи или части статей Особенной части УК РФ, под которые, по мнению студента, подпадают деяния указанных в задаче лиц, он должен дать исчерпывающий анализ данного состава преступления по следующий примерной схеме: - объект посягательства и его предмет (если таковой является конститутивным признаком объекта); - объективная сторона преступления (особое внимание здесь уделяется конструкции объективной стороны с позиций т.н. «материальных» и «формальных» составов преступлений и моменту, с которого преступление признается юридически оконченным); - субъект преступления и его специфические признаки (если таковые имеются); - субъективная сторона преступления; - общие сведения о наказуемости преступления; - квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки преступления; - вопросы разграничения со сходными преступлениями и совокупности с другими деяниями, предусмотренными Уголовным кодексом РФ.

В процессе юридического анализа обязательно дается ссылка и на иные законы РФ и подзаконные нормативные акты, на соответствующие пункты постановлений пленумов Верховных Судов СССР (в той части, в которой они еще действуют) и Российской Федерации, которые разъясняют содержание конкретного признака состава преступления. При отсутствии подобных разъяснений вполне допустима и даже желательна ссылка на доктринальное (научное) толкование данного признака, даваемое в монографиях и научных статьях.

Решения задач рекомендуется излагать в письменном виде, с полным обоснованием своего ответа в специальных тетрадях для практических работ. Недопустимы краткие ответы, содержащие лишь упоминание статьи УК РФ или ее части, без подробной аргументации решения со ссылками на постановления Пленума Верховного Суда РФ, федеральные законы, концепции российских ученых-криминалистов.

Определенным новшеством при подготовке комплекса можно считать широкое использование в нем не только монографий, авторефератов, диссертаций и статей в периодических изданиях, но и материалов научных конференций, сборников научных статей ( особенно – представляющих научную мысль Уральского и Сибирского регионов). Они издаются небольшими тиражами, но содержат оригинальную, весьма полезную теоретическую информацию, касающуюся отдельных аспектов изучаемой темы.

В учебно-методическом комплексе широко представлена также опубликованная судебная практика (что весьма важно при отсутствии руководящих разъяснений Верховного Суда России по некоторым категориям уголовных дел). При этом выдержки из Бюллетеня Верховного Суда РФ даются в трактовке редакторов этого журнала. Например, в № 10 БВС РФ за 2008 год имеется отдельный заголовок: « Лицо, склонившее другое лицо к совершению убийства по найму, признается подстрекателем, и его действия подлежат квалификации по ч. 4 ст. 33 и соответствующей статье Уголовного кодекса Российской Федерации». Именно в такой формулировке приговор суда по конкретному делу и присутствует в рубрике «Судебная практика к теме» по теме № 3.

Если же в подобной рубрике учебно-методического комплекса, кроме номера журнала, указан еще и пункт, то в соответствующем номере журнала нужно искать иллюстративный материал не по заглавию, а только по номеру пункта. Заглавие же, данное в рубрике учебно-методического комплекса, сформулировано его автором после тщательного анализа содержания этого пункта. Например, в рубрике «Судебная практика к теме» по теме № 3 указано следующее: « Лицо, умышленно причинившее тяжкий вред здоровью, не может нести ответственность за оставление потерпевшего в опасности // Бюлл. Верховного Суда РФ. – 2007. - № 6. – П. 4. «. Это означает, что в № 6 журнала за 2007 год надо отыскать пункт 4, который не имеет никакого подзаголовка.

Если же в качестве источника информации по судебной практике указано: «ОЗСП за …кв…г.», то надо войти на сайт Верховного Суда РФ в Интернете - http: // www/ vsrf.ru / vccourt_detail – и найти там обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за конкретный квартал указанного года. Например, в разделе судебной практики студенту рекомендуется такой источник информации: «Действия осуждённого неправильно квалифицированы как подстрекательство к убийству с особой жестокостью, а также как пособничество в убийстве с особой жестокостью, сопряжённое с разбоем. //ОЗСП за 1 кв. 2010 г.». Значит, нужно войти на указанный сайт и посмотреть обзор практики за 1 квартал 2010 года.

Вполне возможно также обращение студента к судебной практике, которая содержится в электронном варианте в базах «Консультант Плюс» и «Гарант», в основном в виде постановлений президиума Верховного Суда РФ по конкретным уголовным делам.приводимых с указанием порядкового номера постановления или определения.

Для изучения наиболее важных, сложных либо динамично развивающихся тем курса Особенной части российского уголовного права автором даются методические указания, в которых обращается внимание на дискуссионные проблемы, недостаточно полно освещенные (или даже вовсе не освещенные) в рекомендуемой студентам литературе, в т. ч. и основном учебнике, используемом студентами ЮИ ИГУ (Сверчков В. В. Уголовное право. Общая и Особенная части: 2-е изд., перераб. и доп./ В. В. Сверчков. – М.: Юрайт, 2011. – 596 с.).

Необходимой предпосылкой успешного освоения курса Особенной части уголовного права РФ нужно считать тщательное изучение текста уголовного закона, иных нормативных актов, лекционного материала и специальной литературы, списки которых приведены ниже и рекомендуются студентам как для изучения всего курса в целом, так и для более детального освоения отдельных тем.

Отдельные положения из методических указаний, а также фрагменты приводимых списков литературы и судебной практики могут быть использованы не только для подготовки к семинарским занятиям, но и для написания курсовых и дипломных работ.

 

ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КО ВСЕМУ КУРСУ



2015-12-07 444 Обсуждений (0)
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С КОМПЛЕКСОМ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С КОМПЛЕКСОМ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (444)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)