Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Коммуникационный канал как реальная или воображаемая линия связи между коммуникантом и реципиентом. Разновидности коммуникационных каналов



2015-12-07 1886 Обсуждений (0)
Коммуникационный канал как реальная или воображаемая линия связи между коммуникантом и реципиентом. Разновидности коммуникационных каналов 0.00 из 5.00 0 оценок




Коммуникационный канал- это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту. Наличие связи - необходимое условие всякой коммуникационной деятельности, в какой бы форме она ни осуществлялась (подражание, управление, диалог).
Коммуникационные каналы обеспечивают движение не смыслов, а только материального воплощениясообщений, которое выражает смысловое содержание. Причем, движение происходит в физическом (геометрическом) пространстве и в астрономическом времени. Коммуникационная же деятельность, как известно, представляет собой движение смыслов в социальном пространстве, и результатом этой деятельности является распространение просвещения, формирование общественного мнения и общественных настроений и т. д. Итак, коммуникационные каналы - материальная сторона социальной коммуникации.
Развитие человечества от первобытного варварства до постиндустриальной цивилизации сопровождалось постоянным увеличением количества коммуникационных каналов, благодаря дополнению естественных каналов, образовавшихся в ходе антропогенеза, каналами искусственными, сознательно созданными людьми. Естественные коммуникационные каналы – это каналы, использующие врожденные, естественно присущие хомо сапиенс средства для передачи смысловых сообщений в физическом пространстве. Таких каналов два: невербальный (несловесный) и вербальный (словесный).
1) Невербальный канал – древнейший из коммуникационных каналов, возникший в ходе биологической эволюции задолго до появления человека. Он представляет собой наследие зоокоммуникации, свойственной высшим животным. Содержание зоокоммуникации - демонстрация переживаемых эмоциональных состояний – гнев, боль, страх и т.д. Животными используются звуковые сигналы, позы, движения, напоминающие жесты, например, щенок виляет хвостом, когда он доволен, прижимает уши и оскаливает клыки, когда притворяется сердитым. Невербальный канал активно используется в процессе микрокоммуникации между людьми. Невербальное общение осуществляется посредством сигналов, которые передают наше физиологическое и психологической состояние: поза, дыхание, движения глаз, жестикуляция и т.д. К невербальному средству коммуникации можно еще отнести и так называемую паравербалику: интонацию и тон голоса, скорость речи, ее громкость, акцентуация на определенных фразах и словах. В процессе общения с живым человеком большая часть информации от него передается невербальным путем. С его помощью мы узнаем не только о содержании сообщения, но и об отношении к нему говорящего, что в плане коммуникации имеет большее значение. Невербальный канал задает как бы контекст сообщения, придавая ему более более четкий смысл.

2) Вербальный канал доступен только роду человеческому, обладающему речевой способностью. Вербальное общение состоит в передаче информации с использованием символьных систем, важнейшей из которых является язык. Помимо этого можно назвать еще такие символьные системы как математику, языки программирования, формулы, музыку, изобразительное искусство и т.д.

Во время коммуникации люди используют оба канала, однако здесь у различных людей можно обнаружить некоторые предпочтения одного канала перед другим. Одни люди в процессе беседы большее значение придают тому, что говорит собеседник, а другие - как он это говорит. Люди тех или иных профессий отдают предпочтение либо вербальному, либо невербальному общению. Среди первых можно назвать, например, юристов, чиновников и писателей, среди других - продавцов, актеров, врачей. Злоупотребление определенным каналом получения информации может сделать общение неэффективным. Так, те, кто склонен получать информацию преимущественно вербальным путем, могут слишком буквально истолковать сказанное собеседником. Они обычно верят на слово, поэтому наивны и их легко обмануть. В свою очередь те, кто предпочитает невербальное общение, постоянно пытаются "прочитать мысли" собеседника, истолковать все по своему и судить по себе.

Потребность в искусственных коммуникационных каналах возникает тогда, когда коммуникант и реципиент лишены непосредственного контакта, не могут ни видеть, ни слышать друг друга, и в то же время существуют социально-культурные смыслы, нуждающиеся в передаче в социальном времени и пространстве. Эти смыслы связаны, во-первых, с передачей полезного практического опыта, во-вторых, с магическими верованиями первобытных людей. Для удовлетворения этой первичной коммуникационной потребности использовались два искусственных канала:

1) канал иконических документов – графические (на кости, на камне, на дереве) и живописных (одноцветные или многоцветные на стенах пещер) изображения;

2) канал символьных документов – амулеты, украшения, талисманы, статуэтки, имеющие сокровенный магический смысл, а также языческие идолы и вообще изображения богов.

Палеолитическое искусство, зародившееся 35 тысяч лет назад в виде резьбы по кости и дереву, уже через 5 тысяч лет представлено пещерными гравюрами и картинами, различными скульптурами, украшениями, орнаментированными изделиями. Небольшие статуэтки «палеолитических венер» – символ женского плодородия – носились в качестве подвесок, были в ходу всевозможные ожерелья, браслеты, диадемы, кольца, которые вырезались из слоновой кости и кости мамонта, составлялись из ракушек, зубов животных, цветных камушков. Апогей пещерной живописи датируется 15–12 тысяч лет назад (культура мадлен), когда искусно создавались грандиозные многоцветные сюжетные ансамбли, где наряду с реалистическими изображениями женщин и мужчин, мамонтов, бизонов, лошадей, носорогов часто встречаются фантастические «химеры» в виде туловища медведя с головой волка, «дьяволята» с увенчанной рогами головой и покрытым шерстью телом.

Невербальный и вербальный каналы в их неразрывном единстве послужили исходной базой для формирования устной коммуникации; иконический и символьный каналы положили начало документной коммуникации. Исходные каналы дали толчок для появления новых искусственных каналов, которые по своему источнику делятся на две группы: художественные, возникшие в сфере искусства (музыка, театр, танец), и технические, возникшие в сфере техники.

Художественные коммуникационные каналы:
- Музыка и танец – производные невербального канала;
- Поэзия и риторика – производные вербального канала;
- Театр - синтетический вид искусства, объединяющий вербальные и невербальные средства;
- Графика и живопись – производные иконического канала;
- Скульптура и архитектура – производные канала символьных документов.

Конечно, важнейшим событием для развития цивилизации было изобретение письменности, т.е. открытие еще одного документного канала. Письменность – результат эволюции иконического канала. XX век стал свидетелем второй технической революции, плодами которой явились фототелеграф и телевидение, видеозапись и компьютерная связь, электронная почта, выросшая в конце 90-х годов в глобальную коммуникационную систему Интернет. Вторая техническая революция знаменовала появление нового рода социальной коммуникации – электронной коммуникации. Становление электронной коммуникации еще не завершено. Многообещающи возможности мультимедиа (текст + движущееся изображение + звук), ведутся эксперименты по распознаванию текстов и изображений, по речевому вводу и выводу информации в компьютерных системах. Можно сказать, что мы находимся на пороге синтеза всех известных нам родов коммуникации: устной, документной, электронной.

 

 



2015-12-07 1886 Обсуждений (0)
Коммуникационный канал как реальная или воображаемая линия связи между коммуникантом и реципиентом. Разновидности коммуникационных каналов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Коммуникационный канал как реальная или воображаемая линия связи между коммуникантом и реципиентом. Разновидности коммуникационных каналов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1886)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)