Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типология политических систем общества



2015-12-07 818 Обсуждений (0)
Типология политических систем общества 0.00 из 5.00 0 оценок




Типы политических систем

Основное различие меж политическими системами заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточена ли она меж несколькими самостоятельными субъектами власти либо концентрируется в руках одного субъекта (и монополизируется им), будь то отдельный человек (“диктатор”), законодательное собрание, комитет, хунта либо партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как конституционная либо демократическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, система классифицируется как автократическая.

Еще Аристотель в собственной “Политике” предложил три критерия дифференциации политических систем: число людей, участвующих в принятии решений; наличие либо отсутствие правовых ограничений; преобладающая черта правящего класса. На данной базе он выделил “нормальную” и

“коррумпированную” системы—монархию, аристократию и демократию условиях правопорядка (страны); тиранию, олигархию и мажоритарную демократию

(без ограничений).

В отечественной философской и политической литературе долгое время числилось, что критерием, в согласовании, с которым следует классифицировать типы политических систем, является общественно- экономическая формация, экономический базис общества. Соответственно с этим критерием выделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы.

Алмонд и Пауалл дают классифицировать политические системы по трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности. Это: примитивные, традиционные и современные системы

Примитивные системы владеют минимумом структурной дифференциации, национальное целое для них остается без внимания; преобладает “приходская культура”.

Традиционные системы имеют развитую дифференцированную политическую структуру и в плане политических позиций характеризуются “культурой подчинения”. Люди знают, что есть политические университеты, нормы, традиции и т. П. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут воспринимать роль в её акциях. Традиционные структуры разделяются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические (империя инков Англия при Тюдорах, Эфиопия и др.) И феодальные политические системы.

Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс и в структурном, и в культурном плане. Они владеют и политическими структурами

(развитыми) и политическими инфраструктурами (партии, движения, группы давления, средства массовой коммуникации). При таковой системе работает уже не “культура подчинения”, а “культура участия”. Граждане из “подданных” стают “участниками”. Ранее они были жертвами решений, поступавших на

“выход” системы, сейчас они активные участники, вовлеченные в процесс артикуляции, агрегирования требований и принятия решений. Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым навести и поправлять содействия.

Современные системы разделяются на секуляризованные города- страны (ограниченная дифференциация) и на мобилизационные системы

(высока степень дифференциации и секуляризации). Сюда относятся:

1) демократические системы (где автономные подсистемы и “культура участия”);

2) авторитарные системы: управление подсистемами и культура “подчинения

—участия” (радикально-тоталитарная система, консервативно-тоталитарная система, консервативно-авторитарная, авторитарно модернизирующаяся система).

Французский политолог Ж. Блондэль различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять главных типов:

1. либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии государственных решений;

2. коммунистические системы с ценностью равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его заслуги;

3. традиционные политические системы, управляемые олигархиями с очень неравномерным распределением социальных и экономических благ;

4. становящиеся политические системы в развивающихся странах с авторитарными средствами управления;

5. авторитарно-консервативные системы, мишень которых — сохранение общественного и экономического неравенства, но более действенными средствами.

Классификация политических систем нужна, так как политическая наука изучает не одну систему, а проводит сравнительный политический анализ нескольких систем, выявляет общее и особое в их структуре, функциях и механизмах функционирования.

23) Общественные объединения в политической системе общества. Взаимодействие государства и общественных объединений в политической системе общества.

В политической жизнедеятельности современного общества все интересы граждан не могут быть реализованы только через институты государственной власти, политические партии. Большую роль в их осуществлении играют различные самодеятельные объединения граж

дан – общественные организации, общественные движения, благотворительные фонды, религиозные объединения и т.п. Они являются необходимым условием для нормального функционирования политических процессов и важнейшим показателем развития гражданского общества, многообразия интересов граждан. Общественные объединения создают тот защитный слой, который не позволяет государству беспрепятственно вторгаться в жизнь граждан. В свою очередь граждане через общественные объединения вносят весомый вклад в государственное, хозяйственное и иное строительство, имеют возможность цивилизованно, в рамках закона общаться с властью.

В отличие от политических партий общественные объединения не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти. Они занимаются политической деятельностью постольку, поскольку это необходимо им для выполнения своих задач, лежащих в экономической, социальной, культурной сферах общественной жизни. Если главной задачей партий является завоевание власти для реализации своих целей, то общественные объединения преследуют цели оказания влияния на политику. Например, профсоюзы путем организации акций протеста оказывают влияние на государственную политику в области оплаты труда, цен, социального обеспечения и другое.

Воздействовать на политику властей они могут открыто – путем информирования населения, проведения акций протеста или скрыто – подкупом, скрытым финансированием политиков, расходами на выборы.

Если общественные объединения добиваются своих интересов путем целенаправленного воздействия на институты государственной власти, то они характеризуются как группы давления. Таковыми, например, являются союзы предпринимателей, лоббистские фракции.

Государство является центральным элементом политической системы, т. к. политическая система общества появляется только скопом с государством, без государства не может быть и политической системы. Место и роль государства в политической системе определяется рядом его бес и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы. Черты государства, определяющие его положение в политической системе, таковы: · Универсальность государственной власти. империя — это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная организация. Ни одна другая организация не может соперничать с государством по сфере охвата масс. · Государство обладает монополией на государственное принуждение. Только оно располагает армией, милицией и т. д. чтобы определенными средствами воздействия обладают и другие организации, эти средства не являются столь действенными. · Государство создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования. Во внутренние дела других организаций го-сударство вмешиваться не надо, но внешне именно оно оформляет их деятельность. · Государство обладает монополией на налоги и в руках государственной власти сосредото-чен бюджет. · страна обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источ-ником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные состав-ляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех сиречь иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает все-общий интерес. · Прерогатива государственной начальник как составляющая его суверенности. Означает, что государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории предпринимательность любой другой власти, любых других субъектов политической системы. · Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны. Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Они решают локальные сообразно содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественно-политической жизни. Некоторые авторы подчеркивают — и справедливо, — что государство лучше характеризовать не столько как главное, сколько словно особое звено политической системы. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является княжество.



2015-12-07 818 Обсуждений (0)
Типология политических систем общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типология политических систем общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (818)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)