Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Верховенство (господство) права



2015-12-07 535 Обсуждений (0)
Верховенство (господство) права 0.00 из 5.00 0 оценок




Институциональная (организационная)

Из каких институтов состоит политическая система?

Институциональная подсистема включает в себя следующие компоненты:

1) собственно политические организации

государство, политические партии, политические движения, некоторые общественные объединения политического характера

обладают следующими признаками:

• прямая связь с политикой

• установление политических целей

• стремление к обладанию или воздействию на государственную власть

2) не собственно политические организации

профсоюзы, кооперативные организации, творческие союзы

• формируются для активной деятельности не в политической, а в других сферах жизни общества – экономической, духовной и т.д.

• обладание государственной власть. не представляет собой их главную задачу

• тем не менее, оказывают определенное влияние на политических процессы и развитие политических отношений

3) организации, имеющие в своей деятельности лишь небольшой политический аспект

общества автолюбителей, клуб собаководов

представляют собой объект государственного воздействия, но субъектами политической власти не являются

Кроме данных компонентов, различные ученые выделяют также еще несколько дополнительных компонентов.

(4) Например, некоторые ученые говорят о том, что религиозные организации и институт церкви также входят в ПС и представляют собой компонент ее институциональной подсистемы.

(5) Кроме того, часто в качестве компонента институциональной подсистемы ПС называют СМИ. Они оказывают серьезное влияние на развитие политических процессов в обществе, на мировоззрение общества и отдельных людей, в том числе – на формирование их политических взглядов, позиций, убеждений. СМИ – «четвертая власть».

Регулятивная (нормативная)

1) правовые нормы и принципы, имеющие политическое содержание

2) корпоративные нормы политического характера – принципы и нормы, содержащиеся в актах политических партий и общественных объединений и регулирующие внутриорганизационные отношения в данных объединениях. (устав партии)

3) политические традиции и политические обычаи (существование оппозиции, многопартийность, принцип разделения властей и др.)

4) правила политической этики – отражают общечеловеческие ценности и представления о достойном поведении участников политических отношений

Функциональная

включает основные направления и формы деятельности ПС, способы и средства воздействия на политическую жизнь страны

Функционирование ПС выражается в политическом процессе. Политический процесс – это совокупная деятельность субъектов политических отношений, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием ПС

Коммуникативная

предполагает как отношения внутри ПС, так и вовне

включает и поддержание международных связей с другими государствами, политическими партиями, международными организациями

Функции политической системы:

1) функция политической социализации – приобретение политических знаний, приобщение к политическим ценностям

2) регулирующая ф-я – управление, координация деятельности социальных групп

3) интеграционная ф-я – объединяет различные структурные элементы ПС в единое целое

4) политико-идеологическая – призвана проводить в жизнь определенные концепции, теории, лозунги

5) ф-я реагирования – быстрая адаптация к изменяющимся условиям

6) экстракционная – аккумулирование ресурсов

7) дистрибутивная – справедливое распределение ресурсов в обществе

8) информационная – возложена в первую очередь на СМИ

 

29. Государство в политической системе общества

Государство является собственно политической организацией и представляет собой особое звено политической системы. В историческом плане его можно считать первой политической организацией.

Особое место и роль государства в ПС обусловлены специфическими свойствами государства. В частности, государство:

1. объединяет абсолютно все население, проживающее на его территории, независимо от национальной, социальной, профессиональной и иной принадлежности

2. выражает интересы общества, является официальным представителем общества в целом

3. определяет основные направления развития и функционирования общества

4. вправе принимать властные решения, которые распространяются на всех, кто находится на его территории

5. обладает государственным суверенитетом

6. располагает специальным аппаратом управления и принуждения

7. располагает множеством средств воздействия на граждан в целях подчинения их своим предписаниям

Государство тесно взаимодействует с различными общественными объединениями. Как правило, выделяют 3 главных направления сотрудничества государства и общественных объединений:

1. информирование государством общественных объединений о состоянии дел в той или иной сфере жизни общества, о том числе о принимаемых государственными органами решениях

2. совместная деятельность государства и общественных объединений в решении социально значимых проблем (например, охрана окружающей среды, охрана общественного порядка, охрана труда, охрана памятников культуры и т.д.)

3. законотворчество и правотворчество – через депутатов и партийные фракции общественные объединения воздействуют на процесс правотворчества, изучают общественное мнение, проводят общественную экспертизу законопроектов и других НПА и т.д.

В свою очередь, государство контролирует:

• законность деятельности общественных объединений

• законность источников доходов данных объединений, уплату ими налогов

Государство может приостановить деятельность общественных организаций или их ликвидировать, а также запретить (по решению суда).

 

30. Государство и личность. Права человека и права гражданина. 3 поколения прав человека

Личность – это индивидуально определенная совокупность социально значимых свойств человека, которые проявляются в его взаимоотношениях с другими людьми.

Гражданин – это лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Гражданин имеет определенную правоспособность, наделен правами, свободами и обременен обязанностями.

Права гражданина – это совокупность естественных правомочий, получивших отражение в НПА государства, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития человека, общества и государства. Права гражданина основываются на гражданстве. Гражданство – связь человека с определенным государством. Это более узкая группа прав, чем права человека, и в основном она связана с данным обществом в данном государстве.

Права человека – это социальные и юридические возможности пользоваться материальными, социальными и иными благами; это мера возможного поведения человека в обществе, т.к. возможность совершать действия, не запрещенные законом.

Права человека принадлежат каждому члену общества и составляют одну из важнейших

Выделяют 5 основных принципов института прав человека:

1) принцип всеобщности

2) принцип неотчуждаемости

3) принцип непосредственного действия – права человека должны реализовываться независимо от конкретизации из в законодательстве. Органы правосудия вправе ссылаться непосредственно на конкретную конституционную норму или вступивший в силу международный договор

4) принцип равноправия

5) принцип государственной защиты прав и свобод

 

Права человека не были дарованы раз и навсегда, они прошли длительный процесс развития. Этапами развития прав человекаявляются:

1. XVIII-XIX – появление первого поколения прав(гражданские и политические права) – призваны ограждать человека от незаконных вмешательств со стороны государства или иных субъектов

2. XX – второе поколение прав (социально-экономические права) – гарантируют не только свободу человека, но и относительно обеспеченную жизнь; отражают ценности социально-ориентированного общества, расширяют патронажную роль государства по отношению к обществу (государство обязано помогать социально ущемленным слоям)

3. Третье поколение правколлективные (солидарные) права; права, которые принадлежат коллективу людей, а не отдельному человеку, не могут быть реализованы отдельной личностью (право на мир, на здоровую окружающую среду, на развитие, самоопределение, осуществление власти)

 

Виды прав и свобод:

1.Личные – это возможности человека, ограждающие его от произвольного вмешательства государства в его жизнь; это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека.

1) право на жизнь – абсолютное право, не подлежит ограничениям; только государство может в отдельных случаях применять смертную казнь за особо тяжкие преступления против жизни и по приговору суда (при этом обвиняемый, которому может быть назначена смертная казнь, имеет право на рассмотрение его дела судом присяжных); после вступления РФ в Совет Европы - мораторий

2) на охрану чести и достоинства - против унижения человека; запрещается подвергать человека пыткам, бесчеловечному и унижающему его достоинство обращению или наказанию

3) неприкосновенность личности, ее жилища, частной жизни – возможность проявления своей воли, действовать в соответствии со своими желаниями и интересами; право на необходимую оборону (человек вправе защищать свою личную неприкосновенности от преступных посягательств путем причинения посягающему вреда); охрана личной и семейной тайны, право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений (может быть ограничено только по решению суда)

4) право на национальную идентификацию (национальную принадлежность) – право каждого человека определять свою этническую принадлежность, указывать или не указывать свою национальность

5) свобода передвижения и выбора места жительства – право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах территории государства, где лицо находится на законных основаниях; право покидать страну и возвращаться в нее

6) свобода совести и свобода вероисповедания – каждый человек может иметь как религиозные, так и атеистические убеждения; он вправе осуществлять религиозные обряды, воспитывать своих детей в религиозном духе, создавать и участвовать в деятельности религиозных объединений

 

2. Политические –предназначены для непосредственного участия граждан данного государства в управлении обществом; эти права принадлежат только гражданам данного государства

1) свобода мысли, слова, информации – Конституцией РФ признаются идеологическое разнообразие, многопартийность; никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; каждый человек может иметь различные убеждения и взгляды, а также искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; свобода СМИ – отмена цензуры

2) право на объединение – право добровольно создавать общественные объединения по интересам или для достижения каких-либо общих целей; вступать или воздерживаться от вступления в какие-либо организации; беспрепятственно выходить их любых объединений

3) право на проведение публичных мероприятий – собрания, митинги, уличные шествия, пикетирование (при условии, что не нарушаются права и свободы других лиц и преследуются мирные цели)

4) право на участие в ведении государственных дел (и избирательные права) – право участвовать в ведении гос дел как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей; право избирать и быть избранным на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании

5) равный доступ граждан к государственной и муниципальной службе

6) право на участие в отправлении правосудия – право занимать должность судьи и участвовать в качестве заседателя (присяжного, народного, арбитражного)

7) право петиций – письменные или устные обращения граждан в гос или муниципальные органы, которые содержат в себе коллективное или личное мнение, оценки, требования, просьбы, пожелания; формами обращений являются предложение, заявление, ходатайство, жалоба

 

3. Социально-экономические - возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей

1) право частной собственности – каждый человек может иметь в собственности имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им; государство гарантирует право наследования имущества; лишение имущества возможно только по решению суда; принудительное отчуждение имущества для гос нужд возможно только при предварительном и равноценном возмещении имущественных потерь

2) свобода экономической деятельности – право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности

3) свобода труда – каждый человек вправе решать вопрос о своей трудовой деятельности, в том числе не заниматься ею; свободный выбор по своему желанию рода деятельности и профессии; запрет на принудительный труд; обязанность работодателя обеспечить здоровье и безопасные условия труда; защита от безработицы; право на забастовку

4) право на социальное обеспечение – возможность получения гарантированной гос пенсии или пособия (при достижении пенсионного возраста, наступлении болезни или инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и т.д.)

5) право на жилище – никто не может быть произвольно лишен жилища; малоимущим и нуждающимся в жилье лицам оно может быть предоставлено бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов

и т.д.

4.Культурные– возможности человека пользоваться культурными, духовными благами, а также принимать участие в их создании

1) право на образование – в РФ – обязательное основное общее образование, высшее осуществляется на конкурсной основе

2) на свободу творчества и культурную деятельности – право на самобытность, на приобщение к культурным ценностям, на гуманитарное и художественное образование, право собственности на историко-культурные ценности, право создавать творческие союзы, гильдии, иные культурные общественные объединения, право на свободу творчества

 

Права также делятся на:


общие принадлежат в равной степени всем гражданам специальные отражают специфику отдельных групп населения права пенсионеров, депутатов, военнослужащих, молодежи
основные зафиксированы в Конституции прочие содержатся в законодательстве

 

 

31. Государство и гражданское общество. Современные представления о гражданском обществе

Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных), образующих особую сферу интересов свободных индивидов и их объединений

Признаки ГО:

1) эк и соц свобода членов общества

2) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека

3) самоуправляемость, самоорганизованность

4) открытость (свободный доступ к информации, гласность осуществляемых общественно-полит мероприятий, свобода слова, убеждений, суждений, критики)

5) верховенство закона

6) равенство всех перед законом и судом

7) опр уровень гражданской культуры

В настоящее время различают два подхода к трактовке ГО:

· первый подход – основывается на противопоставлении ГО и государства и, следовательно, противопоставлении политических и неполитических отношений

· второй подход – не исключает политические институты и отношения из сферы действия ГО и рассматривает ГО как совокупность всех видов общественных отношений, в том числе и политических, в рамках которых удовлетворяются потребности и интересы индивидов и их групп

Обычно отмечают, что гражданским является общество, способное противостоять государству, контролировать его и заставить служить обществу.

Сильно ГО способно заставить государство служить людям. Если же общество слабое, то государство сможет подчинить его себе, противопоставит себя обществу, будет проводить собственные интересы.

В XVIII-XIX в были разработаны 2 теоретические модели, раскрывающие связь между государственной властью и гражданским обществом:

1) классическая либерально-демократическая модель – в основе лежит принцип невмешательства, который предполагает защиту личности от государственного произвола и мелочной опеки со стороны государственной власти

2) этатистская – исходит из особой роли государства; государство выполняет активную регулирующую и распределительную роль в обществе (определяет способы и порядок обеспечения каждого человека гражданскими правами и свободами)

В настоящее время господствует позиция, согласно которой ГО нельзя резко отделять от государства, тк:

· государство защищает общество от преступных элементов и от внешнего нападения

· государство охраняет права и свободы членов общества

· реализует соц и иные программы

· решает глобальные проблемы

Таким образом, ГО и государство в современных условиях сотрудничают, но существуют пределы вмешательства государства в частную жизнь.

 

32. Формирование концепции правового государства

В юр литературе выделяют обычно 4 этапа в развитии учения о правовом государстве.

1. Период античной истории. Идеи Платона, Аристотеля, Цицерона о правлении закона и о повиновении ему как об условии общего порядка. Мыслители античности подчеркивали большое значение закона, его незыблемость и верховенство, обязательность как для правителей, так и для населения.

2. Гроций, Спиноза, Локк, Монтескье, Дидро. Принцип разделения властей как гарантия против злоупотребления властью. Именно разделение властей, когда власть находится в разных руках и созданы условия для их взаимного сдерживания, способно обеспечить подлинную свободу.

3. Кант и Гегель. Кант говорил, по существу, не о правовом государстве, а правовом обществе. Государство он понимал как "объединение множества людей, подчиненных правовым законам". Право у Канта было тесно связано с моралью. По мнению Канта, законы государства требуют от людей сообразовывать проявление свободной воли со свободой других людей. И тогда взаимоотношения в обществе приобретут правовой, упорядоченный характер.

Гегель определял правовое государство как «царство реализованной свободы», одновременно отождествляя государство и право.

Автором термина "правовое государство" считается представитель немецкого либерализма К. Велькер, который впервые его употребил, но ввел этот термин в научный оборот и дал его юридический анализ его единомышленник Р. фон Моль.

Концепция правового государства развивалась и в трудах русских дореволюционных юристов – Шершеневича, Новгородцева, Котляревского, Коркунова и др. В частности, Шершеневич называл три главных критерия правового государства:

• господство права в управлении государством

• государство должно ограничиваться охраной субъективных прав личности, предоставляя в остальном простор ее инициативе

• принцип разделения властей

4. XX век, Еллинек, Кельзен, Харк, Хайек

 

33. Признаки правового государства

Верховенство (господство) права

1) правовая организации государственной власти (создание и формирование всех государственных структур строго на основе закона)

2) правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона; законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека

3) связанность государства законами – ограничение государства посредством права, правовых установлений и предписаний; определение правовых пределов для деятельности государства, его органов и должностных лиц

4) верховенство Конституции в система НПА-в, т.к. в Конституции закрепляются основополагающие устои конституционного строя страны, важнейшие права и свободы, обязанности человека и гражданина, их конституционные гарантии и т.д.

5) прямое действие конституционных норм – реализация без каких-либо последующих актов



2015-12-07 535 Обсуждений (0)
Верховенство (господство) права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Верховенство (господство) права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (535)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)